ЦЕНА БЮДЖЕТА

Поделиться
234 — число народных депутатов, взявших на себя ответственность за бюджет-2004. Это случилось, несмот...

234 — число народных депутатов, взявших на себя ответственность за бюджет-2004. Это случилось, несмотря на крайне неоднозначное отношение и экспертов, и самих парламентариев к качеству разработанного в недрах Кабмина документа, согласно которому стране предложено выживать в год выборов. Редкий случай: табло системы «Рада» было разукрашено красным цветом. Кнопку «против» нажали 165 пальцев, хотя обычно в подобных ситуациях депутаты просто не притрагиваются к панели голосования. Ни один представитель оппозиционной «четверки» не решился поддержать бюджет. Из большинства, если не считать двух-трех реально отсутствовавших «большевиков», только шесть аграриев отказались волеизъявляться.

Такого странного и одновременно драматического зрелища стены Верховной Рады не видели давно. Странного, потому что в решающий день борьба большинства с оппозицией — как внутри ВР, так и за ее пределами — выглядела на удивление плохо срежиссированной при неважной игре актеров, многие из которых вообще не имели представления об отведенной им роли. Драма же в слезах обманутой женщины. Лидер фракции Аграрной партии Екатерина Ващук в последний момент позволила своим депутатам голосовать «за», и 10 из 16 ее соратников «сделали» Кабинету министров бюджет. Обещанного взамен закона, продлевающего налоговые льготы крестьянам, она не получила. Другое дело, неизвестно кто от принятия бюджета-2004 пострадал больше — Ващук, оппозиция или правительство Януковича, всеми силами добивавшееся утверждения бюджета в пожарном режиме. Выиграл только один — тот, кто не находится нынче ни в правительстве, ни в парламенте, но очень хорошо знает Верховную Раду изнутри. Впрочем, обо всем по порядку.

Голосование по минимуму

Даже если не вспоминать о недавнем скандале вокруг государственной бухгалтерии текущего года, теперь у главы бюджетного комитета Петра Порошенко изначально было мало шансов воплотить в утвержденные цифры парламентское видение распределения национальных доходов. На Олимпе украинской власти давно не имеет никакого значения, представляет человек что-то из себя в профессиональном плане или нет. Противоречия власти и оппозиции вышли за рамки идеологической борьбы, которая еще не так давно совершенно не мешала политическим противникам совместно работать над решениями государственной важности. Сейчас между оппонирующими силами происходит то же, что и на войне, когда у обеих сторон заканчиваются боеприпасы, в ход идут все без разбору подручные средства. Складывалось впечатление, что в околобюджетных баталиях сам предмет обсуждения — не более чем средство для унижения противника.

Принятию бюджета предшествовал взрыв эмоций вокруг минимальной зарплаты и так далеко не дотягивающей до прожиточного минимума. Вместо обещанных 237 — 205 гривен. Предложение, внесенное правительством, встретило яростное и вполне логичное сопротивление оппозиции, которая знала, что избиратели не поймут. Традиционная потасовка у трибуны привела к юридической коллизии. Суть ее в следующем. Проект снижения «минималки», представленный Кабмином, был зарегистрирован в Верховной Раде под номером 4207-2. В то же время, лидер социалистов Александр Мороз внес свое предложение — повысить нижнюю планку зарплаты до 305 гривен. Законопроект обозначался тем же номером, только без двойки в конце. В тот момент, когда спикер Владимир Литвин ставил правительственный проект на голосование, у него вырывали микрофон. Пресловутая «двойка с тире» не прозвучала и в стенограмму не попала, хоть и высветилась на табло. Но кто в такой момент обращает внимание на детали? В итоге, согласно стенограмме, депутаты утвердили проект Мороза, согласно электронному «счетчику» — Кабмина. Пикантности добавляет то, что правительственный закон рекордно быстро завизировал Леонид Кучма, а оппозиция объявила о намерении добиться от регламентного комитета ВР пересмотра результатов голосования, угрожая в ином случае поставить вопрос о должностном подлоге со стороны Литвина.

Думали при этом о социальных и политических последствиях кабминовские авторы и парламентские соавторы сего законодательного шедевра или нет — сложно сказать. Идея увеличить разницу между квалифицированными работниками, зарплата которых не особо отличается от «минималки» и теми, чей труд не требует специальной подготовки, с одной стороны, оправдывала нововведение. Действительно, приблизительно одинаковый оклад кандидата наук и уборщицы в приличном обществе воспринимается как издевательство над профессией, а деньги на создание маржи нужно откуда-то брать. Но с другой стороны, образованные люди, в основном, научились как-то выживать при помощи дополнительных заработков. А куда деваться уборщице? Для немалого числа граждан страны, живущих на зарплатный минимум, 237 гривен были бы максимумом доходов.

Чтобы представить, как может отреагировать человек, который в магазинах наблюдает за ростом цен, а в кошельке за уменьшением гривен, особой фантазии не нужно. Понимали ли в правительстве, что люди, в большинстве своем, не будут вникать в хитрости расчетов и внимать сетованиям финансового блока Кабмина о дефиците средств? Это у кого дефицит? Народ, который имеет непосредственную возможность убедиться, какие автомобили возят министров, выставляющих напоказ свое отличие от простых смертных при помощи всевозможных специальных госномеров, изначально откажется входить в их положение. Уж скромнее бы себя вели, коль непопулярные меры приходится предлагать. Но должностным лицам, оперирующим цифрами личных доходов, которые на несколько порядков отличаются от минимальных, наверное, сложно представить себе, что 32 гривни для кого-то деньги, а не стоимость салата за обедом в ресторане. Поправляя Петра Порошенко член фракции «Регионы Украины» Валентин Ландык сделал фрейдистскую оговорку, мол, это правительство Кинаха, а не Януковича ставило
своей целью борьбу с бедностью.

Представители оппозиции считают снижение и без того низкого порога зарплаты нарушением Основного Закона, запрещающего ограничивать права граждан, и уже поговаривают о Конституционном суде, что вряд ли добавит спокойствия правительству.

Почти без боя

Парламентское рукоприкладство уже выглядит не более экзотичным, чем голосование депутатов карточками своих коллег. Утро принятия бюджета было щедрым на стычки у президиума, возле которого представители большинства второй раз выставили собственный пикет, дабы не допустить блокирования трибуны оппозицией.

Одновременное прибытие к стенам Верховной Рады нескольких тысяч демонстрантов из разных лагерей тоже могло выйти за рамки конституционного права на мирное собрание граждан. Но противники бюджета, поддерживающие оппозицию, и сторонники — шахтеры, которым «свое, донецкое» правительство выделило более 4 миллиардов гривен на развитие угольной отрасли, неожиданно стали союзниками. Шахтерский клич «Бюджет!» под стук касок перешел сначала в скандирование «Кучму в шахту!», а потом и в краткий призыв, который использует оппозиция, требуя от Президента уйти в отставку. То ли после проведенной ночи в дороге из Донбасса горняки не сориентировались, то ли организаторы очередного приезда шахтеров в Киев забыли проинструктировать подопечных. В итоге оказалось, что особых противоречий между ними и пикетчиками-«нашеукраинцами» нет. Окончательный перелом в политически неподготовленном сознании донецких гостей произошел после того, как представители противоположного, согласно утвержденному плану, лагеря передали им сотню тортов и термосы с горячим чаем. Когда к шахтерам вышел Виктор Ющенко, встреча лицом к лицу закончилась тем, что лидеру «Нашей Украины» подарили новенькую каску и передали гвоздику для Юлии Тимошенко, которая как раз праздновала день рождения, о чем пикетчики узнали из трансляции сессии. Кстати, вышедшего из ВР после принятия бюджета В.Януковича, шахтеры слушать не стали и застучали его касками.

Именины Юлии Владимировны вообще-то как бы спасли утреннее заседание Верховной Рады от срыва. Едва пробившись к своему месту через плотный заслон «большевиков» и оппозиционеров, Владимир Литвин сделал несколько неудачных попыток объявить о регистрации народных депутатов. Крики в мегафон и отключенное табло не позволяли открыть сессию. Тогда, чтобы разрядить обстановку, спикер начал поздравлять именинников. Через несколько минут Литвин, как обычно, попросил столпившихся вокруг его парламентариев занять свои места. Поразительно, но последние так и сделали. Вопреки всем прогнозам процесс принятия бюджета начался.

Опасные иллюзии

Даже в большинстве о бюджете-2004 говорили с осторожным скепсисом. Координатор ПБ Степан Гавриш окрестил его «лоббистским», отмечая при этом, что интересы всех групп учесть не удалось. Тот факт, что серег всем сестрам не хватило, едва не сыграл злую шутку с поборниками принятия бюджета. Перед решающим голосованием депутатам было предложено внести изменения в ряд законов, чтобы бюджет, в процессе его выполнения, не разорвало как тришкин кафтан. Законы были с треском провалены из-за отказа «трудовиков», выказавших солидарность своему коллеге по фракции Тариэлу Васадзе, контролирующему концерн «Укравто», которому было отказано в льготах для автомобилестроителей. Говорят, что из-за подобного своеволия представителям «Трудовой Украины» в правительстве — главе НБУ Сергею Тигипко и «гуманитарному» вице-премьеру Дмитрию Табачнику — пришлось выдержать тяжелый разговор с Президентом, который пригрозил поснимать их с должностей, если бунтовщики не уймутся. Досталось и Владимиру Литвину. Но когда восстановили дисциплину у «трудовиков», прорвало в другом месте.

Непринятые поправки, оказалось, ущемляли сельхозпроизводителей, лишая их со следующего года налоговых льгот. И не заметила бы этого лидер фракции аграриев Екатерина Ващук, если бы ей не подсказал Петр Порошенко. Едва глава бюджетного комитета обмолвился об этом с трибуны, как возле Ващук вырос новый парламентский урядник Нестор Шуфрич и с ним еще несколько человек из фракции СДПУ(о). Правда, в этот раз Нестор Иванович уже не размахивал угрожающе руками, как в свое время перед руководителем «регионов» Раисой Богатыревой. Он вел себя так, будто от принятия бюджета зависела его жизнь. Это было зрелище! Он уговаривал, открыто нервничал, когда Ващук говорила с представителями «Нашей Украины», злился, что возле аграриев встал на дежурство Владимир Яворивский, бегал за консультацией к сидящему в правительственной ложе Януковичу, потом что-то объяснял, обещал, в конце концов, молил, сложа руки, когда голосование за бюджет уже началось. В какой-то момент показалось, что лидер аграриев сделает сюрприз, так как в ответ на ее требования проголосовать за законопроект о поправках к бюджету спикер ответил решительным отказом со ссылкой на регламент и, вероятно, в ответ на нелицеприятный разговором с Леонидом Даниловичем: мол, требовали бюджет любой ценой от «трудовиков», а о фракции Ващук никто и ни словом. Но, видно, что-то дрогнуло в последний момент у Екатерины Степановны — 10 голосов АПУ не дали провалить принятие бюджета. Это уже потом, когда оппозиция заблокировала президиум, а Владимир Литвин закрыл заседание, она поняла, что на самом деле произошло. Однако на ее угрозы отозвать голоса, прозвучавшие в мегафон, никто уже серьезно не реагировал. А только что уговаривавший Ващук Нестор Шуфрич после всего с долей пренебрежения заверил, что никогда аграрии голоса не отзовут, правда, поспешил добавить, что обещание учесть требование АПУ остается в силе.

Впрочем, более радостных лиц, чем у объединенных социал-демократов и у пропремьерской фракции «Регионы Украины», не было ни у кого. Другое дело, предмет радости у них в корне отличается. Если правительство с «донецкими» искренне праздновали, называя происшедшее «успехом», то у СДПУ(о), столь активно поддержавшей кабинет Януковича, на уме, по всей видимости, другое. «Если человек может взять вес в 100 килограммов, то он может взять и 200. Если нет — либо надорвется, либо пукнет» — фраза о правительстве и «кредите доверия» к нему, сказанная Леонидом Кравчуком через несколько минут после принятия бюджета-2004, одновременно и подытожила сагу о приеме главного финансового документа страны, и продемонстрировала отношение к правительству Януковича в среде эсдеков.

По глубокому убеждению целого ряда депутатов как из большинства, так и оппозиции, от противостояния Янукович—Ющенко и от принятия такого бюджета выиграл только глава администрации Президента. Знал ли он о качестве документа? Разумеется. Не питая нежных отношений к обоим тезкам, Виктор Медведчук получил неплохой шанс разобраться по крайней мере с одним из них — ведь после яркого «сегодня» у правительства наступит хмурое «завтра», из которого оно вполне может переместиться в бесперспективное, в плане президентских амбиций, «вчера».

Впрочем, Виктору Ющенко, который со своей командой сегодня, возможно, впервые за последние месяцы не попал в расставляемые на его пути ловушки, принятие бюджета может принести определенную пользу. Правда, лишь на тактическом этапе. В этом, наверное, прав Александр Волков, считающий: «Если оппозиция убеждена, что главный финансовый документ страны «антинародный», то пусть даст его утвердить». Действительно, кому от этого хуже? Нашеукраинцы могли заблокировать трибуну и сорвать в этот день принятие бюджета, ведь более двадцати членов фракции в 4 часа утра уже были в парламенте. Однако они не стали занимать позиции у трибуны, а озаботились обеспечением безопасности демонстрантов, способствовали мирному сосуществованию впоследствии побратавшихся пикетчиков.

Но в отношении стратегии на будущее, особенно если верны неутешительные прогнозы о работоспособности главного финансового документа страны, лидеру «Нашей Украины» такой бюджет ни к чему. Как кандидату в президенты, который надеется на победу, принимать экономику в израненном состоянии ему явно не хочется.

Интересно, что после бюджетной эпопеи команда «Нашей Украины» еще более уверенно заговорила о победе. Евгений Червоненко небезосновательно заметил, что внушительной части большинства давно надоело стоять в неудобной позе услужливости Банковой. Но проблема в другом — терпения «большевиков», кажется, хватит еще на три парламентских созыва. Тем более арсенал инструментов давления в АП имеется достаточный. А открыто заявить о том, что он используется, сподобился только лидер НДП Валерий Пустовойтенко, который, правда, скромно умолчал о конкретных методах воздействия.

Другое дело, что страх перед «великим и могучим» офисом на Печерских холмах является скорее придуманным, основанным на мифах и стереотипах, нежели реальным. Последствия от введения нового «минимума» и дырявого бюджета, кажется, не просчитаны до конца. Такие непопулярные меры оттягивают у провластных сил часть и без того небольшого электората, а неопределившихся однозначно заведут в стан сторонников оппозиции. Переориентация шахтеров под парламентом тому частичное подтверждение. Люди понимают, что их интересы — ничто в сравнении с всепоглощающим желанием верхов сохранить власть. Но это может повлиять на результаты выборов лишь в том случае, если они будут всенародными и хоть немного честными. А сценарии недопущения свободного волеизъявления украинских граждан никто не прекращал разрабатывать, в том числе и силовые. Например, сначала поляризовать страну на Запад и Восток посредством доведения конфликта между Ющенко и Януковичем до уличных столкновений, а там — какие выборы, когда в государстве ЧП? Подобная стратегия рискует обрести реальное воплощение, так как, по сути, не имея альтернативных контактов, кроме как с главой своей администрации, Леонид Кучма начинает постепенно склонятся к тому, что накопившийся узел проблем можно только разрубить.

Шанс не довести до рубки пока еще остается. Только для этого бывшему и действующему премьерам нужно поставить заслон настойчивым попыткам столкнуть их лбами до искр из глаз. Стоит только вспомнить азы ведения политической деятельности, о которых в Украине в пылу «разборок» на почве личных конфликтов, кажется, подзабыли. Главное — не упустить время. Или придется вспоминать слова одного из американских президентов Джона Ф. Кеннеди: «Кто делает мирную революцию невозможной, делает кровавую неизбежной».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме