«ТРОЯНСКИЙ КОНЬ» КИЕВА НА ПУТИ В ЕВРОСОЮЗОВСКИЙ БАСТИОН

30 декабря, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №52, 30 декабря-14 января

Через обозначенное Стратегией ЕС по Украине взаимодействие во внешнеполитической и других сферах следует накапливать критическую массу интеграции Киева в ЕС...

Через обозначенное Стратегией ЕС по Украине взаимодействие во внешнеполитической и других сферах следует накапливать критическую массу интеграции Киева в ЕС.

В позапрошлом номере «ЗН» говорилось про «приговоренность» Украины к интеграции с ЕС и про «детские болезни» недавней политики по отношению к Евросоюзу, которыми мы порой лучше «ума, чести и совести нашей эпохи» усложняем эту интеграцию. Какое место в рамках предложенного в статье нового евроинтеграционного курса могла бы занять недавно принятая Стратегия ЕС по Украине? В чем заключается действительно стратегический потенциал этого документа и как его следовало бы использовать?

Стратегия ЕС - бюрократический пшик или зашифрованное знание?

Итак, что есть Стратегия ЕС по Украине - инструмент углубления всестороннего сотрудничества? Или попытка уйти от вопросов, на которые пока просто отсутствуют так нами вожделенные однозначные ответы? Еще одно свидетельство небезопасного самоустранения, одиозной зашоренности и инертности евросоюзовской бюрократии, перекладывающих на потомков стающие все более неотложными вызовы времени? Или специально подготовленный западноевропейскими политиками «холодный душ» на наши перевозбудившиеся головушки, «забронзовелые» в опьянении (похмелье?) от непреходящей геополитической значимости? Или, наконец, важная связующая нить между противоречивым сегодня и принципиально новым качеством отношений обозримого завтра?

В какой-то мере и первое, и второе, и всё остальное одновременно. В соответствии с традициями политической кухни Брюсселя подобные документы являются почти эзотерическими, скрытыми от поверхностных, нередко спекулятивных и потому разрушительных суждений и действий дилетантов от международной политики. Слишком много разнонаправленных интересов стран-членов (и не только) западноевропейских регионов, политических сил и групп интересов, слишком разные задачи и цели. Это делает стратегию сложным и многоуровневым политическим компромиссом, содержащим сжатые, как объёмные файлы в сложных компьютерных программах, потенции. И в немалой степени от нас самих зависит, что в конечном итоге будет активировано из этой стратегии - закамуфлированные под евросоюзовские «общие слова» программы реального вхождения Украины в политико-правовое и экономическое поле ЕС и ее действительная интеграция в Союз, или заложенные нашими оппонентами программы-вирусы «бананизации» Украины в «серой зоне» Европы.

Украинской стороне следовало бы как никогда взвешенно, компетентно, комплексно и оперативно среагировать на этот документ Евросоюза, тем более что последний прямо призывает Киев к активному сотрудничеству в его реализации. Необходима подготовка Программы участия Украины в реализации стратегии. Такой документ мог бы включить в себя и рабочий план по осуществлению принятой в июне 1998 года Стратегии интеграции Украины в ЕС.

Основанная на украинских стратегических заданиях по интеграции в ЕС, такая программа, вместе с тем, должна полностью соответствовать методологии и политической психологии Евросоюза в данной сфере. Она должна безусловно вытекать из стратегии ЕС, получить хотя бы молчаливую поддержку Брюсселя и терпеливо содействовать произрастанию заложенных в евросоюзовском документе зерен, а не их нетерпеливому выкапыванию, потому что, мол, уже «кушать хочется».

Структурно и методологически программа должна учитывать опыт подготовки и реализации так называемых «предассоциативных» стратегий (pre-accession strategy) стран-кандидатов. В случае его надлежащей подготовки и реализации этот документ, как и упомянутые программы стран-кандидатов, будет фактически подготавливать нашу страну к началу соответствующих переговоров с ЕС.

Интеграция в сфере внешней политики как глобальный катализатор ассоциации Украины с ЕС

Наибольшие потенции для интеграции Украины в ЕС заложены стратегией во внешнеполитической сфере. В значительной степени под влиянием событий в Югославии и институционных реформ, совместная внешняя политика и политика в сфере безопасности ЕС переживают в последнее время настоящий бум. Долго порицаемая несостоятельность ЕС определиться со своими совместными внешнеполитическими приоритетами уходит в прошлое. Всё более определённое общее лицо Западной Европы в мировых хозяйственных связях объективно заставляет западноевропейцев определяться с действительно совместными задачами во внешнеполитической сфере. Объективная общность долговременных внешнеполитических интересов Евросоюза и Украины и увеличение роли внешнеполитической составляющей в их двусторонних отношениях делает внешнюю политику одним из центральных движущих факторов интеграции Украины в ЕС.

Нам ещё долго предстоит приближаться к западноевропейским экономическим, общественно-политическим и социальным стандартам. Для этого требуется время, гигантские инвестиции и период мучительно сложных реформ. В сфере же внешней политики признанный общеевропейский потенциал Украины уже сейчас может и должен быть конвертирован в интеграцию Украины в Евросоюз в данной сфере - вначале в плане соучастия в реализации совместной внешней политики ЕС, а позже - в её формировании. Стратегия ЕС даёт для этого все предпосылки.

Евросоюз предлагает углублять сотрудничество и развивать политический диалог, что само по себе является ключевым обстоятельством для Украины. В вышепредложенной программе участия Украины в реализации стратегии было бы целесообразным чётко определить конкретные направления совершенствования механизма политического диалога. Как известно, сейчас он осуществляется в основном по линии встреч украинских представителей с тройкой ЕС на уровне экспертов, политических директоров и министров иностранных дел, а также при проведении саммитов Украина-ЕС.

В указанной программе было бы важно очертить принципиально новую методологию подготовки и проведения встреч с тройкой ЕС, подготовить предложения о выходе на новые форматы политического диалога для достижения целей стратегии. Очень важно также подготовить конкретные ориентиры, которые позволили бы избавиться от сегодняшнего, нередко пустозвонного, прохождения встреч с тройкой ЕС на разных уровнях.

Стратегия решительно поддерживает региональное сотрудничество с участием Украины, в том числе в рамках ГУУАМ и ЧЭС. В этой связи, задачей программы должна была бы стать отработка механизмов обеспечения все более активного присутствия Евросоюза в работе этих организаций и других региональных и межрегиональных форумов с участием Украины.

Следует, однако, помнить, что немало нынешних западноевропейских политиков, вероятно, хотели бы загнать «проблемные» европейские страны типа Украины и Молдовы в своеобразные «резервации европейского регионального сотрудничества». ЕС, надеются они, будет сотрудничать только с группами этих стран, объединёнными в региональные организации. Через конкретные механизмы украинская программа, вместе со стратегией ЕС, должна утверждать принципиально отличный подход: для Украины углубление регионального сотрудничества - это не самодостаточная цель, а своеобразный подготовительный этап, школа евроинтеграции на пути к ассоциации с ЕС.

Приветствие избрания Украины непостоянным членом Совета Безопасности ООН и засвидетельствованную готовность к углублению сотрудничества необходимо использовать для продвижения вопроса о присоединении Украины к совместным позициям и документам в международных организациях стран-членов ЕС, стран-кандидатов и стран-членов Европейского экономического пространства.

Особым катализатором интеграции Украины в ЕС может стать роль Киева в реализации Пакта стабильности на Балканах. Ключевым заданием в этой связи остаётся перенесение на Украину тех моделей дифференцированной интеграции в ЕС, которые ныне отрабатываются для не менее проблематичных стран юго-востока Европы. Форматы такой интеграции и параметры будущего соглашения об ассоциации Украины с ЕС - тема особого разговора. Заметим только, что Западная Европа чрезвычайно заинтересована в активном присутствии Украины в этом сегменте её совместной внешней политики. Это выводит Киев на ключевую позицию в рамках евросоюзовской концепции упреждения и разрешения конфликтных ситуаций и проекта о европейских силах быстрого реагирования, на дальнейшее утверждение Украины в качестве общеевропейского, выгодного всем государствам континента, фактора безопасности.

Кроме внешнеполитической сферы, стратегия открывает реальные возможности для накопления критической массы сотрудничества Украина-ЕС по ряду других направлений. И, хотя это тема особого разговора, отметим такие ключевые из них, как минимизация негативных для Украины последствий расширения, интеграция в организационно-правовое поле Евросоюза в сфере юстиции, борьбы с преступностью, незаконной миграцией, наркобизнесом и т.п. Нацеленность на борьбу с этими общеевропейскими проблемами постепенно приводит ЕС к пониманию необходимости содействия Евросоюза порядку по всему периметру украинской границы, гармонизации визового, таможенного и паспортного режимов Украины и ЕС, созданию при помощи Брюсселя цивилизованных и общепризнанных механизмов и технологий контроля при соответствующем техническом обеспечении.

Подготовительный этап полномасштабной интеграции с Евросоюзом

Стратегия ЕС, в случае ее реализации, может стать мостом к принципиально новому качеству отношений Украины с ЕС. Стратегия - подготовительная группа к высшей школе европейской интеграции, где сейчас наперегонки тянут вверх руки прилежные восточноевропейские школяры-кандидаты. В случае такого же прилежания (не путать с разбитым лбом во время усердного моления) через три-четыре года мы сможем вплотную подойти к соглашению об ассоциации с Евросоюзом.

Главным в стратегии является даже не задекларированные в ней ориентиры, а заложенный потенциал к развитию этого документа. Главное - не сказанное, а то, что может быть Евросоюзом дополнено к стратегии позднее. И еще более важными есть не приговоренные на общий характер формулировки (такие решения по стратегии принимаются консенсусом), а их конкретное преломление на практике, которое, будем надеяться, пойдет намного дальше («исполнительные» решения по стратегии принимаются уже не консенсусом, а большинством голосов).

Как однажды сказал нашим представителям бывший генеральный директор по международным вопросам Еврокомиссии Г.Бурхардт, «…Вы в Киеве должны готовиться к марафону, а не стартовать в европейскую интеграцию, как на стометровку». Стратегия ЕС задаёт нам направление и напряжённый темп продвижения по дистанции.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно