ТЛЕТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ ВОСТОКА

Поделиться
«Упс!» – только и смогли произнести 23 февраля украинские любители итоговых воскресных теленовост...

«Упс!» – только и смогли произнести 23 февраля украинские любители итоговых воскресных теленовостей, когда вслед за кадрами группового возложения цветов к памятнику Неизвестного солдата в Москве Владимир Путин, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев вдруг выстроились на голубых экранах в ряд и, выдвинув на первый план Леонида Кучму, огласили НОВОСТЬ. Расслабившиеся в креслах политически озабоченные телеманы даже не успели задуматься над тем, день защитника собственно какого Отечества празднуют президенты Украины, Казахстана и Беларуси в столице России, как им все доступно пояснили: эти четыре государства начинают новый этап экономической интеграции, а их лидеры полны решимости создать Единое экономическое пространство. Причем все должно происходить очень быстро. Переговоры начинаются чуть ли не завтра, а их результатом должна стать «подготовка к сентябрю 2003 года соглашения о формировании Единого экономического пространства, согласованной экономической политике по ряду направлений, гармонизации соответствующего законодательства и создания единой регулирующей межгосударственной независимой Комиссии по торговле и тарифам. Конечной целью работы является создание Организации региональной интеграции».

После того как телезрителей немного отпустило, одни смеялись до икоты, другие, зевнув («опять двадцать пять!»), переключили телевизоры на более захватывающие эротические и спортивные каналы, третьи же (люд в основном чиновный) начали лениво размышлять, как же, приложив минимум усилий, имитацию бурной деятельности по интеграции европейской и евроатлантической им теперь преобразовать в имитацию деятельности по интеграции евро-азиатской.

И только несколько человек, как можно предположить с достаточной степенью уверенности, испытали настоящий шок. И не потому, что они столь впечатлительны, а потому, что в силу занимаемых должностей все-таки должны были знать о подготовке таких «исторических» и «стратегических» решений и заявлений. По имеющейся информации, в неведении по поводу «инициативы четырех» до самого воскресенья находился и глава МИД Анатолий Зленко, и ведший в это же самое время в Женеве переговоры по поводу вступления Украины в ВТО министр экономики и по вопросам европейской интеграции Валерий Хорошковский, и секретарь Совета национальной безопасности и обороны Евгений Марчук, и глава Верховной Рады Владимир Литвин. Признаемся, нам не удалось обнаружить вообще ни одного человека, который бы мог похвастаться тем, что принимал какое-то участие в подготовке решения о начале создания Организации региональной интеграции или хотя бы слышал это название. Более того, некоторые эксперты подозревают, что до минувшего воскресенья к узкому кругу посвященных не принадлежал и сам Леонид Кучма, что, впрочем, отнюдь не помешало ему с успехом выступить в качестве чтеца-декламатора и даже сорвать аплодисменты. В Москве, Минске и Астане.

Что же касается Киева, то, если честно, вялая реакция местного политического и экономического истеблишмента даже слегка разочаровала. Дискуссии вокруг украинского батальона РХБ-защиты – вопроса, в общем-то, узкого, проходят куда острее и живее, чем обсуждение решения «стратегически важного», по определению вице-спикера ВР А.Зинченко, «не только для двух или четырех стран, а вообще для всего европейского, евразийского и мирового пространства».

Вялость же комментариев даже тех, кто в иные времена кричал бы на каждом углу о «сдаче национальных интересов» и «продаже Родины» можно объяснить только одним – всем уже до зубовного скрежета надоел бесконечный, простите, треп об углублении интеграции на просторах СНГ, а заявления о создании очередного «регионального», а тем более, «интеграционного» объединения вызывает смех даже у самых серьезных людей. Ну, сколько, в самом деле, можно тасовать осколки несчастного Союза, прикладывая друг к другу то одни его части, то другие в надежде получить что-то путное? СНГ, ДКБ, ЕврАзЭС, Центрально-Азиатское сотрудничество, Союз России и Беларуси, теперь вот еще ласкающее слух ОРИ какое-то. Некоторые эксперты с неординарной памятью также припоминают, что у нас даже Евразийское объединение угля и стали (!) создавать собирались. Соглашение опять же подписывали. Но как ни рассаживаются эсэнговские «музыканты», у них какие-то «нескладухи» получаются.

Сколько уже было подписано всяческих соглашений! А толку? Леониду Даниловичу хочется зоны свободной торговли? Хорошее желание, даже нужное. Разделяем. Но зачем городить очередные конструкции? Ведь у нашей страны уже есть соглашения о зоне свободной торговли со всеми остальными странами новой постсоветской «четверки». Может, лучше разобраться, почему они не работают, и устранить препятствия? Кроме того, и месяца не прошло, как лидеры СНГ договорились в Киеве, что в сентябре на саммите в Ялте будет подписан документ о создании зоны свободной торговли в государствах Содружества (причем до этого в октябре прошлого года в Кишиневе главы правительств СНГ приняли решение завершить все процедуры, необходимые для введения зоны свободной торговли СНГ, до конца апреля 2003 г.) Вот и Эдуард Шеварднадзе теперь недоумевает, что это там его коллеги задумали? И, наверное, на пару с Гейдаром Алиевым переживает, что же теперь будет с зоной свободной торговли в рамках ГУУАМ, соглашение о создании которой уже подписано? Но пусть не переживают, на наших общих полках еще найдется немного места и для этих бумаг – их можно кинуть сверху на любую стопку давно забытых документов. Да вон хотя бы на ту, видите, из которой торчат уголки Соглашения о создании единого аграрного рынка СНГ и Соглашения о координации внешнеторговой политики с Молдовой? Пыли, правда, много поднимется.

Так зачем же все-таки четыре президента придумали еще одно объединение? Не телезрителей же повеселить (все-таки 23 февраля было, а не первое апреля). Они нас, конечно, уверяют, что цели у них самые что ни на есть экономические, и заботятся они о нас с вами — о нашем «социальном и экономическом прогрессе», а также повышении нашего уровня жизни. Но злые и недоверчивые эксперты (причем, как минимум, в трех из четырех столиц) уверены: на самом деле президентов куда больше заботит повышение их собственного рейтинга.

Вот, например, Владимир Путин хоть и нравится Шредеру и Шираку, а вот россиянам нравиться стал меньше — падает на родине рейтинг у Владимира Владимировича. А выборы не за горами, и победить на них хочется так, чтобы не было мучительно стыдно за «натянутые» проценты, победить хочется в первом туре — стремительно и мощно, в полной гармонии с президентской натурой. И образ великого «собирателя земель» может Владимиру Владимировичу это обеспечить. Кроме того, в отличие от некоторых его других коллег-президентов, Путин все-таки думает не только о себе, но и о родине.

А родину, например, уже давно раздражают такие объединения, как ГУУАМ и Центрально-азиатское экономическое сообщество, в которые она не входит и которые пытаются демонстрировать ей собственную самостоятельность. Вон и американцы снова стали проявлять интерес, в частности, к ГУУАМ, выделяя деньги на обустройство границ государств-участников этой организации, а также предоставляя своих экспертов для подготовки Программы содействия торговле и транспорту и необходимых документов для подачи во Всемирный банк на получение гранта на эту программу.

Но зачем, скажите, России развитие торговли и транспорта в организациях, в которые она не входит? Выдернув из этих
ГУУАМ и Центральноазиатского сообщества их неформальных лидеров — Украину и Казахстан — в очередную постсоветскую «тусовку» под собственным предводительством, Россия тем самым если и не гробит их окончательно, то, как минимум, надолго вводит в состояние анабиоза.

Под шумок иракской кампании, расширения ЕС, конфликта «старой» Европы с Америкой и ее недоразумений с Европой «новой» Россия «метит» «свою» территорию. И пусть она пока сама не знает, что с этой территорией делать, у нее для этого еще будет время. Главное — застолбить и продемонстрировать Западу, что этому не только никто не противится, но и сам рвется в передовики и с выражением зачитывает предложенные тексты об «усилении интеграционных процессов» (причем, отнюдь, не европейских). И Запад должен увидеть это именно сейчас, когда готовится не только стратегия отношений расширенного Европейского Союза с новыми соседями, но и европейская конституция. И если в ней Россия увидит закрепленный за Украиной статус «соседа», она надолго обретет спокойный сон, окончательно убедившись, что шансы нашей страны стать в будущем полноправным членом ЕС в самом деле «иллюзорны». Да и европейцы-то вряд ли сильно расстроятся, увидев Украину, не ломящуюся в их евросоюзовскую дверь, а наконец нашедшую свое место в другой организации под крылышком быстро реформирующейся и налаживающей с ЕС тесные и взаимовыгодные связи России. (От европейцев, между прочим, еще до создания «четверки» доводилось слышать и такое: «Ждем не дождемся, когда Украина наконец вступит в ЕврАзЭс, чтобы поставить на ней окончательный крест»).

Спешат россияне и по другой причине. Выборы грядут не только в России, но и в Украине, и неизвестно, кто станет здесь третьим президентом и насколько он будет сговорчивым в диалоге с северо-восточной соседкой. Так что нужно ковать железо, пока Кучме горячо.

Впрочем, Михаил Бродский, пожалуй, ошибается, когда утверждает, что «на протяжении последних лет все переговоры с Путиным Кучма проводит в режиме «хенде хох». Самому Леониду Даниловичу уже, похоже, представляется, что руки на уровень плеч он поднимает, дружно отплясывая с Владимиром Владимировичем камаринскую.

И если при этом Путин рядится в костюм «собирателя земель», то почему бы «униженному и оскорбленному» Западом Кучме не потешить свое израненное самолюбие и не попытаться реализовать свои амбиции, примерив наряд субрегионального лидера? Личностный фактор (особенно в случае с Л.Д.) никогда нельзя недооценивать. Рассказывают, что в свое время Борис Ельцин так настойчиво старался превратить «большую семерку» в «большую восьмерку» не столько из-за желания вернуть России статус великой державы, сколько из-за личной обиды: Горбачева туда приглашали, а его нет.

А Леонид Данилович уже не на шутку вошел в интеграционный раж. И если внимательно просмотреть некоторые его последние выступления, то с удивлением можно обнаружить, что слова «единое экономическое пространство» слетели с его уст в Москве 23 февраля отнюдь не впервые. Например, 2 февраля (вскоре после киевского саммита СНГ), говоря о будущем Содружества, Кучма в интервью программе «Вести недели» телеканала «Россия» сообщил: «Единодушно у всех мнение создать на этой территории экономическую зону свободной торговли, в перспективе — создание единого экономического пространства». Дальше — круче. 16 февраля в интервью телепрограмме российского канала РТР «Утренний гость с Дмитрием Киселевым» «новый начальник СНГ» Кучма на вопрос ведущего, что он планирует сделать на этом посту, ответил следующим образом: «А цель главная — был Советский Союз, было единое экономическое пространство, и потерять его не в интересах ни одной страны или бывшей республики Советского Союза. Мы настолько были интегрированы, настолько взаимозависимы друг от друга, что, отдаляясь сегодня, мы теряем колоссально. Поэтому и задача, чтобы мы от разговоров перешли к конкретным делам».

Что же касается Александра Лукашенко и Нурсултана Назарбаева, то они всегда славились своей интеграционной риторикой (да и у них выборы не за горами), так что их появление в новой «четверке» вполне закономерно.

Кроме того, некоторые эксперты высказывают предположение, что все далеко не так уж гладко складывается в ЕврАзЭС, где Таджикистан и Киргизия оказались настоящим «слабым звеном» и тормозят развитие всей «пятерки». Возможно, поэтому гораздо дальше ушедшие по пути реформ Россия и Казахстан решили попробовать новую конфигурацию, в очередной раз попытавшись включить в интеграционное ядро куда более перспективную Украину. «Четыре государства, заявившие о реальной интеграции, — отмечается в сообщении администрации президента Казахстана, — представляют ядро СНГ, производя свыше 90% валового продукта и объединяя подавляющее большинство населения Содружества».

Но что же все-таки за межгосударственную структуру решили создавать президенты России, Беларуси, Казахстана и Украины? Ведь даже их собственные комментарии свидетельствуют о том, что каждый имеет в виду что-то свое. Например, из слов нашего Президента можно сделать вывод, что он-таки собирается похоронить СНГ, создав на его месте нечто новое. Прочитав заявление четырех лидеров и сообщив, что «конечной целью работы является создание Организации региональной интеграции», Леонид Кучма тут же заявляет: «Я хочу, чтобы ни в коем случае не сложилось мнение, что внутри СНГ мы создаем еще одну организацию «четырех». У нас есть главное желание — создать единое экономическое пространство. У нас есть желание, чтобы это была одна организация вместо многих, которые есть. Одну, но с главными целями».

И тут же через несколько минут Нурсултан Назарбаев сообщает журналистам, что он «хотел бы, чтобы не сложилось впечатление, что это альтернатива СНГ и другим всем объединениям». В планах казахского лидера — создание «независимой от правительств России, Казахстана, Украины и Беларуси комиссии», которой «законами через парламент» будет предоставлен «мандат» и «которая независимо от нас будет регулировать тарифы и торговлю, в том числе внешнюю».

Лукашенко собирается «защищать рынки» четырех государств и создавать зону свободной торговли и единое экономическое пространство.

А Владимир Путин, выступая 25 февраля на совещании с ведущими членами российского правительства и говоря о создаваемой четырехсторонней комиссии по тарифам и торговле, высказал следующее мнение: «По сути, речь идет о делегировании части полномочий каждого правительства (четырех стран-участниц. — Т.С.) по самому сложному вопросу экономики». Двумя днями ранее источник в Кремле, комментируя заявление четырех президентов, сообщил «Интерфаксу», что речь идет о более глубокой форме интеграции, нежели таможенный союз.

Здесь будет нелишним напомнить, что экономисты выделяют четыре основные стадии экономической интеграции государств. Очень схематично это выглядит так: зона свободной торговли (предполагающая ликвидацию таможенных пошлин между странами-участницами), таможенный союз (установление в торговле с третьими странами общего таможенного тарифа), общий рынок (когда на территории его участников свободно передвигаются не только товары, но также капитал и рабочая сила) и экономический союз (когда ко всем вышеперечисленным радостям прибавляются координация национальных экономических политик, создание наднациональных управляющих органов и вводится единая валюта).

А теперь давайте попытаемся понять, что же подразумевали президенты под «единым экономическим пространством», поскольку даже самые уважаемые экономисты затруднились расшифровать нам этот новый экономический термин.

Больше всего комментариев было, разумеется, из Москвы. Например, министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф говорил о создании наднационального органа по внешнеторговому урегулированию, «более высокой степени договоренности, нежели в Таможенном союзе и ЕврАзЭС», о жесткой координации при вступлении в ВТО, об унификации внутреннего законодательства и принципов бюджетной и налоговой политики. Вице-спикер Совета Федерации Валерий Горегляд отметил необходимость принятия в рамках «четверки» «модельных законов». Причем речь шла не только об экономике, но и о законах, «относящихся к финансовому праву, судебной системе, таможенным правилам и налогам».

А по словам представителя белорусского нацбанка А.Дроздова, на встрече премьеров и глав центробанков РФ и Белоруссии в четверг белорусская сторона должна была представить свои предложения по усилению монетарной и валютной интеграции в рамках четырех государств. Более того, по словам г-на Дроздова, в Москве на встрече президентов 22—23 февраля казахской стороной было предложено ввести единую валюту в создаваемом экономическом союзе с 2011 года.

Вот так вот. Приехали, в общем. Это, в самом деле, почище ЕврАзЭС будет. Потрясены? Почему же? Давайте вспомним слова Леонида Кучмы, переполненные ностальгией по разрушенному единому экономическому пространству СССР.

А также давайте вспомним о том, что на протяжении 11 лет независимости Украина всячески избегала разного рода интеграционных объединений на постсоветском пространстве, не являясь даже полноправным членом СНГ. О том, что Украина в свое время отказалась даже от присоединения к Таможенному союзу пяти бывших совреспублик.

О том, что создание каких-либо наднациональных органов вступает в противоречие если не с буквой, то с духом Конституции Украины наверняка.

Давайте вспомним о том, как в марте прошлого года Леонид Кучма, опять-таки экспромтом, подписал трехстороннее заявление с российским и молдавским коллегой, в котором говорилось о полноправном участии Украины в ЕврАзЭс, а спустя полгода сам же объяснял, что нам это не выгодно по экономическим причинам. Это же, но с фактами и цифрами в руках неоднократно было доказано различными группами экспертов, как государственных, так и независимых.

Давайте внимательно перечитаем основные документы
ЕврАзЭС, например, Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (выделено. — Авт.) от 26 февраля 1999 г. От этого Единого экономпространства Украина отбивалась всеми силами на протяжении двух лет. Ведь опыт существования этой организации показал, что там толком не работает даже зона свободной торговли. Что Россия по-прежнему, например, применяет дискриминационный режим обложения НДС экспорта газа, нефти и газового конденсата по отношению к странам—участницам ЕврАзЭС. Были повышены российские железнодорожные тарифы для казахстанского угля, ограничиваются поставки казахстанской карамели, проводятся антидемпинговые расследования относительно импорта в РФ оцинкованной стали. А в Казахстане против производителей России и Киргизии действует больше десятка различных мер, в частности относительно химикатов и текстиля. И таких примеров великое множество.

А во что вылилось решение стран ЕврАзЭС о единой позиции на переговорах о присоединении к ВТО? Такой позицией стали условия вступления в эту организацию России. Теперь к тому же будет стремиться и Украина? Мы готовы отозвать все подписанные на сегодняшний день протоколы со странами—членами ВТО? Если нет, то как тогда понимать заявления о «жесткой координации» позиций в рамках новой «четверки», которая, по замыслу инициаторов ее создания, должна стать объединением, находящимся на еще более высокой ступени интеграции, чем ЕврАзЭС?

В различных украинских министерствах и ведомствах сейчас ломают головы, как с минимальными потерями для Украины (и для собственных карьер) выйти из ситуации, в которую нашу страну вновь загнал наш непоследовательный Президент. Ведь, по большому счету (и об этом неоднократно говорилось на самых разных уровнях), на постсоветском пространстве нас интересует только должным образом работающая зона свободной торговли. Но как теперь, после многочисленных комментариев, громко и уверенно прозвучавших из Москвы, Астаны и Минска, да и из уст Леонида Кучмы, доказывать миру, что курс Украины на европейскую интеграцию остается неизменным? Конечно, можно пояснять, что создаваемая Организация региональной интеграции станет всего лишь региональным объединением вроде ОЧЭС, Вышеградской четверки или CEFTA и поможет Украине интегрироваться в Европу. Вот только поверят ли?

Вчера министр иностранных дел Украины не решился выступить перед представителями зарубежного дипкорпуса (перед иностранными дипломатами «отдувался» госсекретарь по вопросам европейской интеграции). Возможно, Анатолий Зленко не нашел еще нужных слов для пояснения украинской позиции по созданию Организации региональной интеграции. Если это соответствует действительности, то возьмем на себя смелость напомнить Анатолию Максимовичу его собственные слова, сказанные им год назад: «Украина выбрала путь интеграции в Европейский Союз и не может быть членом иного союза. Ни одна страна не может быть в нескольких союзах, а может выбирать только один. Украина свой союз выбрала — Европейский».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме