«ТЕТ» И ЗРИТЕЛЬ: НАЧАЛО ДИАЛОГА

10 ноября, 1995, 00:00 Распечатать

Нас буквально захлестывает поток коммерческих средств информации. Растет число негосударственных каналов и на телевидении...

Нас буквально захлестывает поток коммерческих средств информации. Растет число негосударственных каналов и на телевидении. И совершенно очевидным становится тот факт, что успех этих каналов немыслим без обратной связи со зрителями, без выявления и понимания их интересов. Более того, это поиск своего зрителя, своей ниши в подаче телепрограмм, которая бы не позволила затеряться среди других каналов. Как определиться в этой концепции?

По инициативе фирмы «SKC» и телекомпания «ТЕТ», которая, кстати, воспринимается зрительской аудиторией как одна из немногих незаангажированных и независимых компаний, проведен социально-психологический опрос по выявлению зрительских предложений. Спрос этот не совсем обычен. Одновременно с анализом симпатий и пожеланий аудитории подлежал исследованию и сам зритель, его интересы, материальное состояние. О предварительных выводах и перспективах развития канала «ТЕТ-А-ТЕТ» рассказывает социолог-исследователь информационно-консалтинговой фирмы «РЕН», кандидат психологических наук Владислав Александрович КОРАБЛИН.

О зрительских симпатиях

и антипатиях

Сначала об украинском телевидении в целом. По данным исследований, проводившихся в январе и июле этого года, популярность 30 канала сохранилась. Наблюдается та стабильность, которая была и в прошлом году. И, что интересно, зритель почувствовал раздел канала на «ТЕТ-А-ТЕТ» и ТРК «Киев». Этот раздел отрицательно сказался на общем имидже канала. Создается такое впечатление, что программы ТРК «Киев» - это старые идеи «ТЕТ», но в новой подаче, более упрощенной. Если бы сейчас провести исследование и определить рейтинг ТРК «Киев», то он бы оказался достаточно высок. Но это не заслуга телекомпании, а скорее всего - зрительская инерция: люди привыкли смотреть

30-й канал, их к этому приучил «ТЕТ».

Перемещение «ОРТ» на

3-й канал повлек за собой в некотором роде его вытеснение. Подавляющее большинство зрителей «переключились» на УТ-1. УТ-2 выигрывает в основном за счет показа сериала «Санта-Барбара». Остальные каналы остались на прежних позициях. Несколько возрос рейтинг «ICTV».

Но при всех этих положительных и отрицательных моментах вынужден констатировать, что ни одна программа не учитывает психологии зрительской аудитории. Казалось бы, народ требует зрелищ, но вот парадокс - он не смотрит их! Почему? Причина тривиальна: запросы аудитории не изучаются. И, знаете, что она желает видеть, если судить по результатам нашего опроса? Устоявшееся мнение о том, что люди хотят смотреть боевики и эротику, не подтвердилось. Смещение интереса идет в сторону отечественных фильмов. В число фильмов-лидеров, к примеру, попали «100 лучших фильмов киностудии им.А.Довженко», показываемых телекомпанией «ТЕТ». Зритель просит народных песен, но в современной оранжировке, что-то близкое к жанру «кантри». И лишь потом следует рок-н-ролл. Народ устал от навязывания жестоких моделей и требует оптимизма, но опять же в пределах разумного. Если, допустим, создать сплошной канал «мыльных опер», где каждый день и каждый час показывают высший свет, шикарные линкольны, роскошные аппартаменты и т.д., этот канал будет просто раздражать, если не вызывать отвращения.

Оказалось, что люди соскучились по документальным фильмам: о природе, животных, по видовым фильмам, кино- и телезарисовкам. А еще им не хватает передач об отдельных личностях, чтобы в конечном итоге каждый мог идентифицировать их с собой, со своими возможностями, своим «я». Иными словами, нужно делать передачи не о командах, а о личностях в командах, вести диалог по модели «Как я себя создал».

Несколько подробнее о рейтинге программ «ТЕТ-А-ТЕТ». В число лучших программ попали «Десять минут на пустом месте», «Экстрасенсы глазами очевидца», «Мир электронных развлечений», «Атлетик-ревю». А вот в числе аутсайдеров названы те программы, которые просто не выходили последние два-три месяца. Но что любопытно, «Паштет», которого тоже долгое время не было в эфире, оказался в числе лидеров. Здесь тоже срабатывает зрительская инерция. Оригинальное, запоминающееся название, неординарная подача материала запомнились зрителям, и они включили эту программу в наиболее смотримые передачи.

В лидеры не вошли «Променад», «Театр на ладони», «Имя», но этому есть объяснение. Названные программы рассчитаны на определенный интеллектуальный уровень, и они получили высокую оценку именно у своего зрителя. Мы пришли к выводу, что популярность «ТЕТ» держится на формировании своего зрителя. Это очень важно. Мы получили данные, которые позволяют создать нам сетку зрительских симпатий. Такой работы раньше не велось. Уже со следующего месяца студия начнет работать по этой сетке, учитывая пожелания зрителя о времени показа той или иной передачи. Упор пока сделан на программы выходного дня.

О пользе камерного общения со зрителями

Что сейчас смотрят деловые люди, интеллигенция, те, кто возрождают нашу культуру? В первую очередь их интересуют информационно-аналитические передачи. Все смотрят «Время» на канале «ОРТ», подавляющее большинство - «СИТ-30» на канале «ТЕТ-А-ТЕТ». И это практически все. Почему? Объяснение вот какое: для аналитической программы нужна личность. Помните, на чем первоначально строился успех Невзорова? На нагловатой манере поведения, а также на подаче «жареной» информации короткими фактами, которыми он моделировал общую картину, создавал иллюзию информированности.

На украинском телевидении в целом не хватает личностей в дикторах и в ведущих программ. Нет интимного, душевного общения со зрителями, открытости. А ведь и диктор, не говоря уже о ведущем, должен быть чуточку конферансье. Взять хотя бы «Взгляд» с Политковским, его незабвенной кепочкой, в которой он появляется на экране, его импровизацию монологов. Да народ не пропускал ни одной передачи! Наши дикторы не могут себе позволить некоторой раскованности, пусть даже попрощаться со своим зрителем на некоторое время перед отпуском. Сказывается зажатость, я бы сказал, боязнь беседовать со своим оппонентом, со своим зрителем.

В этой связи я припомню одну беседу. Как-то перед выборами в наш парламент я спросил у одного депутата, которого консультировал: «Скажите, пожалуйста, а вы контактируете со своими оппонентами?» Вопрос был задан сакраментальный, но ответа как такового не последовало. А ведь во всем цивилизованном мире выясняется «кто есть кто?», чтобы понять «а кто же есть я?».

В общем-то, что такое коммерческое телевидение, каков его принцип. Коммерческое телевидение должно общаться с той аудиторией, которая составляет его потенциального пользователя. Это, если хотите, можно назвать диалогом берущего и предлагающего. Для настоящего негосударственного телевидения для начала надо сформировать свою аудиторию и научиться уважать ее. Ведь недаром признанные западные фирмы работают на потребителя, рекламируя то ли игрушки, то ли телевизоры, то ли бытовую технику, то ли автомобили, ориентируясь на определенный возраст. Они дают своеобразные советы, учитывая завтрашний интерес своего покупателя. На сегодняшний день многие коммерческие каналы эту аудиторию не формируют. Порой, кажется, что зритель им и вовсе не нужен. В лучшем случае, отношения складываются таким образом: сегодня есть контакт - ну и ладно, нас это устраивает, а что будет завтра? Это уже никого не волнует. Примерно такая же ситуация - и с показом рекламы. Реклама идет валом. Мы решили заняться планированием этого процесса. Сейчас продумываем, какую рекламу, в какое время и в каких передачах ставить. Более того, будет учитываться финансовая обеспеченность зрителя, на которого рассчитана та или иная программа. И первой, кто воспользуется нашими рекомендациями, будет телекомпания «ТЕТ». На базе этих исследований мы можем давать советы также различным фирмам и предприятиям о том, где им лучше разместить рекламу своей продукции.

Мы проанализировали все программы, которые показываются в киевском эфире, и вот к какой общей картине пришли: сегодня и УТ-1, и УТ-2, и остальные негосударственные каналы дублируют все проблемы, создавая впечатление симбиоза. Идет размывание образов каналов, а значит, дезориентация себя и зрителя. Посторонний наблюдатель воспринимает все, как единое целое. Это напоминает плакат, где все пропорции соблюдены один к одному, поэтому и лица у всех одинаковы, а значит безликие. Помните, в чем загадка Джоконды? В том, что она ассиметрична. Вот почему сейчас на телевидении требуется не звучание симфонического оркестра, а камерное слушание, камерное общение.

Мы в своем исследовании попробовали создать образ идеального канала, имеющего свое лицо и своего зрителя. Но это возможно только тогда, когда на канале есть только один идеолог, одна идеология. Телекомпания «ТЕТ» готова начать работу по реализации этих идей. Она первой повернулась к зрителю и готова предстать перед ним в новом качестве. Я не знаю больше подобного опыта. Теперь очередь за зрителем.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно