ТЕРРИТОРИЯ НЕЛЮБВИ

Поделиться
Ну вот и все. Точнее, почти все. 31 октября государство Украина стойко перенесло референдум о собственной состоятельности...

Ну вот и все. Точнее, почти все. 31 октября государство Украина стойко перенесло референдум о собственной состоятельности. Едва ли что-то (и уж тем более - кто-то) в состоянии остановить могучий поток всенародного волеизъявления. Холодным днем 15 ноября территория Украины начнет новую жизнь. И все на этой территории отныне будет хорошо: бюджет - бездефицитен, денежная единица - стабильна, налоговая система - либеральна, армия - профессиональна. Оппозиция - сплоченна, двухпалатный парламент - мудр, депутат - прикосновенен, премьер - самостоятелен. В ходе этой пятилетки Украина будет регулярно кредитовать Международный валютный фонд, а Национальная академия наук не менее регулярно выплачивать именную персональную стипендию Джорджу Соросу. Коллектив Николаевского глиноземного приватизирует «Сибирский алюминий» вкупе с TWG, киевское «Динамо» выиграет Лигу чемпионов (без помощи «Марибора»), а сборная - первенство континента (не прибегая к услугам Александра Филимонова).

Творцы нового избирательного закона позаботились о том, чтобы президентские выборы нельзя было признать несостоявшимися. Но еще до того, как началось массовое паломничество на участки, стало ясно, что Выбор не состоялся. По причине весьма банальной - ввиду несостоятельности наших политиков.

С точки зрения политической перспективы противостояние пятилетней давности выглядело более обнадеживающим. Тогда избирателю приходилось голосовать либо за власть, либо против оной. В 1999-м его вынудили голосовать или против Кучмы, или против левых. Вопрос, кого больше не любят, пока остается открытым.

Сладостный миг выбора между хреном и редькой.

Впрочем, и коммунисты, и ныне действующий глава территории, судя по их заявлениям, чувствуют себя победителями. Хотя, по большому счету, 1 ноября в выигрыше оказалось не так много людей. Во-первых, Александр Волков - судя по всему, его штаб переиграл-таки в утомительном внутридворцовом состязании штабы Виктора Пинчука и Валерия Пустовойтенко. Во-вторых, Юрий Костенко, «разгромивший» Геннадия Удовенко со счетом 2,17%:1,22% и уже примеряющий лавровый венок будущего объединителя Руха. В-третьих, Виктор Ющенко, который благодаря неучастию в электоральной фиесте сберег личный рейтинг, за что просто обязан низко поклониться Президенту.

К наибольшим неудачникам следует, пожалуй, отнести Наталью Витренко, уступившую в «рейтинговом спарринге» Александру Морозу, а также лидеров социал-демократического «холдинга», опрометчиво порекомендовавших Президенту «надежного человечка» Дмитрия Дворкиса, потенциально способного «закрыть» Винницкую область.

Все остальные, по большому счету, остались при своих.

В активе Евгения Марчука - 2 138 356 «симпатиков» и шансы занять место руководителя какого-нибудь серьезного региона либо получить какую-нибудь несерьезную должность в исполнительной власти. В пассиве - полное отсутствие маневра. И дело даже не в том, что 8,13% не могут быть поводом для обстоятельного торга. Просто голоса эти во втором туре почти автоматически отойдут Леониду Кучме, независимо от того, хочет этого Евгений Кириллович или нет. Заявления экс-кандидата о том, что он не может «поддержать коммунистическую схему будущего Украины», прозрачные упреки в адрес «говорливых коллег, потерпевших сокрушительное фиаско», и недавние посещения Банковой (сведения неофициальные, но вполне заслуживающие доверия) едва ли сколько-нибудь серьезно повлияют не только на предвыборный расклад, но и на дальнейшую карьеру генерала. Не спешил бы соглашаться с теми, кто уже поставил крест на политическом будущем Марчука. Но полагаю, что на какое-то, возможно, достаточно продолжительное, время он отойдет в тень. А чтобы тень не превратилась в сплошные сумерки, экс-глава СБУ страхуется и маскируется.

Вот кто не считает нужным маскировать своих намерений (и своих эмоций), так это Петр Николаевич. Говорят, что Симоненко боится победить. Да нет, он свято верует в свою победу, хотя природа подобной уверенности в своих силах и всепобеждающей правоте ленинских идей не совсем ясна. Зато ясно, на что глава КПУ надеется. В первую очередь - на дисциплинированность протестного электората, а также на то, что перед вторым туром ему удастся расшевелить восток.

Лидер коммунистов, безусловно, обладает неким запасом прочности в тех регионах, где в первом туре была зафиксирована его победа. Скажем, в Луганской области пожелали сделать свой выбор примерно 67,5% от общего числа избирателей (здесь и далее приводятся предварительные сведения, распространенные в Верховной Раде), в Запорожской - 67,25%, в Донецкой - едва превысило 66%. А в Крыму решили исполнить свой гражданский долг аж 58,46%.

Для сравнения: в тех областях, где Леонид Кучма собрал максимальный электоральный урожай - в Ивано-Франковской (70,38%), Тернопольской (69,54%) и Львовской (64,06%), - количество избирателей, принявших участие в голосовании, составило 77,84, 82,45 и 78,88% соответственно.

Симоненко словно вернулся во времена «спикериады», когда казалось: ну еще чуть-чуть, еще одна короткая перебежка, и на отбитой у противника высоте можно будет водружать красное знамя победы. Увещевания российских коллег по борьбе его только раззадоривают, а заявления Марчука и Матвиенко - только радуют, выгодно подчеркивая его стерильную левизну.

И то сказать, какая в сущности безделица - растормошить «электоральных саботажников» на Востоке, приплюсовать «совокупный избирательный доход» Натальи Михайловны и Сан Саныча (ни много ни мало - 22,26%, больше, чем у самого Симоненко) - и все: Украина становится территорией победившего коммуниста. Теоретически задачка не выглядит невыполнимой. Особенно, если вспомнить, что у Симоненко есть электоральный резерв в «красном» Николаеве (где он неожиданно для многих пропустил вперед гаранта), что в Севастополе, где также первенствовал Президент, первый секретарь уступил победителю жалкие десятые процента.

Все так, если бы не парочка «но». До сих пор Кучма еще и не начинал бороться с Симоненко. Скорее наоборот, то как «штабные» Леонида Даниловича «боролись» с Петром Николаевичем, лишь укрепляло его веру в собственные силы. Показательная деталь: первыми полетели головы губернаторов Виннитчины и Полтавщины, где победил Мороз. Победил, невзирая на то, что с ним там действительно боролись. А вот Олег Демин удержался, хотя жители Харьковщины несколько неожиданно (в том числе, судя по всему, и для самого Симоненко) предпочли лидера Компартии лидеру Украины. По некоторой информации, Олег Алексеевич в ответ на заслуженные упреки резонно возразил, что в строгом соответствии с указаниями свыше он боролся с Марчуком и Морозом. И поборол. А посему получил индульгенцию. По крайней мере, пока.

А вот Владимиру Кальченко грехов не отпустили. Поскольку предвыборные расклады показывали, что Кучма в Кировоградской области проигрывать просто не должен был. И уж тем более целых 5%. Его пример - другим наука. Схватывающие эту науку на лету губернаторы с Востока должны сделать максимум возможного для того, чтобы на территории вверенных их попечению областей как минимум не увеличился процент явки избирателей. Симоненко не может этого не понимать.

Не может он не понимать и того, что борьба с ним едва ли ограничится показом художественных фильмов о прошлых злодеяниях коммунистов и высокохудожественных роликов о будущих злодеяниях коммунистов. Хотя, глядя на Симоненко, начинаешь сомневаться - не может не понимать или не хочет понимать?

Согласно кулуарной информации, немногие трезвые головы в руководстве КПУ уже довели до сведения своего патрона, что фальсификации в ходе первого тура выборов действительно не носили массового характера. Опять-таки по непроверенной информации, Симоненко известили и о том, что порча бюллетеней и вбрасывание «липы» происходило (с целью эксперимента) на самых сложных участках, под бдительным оком наблюдателей, причем не только отечественных. Успех эксперимента очевиден.

Но столь же очевидна и уверенность Симоненко. Чем иначе можно объяснить, что после первого тура он не один раз и по нескольку часов кряду уговаривал Мороза покаяться и сдаться. И в итоге уговорил. А кроме того якобы выразил неофициальное согласие всерьез рассмотреть притязания Витренко, объявившую о готовности «уступить» электорат в обмен на премьерское кресло.

Те немногие, кто до вчерашнего дня верил в то, что сам Петр Николаевич был способен уступить дорогу Сан Санычу, полушутя-полусерьезно утверждали: для этого требуется самая малость - гарантировать Симоненко, что его не снимут с поста на ближайшем съезде партии и пообещать больше, чем обещает Президент.

Не знаю, кто и что обещал председателю КПУ, но его «снятие» в пользу Мороза было невозможно, хотя бы потому, что последнему это все равно не помогло бы. Трудно помочь победить человеку, не верящему в собственную победу. Еще труднее поверить политику, который после шага вперед, делает два назад и три в сторону. Увы, но глава СПУ стал, пожалуй, главным разочарованием несостоявшихся выборов. Даже набранные им результаты стали меньшим разочарованием.

Поддержав Петра Николаевича и призвав (в компании с Александром Ткаченко, Юрием Кармазиным, Николаем Габером и т.д.) не бояться «красной угрозы», Сан Саныч отбыл за пределы родины - вроде бы он собрался отпраздновать 7 ноября в интерьере Социнтерна. Думается, когда разочарованный странник возвратится, все будет кончено.

Есть, правда, еще один вариант, отрабатывавшийся всеми без исключения штабами и практически всеми признанный нереальным. О нем автору этих строк напомнил известный законовед Виктор Мусияка.

Суть его в следующем. Если Петр Симоненко заявляет о снятии своей кандидатуры менее чем за семь дней до второго тура, то голосование (в соответствии с 46-й статьей закона о выборах президента) пройдет по одной кандидатуре. В этом случае Леониду Кучме для повторного избрания потребуются голоса более половины явившихся на участки избирателей. Фактически это будет означать референдум о доверии населения ныне действующему главе государства.

А значит те, кто в первом туре голосовал за него лишь потому, что был против избрания президентом Симоненко, Витренко и Мороза, утратят мотивацию. В условиях отсутствия «красной угрозы» Кучме, по сути, придется рассчитывать на тех, кто голосовал за него сознательно, на тех, кого «приведут» на избирательные участки, а также на «дорисовки». По мнению Виктора Мусияки, количество тех, кто поддержал ныне действующего главу государства вследствие информационной обработки либо в благодарность за возможность вспомнить, как выглядят дензнаки, перед вторым туром не увеличится. Эту электоральную квоту Президент, вроде бы, уже выбрал.

Если во втором (безальтернативном туре) Президент не получит искомые 50% плюс 1, голосование (согласно букве все той же 46-й статьи все того же закона) будет считаться таким, которое не дало возможности определить победителя. Тогда Центризбирком обязан будет выполнить требование 47-й статьи, и не позже чем через двадцать дней внести в парламент представление о назначении повторных выборов.

И все начнется сначала. Выдвижение, сбор подписей, регистрация, агитация et cetera. С той лишь разницей, что все это время (минимум полгода) выплачивать пенсии с зарплатами и удерживать экономическую ситуацию власть едва ли сможет. Не хватит ни здоровья, ни средств фонда «Соціальний захист».

Все правильно, все логично. Только не снимется Симоненко.

И потом, почему бы собственно Президенту не набрать более половины голосов избирателей. Ведь если в списках останется только он, на выборы 14 ноября пойдут преимущественно те, кто собирается голосовать за Кучму. А те, кто против, в большинстве своем, вероятно, останутся дома. Для протестного электората безальтернативные выборы будут означать не столько референдум о доверии Кучме, сколько референдум об отношении к происходящему. Трудно будет разъяснить избирателям Симоненко, что его отказ идти до конца (если такое все же случится) - не трусость и не предательство. И времени на это не будет. Специфический избиратель Компартии возможное уклонение Симоненко от борьбы воспримет почти наверняка как измену. И отреагирует адекватно - плюнет на всех и на все, пополнив ряды тех, кто плюнул еще перед первым туром. Так что у Кучмы все будет хорошо. А если он пореже будет выступать в прямом эфире, то и вовсе замечательно.

Ну вот, собственно, и все. Остается только гадать, сколько именно наберет Кучма и сколько не доберет Симоненко. Спорить, когда снимут Пустовойтенко - сейчас, зимой (когда будет совсем плохо) или весной (когда станет совсем хорошо). Размышлять, как долго продержится его преемник (например, Николай Азаров). Прогнозировать, какое место займет Валерий Пустовойтенко в общем рейтинге глав администраций Президента - выше Билоблоцкого или ниже Кушнарева?

Неясным остается только одно. За что, собственно, мы, избиратели, так не любим свою страну?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме