Тарифный апперкот

Поделиться
Власть оказалась не готовой к прогнозируемому тарифному удару оппозиции. Не помог и традиционный железный блок гна Азарова в виде «10процентного роста ВВП»...

Власть оказалась не готовой к прогнозируемому тарифному удару оппозиции. Не помог и традиционный железный блок г­на Азарова в виде «10процентного роста ВВП». Аплодисментов не последовало. Потому как накануне под дых получил «пересічний громадянин». А ведь если не для победы, то хотя бы для почетной ничьей у «Регионов» было все: подарок эксглавы Кабмина Еханурова, взявшего на себя постановление о повышении тарифов на газ; теплая зима, а главное, — время не только на организацию информационной кампании, но и выработку четкой политики проведения шоковой тарифотерапии и форсирования реформ жилищно­коммунального хозяйства.

К тому же, помнится, еще осенью в эксклюзивном интервью «ЗН» главный куратор украинского ЖКХ вицепремьер Владимир Рыбак рассказывал, как мастерски он решал подобные задачи в Донецке. Стоило только все просчитать, подготовить людей и аргументированно убедить в необходимости непопулярного шага.

Что же произошло с «профессионалами»? Почему «слили» все козыри оппозиции? А может просто недооценили значимости столицы? Ведь именно Киев создал прецедент, который из мелкой драчки с зарвавшимся мэром перерос в серьезное противостояние в парламенте, вереницу судов по всей стране и запоздалую реплику премьера на коллегии жилищно­коммунального министерства 22 февраля о том, что «я еще разберусь, кто за моей спиной саботировал процесс».

Не секрет, что тарифный вопрос присутствовал в дорожной карте правительства Януковича по умолчанию. Как, впрочем, и в списке первых по-настоящему активных наступательных шагов оппозиции. Встречное движение началось еще осенью, и, можно считать, достигло своего апогея в настоящий момент, когда оппозиция с антикризисными (ирония судьбы, однако) законопроектами наперевес эффектно обложила трибуну парламента. Однако в рамках, синхронно развернувшейся «пиар-кампании» БЮТа, «преодолевать последствия повышения тарифов», понятно, никто не собирался. Премьер предпочел с трибуны профильного министерства отправить народу, вот уже который день наблюдающему цирк по телевизору, собственные мессиджи по поводу «кто виноват и что делать».

В первой части Виктор Федорович ограничился традиционным перечнем причин тарифного кризиса, среди которых изменение цены на газ и боязнь предыдущего правительства своевременно и поэтапно повышать цены. Главной же ошибкой премьер назвал отсутствие той самой единой для всей страны методики ценообразования при расчете тарифов на услуги ЖКХ. Однако не случилось основного: из контекста речи главы правительства не последовало ответа на им же поставленный конкретный вопрос: кто все-таки допустил эту фатальную ошибку — его правительство или Еханурова? Правда, чуть позже ситуацию прояснил вице-премьер Рыбак, заметив, что созданием подобного документа следовало бы озаботиться именно команде Еханурова. И здесь можно было бы поставить точку: правительство Януковича не берет на себя ответственности за провальную тарифную кампанию, если бы не финальная реплика премьера. «Владимир Васильевич, мы слишком много вели пустых разговоров на эту тему. Но приглашайте же, наконец, молодых компетентных специалистов из регионов, создавайте сильные группы и думайте. Думайте! Или вы боитесь, что вас подсидят?» — обратился глава правительства к Рыбаку. Что хоть и косвенно, но подтвердило присутствие большого кадрового голода в команде «профессионалов», а значит, и отсутствие грамотных менеджерских решений на этапе подготовки к тарифной схватке.

Свое запоздавшее желание ударить по проблеме «молодыми и компетентными» специалистами премьер попытался подкрепить и рядом первоочередных намерений. Среди них — необходимость наладить систему экономически обоснованного ценообразования, параллельно «поотбивав руки» ценовым инспекторам в регионах, «которые ходят по ларькам и сшибают копейки». Затем выйти на некий закон, который бы утверждал схему автоматического изменения тарифов в случае подорожания энергоресурсов и других ситуаций. Потом принять Жилищный кодекс и в итоге на участке реформирования украинского ЖКХ сделать власть эффективной. Правда, временных маяков грядущих преобразований Янукович опять-таки не расставил. Что, по-видимому, и позволило Владимиру Рыбаку строить дальнейшие планы министерства на пространных тезисах о рубежном 2007-м, когда наконец-то и произойдет перелом и, как принято говорить в таких случаях, появятся первые ростки.

Оппозиция, в свою очередь, среди первых ростков, которые уже проросли, называет собственные законопроекты, экстренное принятие которых позволило бы не только преодолеть последствия уже реализованных непродуманных решений, но и заложить основу для совершенствования законодательной базы в сфере ЖКХ. На этот счет глава профильного парламентского комитета бютовец Юрий СЕРБИН в комментарии «ЗН» высказался довольно откровенно и категорично:

— Не буду отрицать, что вокруг тарифов сегодня много политики. И что именно наша политическая сила взяла на щит этот вопрос. А что вы хотели? Ситуация накалялась с осени. И если вы думаете, что только Киев кричал о произволе местной власти, то глубоко ошибаетесь. В парламентском комитете этот вопрос постоянно дебатировался. Речь шла и о пресловутой методике расчетов, которая бы не допустила разнобоя и злоупотреблений мэров. Увеличивая тарифы в разы, они часто действовали на руку предприятиям-монополистам, предоставляющим услуги ЖКХ. Мы готовы были поддержать даже решение о дополнительных полномочиях правительству, которые бы позволили ему активно и оперативно влиять на ситуацию на местах. Однако таких инициатив от Кабмина не поступило. Как не обнаружилось и упреждающего желания не только повышать тарифы, повесив весь груз ответственности за непопулярные решения на местные власти, но и параллельно форсировать темпы реформирования ЖКХ. Где эксперименты с теми же ОСМД, внедрением энергосберегающих технологий? А ведь несколько средних городов Украины вполне могли бы стать стартовой площадкой для глобального реформирования и отработки рыночных, коль уж именно на них правительство делает ставку, механизмов жизнедеятельности системы ЖКХ.

Что же касается предложенных оппозицией законопроектов, то, по мнению Сербина, их вряд ли можно считать панацеей. Ну, действительно, какой толк от того, что Рада гипотетически проголосует за неудовлетворительную оценку деятельности правительства в тарифном вопросе, на чем настаивает глава парламентской фракции «НУ» г-н Кириленко, или даже заслушает правительство о проваленной работе? Премьер уже отчитался на коллегии. Но вот увязать поэтапный рост тарифов с ростом доходов населения, обеспечить четкий механизм субсидий, а также внести изменения на этот счет в профильные законы, по мнению бютовца, стоит не откладывая.

— Поймите, — продолжает глава комитета, — в этой ситуации наши законопроекты выполняют роль некоего обязательного сигнала, который говорит об окончании неразберихи и открывает дорогу к безотлагательному совершенствованию законодательной базы и стратегии страны в целом в отношении разваливающегося ЖКХ. Давайте обсуждать, совершенствовать конкретные вещи, а не гипотетические намерения «разработать», «подать», «утвердить». Когда?! Уж поверьте, подвешенного на крючок гражданина с платежкой в кармане, так не поставленного в известность, за что конкретно его обязывают платить, вряд ли устраивают общие фразы нерасторопных политиков.

Однако, помимо непрофессионализма и нерасторопности, проявленных в тарифной истории партией власти, она же продемонстрировала еще одно качество, а вернее, полное его отсутствие. Речь о политическом чутье и ошибочности тактики снисходительно-заинтересованного игнорирования процессов, происходящих в столице. Сработал региональный менталитет? А ведь, как известно, все революции начинаются в столицах. Тарифная также началась здесь. Вряд ли стоит повторно описывать эпопею киевской битвы за тарифы, однако не выделить основной момент, где показательно прокололись «Регионы», все-таки стоит.

Сегодня можно утверждать: если бы малочисленная, но премьерская фракция ПР в Киевраде, вошедшая в промэрское большинство, сфокусировала свое внимание не только на распределении земли, должностей и прочих преференций для себя и старших товарищей из парламента, ей, возможно, удалось бы упредить кризис в столице. «Регионы» логично могли претендовать на роль некой третьей силы, способной маневрировать между мэром и оппозицией, не позволив последней перехватить инициативу «в борьбе за интересы киевлян», а мэру — огульно, ни на чем не основываясь, злоупотреблять доверием избирателей. Показательно на этот счет мнение самого лидера столичной фракции Алексея Омельяненко.

— Алексей Анатольевич, вам не кажется, что вы со своей стороны вместе с парламентским куратором г-н Горбалем поспособствовали провалу тарифной кампании премьера? Вовремя не почувствовали реальной ситуации в Киевраде? Не доложили с правильными акцентами кому надо? Тем самым уступили инициативу.

— Проблема в том, что оппозиция вообще не дала Киевраде возможности работать. Если вы внимательно следили за ходом пленарных заседаний, то мы, голосуя за приведение тарифов к экономически обоснованным показателям, сразу говорили о необходимости создания рабочей комиссии, которая подтвердит или опровергнет объективность новых расчетов. Если бы тогда не было истерик оппозиции, думаю, этот вопрос был бы спокойно проголосован. И комиссия работала бы как минимум с октября.

— Давайте не будем забывать, что после отмашки Киеврады мэр повысил тарифы в три с половиной раза без всякой рабочей группы. Судя по последовавшему за этим молчанием фракции, вы согласились с таким решением.

— Наверное, тогда мы только учились работать в тяжелых условиях. Мы, действительно, упустили инициативу.

— Но вы же могли ее перехватить.

— Перехватить каким образом? Драться с оппозицией? Кричать в мегафоны?

— Ну тогда хотя бы оценить ситуацию и доложить по вертикали, что ситуация действительно нешуточная и может стать катализатором процессов по всей стране. Что власть на нее должна как-то реагировать.

— Но я и сегодня убежден, что правительство Януковича — единственное, которое занимается проблемами ЖКХ и тарифов. Однако ни один порядок не может наступить сразу — нужно время. Теперь оно пришло, и правительство может сказать, что уже располагает отработанными механизмами решения возникших проблем.

— Вы, наверное, не в курсе, но только что из заявлений и премьера, и вице-премьера на коллегии министерства ЖКХ стало ясно, что никаких механизмов еще нет. Есть только констатация факта, что их разработка необходима. А ведь «Регионы» знали, что тарифную проблему придется решать. Притом на всех уровнях. И в Киевраде в том числе.

— Мы готовились просто работать. Мы не знали, что на тарифах оппозиция будет строить свою политическую платформу.

— Вы лукавите. Вы прекрасно знаете и Бродского, и Тимошенко, и приемы оппозиционной борьбы — сами тем же до некоторых пор занимались.

— Ее-то мы знали, но все равно думали, что БЮТ откликнется на предложения конструктивной работы. Но Юлию Владимировну ничего не интересовало. Она только хотела «нам устроить». То, что могли в этой ситуации, мы делали.

— Тогда поставлю вопрос по-другому: в чем основные ошибки вашей тактики?

— Во-первых, я не считаю, что мы проиграли.

— Действительно, проиграл премьер.

— Во-вторых, наверное, мы действовали не теми методами. Не блокировали трибуны.

— Может, за интересы киевлян иногда и надо?

— Мы привыкли работать конструктивно. В правовом поле. Мы дали оппозиции показать свое истинное лицо.

— Но лицо-то оказалось вполне симпатичным, к тому же вооруженным аргументами, которые сегодня не может опровергнуть сам премьер.

— Повторюсь. Мы сделали все, что смогли.

Если это не отсутствие политического чутья, то что же? Нежелание или неумение оценивать ситуацию и просчитывать риски? Или все-таки сытое удовлетворение хорошим бартером мэра за премьерскую лояльность по вертикали? Однако отсутствие чувства меры редко доводит до добра. На том «Регионы», похоже, и погорели.

Кстати, показательную роль во всей этой национальной тарифной эпопее сыграл и президент, у которого было свое время для определения удачной атакующей позиции государственного деятеля. Однако в декабре, когда Киев уже был ввергнут в необратимую стадию «войны за обоснованные тарифы», верховной воли хватило только на «серьезное изучение вопроса комиссией секретариата» и 10-процентное (никто так и не понял, на каком основании) понижение утвержденных Черновецким цен. Какой здесь сработал менталитет или интерес, остается только предполагать. Однако субъект законодательной инициативы НЕ отменил распоряжения столичного мэра, имея на то полное право по закону о государственных администрациях, НЕ потребовал адекватных действий от правительства, НЕ представил в парламент ни одного законопроекта, НЕ выступил с четкой и честной позицией, наконец. Гарант только замахнулся на стойку бойца, а потом вдруг «слил» теперь уже не власть (она ж давно у Януковича), а инициативу — г-же Тимошенко. Так что если в этой, без сомнения, поучительной истории Виктор Федорович пострадал от мастерского апперкота железной леди, то Виктор Андреевич, надо полагать, в очередной раз, нокаутировал сам себя.

P.S. В ВР всю неделю ломали копья над тем, рассматривать ли тарифные законопроекты оппозиции. На момент верстки номера трибуна в парламенте была разблокирована и депутаты обратились к обсуждению позиции БЮТ и «НУ». Однако конструктив коалиции застрял в прогнозируемом треугольнике: тарифы — газ — ЕЭСУ, в очередной раз оставив граждан на крючке неопределенности.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме