Тарасюк вернулся

4 февраля, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №4, 4 февраля-11 февраля

В справочнике «Кто есть кто в Украине» раздел, посвященный Борису Ивановичу Тарасюку, один из самых объемных...

В справочнике «Кто есть кто в Украине» раздел, посвященный Борису Ивановичу Тарасюку, один из самых объемных. Дважды министр иностранных дел хорошо известен не только украинскому политикуму, но и широкой общественности, его прекрасно знают и во многих столицах мира.

Самый что ни на есть карьерный дипломат первое образование получил в Киевском политехникуме связи, затем был факультет международных отношений и международного права КНУ им.Т.Шевченко и блестящая дипломатическая карьера — от атташе в МИД УССР до министра иностранных дел независимой Украины. Первый опыт работы за рубежом Б.Тарасюк получил в представительстве УССР при ООН, в середине 90-х он возглавлял посольство Украины в странах Бенилюкса и миссию нашей страны при НАТО. За время дипслужбы у Тарасюка было немало заслуг перед Родиной — от отвоеванного с помощью резолюции ООН Севастополя у российской Госдумы до Хартии об особом партнерстве с НАТО.

У Тарасюка всегда было четкое представление о национальных интересах Украины, а членство нашей страны в Евросоюзе и НАТО он всегда считал одними из главных приоритетов ее внешней и внутренней политики. Но в конце минувшего столетия наша внешняя политика явно опережала время и не могла быть эффективной на этих направлениях в условиях правления Кучмы. А большая активность в первую очередь на евроатлантическом направлении как раз и стала главной причиной отставки Тарасюка с поста министра иностранных дел в сентябре 2000 г. Его настойчивые попытки приблизить кучминскую Украину к НАТО и Европе, с одной стороны, несколько утомили Брюссель, с другой (и решающей) — являлись постоянным сильным раздражителем для Кремля, который, собственно, в конце концов и добился отставки убежденного евроинтегратора.

Уйдя с дипслужбы и впоследствии неоднократно заявляя, что не вернется на нее, пока Кучма остается президентом, Тарасюк возглавил Институт социальных наук и международных отношений Межрегиональной академии управления персоналом, создал неправительственную организацию — Институт евроатлантического сотрудничества — и вступил в партию В.Пинзеника «Реформы и порядок». В ее рядах он и пошел на парламентские выборы 2002 г., заняв девятую позицию в списке блока «Наша Украина».

Во многом благодаря инициативе Тарасюка в Верховной Раде был создан новый комитет — по вопросам европейской интеграции, который Борис Иванович и возглавил. Комитет стал основным парламентским «ситом», отсеивающим законопроекты, не соответствующие европейскому законодательству. А Тарасюк получил новую государственную площадку для активной евроинтеграторской деятельности. Нужно отдать ему должное, в отличие от многих других евроактивистов, он занимался ею не только в Брюсселе, Париже или Берлине, но и ездил с лекциями в глубокую украинскую провинцию, понимая всю важность донесения европейской идеи до «маленьких украинцев».

При этом Тарасюку хватало еще сил и энергии на руководство Народным рухом Украины, который он возглавил в мае
2002 г., через два месяца после обретения членства этой партии.

Так что, несмотря на свои 56 лет, Тарасюк никак не может быть отнесен к «старому поколению», и в энергичности не уступает своим более молодым коллегам в правительстве.

Чем же «новый» министр Тарасюк будет отличаться от Тарасюка «старого»? Наверняка, лучшим пониманием работы парламента и знанием всех его подводных течений, большим уважением к третьему сектору и открытостью для общения с его экспертами. Надеемся, что открытость сохранится и в общении с прессой.

Но есть некоторые нюансы… Хорошо известно, что жесткого и колючего Тарасюка многие не любят, но многие уважают — как в политической среде, так и дипломатической.

Хочется верить, что «новый» министр Тарасюк будет гуманнее относиться к подчиненным, чем «старый». Не секрет, что МИД очень настороженно ожидает возвращения Бориса Ивановича. На Михайловской многие с содроганием вспоминают необходимость сидеть на работе до поздней ночи без особой надобности (только потому, что Борис Иванович еще не покинул свой кабинет) и составляемые на выходе из МИДа «черные списки» тех, кто таки осмелился уйти домой раньше министра. Вспоминают и о том, как зачастую на прием к Тарасюку не могли попасть даже сотрудники МИДа, которым необходимо было оперативно решить какую-то текущую, подчас горящую проблему. Менеджерские способности также не являются самой сильной чертой министра, но при этом он склонен замыкать многие вопросы на себя.

Важно, отмечают эксперты, кого новый министр предложит своими заместителями. Многие помнят, что в прошлый раз, окружив себя невыразительными замами, Тарасюк добился эффекта, обратного ожидаемому: он не заблистал так, как мог, поскольку серость окружения сделала более тусклым и его самого.

И еще один «нюанс». Назначение Тарасюка после утверждения Тимошенко стало второй точкой, через которую Киев провел прямую своих будущих отношений с Москвой. Можно быть уверенным, что Кремль этот сигнал принял. И будет действовать адекватно. Надеемся, что Президент это понимает и готов к реакции Кремля.

Александр ДЕРГАЧЕВ:

— При оценке потенциала претендентов на очень важные для Украины должности, которые определят успешность ее внешней политики, следует учесть, что с формированием новой власти масштаб и сложность задач, стоящих перед ней, возросли. Сегодня речь идет не просто о более эффективном выполнении уже знакомых заданий, которые не очень успешно решались до недавнего времени, а об их новом формате и новом масштабе.

В этой связи известные проверенные кадры не обязательно могут быть успешными. Если говорить о Б.Тарасюке, то он, безусловно, один из самых сильных карьерных дипломатов, и возвращаясь на уже знакомую должность, сугубо дипломатические проблемы будет решать более чем успешно. Чему поспособствуют наработанные контакты и поддержка среди его коллег в основных странах-партнерах.

Его контакты с Москвой будут непростыми, но в Украине, в принципе, трудно найти кандидатуру, которая могла бы обслуживать наши национальные интересы и защищать их на международной арене и при этом иметь хорошие отношения с Москвой. Сегодня это практически несовместимые вещи, и «московскую» проблему следует рассматривать отдельно.

В назначении Б.Тарасюка есть другие определенные сложности, поскольку, чтобы выстраивать действительно новую внешнюю политику Украины, нужен не просто дипломат, необходим авторитетный политик. В этом смысле у Тарасюка есть некоторые ограничения. Он только в последнее время приобретал именно политический опыт, и как раз в этой дисциплине вряд ли был очень успешен. Он не публичный политик. Не очень легко контактирует с людьми. И в этой связи будет суженно понимать свои задачи, оставляя для других представителей власти наиболее важные стратегические вопросы. Он, скорее всего, будет не инициативным министром иностранных дел, а хорошим исполнителем. Тем не менее, думаю, что если он не будет бояться конкуренции и соберет вокруг себя квалифицированных экспертов, то сможет быть успешным. Он должен продемонстрировать способность переработать как свой собственный опыт, так и опыт тех, кто работал на этой должности в последнее время, и сделать шаг вперед в своем профессиональном мастерстве с учетом новых задач внешней политики государства.

Александр СУШКО:

— После нескольких лет вынужденной бесхребетности украинская дипломатия ожидает сильного и авторитетного лидера, которого усматривает в Борисе Тарасюке. Прошедший школу публичной политики и оппозиционной дипломатии Тарасюк котируется теперь значительно выше, чем на момент ухода из МИДа осенью 2000 года. С Тарасюком связаны надежды на восстановление позиций МИДа в иерархии исполнительной власти после унизительного периода выполнения роли технического департамента администрации президента. Новый-старый министр имеет стабильно высокую репутацию в политических и экспертных кругах Европы и США. Кремль его не любит, но, в принципе, не больше, чем нового Президента или премьер-министра. Ключевые задачи для Тарасюка — создание новой природы внешней политики (открытой, последовательной, европейской по сути), эффективная кадровая политика и выстраивание продуктивных взаимодополняемых отношений с евроинтеграционным ведомством во главе с Олегом Рыбачуком.

Последнее же, по мнению многих наблюдателей, может представлять проблему. Не секрет, что Тарасюк также претендовал на пост вице-премьера по евроинтеграции и настойчиво добивался именно этого портфеля. Известно, что Борис Иванович не любит делиться с кем-либо своими полномочиями, предпочитая перебирать чужие на себя. В его прошлую бытность министром у него сложились весьма «теплые» отношения с СБУ, чьих людей он методично выдавливал из министерства и игнорировал в посольствах за рубежом. Вспоминают и о борьбе Бориса Ивановича за переподчинение торгово-экономических миссий МИДу.

Возможное соперничество за первенство в ключевом для Украины вопросе евроинтеграции между двумя ведомствами и двумя честолюбивыми членами Кабинета, опасаются эксперты, может стать источником постоянного конфликта и создать лишние трудности как на стратегическом пути страны, так и на других очень важных участках внешней политики, в частности, российском и американском, которым, в результате, будет уделяться значительно меньше внимания.

Однако будем осторожно надеяться, что мудрость двух опытных политиков и их искреннее желание увидеть Украину в Евросоюзе победят личные амбиции, позволят разумно и эффективно распределить полномочия между двумя важнейшими ведомствами и помогут реально приблизить нашу страну к заветной цели.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно