«СВЕТ С ЗАПАДА» И ЕГО ОТБЛЕСКИ

22 июня, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №24, 22 июня-29 июня

Как обычно, вопрос о том, «как мы примем высокого гостя», уперся в первую очередь в то, чтобы обеспечить его безопасность...

С миром и любовью к Господу?

Как обычно, вопрос о том, «как мы примем высокого гостя», уперся в первую очередь в то, чтобы обеспечить его безопасность. Это, несомненно, правильно и характеризует нас лучшим образом. Другое дело — как и от чего/кого мы собираемся охранять нашего гостя. Это тоже характеризует не столько нашего гостя и его специфические запросы, сколько нас самих. Особенно в данном случае, когда гостем нашим будет Папа Римский. Ведь вокруг этого визита последние полгода разгорелись такие страсти: крестные ходы, заявления политических партий, оживленная переписка между Киевом и Ватиканом…

 

Однако страсти эти в очередной раз оказались кругами на воде. Приведу результаты социологического опроса Украинского центра экономических и политических исследований им.А.Разумкова. Из 2000 опрошенных в возрасте от 18 лет одобряют визит 53,2%. Одобряют и намерены посетить папские богослужения 4,4% опрошенных. Не одобряют визита 6,8%, а в акциях протеста готовы принять участие 0,4% респондентов. Затруднились с ответом 4,1%, а 31,1% вообще равнодушны к происходящему. Напомню, более ранние опросы, опубликованные в «ЗН», показывали низкий уровень конфессиональной определенности украинских «просто христиан». Конфессиональная неосознанность, уверенность в том, что вера и церковь не столь уж неразлучны, приводят неизбежно к безразличному отношению и к церкви, и к предстоятелям. Нет сомнений и в том, что и «одобряющие» далеко не все оценивают приезд Папы с точки зрения церковной — для очень многих это визит политический, символ нашей принадлежности Европе.

От кого в таком случае мы собираемся охранять Папу? Кто эти 0,4%, что так настораживают наших правоохранителей? Конечно, это часть либо конфессионально озабоченная, либо преследующая политические цели. Ведь не только церковники, но и политические партии не так давно высказывались против визита и грозили беспорядками. Впрочем, с политическими партиями все не так трагично. Вряд ли столь незадолго до выборов КПУ захочет взять на себя ответственность за беспорядки, одобряемые в лучшем случае 7% избирателей и относящимся резко отрицательно у 60%. УНСО на этой неделе пообещало отменить свои акции протеста и призвало своих сторонников быть толерантными к визиту. О том же заговорили лидеры Союза православных братств, до недавнего времени столь непримиримые противники визита Понтифика в Украину. Таким образом, есть все основания подозревать, что и те 0,4%, которые были готовы, согласно опросу УЦЭПИ, бороться с визитом в мае, растеряли пыл, и ряды их поредели. Во всяком случае, их политически озабоченная составляющая. Но есть еще составляющая церковная. Причем не все так просто, как рисуется иногда нашему воображению: вот есть Московский патриархат, который против, — отсюда и надо ждать неприятностей. Папский визит дает нам более интересную и запутанную картину конфессиональной политики Украины и ее перспектив.

С миром и любовью к Господу?

Конечно, нет сомнений в том, что мы увидим на сцене папского визита спецподразделение УПЦ «Вязаные береты» — этот колоритный персонаж украинской религиозной жизни. Вездесущие фанатичные бабушки, разрушительницы мандал и интуитивные ненавистницы всего, на что укажет поп, будут и здесь. Это неизбежно. Они обязательно сделают что-то свое мелкое и вредное. Впрочем, Папа, переживший покушение, объездивший горячие точки, посетивший Китай и Латинскую Америку, может нашу национальную бабушку даже не заметить. Организованных же акций со стороны церковных сил, скорее всего, не будет. Любители посмотреть на то, как кто-то бросается под колеса патриаршего лимузина, могут отдыхать. УПЦ исчерпало все легитимные методы борьбы с визитом — тут она была последовательна, и Москве не в чем ее упрекнуть, — а к нелигитимным эта конфессия прибегать не станет. Не хватает ей эдакой радикалистской жилки. Да и купонов на этом визите она, скорее всего, сострижет немало. Если, конечно, не будет провокаций. Уже поэтому можно ожидать, что провокаций не будет.

Фактически для митрополита Владимира есть две довольно приемлемые модели поведения. Первая — «благородно-безумная»: если и не встретить Понтифика в Борисполе, то, по крайней мере, прийти на заседание совета церквей. Это привлекло бы к его фигуре не только все внимание СМИ, но и немалое признание как «независимых наблюдателей», так и государства. Ведь подобная лояльность в наше время — вещь редкая, а стало быть, особенно ценная. Впрочем, эту модель лидер УПЦ использует вряд ли. Хотя бы потому, что подобная лояльность, скорее всего, будет плохо понята в Москве. Поэтому он изберет другую возможную модель — покинет Киев, а то и вовсе пределы Украины. Таким образом он, во-первых, «бойкотирует» визит — то есть остается максимально последовательным противником визита в глазах московского руководства. В то же время будет выглядеть максимально мирным, хоть и принципиальным, в глазах руководства киевского. И, что немаловажно, остается в стороне от любых — организованных или неорганизованных — провокаций со стороны «проупцэшных» сил, буде таковые случатся.

Вторая модель значительно менее рискованная, чем предыдущая, хоть и менее выигрышная, поэтому ее-то, скорее всего, и изберет митрополит Киевский. Что же до упомянутых провокаций, то все более-менее заметные лидеры, способные их организовать, уже публично отказались от подобных намерений, отмежевавшись, таким образом, от всех возможных эксцессов. Вероятность того, что мы узрим каких-то новых лидеров, ничтожна. А без чуткого руководства, разумеется, никто не окажется способным ни на что большее, чем разрозненные истерические выходки. Впрочем, тоже опасные, поскольку они окажутся испытанием нервной системы охраны. А кто может поручиться за ее нервную систему?

О смене гнева на милость по отношению к визиту свидетельствуют недавние заявления архиереев УПЦ МП совместно с Госкомрелигии о том, что на самом деле конфликты между греко-католиками и верными УПЦ МП на Западной Украине уже прекратились. Напомню, именно этими конфликтами Московский Патриархат колол глаза Ватикану, называя их основным препятствием визиту Папы Римского на «исконно православные земли» и экуменическому диалогу между Москвой и Ватиканом. О небескорыстности подобной «милости» свидетельствуют строчки заявления о том, что означенную проблему помогает разрешить строительство новых церквей. Как уже сообщало «ЗН», на последней встрече с Президентом руководство УПЦ обратило внимание на то, что бумаги о строительстве храма УПЦ в центре Львова пылятся в горадминистрации уже пять лет. Нет сомнений, что после визита этот вопрос, как и множество других, будет разрешен в кратчайшие сроки. Если, конечно, все будут вести себя благоразумно…

А вот для УАПЦ и УПЦ КП визит Папы Римского — это не вопрос возможности конфликта. Сам Патриарх Филарет в одном из последних своих интервью высказался в том смысле, что Москве очень не хотелось бы, чтобы Папа встретился с ним, с Филаретом, поскольку это будет выходом из искусственной изоляции от вселенского христианства, в которую пытается загнать Патриарха Киевского и всея Украины-Руси Московская патриархия. Конечно, появление лидеров УАПЦ и УПЦ КП на встрече Понтифика с украинским советом церквей вполне закономерно, т.к. эти конфессии входят в означенный совет. Но, во-первых, в случае отсутствия предстоятеля канонической церкви именно они будут представлять главенствующую украинскую конфессию, а, стало быть, именно они перетянут на себя основное внимание общественности — и в первую очередь зарубежной, не сильно разбирающейся во внутрицерковной ситуации в Украине. Так что расчеты Филарета на популяризацию его персоны в мире наверняка оправдаются. Во-вторых, эту встречу церковный PR уже неоднократно пытался (и не оставит свои попытки и в дальнейшем) выставить именно как встречу Папы Римского не столько с советом церквей, сколько с православными лидерами. Напомню, как муссировалась разными сторонами ситуация с приглашением со стороны кардинала Любомира (Гузара) предстоятелей УАПЦ и УПЦ КП «на встречу с Папой Римским». И тут дело было не в том, что «их неправильно поняли», а в том, что именно такой образ этой встречи и пытается создать для нас УГКЦ.

Вот вам и еще одна интересная сторона визита Папы Римского в Украину — католическая. Мы уже посвящали данной теме отдельную статью в одном из последних номеров, потому эту сторону медали мы очертим кратко. И для греко-католиков, и для римо-католиков сейчас уже важно не столько то, как пройдет визит — все, что от них зависело, они делали с немалой энергией, — а то, как будет разворачиваться «жизнь после Папы». Некоторые прогнозы мы можем сделать уже сейчас.

Если поначалу в вопросах подготовки, информировании и т.п. первенство держали греко-католики в «обеих столицах», то последние две недели лидерами по «засветке» в столичных СМИ стали римо-католики. Во Львове баланс сохранился. Мы можем предположить, что в связи с прибытием Папы луч света всеобщего внимания выхватит на конфессиональной карте Украины довольно немногочисленную РКЦ. Мы уже обращали внимание наших читателей на то, что, в отличие от своих «византийских братьев», украинские католики латинского обряда делают заявления в исключительно резком или поучающем тоне, позволяют себе нелестные высказывания в адрес как любой конфессии, так и любой государственной службы. Они ощутимо дают почувствовать, что сейчас их время. И, вполне возможно, что приездом Папы оно не ограничится, а лишь начнется. Как бы там ни было, а именно эта церковь и есть церковью римской, т.е. своего рода «наместник наместника святого престола» в Украине — единственный абсолютно безупречный представитель Вселенской церкви. Но это еще не все. Как-то так получилось, что именно эту церковь долгое время рассматривали (а, возможно, и продолжают рассматривать) как некую частичку Европы, связывающую нас с этим желанным сообществом. Вспомните, сколько слов было сказано, что визит Папы — это декларация нашего европейского выбора. Но есть и еще один маленький нюанс: римо-католическая церковь в Украине — церковь польская, тщательно блюдущая свою «польскость». Можно, конечно, считать, что это случайное совпадение: Папа-поляк, прибывая в Украину как глава нашей польской церкви, выступает символом нашего европейского выбора. Эдакий «европейский вектор Украины», пролегающий через Польшу, прочерченный передвижением Папы Иоанна Павла II.

Конечно, мы можем отнестись к такой ситуации, как к простому совпадению. Но как относятся к этому римо-католики в Украине, преимущественно поляки? И совпадение ли это для поляков в Польше, предоставляющих огромные средства — и материальные, и информационные, и обучающие — для того, чтобы Украина могла достойно принять «их Папу»? Действительно, возмутительно вмешательство Московского патриарха в вопросе визита Понтифика в Украину, определившего этот визит как своеобразный «дранг нах остен» католицизма. Мы все однозначно определили это вмешательство как «российские имперские амбиции». А как определить вмешательство Польши? Сколько в этом вмешательстве бескорыстного стремления помочь соседу, сколько исторических амбиций и сколько вполне практической попытки воплотить амбиции в новой — более современной — форме? Ведь на фоне визита становится ясно: то, что есть в Украине европейского (в данном случае присутствие римо-католической церкви) — на самом деле польское. Ведь для поляков перемешивание и взаимозаменяемость национального и конфессионального свойственно поболее даже, чем для нас…

Итак, для наших римо-католиков и их польских собратьев нет сомнения, что Папа едет «на свою территорию» (понимайте как хотите), т.е. «к ним». И после визита это доминирование католического-польского как европейского останется еще надолго. Поэтому наши римо-католики вполне могут себе позволить не вступать в диалог с теми, с кем им не хочется, критиковать всех, кого они посчитают нужным и т.д. Они остаются самодостаточными и как «вещь в себе» — национальная церковь, и как представитель Вселенской церкви в Украине, и как средоточие европейскости. Им не нужно ждать милостей от этого государства — пусть государство поищет милости у них. Такова природа католицизма. Не верите — читайте историю.

На этом фоне создается впечатление, что УГКЦ «проиграло Папу». Они должны были представить ситуацию таким образом, чтобы все поняли: Папа Римский едет к ним впервые за всю историю существования УГКЦ — и всей этой болезненной историей, своей верностью вопреки всему они заслужили этот визит. Но, с политической точки зрения, их положение несколько менее выигрышное. Эта церковь представляет собой своеобразное, но достаточно замкнутое, специфически национальное образование. С одной стороны, оно и хорошо, потому что именно образование такого типа отвечает идее нашей власти о «церкви национально интегрирующей». С другой, эта конфессия слишком локальна и для того, чтобы стать общенациональным интегратором, и для того, чтобы «вести нас в Европу». А ценности церкви самой по себе, вне политических функций, у нас не приемлют.

Не хочу сказать, что визит Понтифика станет моментом образования трещины между римо- и греко-католиками Украины. Эта трещина существовала и раньше. Она существовала всегда. Просто пришел момент, когда УГКЦ уже достаточно поднялась на ноги после выхода из катакомб и стала настолько активной, что зашла речь о возможной автокефалии. Многие, и в Украине, и в Ватикане считают автокефалию УГКЦ «несвоевременной» — и с этим трудно не согласиться. Правда, многие греко-католики — главным образом миряне — не оставляют надежд на то, что Папа, приехав в Украину, дарует автокефалию их конфессии. Кстати, информацию о грядущей автокефалии УГКЦ предоставили «ЗН» православные источники, впрочем, официальных подтверждений этому нам получить не удалось. Если этого не произойдет, УГКЦ придется довольствоваться ролью «искусственной» церкви рядом с «истинной». Добавьте к этому плохо скрытую неприязнь между украинцами и поляками, существующую в регионе доминирования УГКЦ при том, что и тем, и другим свойственно подменять национальное конфессиональным. Пока что они принимают Папу вместе. Но как они будут делить его, когда он уедет? Впрочем, несмотря на высказывания и в Ватикане, и в Украине о «несвоевременности» есть основания подозревать, что слухи о близости автокефалии УГКЦ не столь уж беспочвенны.

Особенно интересная перспектива открывается в свете сближения УГКЦ с УАЦП и УПЦ КП, налаживающих отношения с Константинополем. Если основной недостаток УГКЦ — ее четко очерченная региональность, невозможность пробиться на восток, то перспективным могло бы стать намерение войти в коалицию с двумя православными конфессиями, имеющими влияние в Центральной Украине и перспективу продвижения в восточные области. Конечно, путь притирки даже греко-, но все равно католиков с православными — неблизкий и нелегкий. Но УГКЦ спешить некуда — можно подождать, пока будут достигнуты договоренности с Константинополем, восстановлена каноничность, а там, глядишь, и Москва «подвинется» с Восточной Украины… Так что УГКЦ после визита (даже если визит этот не принесет ей автокефалии) может обеспечить себе некоторые перспективы в Украине. В то же время ей есть что предложить Ватикану, обеспечивая ему поле экуменического диалога с православием, на что никак не спромогутся римо-католики в Украине. Так что вряд ли УГКЦ грозит сейчас фактическая автокефалия. Даже если во время визита это слово будет сказано. Ведь Ватикану свойственно многое сохранять «в сердце»...

Впрочем, это прогнозы на очень уж отдаленные перспективы. Пока что мы встречаем Папу Римского, на которого, конечно (несмотря на просьбы почему-то жэка «не усложнять работу правоохранительных органов своими появлениями на балконе и открытыми окнами»), будем смотреть как на диковинку. Он заслуживает этого. Папа-пилигримм, Папа-моралист, Папа-поляк, Папа-славянин — Иоанн Павел Великий принесет своим визитом Украине что-то новое, свежее. Наш Президент высказал уверенность в том, что «визит должен содействовать разрешению конфессиональных конфликтов» — это и будет его миссией для нас. Мы не уверены в том, что визит должен что-либо в этом роде. Но нет сомнений, что карта конфессиональных отношений изменится. Может, она даже станет яснее и безопаснее…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно