СТАНЕТ ЛИ СЕВАСТОПОЛЬ ПОБРАТИМОМ ГУАНТАНАМО

Поделиться
В том, что украинские парламентарии ездят в Крым, нет ничего удивительного. Не так уж странно, что о...

В том, что украинские парламентарии ездят в Крым, нет ничего удивительного. Не так уж странно, что отпуск в Крыму еще проводят и некоторые депутаты российской Госдумы, хотя большинство из них и предпочитает Лимасол, Майами, Анталию или Майорку. Министр иностранных дел Геннадий Удовенко стремился придать налет заурядности и состоявшемуся на этой неделе приезду в Севастополь группы американских конгрессменов во главе с Джеральдом Соломоном и сенатором Уильямом Родом, главой финансового комитета Сената и президентом Североатлантической ассамблеи - парламентского органа НАТО. «Они обратились к нам с просьбой, естественно, чтобы мы предоставили им такую возможность. Это - ознакомительная поездка, у них сейчас парламентские каникулы, и вполне естественно желание на месте ознакомиться с ситуацией в Севастополе», - сказал Геннадий Иосифович в день прилета делегации в Киев, добавив, что он не стал бы вписывать прибытие американских законодателей в контекст, скажем, визита госсекретаря Мадлен Олбрайт в Москву.

Что правда, то правда, вписывать в общий контекст ни приезд конгрессменов в Киев и Севастополь, ни приезд Олбрайт в Москву нет никакой нужды. Они туда и без того выписаны черным по белому. Тем более, что американские конгрессмены - а среди них почему-то подобрались представители комитетов по обороне, разведывательной деятельности, природным ресурсам и международным отношениям - во время встречи с Президентом Кучмой, украинскими коллегами и министром Удовенко не скрывали этого сами. Сенатор Род признал во время встречи в Мариинском дворце, что США уделяют большое внимание безопасности Украины в контексте расширения НАТО. Звучали на встрече и ласкающие слух украинца слова Джеральда Соломона о том, что заключение соглашения о специальном партнерстве между НАТО и Украиной не станет заложником аналогичного процесса между НАТО и Россией.

Более интимные подробности на суд прессы не выносились. На что уж приветлив с журналистами депутат Иван Заец, а и тот лишь загадочно улыбался в усы в ответ на просьбы прокомментировать «каникулярный» вояж. Единственная интимная деталь, которой удалось разжиться у американского персонала, сопровождавшего делегацию, была информация о том, что даже еще во время встречи Президента Кучмы с конгрессменами и депутатами американцы сомневались, совершать ли авиатур в Севастополь вообще.

Но все же на второй день визита он состоялся. И так уж совпало, что именно в этот день прозвучало заявление внеблоковой группы «АнтиНАТО» российской Госдумы о том, что украинская сторона готовится к размещению в Севастополе натовской военно-морской базы в обмен на экономическую поддержку и содействие Украине в сближении с Североатлантическим альянсом.

О времена, о нравы! Где ты, матрос Кошка! Где ты, матрос Шевченко, закрывший грудью от вражеской пули своего командира, русского дворянина!

В своей реакции на заявление российских законодателей секретарь Совета национальной безопасности Украины Владимир Горбулин был по-баскетбольному быстр и краток: «Это - фантастика». Прозвучали слова о том, что подобные заявления наносят вред дружбе между российским и украинским народами etc.

Однако опыт последних 10-12 лет показывает, что для закруток политических сценариев это слово слабовато. Мог ли министр иностранных дел СССР Шеварднадзе десять лет назад представить, что будет договариваться с директором Южмаша Кучмой на предмет транзита американской нефти через Черное море и Украину в Средиземноморье и Северо-Западную Европу?! А поди ж ты, не далее как на прошлой неделе мы имели возможность лицезреть в Киеве грузинского титана. А потом он поехал к своему коллеге по Политбюро ЦК КПСС Алиеву в Баку, тем временем как в Киеве пребывал авторитетный министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев, разбирающийся во влиянии нефтебизнеса на мировую геополитику во сто крат лучше иных наших нефтяников.

Читатель вправе спросить, откуда американская нефть в Черном море? Ответ прост: из Азербайджана и Казахстана. Американские Амoco, Unocal, Exxon и Pennzoil владеют более чем тридцатью процентами в Азербайджанской международной операционной компании (AIOC), которая в следующем веке будет экспортировать свыше сорока миллионов тонн ежегодно с месторождений Азери, Чираг и Гюнешли. Помимо американских компаний пакетами акций в AIOC владеют компании, представляющие такие страны НАТО, как Великобритания (British Petroleum, Ramco), Норвегия (Statoil), Турция (TPAO). По сути дела, если не считать японский торговый дом «Иточу», российский Лукойл, саудовскую Дельту и азербайджанский ГНКАР, «натовцам» принадлежит 70% «контракта века». А ведь есть и другие крупные проекты, в которых принимают участие американцы, такие как Дан-Олдузу и Аш-Рафи, есть крупные проекты Карабах и Шах-Дениз, в которых задействованы итальянский гигант Agip и французский Elf. Помимо богатейшего Азербайджанского шельфа есть еще гигантское месторождение Тенгиз в Казахстане, активно разрабатываемое американскими нефтяными гигантами Chevron и Mobil. А ведь есть еще Каспийский шельф Казахстана и нетронутые колоссальные запасы на Туркменском шельфе Каспия. Все это в непосредственной близости от не слишком дружественной по отношению к США России и откровенно враждебного Ирана.

Можно до хрипоты спорить о том, способны ли правительства тех стран, компании которых участвуют в «контракте века» и последующих крупных проектах на территории Азербайджана, оффшорных месторождениях на Каспии и в Казахстане, обеспечить сверхприбыли своих фирм политическими средствами, но весь послевоенный опыт красноречиво свидетельствует, что лучше всего эту безопасность обеспечивают морские пехотинцы США и их соратники по оружию из стран НАТО. Короче, если Каспийский регион и маршруты транспорта нефти из этого региона являются сферой жизненных интересов США и их союзников, безопасность этих интересов должна быть обеспечена всеми необходимыми средствами. Войны в Афганистане и Персидском заливе, блокада Ирана и Ливии показывает, что действия могут быть самыми решительными.

Присутствием натовских и, в частности, американских военных кораблей в Черном море никого не удивишь. Оно имело прецеденты в прошлом, включая приход кораблей 6-го флота США в Севастополь в 1991 году. Но тогда контекст визита был совершенно иным, и американские моряки произвели яркое впечатление лишь на севастопольское партийное руководство и многочисленных местных дам полусвета, очаровав их музыкой добротного флотского оркестра.

С тех пор многое изменилось в мире в целом и в Севастополе в частности. Советским адмиралам такое могло присниться только в кошмарном сне. Думается, приняв валидол после такого сна, адмиралы употребляли бы более соленые выражения, чем «это - фантастика». Флот давно перестал быть прежней грозной машиной, Севастополь давно перестал быть для российского флота надежной базой, а руководство украинских ВМС менее всего склонно видеть в натовских кораблях потенциальных противников. И тем не менее, в ходе встреч с командующим ВМС Украины Михаилом Ежелем и зам.министра обороны Иваном Бижаном в Севастополе американские конгрессмены и сенаторы живо интересовались перспективами сокращения Черноморского флота. С борта украинского военного катера осмотрели они бухты Севастополя, в том числе и те, где базируются российские корабли. А что, очень удобные бухты.

Предстоящие в августе этого года совместные учения «Sea Breeze-97» в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира» обещают стать еще одним жестоким испытанием для руководства российского ЧФ. Не принять в них участие - значит бессильно наблюдать, как отрабатываются операции против неких «сепаратистов», которых - отбросим ложную стыдливость - моряки-черноморцы должны поддерживать хотя бы морально, как высаживается десант не только в Евпатории, но и - о святотатство! - в самом Севастополе. Понятно, что такого ни Нахимов, ни Корнилов поощрять бы не стали.

При всем уважении к великим флотоводцам, равно как и к героям Льва Николаевича Толстого, позволю себе заметить: они - герои XIX века. Американская политика конца XX века - прагматична и наступательна, сентименты ей чужды, тем более, если речь идет о XXI веке и деньгах.

Представим ситуацию, в которой небольшой отряд американских военных кораблей намерен обеспечивать стабильность в регионе, где осуществляются доставки крупных танкерных партий из Каспийского бассейна. Где находится лучшая точка для контроля над всем Черным морем? Александр Васильевич Суворов ответил на этот вопрос 213 лет назад, основав город Севастополь. Ну а, к примеру, где лучше всего произвести текущий ремонт и техобслуживание? Ну конечно же, в Николаеве. Тут и заправляться удобно, благо Херсонский НПЗ под боком. Вот только проблема, в отличие от российских и украинских кораблей натовские не хотят «кушать» наш флотский мазут. Им дизтопливо подавай. В советское время и дизтоплива было хоть залейся. В 1982 году британские корабли успешно отвоевали Фолкленды, сжигая сотни тысяч тонн дешевого советского дизтоплива на просторах Атлантики. Но то ж были советские времена.

Впрочем, и сегодня при соответствующей реконструкции Херсонский НПЗ сможет существенно увеличить и удешевить выпуск дизтоплива. По имеющейся у редакции информации, предварительное соглашение о выделении кредита Эксимбанка США для модернизации завода уже достигнуто. Кстати, на херсонском заводе уже знакомы и с казахской нефтью, добываемой совместным предприятием Тенгизшевройл.

Словом, говорить о военной базе НАТО в Севастополе, конечно, пока не стоит. Украина - еще не в НАТО, а ее участие в программе «Партнерство ради мира» - еще не повод для предоставления своей территории для баз альянса. Мало того, на днях в парламент Украины пришло письмо от представителя Украины в НАТО Константина Морозова с просьбой в ближайшее время ратифицировать документ, определяющий статус временно пребывающих на нашей территории иностранных войск, ибо в случае проволочек любое учение, проходящее в рамках «Партнерства ради мира» в Украине, - не легитимно.

Вместе с тем реалии, ограничивающие украинские военно-стратегические мечтания, не могут помешать пофантазировать на более мирные темы. Почему бы, например, Украине действительно не обустроить на берегу Черного моря ремонтно-заправочную базу для бороздящих просторы водоема нефтяных танкеров и обеспечивающих их безопасность кораблей? Почему бы не дать рабочие места своим согражданам, новое дыхание заводам и портовой инфраструктуре, а казне - доллары или нефтяной «откат»? Место не для такой ли базы присматривали американские конгрессмены?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме