СОВЕТ ЕВРОПЫ — УКРАИНА: ОБОШЛОСЬ БЕЗ САНКЦИЙ

Поделиться
Украинские слушания в Страсбурге завершились без эксцессов. Санкции за нарушения в области свободы слова даже не выносились на обсуждение...

Украинские слушания в Страсбурге завершились без эксцессов. Санкции за нарушения в области свободы слова даже не выносились на обсуждение. Украине предоставили время - от трех до шести месяцев - на исправление многочисленных ошибок.

Наверное, самым существенным достижением слушаний по Украине стоит назвать создание легальных возможностей для проведения новых, независимых международных экспертиз по записям майора Мельниченко и по телу, найденному в Тараще. Резолюции и рекомендации, за которые проголосовала ПАСЕ, как раз предполагают, если Верховная Рада обратится с просьбой о помощи, «провести независимую экспертизу оригиналов соответствующих записей» и «независимую экспертизу для установления даты и точных обстоятельств смерти человека, тело которого найдено в Тараще, включительно с новой экспертизой ДНК».

Ханна Северинсен публично заявила, что возможность проведения таких экспертиз у Совета Европы есть: с помощью организации «FREEDOM HAUS» на территории Австрии.

Почти «да»
или почти «нет»?

«Если Украина обратится»… В течение всей сессии ПАСЕ не только журналисты, но и депутаты парламентских делегаций стран Совета Европы пытались уяснить: согласен ли официальный Киев на повторные, независимые экспертизы? Всякий раз ответы получались разные.

По мнению недавно назначенного на должность руководителя представительства Украины в Совете Европы Александра Чалого, украинское правительство не сможет, в соответствии с резолюцией ПАСЕ, передать в Страсбург оригиналы записей Мельниченко, - ибо оно не располагает такими оригиналами.

Однако Сергей Головатый заявил следующее:

- Очень желательно, чтобы в Совет Европы пришло официальное письмо, подписанное спикером Верховной Рады, в сопровождении постановления ВР, принятого 21 декабря прошлого года. Это первый формальный повод. Второй формальный повод - это резолюции и рекомендации ПАСЕ. Третье: на основании этих документов вполне реально технически передать в Совет Европы или в институции, где будут проводиться экспертизы, необходимые оригиналы материалов.

По мнению одной из авторов доклада по Украине - Ханны Северинсен, достаточность оснований для новых экспертиз - «очень деликатный вопрос». Госпожа Северинсен уточнила, что лично она располагает «только копией письма от парламентской следственной комиссии по делу Гонгадзе, полученной в Киеве лично в руки». Но, в ее понимании, Украина свою просьбу о помощи уже сформулировала.

Недоразумения с письмом от Сюзанны Станик, которое то ли получил, то ли не получил лорд Рассел-Джонсон, президент ПАСЕ, внесли дополнительную неясность. Сам лорд трижды заявил на пресс-конференции, что письмо от Станик получил. В Украинском постпредстве уточняют, что, видимо, господин Рассел-Джонсон «принял технические разъяснения Минюста по экспертизам» за письмо-согласие на новые экспертизы.

Из западных политиков мало кто поверил, что Рассел-Джонсон не умеет читать. Его репутация достаточно высока. К тому же, у всех свежа в памяти история с письмом по поводу апрельского референдума от Рассела-Джонсона Леониду Кучме, которое неправдоподобно долго искало своего адресата. И даже если в этот раз в нюансах не разобрался президент ПАСЕ, а Сюзанна Станик действительно никого ни о чем не просила, Запад однозначно поверил Расселу-Джонсону.

«Не выдавать майора Мельниченко»

Наверное, самые горячие споры разгорелись вокруг рекомендации не выдавать майора Мельниченко украинским властям и предоставить ему политическое убежище, если он его попросит.

Депутаты Роман Зварыч и Олег Зарубинский активно проталкивали поправку, согласно которой Мельниченко мог бы оставаться за пределами Украины только в том случае, если записи окажутся подлинными. «Если же новая экспертиза подтвердит выводы экспертизы украинской, что эти записи - монтаж и фальшивка, Совет Европы окажется в интересном положении, прикрывая человека, который будет осужден за клевету», - пытался убедить парламентариев ПАСЕ Зарубинский. Но Ханна Северинсен стояла насмерть. И поправка не прошла.

Почему Совет Европы не считает нужным выдавать Мельниченко Украине в любом случае, разъяснил польский депутат Анджей Урбанчик: «Украина давно должна отменить возможность уголовного наказания за клевету. Во всем мире за клевету нужно отвечать, за это выплачивается штраф. Но людей в цивилизованном мире за клевету не отправляют в тюрьму. Одно из требований Совета Европы к Украине - как раз изменить Уголовный и Гражданский кодексы, чтобы, в частности, за клевету люди не попадали за решетку».

Дипломатия влияния

Совет Европы не может жестко обязать правительства стран - членов СЕ к тем или иным действиям. Тем не менее, как пояснил Александр Чалый, «юридическая природа рекомендаций предполагает, что исполнительные органы, в частности Украинское представительство, должны будут провести определенную работу».

Однако, помимо чисто юридических аспектов, резолюции ПАСЕ имеют серьезный политический смысл. Все те депутаты, которые съезжаются раз в три месяца в Страсбург, затем возвращаются в свои страны. И, в зависимости от увиденного и услышанного, формируют имидж той или иной страны у себя на родине.

Новый руководитель Украинской миссии в ПАСЕ Александр Чалый, безусловно, один из лучших дипломатов Украины. Но даже будь он лучшим дипломатом Вселенной, ему не убедить западных лидеров в том, что недостатки следствия по делу Гонгадзе не такие уж существенные. Что за совершенные сознательные следственные ошибки в стране, претендующей на статус демократической, никто не понес ответственности.

В эпоху Интернета и глобализации ни одну страну в мире уже не превратить в хутор за колючей проволокой. Очень важно, чтобы украинская политическая элита четко осознала: имидж Украины за рубежом формируют не миссии международных организаций и не скандальные публикации в западной прессе. Этот имидж формируется в Киеве, - как следствие конкретных действий конкретных украинских политиков.

Желание запутать, передернуть карты после того, как партия уже сыграна, только уменьшает доверие к стране, - а значит, и возможности перспективных совместных проектов, инвестиций, кредитов. Возможности вырваться в совсем другую жизнь.

Совет Европы четко заявил, что Украине выделено время до июня - то есть до слушаний по соблюдению всех обязательств перед СЕ. «Если украинские власти так и не сделают решительных шагов по улучшению ситуации, вопрос о санкциях возникнет однозначно», - заявил венгерский депутат Матяш Эрши. И это - не его личное мнение.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме