СНГ-каприз

11 декабря, 1998, 00:00 Распечатать

В репертуаре нашего родного парламента существуют «хиты», исполнение которых можно отслеживать, как и подобает настоящим ценителям «прекрасного», с партитурой в руках...

В репертуаре нашего родного парламента существуют «хиты», исполнение которых можно отслеживать, как и подобает настоящим ценителям «прекрасного», с партитурой в руках. К их числу, безусловно, относится рассмотрение вопроса о вступлении Украины в Межпарламентскую ассамблею СНГ. Время бессильно что-либо изменить в извечной тяге левых к прекрасному, то есть к МПА СНГ. Не менее устойчиво стремление НРУ вскрыть всю глубину их коварного замысла. Откроем «ноты» трехлетней давности (ноябрь 1995 год) и прочитаем: «левое соло» с фальцетом в сопровождении мелодичного хора мальчиков из Руха.

Аранжировка-98

Действительно, выступление лидера коммунистов Петра Симоненко с призывом немедленно вступить в консультативную, то есть очень безобидную, Ассамблею Содружества сопровождалось речитативом Ивана Зайца относительно утраты то ли государственного суверенитета, то ли чего-то там еще. Правда, по партитуре трехлетней давности в конце соло Симоненко предусматривается физический контакт между членами НРУ и коммунистами в районе парламентской трибуны. При этом с исторической неизбежностью должен пострадать орган обоняния и галстук Александра Ткаченко. В далеком 1995 году Александру Николаевичу, тогда еще первому заместителю председателя ВР, несколько испортили внешние данные в процессе выяснения отношений между радикальными левыми и не менее радикальными членами НРУ по поводу МПА. Но времена меняются. 13-й созыв парламента сменяется 14-м, и вроде бы депутаты те же, а былой экспрессии не наблюдается. И Симоненко уже не так хорош, теряет вокально-боевые навыки, да и Заец стал несколько другим, все больше статьями Конституции да устава МПА СНГ увлекается. Да и Ткаченко, после избрания спикером, стал еще более солидным и уже не позволяет себе поработать головой, то есть руками в нападении. Правда, аргументы противоборствующих сторон не изменились: МПА - это втягивание Киева в имперскую орбиту Москвы (НРУ) и без вступления в ассамблею невозможно культурное, экономическое и иное процветание Украины (коммунисты).

В свое время предлагался достаточно изощренный компромисс между этими диаметрально противоположными точками зрения. Кто-то предложил предоставить Украине экзотический статус в Ассамблее СНГ - член-наблюдатель. Вроде бы и суверенитет соблюдается (наблюдатель), однако и вступление произошло (член). Правда, наметившийся было в 1995 году хрупкий и нежный консенсус разрушил спикер Александр Мороз. Он задал сакраментальный вопрос, который на языке оригинала звучит следующим образом: «Чи може член бути спостерегачем?». Потрясающая до глубины души двузначность этого высказывания заставила парламентариев в 1995 году задуматься над особенностями международной жизни вообще и национальной - в частности. Консенсус ушел. Причем ушел надолго, потому что в 1998 году взаимопонимание относительно МПА СНГ так и не было достигнуто. Аранжировка рассмотрения этого вопроса стала более сдержанной, хотя и появились достаточно интересные нотки.

Вторичные следствия

Во-первых, выяснилось, что члены фракции «Громады» склонны торговаться со своими товарищами по левому блоку. В понимании громадовцев пролетарский интернационализм имеет швейцарский оттенок. Свои голоса за вступление в МПА СНГ они отдавали лишь при условии поддержки постановления ВР о создании специальной комиссии по расследованию обстоятельств задержания экс-премьера Павла Лазаренко в Швейцарии. Комиссия была создана, однако ассамблея, тем не менее, пока пролетела мимо Украины. Теперь спикеру Ткаченко придется ехать в Москву без такого приятного для многих левых багажа, как присоединение Киева к МПА. Открытый перевод отношений «Громады» с коммунистами на рыночные отношения по принципу «мы - вам, а вы - нам» чреват возникновением новой политической конфигурации в рамках парламента. Кроме того, решение Конституционного суда о неправомерности создания фракций ВР исключительно по партийному принципу может ускорить процессы расслоения депутатов-мажоритарщиков по новым депутатским структурам.

Во-вторых, надежды директора Всемирного банка по Украине и Белоруссии Поля Сигельбаума на быструю и безболезненную ратификацию парламентом кредитных соглашений между МБ и Киевом, скорее всего, не сбудутся. Лидер коммунистов Петр Симоненко пообещал от имени своей фракции блокировать ратификацию всех международных соглашений до победного конца, то есть вступления Украины в МПА. А Президент как раз 7 декабря направил на утверждение ВР кредитное соглашение с Всемирным банком относительно реконструкции Киева. Причем киевский мэр Александр Омельченко даже успел выразить надежду на позитивное решение этого вопроса до 25 декабря 1998 года. Ох уж эти мечтатели!

В-третьих, оказалось, что Президент Леонид Кучма не имеет четкой и определенной точки зрения по вопросу о присоединении Украины к МПА. Судя по выступлению представителя главы государства в парламенте Романа Бессмертного, позиция Кучмы полностью соответствует знаменитой концепции многовекторной внешней политики Украины. С одной стороны, надо стремиться интегрироваться в трансатлантические и европейские структуры, а с другой - непрерывно крепить стратегическое партнерство с Россией. И в случае с ассамблеей необходимо учитывать негативные и позитивные последствия вступления Киева в эту организацию. С одной стороны, Президент обращает внимание депутатов на многочисленные антиукраинские выпады ряда российских политиков, а с другой - понимает, что МПА СНГ - это не только парламент России. Очень толерантная и даже в некотором роде консенсусная точка зрения. Понятно, что перед президентскими выборами Кучма пытается одновременно заигрывать как с пророссийски настроенной частью восточного электората, так и с избирателями западных областей. Вот и получается многовекторное отношение к проблеме МПА. Если исходить из гипотезы, что НДП является в какой-то мере креатурой исполнительной власти в ВР, то в конечном итоге глава государства не оченьто и желает вступления в ассамблею. Например, представитель «так называемых народных депутатов» (выражение Александра Ткаченко) Юрий Сахно просто в открытую сказал: не место Украине в МПА. А как же многовекторная политика? Чует сердце, что в НДП идут тектонические процессы минимум по трем направлениям и уходом из «семьи демократов» газотрейдеров дело не закончится.

Public relations

Можно сказать, что рассмотрение вопроса о МПА является своего рода извращенной формой public relations депутатов. В связи с рассмотрением бюджета на 1999 год необходимо сменить темп политической жизни и потолковать о простых и доступных каждому идеологеммах: о повышении минимального размера пенсий, о вступлении в Межпарламентскую ассамблею СНГ и вообще о жизни. Такие «пиаровские штучки» (профессиональный сленг имиджмейкеров) способствуют то ли единению с народом, то ли осознанию своего места и роли в истории отдельного избирательного округа. Да и само принятие бюджета-99 в первом чтении, которое произошло в аккурат после рассмотрения вопроса об МПА, должно акцентировать внимание на исключительной политической целеустремленности депутатского корпуса. Дескать, и политикой занимаемся, и конкретные задачи решаем. Кроме того, в самом тексте несколько загадочного постановления по этому вопросу (не совсем понятно, что же в конце концов приняли парламентарии - то ли бюджет, то ли поправки бюджетного комитета) умело вмонтированы типичные для ВР «пиаровские» сюжеты.

Например, не многие до конца осмыслят бюджетную интригу между парламентом и правительством, однако практически все обратят внимание на создание специальной следственной комиссии ВР, которая должна проверить обоснованность механизма ценообразования на природный газ и нефть, которые поставляются в Украину. Образование следственной комиссии предполагает и заслушивание отчета о ее работе. Что может быть более благодатной темой для размышлений в слух, чем махинации на нефтегазовом рынке? Разве что расследование участия Пустовойтенко в деле о реконструкции Дворца «Украина».

Да и межпарламентское взаимодействие с Россией в документе нашло свое отражение: спикеру Ткаченко поручено обратиться к своему коллеге Геннадию Селезневу с просьбой сформировать аналогичную комиссию Госдумы. Вот вам и МПА СНГ в миниатюре. Не хватает только Бориса Абрамовича Березовского и теории о формировании свободной экономической зоны на территории Содружества.

P.S. Можно сказать, что традиционные парламентские бои по поводу вступления Киева в МПА засвидетельствовали наличие примерного паритета сил относительно чисто политических вопросов, рассматриваемых в ВР. Кроме того, парламентарии уже не пускают в ход грубую физическую силу, что свидетельствует то ли о возросшей политической культуре депутатов, то ли об утрате былого политического темперамента.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно