ШАНСЫ И НЮАНСЫ ПРЕЗИДЕНТА

28 мая, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №21, 28 мая-4 июня

Последние дни в Украине были суперпартийными. Итогом великого множества форумов стали полтора десятка кандидатов в президенты...

Последние дни в Украине были суперпартийными. Итогом великого множества форумов стали полтора десятка кандидатов в президенты.

Процедура выдвижения была непростой. Во-первых, потому что уж очень знакома кандидатская обойма, но каждый из них далек от идеала того общенационального лидера, который был бы хотя бы мало-мальски понятен народу, не говоря уже о том, что любим им же.

Во-вторых, многие партийцы действовали по чисто математической схеме: объявляя одного, а в уме имея другого. Все-таки денег придется потратить много, есть возможность в ближайшие месяцы теснее познакомиться с прокуратурой, милицией, налоговиками и иже с ними. Мало ли в стране специалистов, способных «помочь» процессу «подправки» коллективных идеологических установок и индивидуальных практических порывов. А посему надо же иметь хоть небольшую надежду «отбить бабки» с вероятным победителем.

С другой стороны, всем предстояло решить триединый вопрос: что делать с Леонидом Кучмой, кого предлагать (если предлагать) ему взамен и что нового «новый» способен, грубо говоря, предложить стране в политическом и экономическом плане.

С Л. Кучмой (которого уже объявили лидером гонки), как ни странно, по-прежнему все одновременно и просто, и архисложно. Он, как и ожидалось, говорит о «продолжении рыночных реформ», об «укреплении демократических основ», о «многовекторности внутренней и внешней политики» и т.д.

Однако у Президента есть свои нюансы в предвыборной гонке и в отношении к ней разных субъектов политической жизни страны. Первый из них заключается в таинственных намеках относительно его указа о парламенте, который, дескать, появится сразу же после повторной победы. Многие в Украине привычно всполошились: мол, опять грозит роспуском. Но как по мне, то, учитывая удивительную способность Л.Кучмы доводить любое начатое дело до результата, прямо противоположного задекларированному, ничего страшного в этих словах нет. Обыкновенная угроза, граничащая с политическим блефом: мол, попробуете бузить - ужо я вам!

К тому же, по поводу роспуска Верховной Рады уместно вспомнить прошлогодние слова одного их депутатов-победителей, слегка «поиздержавшегося» на встречах с благодарными избирателями. В апреле 98-го, как помните, очень популярной была тема отмены результатов выборов, так как почти все побежденные заявили, что имела место масштабная фальсификация. И доказав ее (что было, в принципе, проще простого), Президент, естественно, тоже недовольный итогами, действительно, мог отменить выборы. Но поскольку для многих, по слухам, цена победы достигала ни много ни мало - 1 миллиона долларов, то упомянутый депутат прямо в Центризбиркоме заметил: «Пусть только попробует отменить - его самого «отменят»...

Вторая особенность в том, что Л.Кучма собирается на самом деле бороться до конца и многие готовы до конца его поддерживать. Экс-президент Украины Леонид Кравчук еще на мартовском съезде движения «Злагоды» изящно и афористично сказал, что действующий Президент, мол, «не тот человек, который кладет яйца в разные корзины», а следовательно, властью делиться ни с кем не собирается.

И вот здесь-то и вырисовывается третий и, по-моему, очень немаловажный нюанс, а именно - насколько продуктивно умение действующего главы государства управляться с «яйцами», насколько его готовы поддерживать в этом даже ближайшие соратники и способствуют ли успеху внутренние и внешние факторы. Простейший анализ, обращенный в недалекое прошлое, свидетельствует, на мой взгляд, о том, что поводов для «политической мигрени» у Леонида Даниловича предостаточно и что виноват в этом он сам. О его нерешительности и двойственности принятых решений я не говорю - это, что называется, притча во языцех. Однако и среди последних решений Президента есть два, способные свести его предвыборные усилия к нулю.

Перед тем, как пригрозить парламенту роспуском, Л.Кучма подписал указ об административной реформе и даже объявил, что сокращает численность министерств с 21 до 18, подчинив оставшимся деятельность всех ранее самостоятельных комитетов. И хотя гарант конституционных прав сразу же «исправился», заявив встревоженным чиновникам, что они могут не беспокоиться и работать в прежнем режиме, все равно получилось, что именно тогда он посягнул «на святое». На главную опору режима - многочисленное чиновничество, на управленческий аппарат всех уровней, сладко спавший и вкусно евший в разоренной стране, не ведая перебоев с зарплатами и доплатами «за выдающиеся заслуги».

Следовательно, любой другой кандидат в президенты, хотя бы на словах обещающий чиновникам сохранить статус-кво и уберечь от сокращения (это суть административной реформы), автоматически становится их новым «отцом родным». И кто гарантирует, что, клянясь в верности нынешнему Президенту, чиновники не будут подыгрывать его сопернику? Да никто. Что косвенно и подтвердил после упомянутого съезда «Злагоды» тот же Л.Кравчук, по 1994 году отлично знающий цену верноподданничества родной номенклатуры. Леонид Макарович, продолжая орнитологическую тему в описании действительности, заявил, что, мол, «есть люди, которые кладут яйца в три корзины, а еще по два яйца носят в карманах»...

И чиновники в то время действительно рьяно бросились подтверждать слова Кравчука. Одни из них - в исполнительной власти - начали ретиво выполнять другое решение Президента о повышении тарифов на жилищно-коммунальные платежи, на проезд в общественном транспорте и даже аннулировали студенческие льготы на это дело. Популярности в народе Л.Кучме это не прибавило, несмотря на все его усилия смягчить ситуацию отменой собственных решений, объяснениями того, что этого, мол, требуют МВФ и Всемирный банк, чьи кредиты нужны стране, как воздух. Дело было сделано. А многие чиновники поспешили отмежеваться от непопулярных шагов Л. Кучмы. Даже его экс-советник, ныне председатель Конституционного суда Иван Тимченко, комментируя решение КС об отмене парламентского моратория на повышение тарифов, заявил: дескать, мы только восстановили конституционные нормы, а повышать или не повышать цены - это прерогатива исполнительной власти. Согласитесь, при внимательном рассмотрении звучит как «умываю руки»...

Другие чиновники - в парламенте - «аннигилировали» в законе о выборах Президента сам грандиозный факт появления «Злагоды», записав, что общественные организации и движения не имеют права выдвигать собственных кандидатов в президенты. И голосовали за это многие из тех, кто потом пировал на «Злагоде» во дворце «Украина». То есть, просматривается та же позиция номенклатуры - и нашим, и вашим, а там посмотрим. А то, как потешались над съездом «Злагоды» в парламенте, то, что в «Украину» не пришли не то что левые, но даже многие правые претенденты на президентский пост, только подтвердило напрашивавшийся вывод: форум вместо объединения номенклатуры засвидетельствовал ее раскол.

«Подсуропили» Л. Кучме и МВФ со Всемирным банком. Ведь именно по требованию «Госплана на Потомаке» он провозгласил и поход на чиновников, и повышение тарифов в обмен на кредиты. Казалось бы, раз для МВФ и ВБ наш Президент - символ реформ, то до выборов можно было бы и не требовать выполнения непопулярных решений, а просто так дать немножко денег - «на продолжение реформ». Ан нет - дожали свое да еще и пообещали так мало, что даже выдай они всю сумму по программе расширенного финансирования (EFF) не за два года, как предусмотрено, а за раз (2,25 млрд. долл.), то все равно не хватит, чтобы спасти страну от внутренней социальной и внешней - по кредитам - задолженности в 14 млрд. долл. А это, по некоторым данным, сумма заниженная...

Однако на выплату текущих платежей по обслуживанию внешнего долга траншей хватит - и МВФ этим успокоился. И его можно понять. Для него главное, чтобы реформы шли по его сценариям, а кто персонально ими будет руководить - вопрос второго плана. А для Л. Кучмы - это проблема первостепеннейшая, так как, похоже, в МВФ и ВБ отказались от «личностного фактора» в украинских реформах. И действующий Президент Украины для них - уже не такой единственный свет в конце темнющего украинского тоннеля. Следовательно, возможны рокировки.

А поскольку кредиты МВФ и ВБ действительно нужны нищающей Украине, то номенклатура, например в парламенте, опять поступила двойственно. Поломав столько копий, наговорив друг другу гадостей на любой вкус во время парламентского обсуждения Меморандума о сотрудничестве с МВФ, депутаты тем не менее документ «не зарезали». А один пункт постановления ВР по этому вопросу так просто до сих пор поражает: привести Меморандум в соответствие с Конституцией. То есть, если залезать в долговую яму не по Основному Закону, то нельзя, а если конституционно - то сколько угодно...

Как по мне, то это поразительное «законопослушание» депутатов объясняется очень просто: все той же безысходностью ситуации в стране и стремлением продлить свое более-менее комфортное пребывание на Родине - не все ведь смогут «слинять» сразу, да и не всех «там» ждут. Вот прагматики (назовем их так) покочевряжились, дали коммунистам поораторствовать, подтвердив этим факт наличия «левой угрозы», а затем приготовились получать новые кредиты. И, возможно, тратить их уже с новым «хозяином» и в полной уверенности, что осенью он придет и сможет пустить транши не только на проедание, но и на оживление экономики, на ее модернизацию, структурную реорганизацию и т. д. и т. п. А для Л.Кучмы это, повторюсь, означает одно - со счетов его скинула и часть номенклатуры. Невзирая даже на страх увольнения.

В итоге Леонид Кучма остался один на один с партиями, которые официально подтвердили (или еще подтвердят) готовность поддержать его кандидатуру. Хотя бы потому, что многие из них элементарно боятся победы левого кандидата. И вот тут обнаруживается главный нюанс взаимоотношений Президента с партиями. Все дело в том, что Леонид Данилович сам никогда серьезно и по-деловому никакую партию поддерживать его, быть политической опорой и одновременно равноправным партнером не просил. Даже наоборот - это многие партии пытались «подпереть» Президента в обмен на дивиденды, министерские кресла, льготное налогообложение для «держателей» партийных касс и т. д. Именно поэтому имеющая место «схватка гигантов» - НДП и СДПУ(о) - за близость «к телу» и воспринимается скорее не как смена идеологии, курса страны или политических партнеров, а как банальная смена фаворитов-временщиков, борьба олигархов за прибыль, получаемую от близости с властью. Косвенно это подтвердил и сам лидер раскольников в НДП Анатолий Матвиенко, когда публично обвинил видного социал-демократа Григория Суркиса в том, что бизнес-структуры того «пасутся» и хотят еще больше пастись на поле льготного налогообложения в обмен на поддержку Л.Кучмы. При этом г-н Матвиенко, правда, скромно умолчал о том и о тех, кто до этого пасся на этом поле и тоже хотел еще большего. Всем давно стало понятно, что Матвиенко со товарищи элементарно просчитались. Вернее, не рассчитали свои силы и пали жертвой давно подтвержденного историей правила: тот, кто стремится к полной монополии, от этого стремления и погибает. И то, что Суркис и К о оказались оборотистее Матвиенко и К о , - это проблема последних. Однако поведение А. Матвиенко, как по мне, все равно вызывает положительные эмоции и уважение хотя бы в плане прозрения: лучше поздно, чем вообще никогда. Кроме того, события на последнем съезде НДП окончательно засвидетельствовали раскол в партии по одному признаку - отношению к ныне действующему Президенту.

Справедливости ради стоит заметить, что групповой выход из партии власти А.Матвиенко со товарищи, на мой взгляд, несколько реабилитировал номенклатуру. Возможно, не вся она такая уж безропотная и покорная. Есть надежда, что часть ее готова служить не только режиму и самой себе, но и думать о перспективах страны. А это особенно важно еще и потому, что без номенклатуры, без бюрократии не может обойтись ни один режим - ни авторитарный, ни демократический. Чиновники нужны всем.

Кучма же стал жертвой несоблюдения еще одного мудрого закона политика: не давать советов дуракам, но и самому дурацких советов не слушаться. А Леониду Даниловичу, не исключено, все же насоветовали держаться подальше от партий, использовать их только чисто функционально: как сборщиков подписей, но ничего никому не обещать. Более того, убеждать всех, что если они не хотят снова пожить при коммунизме, то должны и обязаны объединяться «под Кучмой» безо всяких условий и противостоять «красному реваншу». При этом аналитики и практики из президентского окружения действительно так «потоптались» по правому сектору политических сил, что от него остались воистину ошметки. И собрать его воедино, наверное, уже не удастся ни одному правому кандидату. Ни Евгению Марчуку, который, по общему мнению, «засиделся» в политиках-теневиках. Ни Л.Кучме, несмотря на его попытки создать «управленческо-политический холдинг», разыграть карту коалиционного правительства, пригласив туда потенциальных сторонников и раздав им кресла министров в обмен на поддержку своей кандидатуры. Заявления Президента о том, что в правительстве В.Пустовойтенко возможны кадровые изменения, свидетельствуют в пользу этой гипотезы. К решительности Л.Кучму может подтолкнуть и пример Б.Ельцина, уволившего Е.Примакова. Однако в силу обозначенного выше поведения номенклатуры может так получиться, что вместо действенного коалиционного правительства Украина получит очередное аморфно-бездеятельное сборище лоббистов, пекущихся об удовлетворении собственных сиюминутных интересов, а не о перспективе для страны.

Левый политический лагерь тоже расколот амбициями лидеров. Но, тем не менее, дела там обстоят получше, чем у правых. Александр Мороз не так давно на встрече в парламенте с польскими журналистами сообщил две небезынтересные вещи. Во-первых, по его данным, в рейтинге популярности украинские коммунисты и социалисты набирают по 24% симпатизирующих, а сторонники истинной (партия Юрия Буздугана), а не «объединенной» (Григория Суркиса - Виктора Медведчука) социал-демократии - еще 15%. А следовательно, в случае объединения левых под единого кандидата и обеспечения ими контроля за подсчетом голосов, устраняющего возможность его фальсификации, они побеждают уже в первом туре. Во-вторых, по словам А.Мороза, левые еще раз вернутся к теме единого кандидата в июне-июле, когда собранные подписи в поддержку левых выдвиженцев покажут, кто из них есть кто. А в пользу левых могут сыграть и протестные настроения обнищавшего электората, готового голосовать не за кого-то, а против нынешней власти.

К тому же, есть еще Александр Ткаченко, в президентских претензиях которого многие не сомневаются. СелПУ Сергея Довганя готова выдвигать его уже сегодня на съезде, а участие председателя парламента в президентской гонке может свести на нет все надежды президентского окружения, хорошо помнящего завет Сталина о том, что важно не то, как голосуют, а то, как считают. Под рукой у Ткаченко окажется полуразрушенная вертикаль местных Советов, которые могут помочь проконтролировать практически все избирательные участки в стране. Сам афористично-непонятный Александр Ткаченко уже как-то загадочно заметил, что «будущий президент Украины сидит в этом зале» (имелся в виду сессионный зал ВР). А что если этим он намекнул Леониду Даниловичу, что, мол, «шановный», вы - еще Президент, но уже не депутат. Или еще такой вариант разгадки - обращенный ко всем вероятным соперникам перефраз Крылова-Кравчука: друзья, куда вы яйца не кладите и как при этом не садитесь, а в музыканты, то бишь, извините, в президенты не годитесь. А Александр Николаевич, между прочим, тоже гордится «дружески-деловыми» отношениями с действующим Президентом и предупреждает всех, что поссорить его с ним никому не удастся...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно