ПРОЙТИ ПО ЛЕЗВИЮ БАЛКАНСКОГО НОЖА

26 марта, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №12, 26 марта-2 апреля

Посредничество в урегулировании международных конфликтов для любой страны является свидетельством признания ее политической значимости...

Посредничество в урегулировании международных конфликтов для любой страны является свидетельством признания ее политической значимости. А уж если это посредничество оказывается удачным и приводит к конкретным результатам, то рейтинг государства, занимавшегося увещеванием конфликтующих сторон, на определенное время серьезно подскакивает. Украина всегда мечтала в мировом разделении политического труда занять нишу посредника. И это понятно, поскольку наша страна не имеет значительного экономического или военного потенциала, для того чтобы влиять на происходящие в мире события в этих двух сферах. Но она имеет статус нейтрального государства, выгодное геополитическое положение, а, кроме того, не является страной, однозначно заангажированной на условные центры биполярного мира - Вашингтон или Москву. Поэтому потенциально может себя проявить именно в сфере посредничества.

Официальный Киев неоднократно предпринимал попытки посредничества в урегулировании конфликтов на территории бывшего Советского Союза. Однако не то неразрешимость противостояния на данном этапе, не то неквалифицированность действий украинских политиков как посредников привели к малой эффективности отечественных посреднических действий. Но несмотря на это, украинская исполнительная власть не отказывалась от попыток стать универсальным «разводящим». Даже во время визита в Палестину Леонид Кучма предлагал услуги Украины в решении ближневосточного противостояния. Не нова также и идея привлечения Украины как посредника в урегулировании конфликтов, возникавших в разных частях бывшей Югославии. Об этом несколько лет назад заявляли как Борис Тарасюк, так и Константин Грищенко. Но ни Штаты, ни Россия, ни ведущие страны Западной Европы всерьез не воспринимали украинские возможности в этом отношении. И, думается, они были правы.

Но на этой неделе, как это ни кощунственно звучит, звезды для украинской дипломатии сошлись удачно. Президент Кучма объявил о возможности своего личного участия в урегулировании ситуации между Белградом и Косово, но на этот раз инициатива Украины не относилась к разряду поступков самовыдвиженца. Сыграть одну из посреднических ролей по урегулированию югославско-натовского конфликта Киеву предложил Запад, а точнее - премьер-министр Канады Кретьен во время разговора с Президентом Леонидом Кучмой. Есть все основания полагать, что канадский премьер действовал не от своего имени, а по согласованию с Вашингтоном и руководством стран, принимающих активное участие в бомбардировках Югославии.

Некоторые горячие головы поспешили трактовать предложение Запада как один из возможных для официальных властей шагов по поддержанию Леонида Кучмы на пути к второму сроку президентства. Вряд ли страны НАТО руководствовались именно этим. Можно предположить, что, предлагая Украине мобилизовать свои дипломатические возможности, представители альянса преследовали две цели. Дело в том, что Россия, как страна, пытавшаяся склонить Милошевича к подписанию мирных договоренностей, оказалась слишком заангажированной на одну сторону и ее усилия не принесли результатов. Поэтому появилась необходимость найти страну или группу стран (что совсем не исключено) для вливания свежих дипломатических сил, способных сдвинуть переговорный процесс в регионе военных действий. Ведь бомбардировки не будут продолжаться вечно. Возможно, кое в чем и правы те политологи, которые утверждают, что балканский конфликт во многом искусственно поддерживался странами - членами НАТО, в том числе и для оправдания существования самого альянса. Но видимость миротворческого процесса создавать все равно нужно...

Второй причиной, побудившей Запад обратиться к Украине, стало желание разбить создающийся союз стран, выразивших свой протест действиям НАТО в Югославии. Ведь заявления Украины, России и Белоруссии относительно нанесенных бомбовых ударов не особенно разнились между собой в главном: НАТО не имело права без решения Совета безопасности ООН применять силу в отношении суверенного государства. Предложив Украине посредничество в данном конфликте, Запад нейтрализовал Киев. С их точки зрения, это был весьма разумный шаг. Но дело в том, что и Украине он никак не сможет повредить. Ведь принимая участие как государство-посредник в переговорном процессе, Украина не теряет ничего, даже если не добивается каких-то конкретных результатов. Все помнят, что на Милошевиче поломались и не такие опытные переговорщики, как украинские дипломаты. Перед его упрямством и самодурством спасовали американцы, французы, россияне, британцы. Если же ситуация хоть на сантиметр сдвинется в сторону возможности мирного урегулирования и подписания определенных договоренностей, то Украина будет на коне, и это можно лишь всячески приветствовать.

Можно предположить, что действия Украины как посредника не отразятся негативно на отношениях Киева и Москвы. Украинская сторона, получив предложение Кретьена, обсудила его с российским МИДом и никаких возражений не услышала. После переговоров Бориса Тарасюка с министром иностранных дел Югославии Йовановичем, а также контактов премьер-министра Украины Валерия Пустовойтенко с послом Югославии Дапчевичем посредническая роль Украины стала более чем реальной. Рассмотрение в Верховной Раде программы НАТО, проходящее для ее апологетов в самое неприятное время, задержало, но не отменило полет в Будапешт министра иностранных дел Бориса Тарасюка и министра обороны Александра Кузьмука. Из этого города они своим ходом будут добираться до Белграда. Предположительно целью их визита в Белград являются переговоры с Милошевичем, о его встрече с Леонидом Кучмой - 31 марта. Скорее всего, если эта встреча состоится, то именно в этот день, поскольку 30 марта Леонид Кучма отправляется с ранее запланированным визитом в Словению.

Правда, неизвестно, где именно могут встретиться Кучма и Милошевич, ведь нет уверенности в том, что самолет Президента Украины сербские партизаны, засевшие под Белградом, не примут за натовский, поэтому риск встречи в Белграде для Леонида Даниловича достаточно велик. В связи с этим не исключено, что встреча может пройти в одном из нейтральных или сопредельных государств.

Посредническая миссия Украины, при условии, что она не захлебнется из-за несговорчивости Милошевича после визита двух наших министров в Белград, сможет принести значительные дивиденды не только для международного имиджа нашей страны, но и лично для Президента Леонида Кучмы. Во-первых, в случае конкретных действий ему будет что противопоставить Верховной Раде, порождающей массу как взвешенных, так и провокационных заявлений. Во-вторых, он сможет привлечь к себе более пристальное внимание поостывшего Запада. И в-третьих, впервые на саммите СНГ, который планируется провести 1 апреля, основное внимание к себе привлечет глава украинского, а не российского государства. Надо полагать, к тому времени события в Югославии не сойдут с первых полос газет и не упадут в рейтингах телевизионных новостей. Именно поэтому внимание прессы в случае, если накануне состоится встреча с Милошевичем, будет приковано к Леониду Кучме. Значение всех этих моментов для предвыборной кампании в комментариях не нуждается. Впрочем, равно как и в преувеличениях.

Кроме того, не исключено, что после действий НАТО, выходящих за все пределы международного права, на саммите СНГ встанет вопрос о расширении и активизации оборонного союза Содружества. Украина как страна-посредник в урегулировании конфликта будет иметь все основания уклониться от принятия активного участия в дискуссии по этому поводу.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно