«ПРОМIНЬ» ЖИЛ, «ПРОМIНЬ» ЖИВ, «ПРОМIНЬ» БУДЕТ ЖИТЬ?

5 июля, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №27, 5 июля-12 июля

Всем известный второй канал Украинского радио, называемый «Промiнь», переживает уже не первую структурную реорганизацию...

Всем известный второй канал Украинского радио, называемый «Промiнь», переживает уже не первую структурную реорганизацию. Одна из популярнейших программ, которая когда-то начинала революционные преобразования после эпохи застоя и всеобщей цензуры, сегодня вновь «на распутье».

Если пять лет назад это был молодежный канал, для людей, которые прежде всего слушают по радио музыку, и лишь постольку-поскольку - информацию и новости спорта, то сегодня судьба «Променя», а точнее, наполнения его программ решается во многих кабинетах. И не только на территории Национальной радиокомпании Украины, Гостелерадио, но также и в зале заседаний Верховного Совета. Многим людям, не посвященным в таинства «кухни» радиопроизводства, наверное, кажется, что «Промiнь» - это «золотое дно» для рекламодателей и рекламопроизводителей.

Если попытаться «вникнуть» в этот процесс, мы с удивлением обнаружим, что подобные предположения - просто миф.

На самом деле, «Промiнь» существует по большей мере лишь за счет того, что здесь работают профессионалы, для которых радиоэфир - это жизнь. Используя слова известной песни, можно сказать: что такое «Промiнь»? Это - люди.

Среди тех, кто когда-то проводил в жизнь революционные преобразования на втором канале УР, кто сидел перед микрофоном в панорамных программах «З ранку до полудня» - нынешний вице-президент Национальной радиокомпании Украины Виктор Иванович НАБРУСКО.

Наша беседа началась именно с воспоминаний и сравнений «этого» и «того» «Променя».

- Когда-то «Промiнь» работал по системе «Маяка»: выпуск новостей и 25-минутный концерт, впоследствии, при вашем участии в числе группы «энтузиастов» эфира, он приобрел свои черты. Сейчас он вновь видоизменяется. Ради чего?

- Вообще, по поводу аналогий, хотел бы уточнить: копия всегда хуже любого оригинала. В самом деле, когда мы проводили в конце 80-х свои поиски нового «лица» «Променя», мы не пытались отойти от формата «Маяка». Мы и не были в его формате, поскольку были значительно хуже в информационно-политическом вещании.

Мы стремились осуществить «прорыв» в информационно-музыкальном вещании, поскольку именно здесь можно было экспериментировать. Мы сформировали новую стилистику, и, можно сказать, основали новую «школу», идеология которой в том, что мы теперь называем персонификацией эфира. Это было необходимо, чтобы вдохнуть жизнь в эфирное пространство, чтобы в нем появились личности, живые ведущие. И это действительно было интересно, нестандартно, живо и по-новому. В основном это было в прямом эфире.

Если учесть изменения в общественно-политической жизни страны, это было адекватно тем изменениям. А для Украины это было просто «революцией» в эфирном пространстве, когда депутаты проводили свои дебаты в прямом эфире, не смягчая остроту полемики.

В отношении музыкальных программ - появилась по-настоящему новая украинская музыка, песни попадали в эфир, не ожидая в долгой очереди художественного совета, и это было оправдано. Я считаю, что «Промiнь» того времени - это начало по сути нового украинского радио, со своей стилистикой. В истории 10 лет - одно мгновение, но в истории радио Украины - это начало новой эпохи.

Сравнивая ее с сегодняшним «Променем», я не хотел бы переносить те традиции на нынешнее время, но исходить из диалектического понимания всех общественно-политических процессов, происходящих вокруг.

Радио - такой же живой общественный организм, это - феномен политический. Понятно,что то, что происходило и происходит в стране, отражается на масс-медиа, адаптируется в новых условиях, выражает интересы и настроения общества. Те изменения, которые происходят сейчас в стилистике «Променя» - в моем понимании - в том, чтобы буквально из музыкально-развлекательного молодежного канала создать в какой-то степени общественно-политический.

На мой взгляд, мы не имеем морального права сегодня использовать национальный канал только лишь для музыки и развлечений. В том числе и для молодежи. Хотя аудитория «Променя» ею не ограничивается. Нас слушает и взрослое население Украины. Это - действительно многомиллионная аудитория, и, имея такую мощную сеть круглосуточного вещания, мы должны ее использовать как можно более рентабельно.

- Таким образом, «Промiнь» начнет выполнять некоторые функции, которые раньше были прерогативой исключительно первого канала?

- Скажем, так. Но в отличие от первого - общенационального, общенародного и общеполитического, мы будем соблюдать баланс интересов слушателя, добавим немного общественно-политического, но без сомнения оставим стилистику молодежную, чтобы сохранить аудиторию.

- А как это возможно, когда начинается политизация, когда популярные передачи исчезают из эфира в привычное время?

- Все зависит от ведущих, от авторов, от тех, кто сегодня работает на «Промені». Это уже профессиональная «кухня», поскольку здесь так называемая «пропагандистская» миссия должна выполняться иными методами. Если на первом канале мы обсуждаем Конституцию, слушаем выступления специалистов по этому поводу, то на втором слушателя тоже интересует, какие процессы сегодня происходят в экономике, как развивается государство, какие изменения в общественно-политической жизни. Обратите внимание, насколько сегодня политизировалось и «наэлектризовано» студенчество: заканчивая институты и университеты, молодежь не имеет никаких гарантий трудоустройства. Слава Богу, что интеллект уже становится товаром, но в каких условиях все это происходит!

Огромной массе молодых специалистов для народного хозяйства сегодня приходится думать, как далее «вложить» свою голову. Самое сложное и страшное, что сегодня переживает наше общество, - это формирование мировоззренческих позиций. Сегодня мы никому из наших зарубежных коллег и партнеров по работе не можем объяснить, какую функцию выполняет национальная радиокомпания для страны. Это - абсолютно новая миссия для нас. Когда люди не имеют уверенности в себе, когда вокруг все меняется - возникают новые взгляды, новая интеграция в новом мире с новыми идеалами.

Не нужно понимать буквально: мы должны найти форму, которая поможет молодежи сориентироваться в сложных процессах современной жизни, с помощью социологов и психологов постичь их сущность. По форме это должно кардинально отличаться от первого канала.

Поэтому переориентацию «Променя» мы осуществляем абсолютно сознательно. В этой связи я хотел бы поставить под сомнение некоторые предложения, которые обсуждаются нашими законодателями - имею в виду так называемое «акционирование» второго канала и превращение его в закрытое акционерное общество, оставив общенациональным только первый канал. Я считаю такой подход необоснованным и, наверное, вредным для нашей общественно-политической жизни, для формирования мировоззрения и общественного мнения.

Я просто убежден, что опыт многих посткоммунистических государств, в частности Чехии, Румынии, Польши, это подтверждает. Там сетка вещания составляет три общенациональных канала, которые выполняют подобные функции. Есть, конечно, некоторые различия, но в основном все объемы сохраняются.

Сегодня для Украины функции, которые выполняет Национальная радиокомпания, и в частности «Промiнь», - чрезвычайно ответственно и важно. Это - серьезные государственные задачи, происходит формирование новой идеологии.

- И все-таки, кто принимает окончательное решение, кто решит судьбу «Променя»? Может ли на это влиять Радиокомпания, Гостелерадио?

- Безусловно, всеми возможными средствами мы стараемся влиять. Ведь тут идет речь и о судьбе третьего канала. Думаю, его ликвидация и акционирование второго - только во вред интересам государства и общества. Я заявляю это, учитывая весь опыт своей работы на государственном радио. Это - вопрос исторического и политического характера. Легко разрушить то, что «нарабатывалось» с таким трудом. Я - за плюрализм мнений в эфире, пускай будет много различных радиостанций. Но сегодня они в большинстве случаев по своему профессиональному уровню не являются конкурентами национальным каналам радио в силу определенных причин. Конкуренция заставляет двигаться вперед.

В сегодняшней ситуации мы в хорошем смысле - монополисты в радиоэфире Украины. И если мы разрушим то, что создали, наши коллеги из коммерческих станций по объективным причинам не смогут возместить этого.

По поводу определения прессы как «четвертой власти», «оппозиции» у меня тоже есть сложившееся мнение. Оппозиция может быть только конструктивно-созидательного позитивного характера. Если сегодня наши властные структуры еще только становятся на ноги, то какой оппозицией может быть по отношению к ним пресса? Любая критика должна быть с социально-положительной энергией. Мы не должны воздействовать на эмоции, вызывая негативные. Критика должна быть сопряжена с разумным анализом и иметь серьезные аргументы.

- Если бы вам предложили сейчас поставить оценки радиоканалам, учитывая их специфику, какой была бы оценка «Променя»?

- Как человек, причастный к его работе, я не имею права это делать, но могу сказать, что профессиональный уровень нашего национального радиовещания, не разделяя и не сравнивая каналы между собой, высокий.

И всем я бы поставил четверку с большим плюсом. Наша журналистика - по-настоящему интересная, исследовательская, с элементами поиска, анализа, с соответствующими эмоциональными выразительными средствами.

В творческом плане нам не следует комплексовать и продуцировать «вторичность», а заявить честно и открыто: мы имеем нормальный профессиональный уровень журналистики.

- Виктор Иванович, давно ли вы сидели в эфире перед микрофоном в качестве ведущего?

- С тех пор, как стал вице-президентом, не был, это - почти год.

- Если бы сейчас пришлось, какую программу вы бы выбрали?

- С удовольствием поработал бы как журналист в любой передаче на общественно-политическую тематику - в сфере экономики и политики, чем я раньше занимался, а также - в информационных программах.

- Чем вызваны перемещения и совмещения информационной службы, и замена передач «Променя» на программы первого канала?

- Это связано с поиском новой стилистики, о котором я уже говорил. Есть масса вариантов совмещения общественно-политического, информационного с молодежным вещанием. Кроме того, идет рационализация работы информационной структуры радиокомпании.

- С какой целью «Промiнь» транслируется в диапазоне «FM»? Не будем ли мы «белой вороной» среди коммерческих станций?

- На фоне той стилистики мы будем выглядеть каким-то журавлем, мощно парящим над всем тем «грохотом», что раздается в диапазоне «FM». Конечно, тут следует учитывать психологию восприятия автомобилистов, и поэтому я всегда говорю,что здесь на общественно-политические темы нужно готовить короткие комментарии, экспресс-социологические опросы - в этом и заключается новая идеология «Променя». Обязательным условием остается учет специфики аудитории.

- Нет ли в этом плане опасности утратить рекламодателей?

- Ни в коем случае! Это - тема для отдельного разговора.На мой взгляд, то, что сейчас происходит, должно привлечь большее количество рекламодателей. Здесь появляется экономическая, «прагматическая», соответственно «бизнесовая» информация - эти мотивации были учтены.

- Как вы смотрите в будущее «Променя» - оптимистично или сосредоточенно на одном уровне?

- Сейчас невозможно «закрываться», в течение последних 10 лет произошли такие кардинальные изменения в вещании, в работе средств массовой информации! Это - тот феномен, который адекватно и моментально реагирует на все изменения в обществе, и тут ни в коем случае нельзя «консервироваться». Пойдут нормальным ходом экономические реформы, мы постепенно сформируем новый класс предпринимателей, соответственно сориентируется молодое поколение со своими мировоззренческими позициями - будет снова меняться характер программ.

Когда в сознании людей хотя бы на бытовом уровне зафиксируется понятие рынка, начнем разрабатывать новую стилистику радиовещания.

Думаю, о характере вещания на втором канале «Промiнь» сейчас беспокоятся не только в правительственных кабинетах. Каждый, кто причастен к эфиру, так или иначе формирует его. Всем известно: ломать - не строить, так же, как уже давно оспоренная истина о том, что незаменимых нет. Если речь идет о творческих личностях, о тех, кто стал уже давно в сознании слушателей лицом и голосами второго канала, - они незаменимы, они неповторимы. Новый ведущий - это новая программа. И не всегда она лучше предыдущей. Конечно, это - лирика, и по-прежнему у нас во главу угла могут поставить те самые «государственные» интересы. Вот только не растерять бы по пути к новому тех, ради кого живут и работают в неадекватных условиях наши «незаменимые». Если вы слушаете «Промiнь», вы их помните.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно