ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ ЛЕОНИД КУЧМА: «ЛЮДИ НАС ПОЙМУТ, ИМ НАДОЕЛА БОЛТОВНЯ»

31 марта, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №13, 31 марта-7 апреля

Многоходовые комбинации в украинской внутренней политике — большая редкость. А уж удачные и подавно...

Многоходовые комбинации в украинской внутренней политике — большая редкость. А уж удачные и подавно.

Операция «Усмирение Крыма» разыгрывалась Киевом долго, кропотливо, выверенно и, главное, терпеливо. Завершиться она должна была парламентским «блиц-кригом», но... как это бывает у нас часто — подвели «смежники»

Что было?

Почти девять месяцев группа помощников Президента Украины, Евгений Марчук (на всех своих постах), а также офицеры информационно-аналитического управления СБУ без привлечения особого внимания отслеживали все проходящие в Крыму процессы. Не берусь утверждать, что эти люди способствовали развитию политического кризиса в автономной республике, но могу предположить, что не особенно усердствовали при его тушении. Ну разве что кто-нибудь кому-нибудь пообещал поддержку, а потом... ну, не получилось. А процесс уже пошел: президент Мешков двинул войной на единомышленника спикера Цекова. Затем постановил распустить парламент Крыма. Парламент, припомнив Юрию Александровичу все грехи, лишил, к тому времени уже нелюбимца народа, полномочий главы исполнительной власти, отдав ее новоизбранному, сменившему Евгения Сабурова премьеру Крыма — Анатолию Франчуку. Одновременно разброд и шатания пошли в парламенте автономной республики: законодательная деятельность оказалась парализованной, несмотря на вежливые напоминания депутатов ВС Украины о том, что пора бы уж и Конституцию Крыма привести в соответствие с Конституцией Украины, парламентарии из Симферополя коротко огрызались через плечо и продолжали топить друг друга, толкая ко дну не только президиум и председателя Сергея Цекова, но и собственный властный авторитет. Все эти баталии разворачивались на фоне сначала холеры, потом отсутствия воды, присутствия холодов и,наконец, под грохот множества взрывов в кафе, квартирах и т.д. Впрочем, к фону для полной картины можно добавить полное банкротство народных избранников в части выполнения предвыборных обещаний, включая победу над коррупцией и рублевые пенсии...

Тем временем официальный Киев терпеливо выжидал, не вмешиваясь, придерживаясь правила Петра I: «Дабы дурь каждого видна была». При этом, правда, серьезные субсидии поступали из столицы Украины в адрес правительства Крыма, что позволило этой структуре более-менее держать под контролем ситуацию в народном хозяйстве. Но когда, покончив с президентом Мешковым и председателем Цековым, крымские депутаты начали суживать кольцо вокруг правительства Франчука, в Киеве решили — пора. К тому же назрели для решительных шагов и объективные предпосылки: к Леониду Кучме обратились мэры всех городов Крыма и руководители 68-и крупных предприятий с просьбой остановить вакханалию политических разборок на полуострове; рейтинг парламента и президента Крыма упал до катастрофически низкой отметки; надежды на помощь России в финансовом плане не оправдались — по госканалам Симферополь от Москвы не получил ничего, а о моральной поддержке России, наводящей порядок в Чечне, речь могла идти с трудом.

По идее отмена Конституции и института президентства Крыма (заметьте, не упразднение автономии и не разгон ВС) должна была состояться двумя неделями раньше — в то время, когда Сергей Цеков со всем президиумом был низвергнут своими недавними единомышленниками. Исполнительная власть была к этому готова, но Верховный Совет Украины почему-то перенес вопрос по Крыму на две недели вперед. Принципиально это ни на что не повлияло, но предполагаемый эффект концовки смазало. Зато вечером, 16 марта, Л.Кучму достаточно неожиданно пригласили на завтрашнее заседание ВС, сообщив, что будет рассматриваться крымский вопрос.

Заседание прошло в атмосфере небывалого депутатского единения, пакет радикальных решений был принят почти единогласно. Россия промолчала, что не могло не радовать.

Но... Уже на следующий день в интервью «Киевским Ведомостям» первый помощник Президента Александр Разумков отметил, что в ряду принятых решений образовалась брешь — отсутствие решения о двойном подчинении правительства Крыма. Александр Васильевич как в воду глядел — на этом крымские депутаты и отыгрались, отправив в отставку премьера Франчука и вице-премьера Сенченко, назначив на пост главы правительства близкого лидеру компартии Крыма Грачу Дроботова. Совершенно очевидно, что в условиях царящей в Крыму политической цинги оставшийся состав Кабмина расшатали бы одним пальцем и по одному повыдергивали. В результате Киев не только исполнительный, но и законодательный потерял бы в лице Кабмина форпост влияния, местной поддержки, а без нее любые радикальные решения — бумага.

Ситуацию можно было бы легко подправить, прими ВС Украины без промедления постановление об отмене закона «О правительстве Республики Крым». С этой просьбой в парламент обращались и из Кабинета министров Украины, и из администрации Президента.

...Левые фракции сорвали решение, пригрозив покинуть зал в случае, если председатель будет настаивать на еще одной попытке (два раза не хватило голосов, при этом нет надобности пояснять, что «черные шары» бросал левый блок).

Казалось, все труды киевских стратегов разлетелись в тартарары. Притом, что самое главное, лихорадящие всю страну крымские междоусобицы получили своеобразный карт-бланш...

Что есть?

И тогда в игру открыто вступил украинский Кабмин. Нужно заметить, что проведенное им 30 марта заседание по Крыму и его результаты — это, пожалуй, первый пример сыгранности маневров правительства и Президента Украины за время правления Леонида Кучмы. Дело в том, что пауза, выдержанная Леонидом Даниловичем от момента снятия Франчука до обещания подписать президентский Указ, была слишком большой, поэтому достаточной для того, чтобы понять: Президент не был готов решительным росчерком пера восстановить статус-кво. Во многом Президенту пойти на этот шаг помогло обращение Кабмина с просьбой своим указом определить на период до утверждения Конституции Крыма порядок и объемы полномочий правительства автономии, а также его отношения с органами исполнительной власти Украины. В сложившейся ситуации Леонид Данилович как бы пошел навстречу и сообщил крымчанам о готовности подписать Указ, согласно которому местные органы исполнительной власти подчиняются крымскому правительству, а оно, в свою очередь, Кабинету министров Украины. Помимо всего прочего, документом будет восстановлен состав крымского правительства на момент главенства А.Франчука.

Оговорюсь сразу: данное решение Президента совсем не стоит толковать, как «семейные заботы». Есть немало свидетелей тому, как Леонид Данилович отговаривал своего свата баллотироваться на пост премьера Крыма. Однако Анатолий Франчук поступил по-своему, чем создал Кучме немало лишних проблем, а в народе породил множество кривотолков. Посему нельзя исключить и такой вариант: если окажется, что Франчук и Сенченко сами по себе являются фигурами раздора между Киевом и Симферополем, то их через месяц-другой снимут. Но снимет не парламент Цекова, а Киев, что в подобных играх не одно и то же. И уж конечно, если такое случиться, то место премьера Крыма займет никакой не Дроботов. Кстати, назначенного ВС Крыма премьера на Кабмин в Киев даже не пригласили, подчеркнув тем самым, что дворяне если и стреляются, то только с равными.

А крымский Кабинет необходимо спасти как минимум по двум причинам. Во-первых, потому что это единственная дееспособная структура в Крыму, не испытывающая, к тому же, идиосинкразии на Киев. Во-вторых, необходимо оправдать доверие людей, которые поверили, рискуя министерскими постами, в то, что в Киеве их все-таки поддержат. Похоже, с некоторым опозданием подмога все же подоспеет.

Таким образом, можно сказать, что какое-то время исполнительные власти страны и автономии поживут душа в душу. Решение Президента и Кабинета министров Украины было поддержано полностью всеми мэрами городов и большинством директорского корпуса полуострова. Некоторые из мэров в своих излияниях любви и преданности даже попросили Леонида Даниловича ввести в Крыму Закон о власти и первым делом назначить мэров своим Указом... После подобных заявлений предложение Евгения Кирилловича Марчука Цекову «опираться на мэров» получило несколько садистский оттенок. Хотя, с другой стороны, большого выбора у Сергея Павловича нет, что беспощадно констатировал Леонид Кучма. «Вы остались один», — заявил он спикеру крымского парламента.

Что будет?

Однако вряд ли Сергей Цеков и 60 крымских депутатов сдадутся так просто. Скорее всего, они попытаются взять реванш и сделают это одним из четырех способов.

Во-первых, парламент Крыма может попытаться эксгумировать идею референдума. Теоретически это возможно. Практически — вряд ли, поскольку для этой акции необходимы деньги. А деньги, как известно, находятся у исполнительной власти, а также у промышленников, которые в своем большинстве имели в виду спонсирование сатисфакции крымских законодателей. Может ли дать деньги Россия? Не исключено. Но тут вступает в игру козырный туз — пассивность избирателей. Кстати говоря, принимая ее во внимание, многие предсказывают не только провал в купальный сезон возможного референдума, но и выборов в Крыму, назначенных на 25 июня...

Во-вторых, крымский парламент может попытаться позвать народ «к топору». Нельзя сказать, что подобно мэрам, крымчане всецело приветствуют хозяйничание Киева «на своей земле». Отнюдь. Согласно данным социологических исследований, решение парламента Украины от 17 марта об отмене крымской Конституции поддержали 26% опрошенных симферопольцев, 22% не смогли определить свою позицию, а 52% высказались против. Та же картина и в отношении президента Крыма, только с той разницей, сообщает «Интерфакс-Украина», что Юрием Мешковым население было недовольно чуть больше, чем Конституцией, а именно: 37% поддержали ВС Украины. Однако, не стоит полагать, что 52% жителей крымской столицы ринутся защищать свой парламент. Гнев сотни традиционных старушек, как утверждают, небесплатно выражающих свое патриотическое негодование, вряд ли сможет поколебать официальный Киев. Кроме того, приобретя уже определенный опыт, киевские политики, думается, подкрепят свои решения и финансовыми подпорками. «Крым — наше любимое, но больное дитя», — подарил журналистам фразу Евгений Марчук. А лечение, оно ведь денег требует... Надо полагать, что 1 млн. долларов на реконструкцию и закупку троллейбусов для дороги Ялта — Симферополь и 500 млрд. карбованцев на достройку Ялтинского водопровода — это лишь крохи от «компенсационного пирога», переданного от киевского стола крымскому. Если все будет сделано и разрекламировано должным образом, то возможное обращение к народу может оказаться просто неуслышанным.

Третим вариантом действий ВС Крыма может стать обращение за помощью к России. Официальная Москва, как известно, выпустив пар «через Константина Затулина», продолжая недовольно побулькивать под «крышкой Чечни», все же отмолчалась. Но не думаю, что только ощущение «собственного рыльца в пушку» помешало фигурам покрупнее неутомимого депутата высказаться против Киева. Пожалуй, мало кто заметил, как в украино-российских отношениях Крым из «сектора Газа» превратился в украино-российский «Тайвань». Несмотря на остановленную приватизацию, на полуострове разобрано уже все, что собой представляет хоть малую ценность. А уж если разобрано, то отдавать это никто не собирается. Наоборот — в вырванные куски необходимо вкладывать деньги. Для этого нужна стабильная внутриполитическая обстановка. Думаю, не стоит говорить о том, что на две трети Крым «приватизирован» российскими бизнесменами (честными и теневыми). Деньги, они ведь не имеют не только запаха, но и пятой графы. Если Киев (а ему делать выбор) не вздумает, проводя легализацию «приватизации», изменить сложившийся расклад, то российские деловые круги попытаются сделать все возможное для сохранения стабильности на полуострове. Если же нет, то вектора бизнесинтересов совпадут с векторами интересов московских политиков, в чьем представлении Крым должен еще многие годы оставаться эпицентром политических толчков, перетряхивающих время от времени всю дружественную Украину. Что касается Чечни, то за нее может кому-то из российских политиков и стыдно. Но в Кремле собрались не кисейные барышни от международного права. В свое время Борис Ельцин однозначно дал понять миру, что имеет в виду все мнения извне. Возникни необходимость, Россия точно так же повела бы себя и сейчас, наплевав на все, кроме собственных интересов. Но пока, очевидно, ничьих интересов, кроме таких относительных бессребреников, как Затулин, Киев не задел... Видно, какой-то хороший лоцман ведет украинских политиков через рифы российских денежных интересов. Пока это будет так, серьезной поддержки крымским «меньшевикам» от России не видать.

И, наконец, последний путь ВС Крыма — воззвать к заступничеству столь ненавистного, но все же законодательного органа — Верховного Совета Украины. Возможно, команда Цекова попытается сыграть на противоречиях между парламентом и Президентом Украины. Напомню, что в результате «крымского заседания» правительство Украины обратилось к Верховному Совету с законодательной инициативой об отмене Закона «О правительстве Республики Крым», который, по словам главы Кабинета Евгения Марчука, «фактически выводит правительство автономии из единой системы органов исполнительной власти и правового поля Украины». Маловероятно, чтобы парламент наложил вето на Указ Президента. Однако Леониду Кучме в данной ситуации совсем бы не помешала поддержка высшего законодательного органа. Да и демонстрация, пусть недолгого, но принципиального консенсуса в высших эшелонах власти Украины пошла бы стране на пользу.

Чем дело кончится?

Хочется верить, что на третий раз парламент не даст осечку, что Александр Александрович Мороз проявит присущую ему мудрость и убедит коллег. Хочется верить во все это, потому что у нас так мало побед, побед над самими собой, над собственными амбициями, над отсутствием ощущения единой ответственности за эту страну. В конце концов у нас так мало многоходовых комбинаций в политике. А уж удачных и подавно...

Чем сердце успокоится?

Секретарь Совета национальной безопасности Украины Владимир Горбулин считает, что принятие решений о восстановлении правительства Анатолия Франчука и подчинении его Кабинету министров Украины будет означать «построение той вертикали, без которой невозможно экономическое развитие».

В интервью агентству «ИФ—Украина» он выразил мнение, что спикер крымского парламента «поймет, что таким образом правительство Украины ему необыкновенно помогает».

Владимир Павлович считает, что тем самым под деятельность Верховного Совета Крыма «подкладывается нормальная экономическая основа, которая даст возможность крымскому руководству сотрудничать с правительством Украины, одновременно не теряя контакта с Россией». Вот и все.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 17 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно