ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВС МОЛДОВЫ ПЕТР ЛУЧИНСКИЙ: «МЫ ИСПЫТЫВАЕМ ЗДОРОВОЕ НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ ТЕМ, ЧТО В НАШИХ ОТНОШЕНИЯХ ВСЕ ЕСТЬ, НО ЧЕГО-ТО НЕ ХВАТАЕТ»

Поделиться
«Останкино» опять обмануло: вместо обещанных 13° Кишинев встретил нас пасмурной погодой без прояснений и всего пятью градусами выше нуля...

«Останкино» опять обмануло: вместо обещанных 13° Кишинев встретил нас пасмурной погодой без прояснений и всего пятью градусами выше нуля. О переговорах, которые в течение двух дней вела в Молдове весьма представительная делегация Украины во главе с министром иностранных дел Геннадием Удовенко, можно в целом сказать, что они проходили в теплой, дружественной обстановке. Однако иногда все же их накал прилично «поднимал температуру» диалога, а иногда по отдельным вопросам замерзал на отметке «0». Но об этом чуть позже.

В первые дни своего назначения на пост главы МИДа Геннадий Удовенко заявил о том, что сначала намерен разобраться с тем, что происходит «дома», а уже потом выезжать за пределы страны. Лишь спустя шесть месяцев после назначения Геннадий Иосифович совершил свой первый официальный самостоятельный визит. В Молдову.

Молдова вырывается вперед

Как известно, эпидемия кровавых локальных гражданских войн, разыгравшаяся на одной шестой суши, поразила и маленькую Молдову. По сей день пятая часть страны отрезана: приднестровский конфликт, унесший массу человеческих жизней, все еще не решен, хотя президент Молдовы Снегур считает, что «в этом году удастся найти компромиссное решение». Непросты и отношения с гагаузами. Парламент страны все же предоставил им статус автономии, но граница ее еще не определена. Предполагается, что 5 марта в селах, где проживает 50 % молдаван и 50 % гагаузов, будет проведен референдум о том, где проводить границу Гагаузской автономии: за селом, перед ним либо по центральной улице? Предполагают, что подобный плебисцит не добавит молдавским внутриполитическим раскладам здоровья...

Словом, проблем много. Однако... Приватизация в Молдове по своим масштабам серьезно опережает украинскую. Вот-вот пройдет седьмой общегосударственный аукцион. На предыдущих шести из 1555 малых, арендных и крупных предприятий приватизировано 577. Средняя зарплата в январе составила 160 леев. На редкость твердой по СНГовским меркам оказалась и новая молдавская валюта — лей. Полтора года назад его курс к доллару составлял 3,85. Нынче он соответствует 4,39 к $1. Инфляция — 17 %. В то же время валюта, введенная в Приднестровской республике — купон с Суворовым — к лею соотносится как 1700 к 1! Возможно поэтому сам народ окрестил их «приднестрофиками».

Есть у Молдовы достижения и в политике — в апреле или июне эта страна первой из СНГ будет принята в Совет Европы, в то время как России в этом пока отказали, а Украине даже предположительно не назвали сроки. Глава парламентской ассамблеи Совета Европы Мигель Анхел Мартинес, посетивший Молдову в то же время, что и Геннадий Удовенко, заявил, что «Молдова станет важным звеном в построении отношений Европейского парламента с ее соседями — Украиной и Россией».

Граница без замка

В центре Кишинева, на пятачке у памятника Великому Штефану, собираются крайние национал-радикалы. Квинтэссенция их воззрений отображена картой, приколотой к агитационной доске: на ней контуры великой Румынии, в состав которой входят пять основных городов — Бухарест, Кишинев, Черновцы, Хотин и Белгород-Днестровский. Выслушав гневную речь о злодеяниях коммунистов, России, а также Молотова с Риббентропом, задала обличителю вопрос:

— Не считаете ли вы, что передел сложившихся границ в Европе приведет к крупномасштабной войне?

— А как же! Так и должно быть. Только война ведет к справедливости!

К счастью, подобный подход, как, впрочем, и идею слияния с Румынией, в Молдове разделяют немногие — 8—9 %. Мода на это прошла, а с нею и популярность Народного Фронта. Тем не менее, вопрос с украино-молдавской границей до сих пор не утрясен.

Три года назад Леонид Кравчук и Мирча Снегур подписали межгосударственный договор. До сих пор он не ратифицирован украинским парламентом. Основная причина — отсутствие четкой формулировки о признании неприкосновенности границ. Как оказалось, осторожность парламентариев была не лишней — Кишинев не признает границу между бывшими республиками СССР государственной, а лишь административной. Речь, безусловно, на официальном уровне не идет о передаче городов, но о делимитации границы плюс-минус на 100—1000 м — да. Однако проводить уточнение границы на местности молдаване не спешат. Вопреки своим обещаниям они даже не ратифицировали протокол, подписанный в ноябре 1994 года премьерами наших стран, в котором говорится о том, что до окончания работы делимитационной комиссии существующая граница будет считаться государственной. Без ратификации комиссия не может начать свою работу. Круг замкнулся? Нет, в этом месте он только начинается. Утрясти вопрос с украино-молдавской границей Киеву нужно было по двум причинам. Во-первых, это составная безопасности, поэтому законсервированные причины нестабильности нам не нужны. Во-вторых, одной из наиважнейших дипломатических задач сейчас является решение вопроса с украино-румынской границей. Бухарест уже вроде как и согласен конструктивно подойти к этой проблеме, но «вот-де, говорит, у вас граница с Молдовой не определена. Определите точку отсчета — и тогда приступим к решению наших вопросов». Своим увиливанием Молдова оттягивала момент нахождения этой точки, пытаясь выторговать у Украины 1000 метров Дунайского берега для строительства терминала. Киев готов рассмотреть предложения Кишинева на этот счет, но оно так до сих пор и не поступило. А тем временем геологи все увереннее и увереннее говорят о крупном, подобном Каспийскому, месторождении нефти в районе Змеиного острова. Как определить, кто имеет право на разработку нефтяного шельфа, если граница с Румынией так и не оговорена в межгосударственном договоре. Это же касается и акватории Черного моря. К какой крови приводят нефтяные разборки — видно в Чечне... Но это, пожалуй, самая черная перспектива. Точка отсчета цивилизованного пути лежит у украино-молдавского пограничного столба. На встрече с Геннадием Удовенко Председатель парламента Молдовы Петр Лучинский заявил, что вопросы, связанные с делимитацией границы, легко решаемы. И как только комиссии закончат работу, договор будет сразу ратифицирован. Петр Лучинский добавил, что «парламент Молдовы готов ратифицировать межгосударственный договор хоть сейчас, но Верховный Совет — против».

В свою очередь глава парламента самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республики Г.Маракуца, который тоже встречался с главой внешнеполитического ведомства Украины, заявил, что не видит проблем, если часть границы возьмет под контроль Украина, часть — Молдова, а часть — Приднестровье.Но это вопросы тактики. А самое главное — стратегия. И несмотря на всю сложность вопроса и характера проводимых переговоров, украинской делегации все же удалось сдвинуть с мертвой точки вопрос о демаркации и делимитации. На итоговой пресс-конференции министр иностранных дел Молдовы Михай Попов сообщил, что на будущей неделе парламентом все же будет ратифицировано соглашение об урегулировании вопросов по границе. А это означает, что уже в ближайшее время начнет работать совместная украино-молдавская комиссия, призванная внести полный порядок в государственную границу между Украиной и Молдовой. Мало того, украинской делегации удалось добиться, что проведение делимитации начнется именно в интересующих Украину пунктах: Джурджулешть и Мамалыги, таким образом, можно надеяться, что работа комиссии не будет слишком длительной, и в не столь далеком будущем Украина сможет приступить к решению приграничных вопросов с Румынией.

Политика и деньги: взаимоотношения по принципу «не навреди»?

Как известно, основой для принятия межгосударственных решений служит не только правовая база, накопленная человечеством, но и капиталы, накопленные его отдельными представителями. Именно в этом месте весьма уместно вспомнить об одном из них. В Молдове его называют вторым президентом. Когда он примерно раз в два месяца прибывает в Кишинев, то движение в городе перекрывается. Милиция, расставленная на перекрестках «зеленого маршрута», отдает честь и сообщает о следовании эскорта по «воки-токи», подаренным блюстителям порядка этим же бизнесменом. Говорят, что ему принадлежат 65 % уставного фонда ($1 млн.) одного из крупнейших молдавских банков — «Элсимбанка». Им же построена и единственная в Молдове четырехзвездочная гостиница, носящая имя хозяина фирмы, имя, известное руководителям всех стран СНГ — «Сеабеко».

Борис Иосифович Бирштейн, подобно Хаммеру, работает исключительно с первыми лицами. Вот и Мирче Снегуру в 1992 году оказал услугу — посадил в самолет Баранникова и Руцкого, привез их в страну в апогее приднестровского конфликта. Через несколько дней после этого визита Снегур и Ельцин подписали в присутствии Смирнова документ о принципах мирного урегулирования конфликта.

В Молдове Бирштейн — царь и бог. Немалую лепту он внес и в украинскую историю. Причем не только в экономическую, но и в политическую... Однако, похоже, вопреки прогнозам многих, его отношения с руководством Украины сложились не столь хорошо, как этого ожидал Борис Иосифович. По слухам, его контроль львиной доли украинского химического экспорта подходит к концу. Если это так, то не попытается ли «второй президент» вставить палки в колеса украино-молдавских отношений?

Геннадий Удовенко: «Это не парадный визит»

После двух дней напряженной работы, встреч с президентом Мирчей Снегуром, премьер-министром Андреем Сангели и Председателем парламента Петром Лучинским с представителями украинской диаспоры (между прочим, украинцев в Молдове насчитывается 630 тыс., что составляет 13,8 процента от всего населения), Геннадий Удовенко дал пресс-конференцию, в ходе которой сообщил, что подписаны следующие документы: 1. Соглашение между правительствами, связанное с урегулированием вопросов деятельности дипломатических представительств; 2. Протокол об обмене грамотами о ратификации договора о правовой помощи и правовых взаимоотношениях по гражданским и уголовным делам; 3. Протокол в области обмена информацией, а также консультаций между МИДами обоих государств. Кроме того, парафировано межправительственное соглашение о содействии и защите инвестиций. С украинской стороны его подписал заместитель министра внешнеэкономических связей Виктор Гладуш. К сожалению, не были парафированы, во-первых, договор о свободной торговле, что можно объяснить тем, что Молдова еще окончательно не определила свое отношение к Таможенному союзу СНГ. Также не было парафировано соглашение о сотрудничестве приграничных областей. В данном случае загвоздка заключалась в том, что молдавская сторона хотела заключить договор между Одесской и Черновицкой областями Украины и Молдовой. Подобную позицию Молдовы, обеспокоенной тем, что граница между двумя украинскими областями и ней проходит вдоль непокорного Приднестровья, можно понять. Но украинские области не являются субъектами международного права и не могут заключать соглашения с целым государством. Позиция по этому соглашению будет доработана обеими сторонами.

В ходе пресс-конференции Геннадий Удовенко сообщил о том, что в его лице Украина получила предложение от лидеров Приднестровья участвовать наравне с Россией в процессе урегулирования конфликта. Геннадий Иосифович сказал, что эксперты получили задание проработать формы подобного сотрудничества , мы также ожидаем конкретных предложений от Приднестровья. Что касается открытия украинского консульства в Приднестровье, о чем просили Г.Удовенко представители украинской диаспоры, то глава МИДа сообщил, что, согласно Венской конвенции, для этого необходимо разрешение государства Молдова. Есть еще одна причина, по которой вопрос об открытии консульства не стоит в практической плоскости , а именно, урезанный Верховным Советом бюджет Министерства иностранных дел. Денег нет не только на консульство, но даже на открытие новых посольств.

— Это не парадный визит, — подчеркнул глава внешнеполитического ведомства. — Это визит, во время которого было обсуждено огромное количество вопросов, получены конкретные результаты, но еще больший задел сделан на будущее.

В заголовок материала вынесена цитата Петра Лучинского. Вернувшись к его словам еще раз, можно теперь уже ясно сказать, чего не хватает в отношениях между Украиной и Молдовой — законодательной базы. Отныне можно констатировать, что фундамент правового здания украино-молдавских отношений был заложен во время визита министра иностранных дел Украины. Строительство будет сложным, но коль есть фундамент, то стены возведутся. И без бойниц.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме