ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОЛЬШИ: РЕКОНСТРУКЦИЯ С ПРИВКУСОМ СКАНДАЛА

9 апреля, 1999, 00:00 Распечатать

О существенных структурных и персональных изменениях в правительстве Ежи Бузека начали говорить еще год назад...

О существенных структурных и персональных изменениях в правительстве Ежи Бузека начали говорить еще год назад. Придя ко власти, коалиция, рожденная из Акции Выборчей «Солидарность» и Унии Вольности, не просто решила стать коалицией реформ, но и первой глубоко реформировать собственное правительство. Это реформирование должно было наступить не как прихоть или ответ на вызовы политической конъюнктуры, но прежде всего как естественное развитие посткоммунистической Польши, позволяющее закрепить успех радикальных рыночных преобразований на макроэкономическом уровне созданием соответственной административно-социальной инфраструктуры. Как известно, фундамент этой инфраструктуры должны были создать реформы в здравоохранении, образовании и пенсионном обеспечении, а также административно-территориальная реформа. Именно последняя, а конкретнее - передача из центра на места, в самоуправленческие структуры воеводств и уездов власти и финансов - диктовала необходимость сокращения и реструктуризации правительства Ежи Бузека.

Но системные изменения в кабмине, кроме стратегических задач, должны были решить и чисто локальные проблемы, а точнее - разрубить многие узлы внутрикоалиционных споров. Считалось, например, что в правительстве существуют параллельные центры власти, что многие вопросы в нем решает не Е.Бузек, а руководитель АВС М.Кшаклевский, что канцелярия премьера представляет собой своеобразное «правительство в правительстве», в котором представители АВС в рангах секретарей, подсекретарей и даже министров занимаются не столько экспертной деятельностью и помощью премьеру в качестве советников, но ведут как бы самостоятельную политику, контролируя министерства, за которые отвечают представители Унии Вольности. Министр без портфеля и директор правительственного Центра стратегических исследований Е.Кропивницкий, например, чаще выступал не как руководитель экономического экспертного учреждения, а скорее как оппонент вице-премьера Л.Бальцеровича и руководимого им министерства финансов. Независимые аналитики и некоторые политики из руководства Унии Вольности предлагали, чтобы М.Кшаклевский вошел в состав кабмина, и тогда его влияние на принятие решений правительства будет не только естественным, но и легитимным, а само правительство будет восприниматься как вполне самостоятельная и независимая исполнительная власть. Но в преддверии президентских выборов 2000 года и в условиях самого низкого рейтинга польского правительства за последние 10 лет такое решение, естественно, не входило в ближайшие планы руководителя АВС.

Словно отвечая тем критикам, которые упрекали Е.Бузека в нерешительности и отсутствии самостоятельности, его решения по сокращению и дебюрократизации собственной канцелярии оказались для многих и неожиданными, и чересчур смелыми: со своих постов почти одновременно были освобождены восемь секретарей и подсекретарей канцелярии, ее шеф Веслав Валендзяк, а также пресс-секретарь Ярослав Селлин.

Это серьезно ударило по амбициям двух партий, входящих в состав АВС, - Христианско-народного союза и Консервативно-людовой партии, - ведь их потери в правительстве оказались самыми значительными. Чтобы потушить возникающий скандал, срочно был создан президиум из шести человек, в который, кроме трех представителей АВС и премьера, вошли также председатели этих двух партий М.Пилка и Е.Стычень. Избранная команда и должна была определять политику АВС на переговорах с Унией Вольности по вопросам реконструкции правительства. Но к переговорам как таковым не дошло. Всю ответственность за новые назначения и смену министров взял на себя премьер. Своим указом он лишил ранга министров без портфеля четырех представителей АВС, а еще четырех сменил на новых. Министерство здравоохранения вместо В.Максимовича возглавила Ф.Цегельская, министерство сельского хозяйства вместо Я.Янишевского - А.Балаш, министерство связи вместо М.Зброевского - М.Сребро, министерство культуры вместо И.Внук-Назаровой - А.Закшевский. Смены в последних двух министерствах и стали зерном нового скандала. Оказалось, что смену министра связи АВС не согласовало с Унией Вольности, а смена министра культуры вообще является нарушением коалиционного соглашения, поскольку министерство культуры, согласно распределению министерств между коалициантами, должно было принадлежать Унии Вольности, а в результате реконструкции правительства перешло к Консервативно-людовой партии, входящей в состав АВС.

Реакция Унии Вольности была незамедлительной. Генеральный секретарь партии Мирослав Чех, известный еще и как один из руководителей Союза украинцев Польши, подал на имя председателя партии заявление об отставке. Но Л.Бальцерович ее не принял. Ему удалось переубедить М.Чеха, отвечающего в партии за организационную работу и переговорный процесс в коалиции, что персональные изменения в правительстве не могут стать поводом для выхода из коалиции, - таковым может быть только несоблюдение или попрание программных принципов и установок УВ. Хотя «униты» Л.Бальцеровича и на сей раз оказались выше личных и узкопартийных интересов, следы очередного скандала в коалиции оказались глубокими. Вот слова пресс-секретаря УВ Анджея Потоцкого: «Если б не сложность ситуации, в которой оказалась Польша, то Уния Вольности вышла б из коалиции».

А что же премьер? Как он объяснил свои решения по поводу изменений в правительстве? Ежи Бузек на претензии партнера по коалиции ответил, что согласовывал изменения министров с Лешеком Бальцеровичем, что по конституции он несет личную ответственность за их назначение, а правильность и целесообразность произведенных изменений станет очевидной уже через несколько недель.

Как и следовало ожидать, оппозиция тоже оценила реконструкцию правительства негативно. Шеф Союза Левицы Демократической Л.Миллер и председатель левоцентристской Унии труда М.Пол считают, например, что, допустив спад производства и рост безработицы, пренебрегши развитием сельского хозяйства, легкой промышленности и военно-промышленной отрасли, кризиса власти никакой реструктуризацией правительства, кроме его отставки, не решить. Даже пресса, которую никак нельзя заподозрить в симпатиях к левоцентристским идеям, отнеслась к изменениям в правительстве Е.Бузека довольно прохладно. Газета «Жечпосполита», например, написала, что реконструкция кабмина есть неглубокой и сведена практически к изменениям персональным, а еженедельник «Политика» - что правительство вместо ремонта занималось наведением порядков.

Но кто бы что не говорил и не писал, первый этап реформирования правительства Е.Бузека почти завершен. Премьеру удалось, несмотря на неудовольствие многих, выполнить программу-минимум: сделать необходимые перестановки в канцелярии и министерствах, сократить четырех министров без портфелей и большую половину секретарей и подсекретарей. Лучшие из освобожденных, как, например, экс-министр Тереза Каминская, получили новые назначения, вытекающие из новых задач правительства в области реформ.

Следующий этап реформирования кабмина - сокращение числа министерств путем их слияния и объединения. Он и должен будет ответить на вопрос, сумело ли правительство АВС и УВ после 17 месяцев нахождения у власти вместо того, чтобы начать действовать на ее удержание, заранее готовясь к новым выборам, перехватить политическую инициативу и создать оперативный простор для углубления рыночных преобразований, инициировав широкий, а потому и рискованный фронт сразу же из четырех реформ, не считая правительственной.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно