Последний бой

Поделиться
А он, как поется в песне, трудный самый. По накалу переговоров, нервозности политиков и брошенным на прорыв ресурсам последняя неделя в автономии мало чем отличалась от избирательных баталий...

А он, как поется в песне, трудный самый. По накалу переговоров, нервозности политиков и брошенным на прорыв ресурсам последняя неделя в автономии мало чем отличалась от избирательных баталий. С той лишь разницей, что теперь борьба шла не за голоса избирателей, а за их избранников, не ограниченных требованием хранить партийную верность. Итоги выборов разделили будущий парламентский корпус Республики Крым почти на равные по количеству депутатов части. С одной стороны — жестко контролируемый монолит блока «За Януковича!» (44 мандата из ста), с другой — семь блоков и партий, лучший результат у которых составляет десять депутатов. Простая арифметика дала основания первым надеяться на притягательную силу своего количества, другим — верить, что коалиция возможна и без регионалов. Амбициозные заявления экс-премьера Сергея Куницына, блок имени которого получил десять мест в парламенте, о желании в третий раз возглавить правительство автономии могли бы вызвать сочувственную улыбку, если бы в игру не включилась Банковая.

Однако все попытки подписать соглашение о создании коалиции ни у одной из сторон до самого дня первого пленарного заседания ВС Крыма успехом не увенчались. Излишне говорить, что причина этого — не в разности идеологических постулатов, партийных программ и политических целей. Это была бы другая, сказочная страна, где депутаты представляют интересы своих избирателей. Наши же, как известно, представляют интересы прежде всего тех, кто за победу боролся и кто ее финансировал. Напоминанием о том, что в политике есть место и принципам, можно было бы признать известную позицию БЮТ («Ни шагу навстречу ПРУ») и заведомо невыполнимое условие, выдвинутое на переговорах с регионалами лидерами меджлиса крымскотатарского народа — исключить из своих рядов представителей пророссийских организаций, кстати, претендующих на ключевые посты в парламенте.

Вчистую проиграв выборы в автономии («Наша Украина» не дотянула и до полутора процентов), соратники президента решили, что еще не все потеряно и власть у регионалов можно если не отобрать, то заставить ею поделиться. Для этого в бой был безжалостно брошен главный ресурс — сам президент. О правомерности шагов строителей цивилизованного демократического государства — после краткой хронологии событий. В конце прошлой недели в секретариат для беседы были вызваны уже упоминавшийся Сергей Куницын, председатель меджлиса Мустафа Джемилев, лидеры крымских коммунистов Леонид Грач и бютовцев Андрей Сенченко. Попытку Киева объединить коммунистов и выдвиженцев меджлиса уже следует признать исторической, однако в данной ситуации больший интерес вызвал пятый приглашенный — малопубличный многолетний руководитель КРУ автономии Иван Бурей, прошедший в парламент по списку блока «За Януковича!». После разговора с руководителем секретариата и секретарем СНБОУ крымские политики были удостоены встречи с президентом. О ее итогах Сергей Куницын поведал так: «Президент изложил свою точку зрения на ряд проблемных вопросов — пребывание Черноморского флота Российской Федерации в Крыму, языковую проблему. Он также отметил, что было бы обоснованно, чтобы спикером парламента Крыма стал представитель блока «За Януковича!», потому что этот блок набрал больше голосов, и ему симпатичен Иван Бурей. Он сказал, что кандидатура премьер-министра — это прерогатива президента, и он считает, что Куницын должен стать председателем правительства автономии».

Наверное, это должно было выглядеть очень остроумно: регионалам из Банковой подают сигнал, кого они должны будут выдвигать в крымские спикеры. Что же касается кандидатуры премьера, то, по словам других участников встречи, президент не был так категоричен. Способность Сергея Владимировича слышать относительно себя и то, что не было явно сказано, известна, однако заметим — никто это заявление не опроверг. К тому же прямо во время аудиенции Виктор Ющенко позвонил Виктору Януковичу и попросил его встретиться с С.Куницыным и И.Буреем. После этой беседы С.Куницын, судя по всему, еще не совсем оправился: «Мы высказали все друг другу, что думали на ту или иную тему, но закончилась встреча на мажорной ноте. Мы договорились, что возьмем паузу и подумаем над всем тем, что мы друг другу сказали». О чем сказал Янукович «инициативнику» Бурею, источники умалчивают. Однако во время собрания депутатов от Партии регионов и партии «Русский блок», на котором организационно было оформлено создание фракции, кандидатом в спикеры был выдвинут нынешний вице-премьер Анатолий Гриценко. По свидетельствам депутатов, Ивану Бурею предложили добровольно покинуть ряды регионалов, остальным же жестко поставили требование следовать линии партии. Интересной была речь народного депутата Украины и члена президиума политсовета ПРУ Антона Пригодского, который выполняет функции своего рода партийного комиссара в автономии. Он цитировал В.Януковича, также встречавшегося в конце прошлой недели с В.Ющенко: лидер регионалов высказал «готовность к конструктивному диалогу по формированию устойчивой исполнительной власти в Украине и одновременно предостерег представителей администрации президента от каких-либо попыток администативного воздействия на процесс формирования структур власти в юго-восточных регионах, где ПРУ одержала убедительную политическую победу». Истолковать сказанное можно и так: переговоры на общеукраинском уровне будут учитывать и развитие событий в регионах.

На вечер четверга регионалы утверждали, что достигли договоренности с витренковцами, коммунистами, партией «Союз», социал-демократами (объединенными), и коалиция составит 72 депутата. Однако боязнь, что народ «посыплется» под натиском Киева и стоящих за многими «хозяев» была настолько очевидной, что лидерами решено было проводить первое заседание ВР нового созыва в закрытом режиме! Оппоненты регионалов, в рядах которых числились одновременно с два десятка депутатов, счет довели максимум до 52. В этой ситуации, как говорят, Сергей Куницын выдал авансов на два состава будущего правительства. По крайней мере, бютовцы и меджлис выставили счет по максимуму и услышали, что хотели слышать.

Накануне сессии, в четверг, в Симферополь прибыл глава секретариата Олег Рыбачук. Известно, что, кроме прочих, он встречался с лидером коммунистов Л.Грачом, который в последнее время дважды побывал у В.Януковича и настаивал на своем спикерстве. Однако крымские мечты Грача канули в Лету — до Девятого мая он вынужден был сделать выбор между крымским мандатом и украинским. Поэтому, по некоторой информации, новое занятное предложение состояло в должности главы комитета ВР Украины!

Как и ожидалось, первое сессионное заседание ВР автономии пятого созыва началось со скандала. Проголосовав за закрытый режим работы (65 голосов — за), регионалы вызвали сопротивление не только оппонентов, которые заблокировали трибуну, но и журналистов, отказавшихся покинуть сессионный зал. Хотелось бы обозначить несколько принципиальных моментов, которые впоследствии не преминут сказаться на стабильности органов власти автономии.

Для начала хотелось бы четко выяснить, чего и почему на самом деле хотят добиться своими действиями выдающиеся крымоведы с Банковой Олег Рыбачук и Анатолий Матвиенко, и как они это объясняют президенту. Об опасности дрейфа солнечного полуострова в сторону Москвы, возобновления участия парламента АРК в играх вокруг «проблемы 2017» — базирования ЧФ России в Крыму, вхождении во власть людей с криминальным прошлым и сомнительным капиталом, угрозах силового передела собственности и нарушения шаткого межнационального мира, обо всех этих итогах кампании-2006 написано было много, а главное, до того как все эти вызовы, в том числе и национальной безопасности страны, стали реальностью. Накануне выборов президентом была создана рабочая группа для изучения политико-правовой ситуации в АРК во главе с О.Рыбачуком и А.Кинахом. Если неутешительный для пропрезидентских сил результат выборов — оценка их работы, то еще печальней те методы, которые предпринимаются для выравнивания ситуации. Потому что не имеет права ни президент, ни тем более его секретариат принимать участие в переговорах по формированию парламентской коалиции в качестве одной из сторон, а уж совсем недопустимо применять для влияния на их исход административный нажим, раздавать должности и ставить условия. Во-вторых, назначение крымского премьера — не прерогатива президента, как он , кажется, думает и как лукаво заявляет С.Куницын. Читайте Конституции Крыма и Украины. Председатель СМ Крыма назначается и освобождается с должности Верховной Радой АРК по представлению ее председателя и по согласованию с президентом. Т.е. прерогатива здесь как раз у спикера автономии, избранного большинством депутатов. Казалось, на ситуации с отставкой того же С.Куницына после президентских выборов можно было бы выучить соответствующие положения законов наизусть. Так нет, грабли опять в ходу.

В-третьих, продолжая вспоминать биографию экс-премьера, уместно спросить: а почему именно на него Банковая сделала ставку в стремлении ослабить грозящую монополию «донецких», бывших сейлемовских и нынешних курочкинских на Крым? Стоит ли напоминать, что вменялось Сергею Владимировичу новой властью в вину, сопровождая требования добровольно-принудительной отставки? Уголовные земельные и бюджетные дела, кажется, еще не закрыты? Есть вопросы и свежие. Например, как получилось, что единственная политсила, вставшая во время «маячного» конфликта «на защиту ЧФ от украинских посягательств», оказалась блоком С.Куницына, имеющего статус советника президента Украины? Или все эти блок-посты под маяками, вояжи российских депутатов и политологов-технологов в Крым, дипломатические скандалы, перекапывание Перекопа, антиукраинская истерия в российском эфире — были санкционированы Киевом?! А в награду — премьерство.

Вопросы детские, и все гораздо проще. Всем известно, что Куницына изо всех сил поддерживает Матвиенко — они оба пали жертвой регионалов во главе с экс-спикером Б.Дейчем. Сначала — чтобы не ссориться с новым президентом, «отдали» Куницына, а потом, не увидев особой силы за Матвиенко, отправили в отставку и его сезонное правительство. Но сие не главное, что может объединять этих людей. Кто есть на сегодня С.Куницын? Президент ФК «Таврия», принадлежащего БК «Киев», который, в свою очередь, называют собственностью легендарной личности по имени Дмитрий Фирташ. А если еще вспомнить историю приватизации Крымского содового завода, взятие под контроль «Титана» (все это в вотчине С.Куницына — бывшей свободной экономической зоне «Сиваш») структурой господина Р.Шетлера-Джонса, имевшего отношение к ETG и «РосУкрЭнерго», тесные связи Сергея Куницына и Юрия Бойко, то впору спросить: так кто с кем на самом деле соревнуется за власть в Крыму? Ахметов и Фирташ? И на чьей стороне, говорите, президентская канцелярия?

В бюллетени по голосованию за председателя ВР автономии в итоге была внесена только одна фамилия — Анатолия Гриценко, который в итоге стал победителем. О « симпатии» В.Ющенко к И.Бурею, казалось, все забыли, а С.Куницын, выдвинутый другом-республиканцем, взял самоотвод, сославшись на пожелание президента видеть спикером представителя ПРУ. Другие недавние гости президента повели себя по- разному. Группа Курултай-Рух заявила о принципиальном нежелании участвовать в «дерибане власти» и не принимали участие в голосовании. Так же поступили и бютовцы, чья позиция была понятна. А вот коммунисты решением рескома Гриценко поддержали.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме