ПАРАД ПРЕМЬЕРОВ

Поделиться
Российская предвыборная кампания будет премьерской - что и неудивительно. Политологи так долго уб...

Российская предвыборная кампания будет премьерской - что и неудивительно. Политологи так долго убеждали общественность, что именно премьер-министр может стать реальным наследником президента Бориса Ельцина, что именно премьерам ведомо то, что никак нельзя узнать на каком-либо ином политическом уровне, что в это поверили, наконец, и сами премьеры, и политическая тусовка, и сам президент Ельцин, плодящий возможных преемников со скоростью заправского пулеметчика. О премьерах стали говорить даже люди, никогда не интересовавшиеся политикой и никогда не высказывавшиеся по ее поводу. В Бишкеке, куда президент России слетал на встречу с председателем КНР и центральноазиатскими лидерами, обычно немногословная супруга главы государства Наина Ельцина пояснила журналистам, что смена премьеров - это сложный и продуманный политический процесс. Еще бы! И теперь жертвы этого процесса мечутся по блокам и фракциям, превращая грядущие парламентские выборы в настоящую репетицию президентских.

Степашин

Самое интересное решение принял недавний премьер Сергей Степашин, объединившийся - в личном порядке - с фракцией «Яблоко» Григория Явлинского. Это решение любопытно еще и тем, что оно - при всей своей внешней привлекательности - появилось не от хорошей жизни. Сразу же после отставки Степашина с поста премьер-министра его прочили в лидеры широкой правоцентристской коалиции, в которую, по замыслу ее инициаторов, должны были войти «Наш дом - Россия», «Правое дело», «Новая сила», «Голос России» и другие объединения либеральной ориентации. Однако объединить в одной коалиции Черномырдина, Чубайса, Гайдара, Кириенко и Титова оказалось невозможным - несмотря на все усилия Кремля. То, что Степашин питал определенные надежды на подобное объединение, продемонстрировал первый тур его переговоров с Явлинским - Степашин отказался войти в предвыборный список «Яблока» под предлогом, что в Кремле могут заставить его выйти из списка накануне выборов, что автоматически будет означать снятие с дистанции всего «Яблока». Однако уже через несколько дней оказалось, что подобные сомнения не беспокоят больше ни отставного премьера, ни Григория Явлинского. Причем стоит заметить, что Степашин практически принял все условия «Яблока» - он осудил чеченскую войну и решил баллотироваться в депутаты Государственной думы по избирательному округу, на который также рассчитывает председатель Госдумы «умеренный» коммунист Геннадий Селезнев. Хотя в соседнем округе нет столь серьезного соперника, зато есть кандидат от «Яблока», которым сторонники Григория Явлинского не захотели жертвовать, чтобы облегчить жизнь Степашину.

Готовность бывшего премьера идти на компромисс понятна - ему практически не осталось предвыборного объединения, с которым он мог бы пойти в Думу. В «Отечество»- «Всю Россию», где решили делать ставку на Примакова, Степашина просто не звали, праволиберальные объединения в разрозненном виде могут попросту не пройти в нижнюю палату российского парламента. А «Яблоко» проходит гарантированно, причем в его электорате нет радикалов-демократов, которых отпугнет чеченский опыт Степашина - скорее всего, спокойный уравновешенный «силовик» только увеличит число потенциальных сторонников Явлинского. Другое дело, как в дальнейшем будут складываться взаимоотношения лидера «Яблока» с бывшим премьер-министром. В прошлом Явлинский не раз менял своих союзников - еще недавно говорили о его возможной коалиции с московским мэром Юрием Лужковым, но теперь об этом даже не вспоминают. Взаимоотношения со Степашиным же интересны еще и потому, что оба политика уже обмолвились о возможном сотрудничестве во время президентских выборов. Трудно только понять, какой они видят свою будущую связку? Степашин - президент, Явлинский - премьер? Или наоборот? Или каждый по-своему? Словом, этот весьма привлекательно выглядящий тандем имеет все шансы распасться чуть ли не до парламентских выборов или уже в самой Думе - к очевидному сожалению стремящихся проголосовать за приличных людей избирателей.

Примаков

Примаков сделал свой давно ожидавшийся выбор, заявив о готовности возглавить блок «Отечества» и «Всей России» - и вновь исчез с политической арены. Очевидно, что Евгений Максимович будет молчать - это его стиль, и он от него не отступит. Очевидно также и то, что Примаков дал согласие возглавить не просто предвыборную коалицию, но потенциальную «партию власти» - и в этом может состоять его самая большая проблема даже и не на парламентских, а на президентских выборах. Как «партия власти» коалиция Лужкова и региональных лидеров может не состояться уже потому, что в прошлом попытки создать такую партию даже на федеральном уровне были обречены на поражение. А против нового блока достаточное число губернаторов и президентов, к нему по разным причинам не присоединившихся. Для «Отечества»-«Всей России» между тем важно не просто пройти в Государственную думу, а триумфально пройти. В любом другом случае амбиции лидеров блока окажутся под серьезным сомнением.

В Кремле между тем усиленно работают над тем, чтобы разорвать коалицию хотя бы в Государственной думе: в администрации президента не скрывают симпатий ко «Всей России» и антипатий к «Отечеству». И нельзя сказать, чтобы региональные руководители не уловили сигнала: на последнем съезде «Всей России» с трибуны говорилось, что в предвыборном списке коалиции слишком много москвичей и список нужно изменить. Еще одна серьезная причина для потенциальных разногласий - присоединение к коалиции Аграрной партии России Михаила Лапшина. Примаков, ведший продолжительные консультации со своим бывшим заместителем и одним из лидеров АПР Геннадием Куликом, явно благоволит к аграриям и хотел бы помочь им занять выгодные места в предвыборном списке. Однако люди Юрия Лужкова уверены в том, что амбиции аграриев ни на чем ни зиждятся и не стремятся к компромиссу. Кстати, в ближайшем окружении московского мэра без стеснения говорят - пускай и в частных беседах - о «дутом рейтинге» Примакова. И это не просто слова, это задел на будущее - на президентские выборы. Однако подобные настроения могут помешать Примакову занять пост спикера нижней палаты российского парламента - еще недавно считалось, что это именно та позиция, с которой он может баллотироваться в президенты России. И опять-таки зададимся вопросом: как они видят свою связку? Примаков-президент, Лужков-премьер? Или Примаков-президент, Лужков-мэр Москвы? Или Лужков-президент, Примаков - председатель Думы? Повторюсь, что и этот тандем может легко распасться сразу же после думских выборов…

Черномырдин

У Виктора Степановича на этих выборах куда более скромная задача: ему необходимо сделать так, чтобы объединение «Наш дом-Россия», прошедшее в предыдущую Думу только потому, что было официальной «партией власти», сохранилось как фракция в новом парламенте - это и будет означать, что Черномырдин остается влиятельным политиком, так как кроме него в НДР практически никого не осталось - кроме разве что нескольких не самых влиятельных губернаторов. И все же шансы Черномырдина сформировать собственную фракцию в нижней палате российского парламента значительно увеличились после того, как он стал председателем совета директоров «Газпрома». Пускай финансовые потоки остались в руках у несгибаемого Рема Вяхирева, а все же пост Черномырдина дает ему немало возможностей для проведения эффективной предвыборной кампании. Главное - появившись в «Газпроме», Черномырдин доказал, что он далеко не покойник, и это вполне может произвести впечатление на тех региональных руководителей, кто воспринимает НДР как еще одну - после «Отечества»-«Всей России» - партию чиновников. Возможно, в регионах НДР будут помогать во вторую очередь, но все же - будут помогать.

Кириенко

Еще один неожиданный российский премьер в отставке возглавил праволиберальный блок, созданный в результате объединения его собственного движения «Новая сила», «Правого дела» Бориса Немцова, Ирины Хакамады и Егора Гайдара (руководителем предвыборного штаба там Чубайс и это главное), а также части «Голоса России» самарского губернатора Константина Титова. Союз правоцентристов вряд ли имеет серьезные шансы на успех, но понятно, что пойди на выборы Кириенко в одиночестве - они у него были бы не намного большими. Собственно, когда Кириенко отказался входить в «Правое дело», он был еще недавним отставным премьером. После его отказа Ельцин успел отправить в отставку Примакова и Степашина, появился Путин, и о Кириенко как-то начали забывать. Тем более, что после кризиса прошел год, и Россия приучилась с ним жить, как живут с хроническим заболеванием, - неприятно, конечно, побаливает, но ничего, еще ходим… Кроме того, отказавшись от объединения с «Правым делом», в которое вошли люди, возможно, более одиозные для части избирателей, чем молодой экс-премьер, Кириенко лишился бы Чубайса и возможной помощи РАО ЕЭС России. А именно присутствие Анатолия Борисовича дает либералам основания еще на что-то рассчитывать в стране, большинство жителей которой явно предпочитают нищий застой рискованным реформам - пусть даже в случае их успеха и обещают более богатую жизнь. Поэтому правоцентристы и говорят, что хотели бы просто сформировать сильную правую оппозицию - им сильно повезет, если удастся сформировать хотя бы какую-то…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме