ОТВЕТНЫЙ ХОД

19 ноября, 1999, 00:00 Распечатать

Кто бы мог подумать, что уже через десять лет после крушения Берлинской стены мир вновь очутится на грани новой «холодной войны»...

Кто бы мог подумать, что уже через десять лет после крушения Берлинской стены мир вновь очутится на грани новой «холодной войны». Увы, все пока что идет к этому. Когда мы говорили об обещаниях России применить «асимметричные меры» в ответ на намерения США выйти из Договора о противоракетной обороне, честно говоря, думалось, что это был обычный блеф. Сейчас ясно, что Москва всерьез решила доказать, что порох в ее пороховницах еще остался. Россия принялась за свое любимое занятие - впервые со времен прихода к власти Михаила Горбачева начала громко и демонстративно бряцать оружием, напоминая американцам, что, несмотря ни на что, она все еще остается мощной в военном отношении державой. Для Вашингтона такое развитие событий стало полной неожиданностью. Американское руководство полагало, что мир все еще живет в эпохе, которая началась после окончания «холодной войны», россияне же с той эпохой, похоже, уже покончили.

Соединенные Штаты рассматривали Договор о ПРО как устаревший и не отвечающий современности, логически исходя из того, что баллистические ракеты обеих сторон уже не нацелены друг на друга. По их мнению, идея равновесия сил устрашения стала неактуальной в первую очередь по причине отказа и Вашингтона, и Москвы от этих самых сил устрашения. Однако россияне пользуются другой логикой. Они вовсе не считают Договор о ПРО устаревшим документом. Поэтому Борис Ельцин не зря предупредил Билла Клинтона своим письмом, в котором, в частности, было сказано, что реализация США своих планов по одностороннему пересмотру этого документа будет иметь «чрезвычайно опасные последствия для всего процесса разоружения». И вот Москва от слов перешла к делу.

Создавалось впечатление, что российское руководство спешило преподнести своей стране подарок накануне «очередной годовщины Великого Октября», как это обычно происходило в советские времена. 3 ноября Россия произвела испытание ракеты-перехватчика системы ПРО, разрешенной Договором 1972 года. Событие это получило широкую рекламу в прессе, чего ранее российские военные старались всеми возможными способами избежать. Более того, мировые информагентства поспешили подхватить слова командующего Ракетными войсками стратегического назначения РФ Владимира Яковлева, заявившего, что испытания проводились в том числе как часть «возможного симметричного и асимметричного ответа» на действия США. На военном жаргоне это означает, что, несмотря на скептическое отношение американцев к боевым возможностям российских вооружений, россияне поддерживают свою систему ПРО на должном уровне. Более того, они готовы в ответ на развертывание американцами новых антиракет начать модернизацию своих аналогичных систем или даже пойти на наращивание наступательных стратегических вооружений.

Подтверждением этому может служить широкое освещение в российской прессе процесса вооружения российской армии новыми стратегическими ракетами «Тополь-М», который должен завершиться к концу этого года. Более того, российские военные источники утверждают, что командование вооруженных сил готово в нарушение договоров СТАРТ оснастить эти ракеты разделяющимися головными частями с целью снижения эффективности новой американской системы противоракетной обороны. Таким образом, Москва не только дает понять, что в ответ на выход США из Договора о ПРО она готова разрушить всю систему режима контроля за вооружениями, с таким трудом созданную в 70-е и 80-е годы уходящего столетия, но и демонстрирует то, каким образом она это сделает.

К демонстрации наращивания российской стратегической мощи можно отнести и получение Москвой первых двух стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95 из числа 11 единиц (восьми - первого типа и трех - второго), полученных от Украины в качестве компенсации украинской задолженности за российский газ. Это событие также широко было разрекламировано российскими масс-медиа. При этом журналисты особенно обращали внимание на то, что эти самолеты являются носителями ядерного оружия. Если учесть, что до этого ВВС РФ располагали всего шестью ТУ-160, то серьезное усиление стратегических возможностей России налицо.

Немного ранее российский премьер Владимир Путин объявил о серьезном увеличении военных расходов своей страны. А на прошлой неделе начальник вооружения ВС России генерал-полковник Анатолий Ситнов заявил, что 28 процентов всех средств, предусмотренных военным бюджетом, пойдут на модернизацию стратегических ядерных сил.

Еще одним демонстративным шагом Кремля в этом отношении стал запрет на сопровождение посла США в РФ Джона Коллинза его старшим научным советником в поездке на открытие профинансированного американской стороной бизнес-центра в закрытом городе Красноярск-26. К тому же послу было отказано в посещении других российско-американских объектов, расположенных в этом районе. Коллинз вынужден был отменить свою поездку. Позже министр энергетики США Билл Ричардсон на встрече в Денвере со своим российским коллегой Евгением Адамовым настолько резко выразил свой протест в связи со случившимся, что последний покинул место встречи.

Ответа американской стороны долго ждать не пришлось. Удар россиянам нанесен был весьма расчетливо и ощутимо. Венгерский премьер-министр Виктор Орбан в своем интервью канадской газете «Глоуб энд Мэйл» заявил, что его страна вынуждена просить о размещении на ее территории ядерного оружия в связи с «неопределенностью будущего России». По словам Орбана, такая просьба будет иметь еще более серьезные основания в том случае, если под влияние Москвы попадет Украина, имеющая общую границу с Венгрией. Одновременно последовало заявление натовского пресс-секретаря Франсуа Лебленнека о том, что на венгерской территории в принципе может быть размещено ядерное оружия, однако существующий стратегический баланс в Европе этого не требует. Министр иностранных дел России Игорь Иванов резко отреагировал на интервью Орбана, назвав описанную им перспективу «прямым нарушением основополагающего акта Россия-НАТО, в котором страны альянса подтвердили, что они не имеют намерений и планов размещения ядерного оружия на территории новых членов блока». Особое раздражение главы российского внешнеполитического ведомства вызвало и бесцеремонное затрагивание Орбаном той сферы интересов России, которую она считает исключительно своей, - государства бывшего СССР.

С точки зрения Москвы, заявление Орбана является частью тщательно разработанного плана. Действительно, вряд ли премьер Венгрии решился бы на такое сенсационное заявление без ведома Вашингтона. НАТО вроде бы поддержало венгерского премьера, однако его руководство дало понять, что нынешняя политическая ситуация в Европе не требует переброски ядерных сил альянса в Венгрию. Однако это может случиться, если Киев изменит свой нынешний нейтральный статус в пользу Москвы. Если Украина станет политическим и военным союзником России и российские войска вновь окажутся на границе с Венгрией, то последняя, по мнению Будапешта, в случае российской агрессии не сможет защитить себя только с помощью обычных вооружений, пусть даже натовских.

Интересы России в очередной раз были сознательно и демонстративно проигнорированы. Однако в российском руководстве сейчас преобладают представители силовых структур, те, которых обычно называют «ястребами». Они вполне разделяют раздражение своего народа отношением Вашингтона к их стране как к «банановой республике». Достижение паритета с американцами в вопросе стратегических ядерных вооружений в нынешнем положении является наилучшим ходом со стороны Кремля. Именно поэтому Москва не позволяет Соединенным Штатам внести изменения в Договор по ПРО. В свою очередь, в России имеются огромные запасы стратегических вооружений и технологические возможности для производства новых, что является одним из ее основных рычагов для нажима на США. И испытания, проведенные на прошлой неделе, без сомнения, имели целью напомнить американцам, что существующий статус ядерного равновесия не закреплен навечно, более того, его сохранение сейчас зависит уже не только от Соединенных Штатов.

И самое главное - Россия похоже всерьез озабочена перспективами, связанными с воссозданием своего влияния в бывших советских республиках. В то же время США в той или иной степени препятствуют этому процессу, пытаясь устанавливать связи не только со странами Балтии, но и с государствами Закавказья, Центральной Азии, и, что самое неприятное для Москвы, с Украиной. Используя противоречия, связанные с пересмотром Договора по ПРО, Москва стремится воссоздать конфронтацию с США в ядерной области и тем самым дать наглядное представление Вашингтону, куда могут завести его попытки дальнейшего вытеснения Москвы из ее традиционных сфер влияния.

В свое время комментируя российские высказывания в ответ на проведение американцами испытаний новой системы ПРО, министр обороны США Уильям Коэн заявил: «Я не пойму, что они имеют в виду». Теперь все понятно. Россия имела в виду, что она по-прежнему остается супердержавой с мощными ядерными арсеналами и серьезными региональными интересами.

Если Соединенные Штаты все же решат проигнорировать подписанные в свое время с российской стороной соглашения по стратегическим вооружениям и будут продолжать бесцеремонно затрагивать сферу интересов России, то они очень скоро обнаружат, что последняя опять, как и во времена «холодной войны», представляет для них угрозу на ядерном стратегическом уровне.

Короче говоря, если США действительно хотят добиться внесения в Договор по ПРО своих изменений, им следует быть готовыми заплатить за это Москве высокую цену. В нее может войти обязательство ни при каких условиях не поднимать вопрос о размещении ядерного оружия на территориях новых членов НАТО и отказ от дальнейшего расширения блока на Восток. Более того, Москва может потребовать от Вашингтона гарантий в проведении выгодной ей политики в бывших советских республиках без всякого вмешательства со стороны США.

В период 1992-1995 годов американцы имели уникальную возможность получить себе в надежные союзники не только страны Балтии, но и Украину, и государства Закавказья, тем самым создав надежные предпосылки для сдерживания российской мощи. Однако в Вашингтоне сделали ставку на Москву, в общем-то справедливо полагая, что демократическая и либеральная Россия будет гарантом демократического развития всего региона. Как теперь стало ясно, такая позиция оказалась ошибочной.

С каждым днем отношения США с Россией ухудшаются, в то же время их влияние на другие постсоветские государства сильно не настолько, чтобы в Вашингтоне были уверены в способности этих стран противостоять российскому давлению. Россия снова стала участником игры по крупному. Конечно, она уже не является той супердержавой, которая была способна бороться за регионы своих интересов по всему миру, она не может состязаться с Соединенными Штатами по экономической мощи, однако она обладает колоссальным ядерным потенциалом и обычными вооруженными силами, достаточно мощными для того, чтобы «поддерживать порядок» вдоль своих границ. Поэтому Вашингтону предстоит принять важнейшее за последние полвека решение - продолжать конфронтацию с Россией, в том числе затрагивая ее интересы на постсоветском пространстве, или уступить этот регион Москве взамен на достижение определенных тактических целей.

К сожалению, в который уже раз судьба Украины будет зависеть не столько от нее самой, сколько от воли других влиятельных государств мира. Хочется верить, что предыдущие попытки нашего государства отыскать приемлемый баланс в отношениях между двумя мировыми сверхдержавами не оказались бесплодными. Киеву уже пора найти в себе силы сделать наконец свой выбор самостоятельно.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно