ОСЕНЕННЫЕ ШЕВЧЕНКО

Поделиться
На соискание премии за 2001 год было представлено 50 произведений и работ в области литературы, искусства, публицистики и документалистики...

На соискание премии за 2001 год было представлено 50 произведений и работ в области литературы, искусства, публицистики и документалистики. Победителей определяли по четырем номинациям в три тура. По неофициальным данным, их имена уже известны, и мы представляем их нашим читателям.

Как это часто случается, в числе лауреатов есть как несомненные лидеры в своей области, так и спорные работы, имеющие скорее относительное идеологическое, чем абсолютное эстетическое значение. В номинации «Художественная литература, публицистика и культурологические работы» премия отразила обе тенденции: в области художественной литературы была премирована несомненно достойная «Дива Обида» Игоря Римарука (1998), представленная членом Шевченковского комитета В.Базилевским, а в области публицистики — книги Сергея Билоконя «Массовый террор как способ государственного управления в СССР» и «Механизм большевистского насилия», написанные, соответственно, в 1999 и 2000 годах и представленные Ассоциацией исследователей голодоморов в Украине.

«Дива Обида» имела нескольких серьезных конкурентов: в первую очередь хочется назвать две интересные переводческие работы — прустовский «В пошуках втраченого часу» А.Перепади и переводы украинской поэзии на грузинский Р.Чилачавы. Но, во-первых, к украиноязычному Прусту на наших полках мы уже успели привыкнуть, во-вторых, на грузинском не читает ни широкая публика, ни, к сожалению, большинство членов Шевченковского комитета, а в-третьих, к еще большему сожалению, мы еще на научились высоко ценить хороший литературный перевод.

Что же касается выбора в области публицистики, то он симптоматичен, как и многие другие решения Шевченковского комитета: не теряют популярности в нашей литературе и публицистике темы «национальной трагедии». Не оспаривая высоких достоинств работы Сергея Билоконя — книги интересны хотя бы тем, что автору удалось собрать и сформировать в книгу немалое количество исторических фактов, — просто по-человечески хочется посетовать, что не получили премии роскошное издание «Літургійне шитво України» и «Шедеври церковного шитва України» Т.Кара-Васильевой или богатая фактами, приятная для чтения и довольно поучительная (т.е. своевременная) книга М.Слабошпицкого «Українські меценати».

Самой малочисленной в этом году оказалась номинация «Изобразительное искусство». Здесь в финал пробились всего три художника: Андрей Бокотей, Лавро Константин, Елизавета Миронова. Несомненным лидером стал А.Бокотей, выдвинутый Академией художеств при поддержке члена Шевченковского комитета Т.Возняка. С композициями из стекла и керамики, за которые художник был премирован, киевляне имели возможность познакомиться в этом году в Музее украинского искусства.

Довольно насыщенной в этом году оказалась номинация «Музыкальное искусство». В финал вышли как минимум четыре «любимца публики» — Р.Майборода (выдвинутый почему-то Ассоциацией украинских писателей, не представившей ни одного финалиста в «своей» номинации), концертные программы «Пять столетий украинской духовной музыки» хора «Киев» под руководством М.Гобдича, собиравшие полные залы в 1999—2001 годах, программы Камерного хора Харьковской областной филармонии под руководством В.Палкина, произведения львовского композитора Ю.Ланюка. Волевым решением Шевченковский комитет выделил из этой «группы равных» Романа Майбороду — одного из наиболее популярных солистов Национальной оперы Украины.

Как обычно, наиболее спорным оказалось решение Шевченковского комитета в области сценического и экранного искусства. Понятно, почему эта номинация всегда так тяжело дается, — во-первых, рассматриваются такие несоизмеримые вещи, как отдельные роли и целые спектакли/фильмы, во-вторых, в поле зрения членов комитета должны попасть все номинированные спектакли, что вряд ли возможно, когда номинируются спектакли, поставленные в разных городах Украины. Так, в этом году в финале оказались актер М.Голубович из Луганского областного украинского музыкально-драматического театра, опера «Поэт» Харьковского академического театра оперы и балета, постановки львовского Театра им. Л.Курбаса и кинотрилогия «Я камінь з Божої пращі» А.Микульского. Разумеется, победил последний. Во-первых, фильм смогли посмотреть все, не выезжая из Киева, во-вторых, фильм посвящен еще одной «трагической странице украинской истории»,
в-третьих — национальному поэту-герою О.Ольжичу. И хотя специалисты сильно критиковали ленту с точки зрения экранного искусства, Шевченковский комитет по каким-то своим соображениям назвал лауреатом именно его.

Таков список национальных культурных достижений за 2001 год. Официальный статус лауреатов победители получат после подписания указа, а награждение состоится по традиции в канун дня рождения Тараса Шевченко на торжественной церемонии в Национальной опере Украины.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме