Оружейный PR

Поделиться
Кажется, что тема оружейных скандалов прочно заняла место подручных инструментов политической рекламы и PR в Украине...

Кажется, что тема оружейных скандалов прочно заняла место подручных инструментов политической рекламы и PR в Украине. После кольчужной истории стало понятно, насколько беспроигрышной и эффективной является тема нелегальной торговли вооружениями. Даже если обвинения не подтвердятся, осадок все равно останется. Вот и последний случай с очередной «сенсацией» от лидера украинских коммунистов вызвал широкий резонанс, а значит, и бесплатное мелькание на телеканалах, в газетах, Интернете создателей истории о плохой Украине, которая нелегально продает оружие плохой Грузии. Кстати, по мнению ряда экспертов, заявление Петра Симоненко является прямым продолжением темы оружейного противостояния президента и премьер-министра.

По секрету — всему свету

Вообще делать экспертные оценки и анализировать заявления П.Симоненко бесполезно, потому что анализировать, собственно, нечего. Да, Украина продает оружие Грузии. Продает открыто, легально и в рамках внутреннего и международного права. На сайте ООН каждый желающий расследовать эти «нелегальные» поставки может ознакомиться с информацией о том, сколько, когда и куда Украина поставляла военную технику. Если бы у поставщиков оружия было желание тайно поставить танки в Грузию, стали бы они сообщать об этом в Организацию Объединенных Наций? Сомневаюсь.

Согласно тем самым анналам ООН, Украина в 2004—2005 гг. продала Грузии 16 танков Т-72, 40 боевых машин пехоты
БМП-2, 23 бронетранспортера БТР-80, 12 самоходных артиллерийских установок 2С3, 6 ударных вертолетов Ми-24, два многоцелевых вертолета Ми-8MT. Кроме того, револьверов и пистолетов — 940 единиц, винтовок и карабинов — 396, автоматов и пистолет-пулеметов — 4724, легких пулеметов — 204, ручных, подствольных и станковых гранатометов — 500 единиц.

Внушительно. Только на первый взгляд. Грузия — далеко не самый крупный импортер оружия и даже далеко не самый крупный покупатель украинского оружия. Ничего криминального, нелегального и тайного в этих поставках нет. Оба государства — независимые. Грузия не является субъектом каких-либо международных эмбарго на поставку вооружений, военной техники или товаров двойного назначения. Поэтому Украина как член всех существующих режимов экспортного контроля может спокойно реализовывать свое суверенное право на военно-техническое сотрудничество со своим стратегическим партнером, коим, несомненно, является Грузия.

По крайней мере можно говорить о двух мотивах, которые побуждают нашу страну активно работать с Грузией в «оружейной» сфере. Первый из них — политический. Грузия является партнером Украины по ГУАМ, СНГ. Обе державы отличились демократическими революциями и идут впереди остальных постоветских стран в деле социальных преобразований. Второй мотив — экономический. Торговля оружием, это, как известно, большие деньги. И со стороны Киева было бы просто глупо отказываться от делового предложения Тбилиси купить солидную партию вооружений. Кроме того, Грузия с Украиной связаны стремлением обеспечить свою энергетическую безопасность. Читай: построить новые трубопроводы, альтернативные российским.

Кстати, украинско-грузинское военно-техническое сотрудничество имеет уже свою в какой-то степени исключительную историю. Так, еще в 1999 году Украина бесплатно передала партнеру по ВТС ракетный корабль «Конотоп» (и пусть теперь кто-то скажет, что ВТС — просто оружейный бизнес). Но ВТС с Грузией не всегда было безоблачным. Специалисты помнят о проблемах с украинскими БМП-2, которые во время учений сухопутных войск ВС Грузии почему-то выходили из строя. То ли Украина их поставила неисправными, то ли грузинские военные их неверно эксплуатировали, до сих пор до конца не ясно. Но информация об этом случае широко обсуждалась в СМИ, и, главное, не повлияла на годами сформированное партнерство.

Эх раз, да еще раз…

Наверное, не все помнят, что КПУ уже обвиняла президента и министра обороны в незаконных поставках оружия Тбилиси. Было это совсем недавно — в июле нынешнего года. Тогда коммунисты говорили о незаконной «военной помощи», которую правительство Украины оказало Грузии и Ираку, безвозмездно передав им вооружения и военную технику без разрешения Верховной Рады. Оценивая эту информацию, эксперты ЦИАКР пришли к однозначному выводу, что эта передача осуществлялась в рамках действующего законодательства Украины.

В частности, военная техника из состава украинского миротворческого контингента была передана иракской армии на основе правительственного постановления с соблюдением всех необходимых процедур. Так же была реализована и поставка техники в Грузию. При этом выяснилось, что в украинском законодательстве в этом вопросе существует правовой вакуум. В ст.85, п.23 Основного Закона, на которую ссылались коммунисты, речь идет об одобрении Верховной Радой решения о предоставлении «военной помощи» иностранным государствам, в то время как в украинском законодательстве нет толкования самого понятия «военная помощь».

Единственным случаем, когда упоминается категория «военная помощь», является ст.6 Закона Украины «О порядке направления подразделений Вооруженных сил Украины в другие государства». При этом «военная помощь» соотносится исключительно с направлением украинских подразделений ВС в другие государства. Поэтому ссылка на Конституцию Украины в случае с передачей вооружений Ираку и Грузии является не оправданной.

С другой стороны, исходя из международного опыта, любая передача военной техники иностранным государствам (продажа, передача на безвозмездной основе, с использованием офсетных схем и т.д.) является формой ВТС. Передав технику вышеназванным странам, Украина тем самым создала условия для развития дальнейшего сотрудничества с ними и формирования позитивного климата для дальнейшего продвижения общих экономических и военно-технических интересов государства.

Наверное, заключения специалистов действительно были в какой-то мере справедливыми, поскольку в июле информационно-оружейная атака коммунистов быстро сошла на нет.

…Тот заказывает музыку

Еще одна маленькая деталь, на которую не обратили внимание. За неделю до заявления П.Симоненко о нелегальных поставках Украиной оружия в Грузию в российском Интернете появилась статья, как две капли воды похожая на текст заявления украинских коммунистов. И называлась она колоритно: «Украина—Грузия: лукавое военное сотрудничество». Так вот, 10 октября российское интернет-издание пишет о 40 танках Т-72, о которых уже 16 октября заявит лидер украинских коммунистов. Случайность? Может быть...

В российской статье также приводятся цифры, доселе нигде не публиковавшиеся. Цитирую: «В 2006 г. по данным, опубликованным различными СМИ, украинский военно-промышленный комплекс обогатил ВС Грузии ударными вертолетами Ми-24 и многоцелевыми Ми-8 в количестве 13 штук, наземными станциями корректировки артиллерийского огня и бронированными мостоукладчиками. Для усиления Тбилиси контроля над своим воздушным пространством грузинская сторона закупила две радиолокационные станции 36Д6-М. И совсем недавно (в конце лета нынешнего года) стало известно о том, что в сухопутные войска Грузии поступило 40 танков Т-72».

Дальше — больше. Именно в российском Интернете украинско-грузинский «оружейный скандал» получает активное распространение, а оттуда уже попадает в Украину. Более того, предположение неизвестных аналитиков о том, что указ В.Ющенко об отмене постановления Кабмина по «Укрспецэкспорту» напрямую связан с «нелегальными потоками оружия из Украины в Грузию», родился также в Рунете.

Не хочется делать банальные предположения об «информационных операциях» и «спланированных акциях», но логическое объяснение этим «случайным» совпадениям найти трудно. Хотя, может, и не было никаких «информационных войн»? Просто любят у нас «подмарафетить» политический имидж за счет авторитета страны.

Это тоже уже не ново. Еще в 1998 году временная следственная комиссия Верховной Рады под руководством Александра Игнатенко предала гласности отчет, согласно которому Украина продала оружия на 32 с хвостиком миллиарда долларов. Нарушая при этом все, что можно нарушить. Стоит ли говорить, что сногсшибательные результаты работы пресловутой парламентской комиссии крайне негативно отразились на имидже Украины как поставщика вооружений и военной техники. Будь так на самом деле, страна оказалась бы если не на первом месте в мире, то, по меньшей мере, на втором после США, которые в те времена ежегодно реализовывали вооружений и военной техники на 18—20 млрд. долл.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме