ОБРЕЧЕННОЕ БОЛЬШИНСТВО

Поделиться
С «раздельным существованием» большинства и меньшинства Верховной Рады покончено. 8 февраля в 7.10 ...

С «раздельным существованием» большинства и меньшинства Верховной Рады покончено. 8 февраля в 7.10 штурмовая группа «большевиков» в количестве 86 человек (так утверждает прогрессивный социалист Александр Марченко) заняла господствующую парламентскую высоту — президиум ВР. По словам Александра Мороза, руководили захватом известные «спецназовцы» Григорий Суркис и Александр Волков. После короткого физического контакта «контрольный пакет» акций Верховной Рады в виде кресел спикера и двух его замов перешел в руки нового большинства (НБ). Члены НБ перед началом парламентского заседания заблокировали все подходы к трибуне и столу президиума. В частности, Ефим Звягильский перекрыл левый фланг, заняв место в ложе правительства, а другие крупные представители «большевиков» внимательно следили за действиями коммунистов. Мало ли что может случиться, когда новый спикер Иван Плющ займет свое место. Однако ничего не случилось. В 10.05 сбылась мечта Волкова — он увидел Александра Ткаченко в сессионном зале. Теперь Александр Михайлович и Александр Николаевич получили прекрасную возможность познакомиться. Короче говоря, все кончено…

ДРЕССИРОВКА

Активная фаза акции протеста меньшинства длилась около четырех часов. Силовых инцидентов непосредственно во время первого сессионного заседания зафиксировано не было. Просто левые «наградили» членов НБ пульсирующей головной болью, ритмично стуча по столам пластиковыми бутылками, папками, руками и скандируя не совсем приятные для «большевиков» лозунги. Как оказалось впоследствии, это была единственная в своем роде попытка «достать» новых победителей. Впоследствии коммунисты и социалисты стали в знак протеста покидать зал ВР, но эти демарши уже никакого определяющего значения не имели. Одно дело, когда большинство уходит в Украинский дом, где принимает некие решения с прицелом на их последующую легализацию, и совсем другое — уход «меньшевиков». Ничего же не меняется: Иван Плющ ведет заседание, ораторы выступают, принимаются нормативные акты. Создается иллюзия нормальной законодательной работы, очень конструктивной и целенаправленной.

В первый же день работы в сессионном зале Верховной Рады «большевики» лишили левых возможности влиять даже на принятие процедурных вопросов. Если раньше, например, для прекращения прений достаточно было 150 голосов (1/3 от конституционного состава ВР), то теперь необходимо собрать 226. Соответствующие изменения были внесены в многострадальный регламент работы парламента. Правда, большинство сделало великодушный жест в адрес левых, попытавшись узаконить понятие «меньшинство». Причем без участия коммунистов. Однако никакого реального значения данный шаг не имеет, поскольку господствует закон джунглей — побеждает сильнейший.

Левых всего за четыре парламентских заседания выдрессировали так, что они оказались чужими на празднике жизни. Печально выглядят их попытки с помощью самодельных плакатов и криков повлиять на действия своих политических оппонентов. Ну не регистрируются коммунисты в сессионном зале. Так ведь ничего от этого не меняется. Более того, спикер Иван Плющ автоматически лишает их возможности выступать. Хочешь говорить — зарегистрируйся в сессионном зале. А если будут продолжаться крики и стук по столам, то председательствующий может запросто удалить бунтарей из зала на пять пленарных заседаний. Кстати, лидер КПУ Петр Симоненко уже получил от Ивана Степановича третье и последнее предупреждение.

Впервые в истории обсуждение бюджета проходило без активного участия левых. Коммунисты покинули зал, оставив лишь 11 человек, которые задавали вопросы министру финансов, представляющему бюджетный проект. Дрессировка «меньшевиков» закончилась, и создана иллюзия нормального законодательного процесса со всеми внешними атрибутами легитимности — спикер, сессионный зал, голосование с помощью электронной системы «Рада». Никто уже не боится решения Конституционного суда по представлению левых о нелегитимности решений, принятых «большевиками» в Украинском доме. Их действия уже благословлены и Президентом, подписавшим чисто «большевистские законы», и Министерством юстиции, и Печерским районным судом города Киева.

ТУПИК

Все выглядит очень хорошо, особенно бюджет-2000, принятый во втором чтении. Во время визита миссии МВФ в Киев главный финансовый документ страны будет окончательно принят. Двух мнений на этот счет быть не может. «Большевики» сами загнали себя в политический тупик, поскольку вынуждены априори принимать все, что только пожелает исполнительная власть. Они же уже не могут ссылаться на «проклятых» коммунистов, мешающих нормальной законодательной работе ВР. Вот и приходится с душевными муками достигать консенсуса по таким болезненным вопросам, как, например, льготы для СП. Многие из «большевиков» достаточно хорошо знают, что это такое. В денежном, естественно, эквиваленте.

Двухполюсная система работы законодательного органа власти по определению не может существовать долго. Даже если Президент не будет распускать ВР. Кстати, надо ведь еще разобраться, кого разгонять. В соответствии с принятым новым большинством в Украинском доме законом, они являются Верховной Радой третьего созыва. В перечне вопросов, выносимых на референдум, предполагается выяснить уровень недоверия граждан к ВР 14-го созыва. А если «большевики» заняли доминирующие позиции в парламенте, то как распустить его часть, не признающую решений НБ? Выходит, надо выдавать левым специальные опознавательные знаки. Например, медную бляху с надписью «четырнадцатый созыв».

А кто-то может сказать, сколько времени продлится судьбоносный консенсус в рядах правого большинства? Если исходить из того, что для принятия решений необходимо не менее 90% голосов членов НБ, то это означает низведение «большевиков» до уровня машины для голосования. В рамках коммунистической фракции создание подобного механизма возможно. Однако если учитывать уровень расхождения мнений представителей 11 фракций большинства, то саморазрушение правоцентристской «машины для голосования» неизбежно. Директор-распорядитель парламента Александр Волков может многое. В том числе и послать самолет за депутатом, который по какой-то причине задержался и не прибыл для совершения торжественного акта нажатия на кнопку. Но и он не всесилен. Самой большой опасностью для «большевиков» является появление мелких — в 20—30 человек — групп влияния в ходе обсуждения тех или иных вопросов. Например, бюджета. Получается, что «контрольный пакет голосов» не принадлежит никому и в каждом конкретном случае необходимо будет убеждать «зарвавшихся» лоббистов. Президент, конечно, с помощью референдума резко усилил тягу к самовыживанию части депутатского корпуса. Но ведь неизбежно «большевики» поймут, что они утратили реальные рычаги влияния на экономические и политические процессы. Можно, конечно, рассматривать ВР как своего рода трамплин для попадания в правительство. А стоит ли избирать такой долгий и трудный путь?

Поэтому политическая привлекательность законодательного органа власти для «большевиков» резко снизится. Особенно после проведения референдума. Зачем переизбираться в парламент, если:

а) неприкосновенность уходит в прошлое;

б) неизбежно попадешь в новое конструктивное большинство, работающее на основе угрозы роспуска;

в) превратишься в составной элемент машины для голосования. Если ты, конечно, не Волков. В крайнем случае, Суркис.

Все это означает резкое усиление федеральных тенденций. Лучше уж быть хозяином какой-то конкретной области, чем «мальчиком для голосования» в Киеве. Леонид Кучма может резко усилить эти тенденции, если окончательно поддержит идею о выборах губернаторов. Правда, в этом случае он лишается так называемой «жесткой вертикали исполнительной власти» и уже не может влиять на регионы. Это просто какой-то заговор: главе государства подбрасывают идею о двухпалатном парламенте, логическое развитие которой приведет к уменьшению влияния Президента. Что толку от того, что он получит право распускать «марионеточный парламент»? Реальный центр власти переместится из Киева в регионы.

А в том, что после досрочных президентских выборов любой состав ВР будет «марионеточным», сомневаться не стоит. Как всегда, коммунисты получат свои 40% мест, а остальные должны будут группироваться в большинство, чтобы Леонид Данилович их не распустил. Верхняя палата автоматически получает наибольшее влияние, и тут возникает проблема — а как там сформировать пропрезидентское большинство? И вообще, хватит ли Волкова на две палаты?

В полном объеме представить себе юридические и политические последствия референдума не может никто. При этом абсолютно никакой роли не играет, какой закон о референдуме приняло нынешнее большинство в ВР. Все будет решаться по ходу дела. Как показывает опыт парламентаризма образца 2000 года, главное — это принять решение, а оправдать можно все что угодно.

Александр ЮРЧУК

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме