НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ

15 октября, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №41, 15 октября-22 октября

Активисты нашего городского историко-патриотического клуба «Поиск» решили проанализировать уровень патриотического воспитания подрастающего поколения в школах Киева...

Активисты нашего городского историко-патриотического клуба «Поиск» решили проанализировать уровень патриотического воспитания подрастающего поколения в школах Киева. Тем более, прошел год с момента, когда Министерством образования, Украинским государственным центром туризма и краеведения ученической молодежи в партнерстве со Всеукраинским союзом краеведов и Советом организации ветеранов Украины объявлена Всеукраинская историко-краеведческая акция ученической молодежи «Память». Посвящена она 55-й годовщине освобождения Украины от фашистских захватчиков и Победы в Великой Отечественной войне. Цель акции чрезвычайно благородная - объединить усилия педагогической общественности, ветеранов и краеведов в деле увековечения памяти о героях войны и тыла, патриотического воспитания юношества. Акция проходит в два этапа - «Боевые ордена и медали в твоей семье» и «Сохраним память о подвиге» - с сентября 1998 по май 2000 года. Уже из названий этапов можно понять, что предусматривался огромный объем различных мероприятий - встречи с ветеранами, написание сочинений, вечера, уроки мужества, походы местами боевой славы, обновление, пополнение и открытие комнат, музеев боевой славы и прочее.

В прошедшем учебном году ученические коллективы имели возможность стать участниками акции, накопить определенный опыт и сейчас подводить первые итоги. К сожалению, в подавляющем большинстве школ этого не произошло. Можем констатировать - результаты акции неутешительные. Патриотическое воспитание не достигло того уровня, какого мы все ожидали.

Немного истории. Первый музей, посвященный памяти героев Бреста, в Киеве был создан 40 лет назад. Потом музеи, комнаты боевой славы возникли почти во всех средних учебных заведениях столицы Украины. Деятельность центров героико-патриотического воспитания активно поддерживали учителя - фронтовики в прошлом. Тематика музеев и комнат была разнообразной. Например, в средней школе №2 была создана экспозиция об участии в боях родителей учеников, №122 - о подвиге воздушных десантников во время обороны Киева, №86 - Киев - город-герой на Днепре, №28 - героическая оборона Киева, №174 - Севастополь - город боевой славы, №136 - 136-я стрелковая дивизия в боях за Киев. Некоторые музеи обрели статус народных, а школам, где они были созданы, присвоены почетные наименования: №195 - Героя Советского Союза В.Кудряшова, №136 - 136-й Киевской стрелковой дивизии, №140 - дважды Героя Советского Союза А.Кравченко.

Вспоминаю, какой интересной и насыщенной историческими материалами, фотографиями была экспозиция музея боевой славы Северного флота в средней школе №95. Шефство над молодежным коллективом в его благородной поисковой работе взяли ветераны-моряки, участники боев на Севере. Вместе ездили по памятным местам, собирали реликвии прошедшей войны, отдельные детали военных кораблей, фронтовые газеты, фотографии, личные вещи бойцов, изготавливали модели подводных лодок, эсминцев, катеров, прочее. В школе собралась немалая библиотека книг военно-морской тематики, которые были подарены ветеранами. Возле входа в школу на средства ветеранов, учеников, учителей, шефов возвели памятник «Героям-североморцам», в подножие которого вмурованы два кнехта и якорная цепь, привезенные с Полярного. Была традиция возле памятника в первый день нового учебного года и в день последнего звонка проводить торжественные линейки и собрания. В гости к ученикам приезжали ветераны-североморцы, родственники погибших воинов, курсанты, представители экипажей действующих кораблей. За плодотворную военно-патриотическую работу школе было присвоено почетное имя Героев-североморцев.

Со временем музеи, комнаты, уголки боевой славы были созданы почти во всех школах (причем, на общественных началах). Конкретность и простота тематики, возможность собственными глазами увидеть настоящие документы и реликвии войны сделали их популярными. Они стали значительными центрами героико-патриотического воспитания подрастающего поколения, превратились в своеобразные кабинеты истории прошедшей войны.

С начала 90-х годов сменились политические ориентиры и начался разрушительный процесс. По молчаливому согласию тогдашнего Министерства образования чиновники, которые еще недавно проповедовали одни взгляды, а нынче резко изменили их на прямо противоположные, начали требовать забрать с экспозиций одно, заменить другое, будто не было кровопролитных боев, оккупации фашистами Украины, не было жестоких боев за освобождение, которые вели их деды, отцы. Дошло даже до того, что начали замалчивать саму Победу, искажать ее значение. В результате со стендов и витрин были сняты ценные реликвии, личные вещи и документы военного времени, фронтовые письма, архивные материалы, которым буквально нет цены. То есть все то, что с такой любовью и с таким трудом собирали дети. Теперь эти материалы или пропали неизвестно куда, или гниют и портятся в кладовых, подвалах. Большинство музеев, комнат, уголков были закрыты. Как свидетельствует приказ начальника Главного управления образования города Киева №182 от 20 октября 1998 г. об итогах регистрации музеев при учебных заведениях, на сегодняшний день фактически осталось действующих 78 музеев, из них историко-краеведческого профиля - 59.

Особенно горько, что перестали существовать так называемые «именные» музеи, посвященные воинам дивизий и полков, которые освобождали от фашистов столицу Украины: 38-й армии в техникуме электронных приборов, 240-й Сумско-Киевской стрелковой дивизии в школе №104, 226-й Краснознаменной Глуховско-Киевской стрелковой дивизии в школе №226. Исчезли музеи, которые повествовали об обороне Киева, битвах на территории Украины, генерале М.Кирпоносе, героях-североморцах, о которых говорилось выше. Под угрозой музеи киевского партийного подполья в средней школе №195 и «История пишется объективом» в средней школе №229.

В подавляющем большинстве учебных заведений ничего не делают для их восстановления. Во время рейда по 27 школам Киева активистам «Поиска» пришлось увидеть и услышать немало горького и неприятного, даже такое: «Ветеранам у нас делать нечего». Директора некоторых школ отказываются возобновлять экспозиции, проводить героико-патриотические мероприятия, ссылаясь на отсутствие средств, забывая, что вся эта работа велась и раньше на общественных началах. Нужны лишь желание, стремление сделать что-то полезное для патриотического воспитания детей, не забывая о подвиге предыдущих поколений.

Положение о Всеукраинской историко-краеведческой акции «Память» разработано в полном соответствии с требованиями Президента Украины не допускать отклонений в оценках событий Великой Отечественной войны, воспитывать у молодежи уважительное отношение к старшим поколениям и их вкладу в становление экономического и военного могущества Украины. Методические рекомендации своевременно доведены до сведения учебных заведений. Районные советы организаций ветеранов Украины в помощь учителям возобновили списки ветеранов-наставников. В этом направлении сориентировали свою работу коллективы Центров детского и юношеского творчества Зализнычного и Внешкольной воспитательной работы Ленинградского районов.

Формально - сделано много. Однако наблюдения актива клуба свидетельствуют, что педагогические коллективы не восприняли акцию как необходимую и обязательную для выполнения. Ярких, убедительных примеров ее проведения очень мало. Это школа-интернат №4, лицей «Полиграфист», средняя школа №85 (Московский район). Но и эта довольно ограниченная информация раскрывает мощный воспитательный потенциал, заложенный в существе акции. Достаточно ознакомиться с некоторыми ученическими сочинениями на предложенную тему «Боевые ордена и медали в твоей семье».

Валерия Колотилина. «Прошло 54 года с того момента, как прогремели залпы Великой Победы. Но в памяти украинского и российского народов всегда будут жить герои, которые отстояли свободу и независимость нашей Родины, спасли мир от фашизма.

В нашем доме тоже есть герои, которые навсегда останутся в моей памяти. Это мои четыре прадеда, которых, к сожалению, я никогда не видела. О них рассказывали прабабушки. Двое из них погибли. Двое вернулись домой.

Бабушка говорит, что к Победе в 1945 году нас привели любовь и добро. Вера в добро ведет нас в жизнь и сегодня. Нам стыдно встречаться с жестокостью и грубостью. Людям нужно верить, видеть в них лучшие черты, строго наказывать зло».

Ольга Псем. «В годы Великой Отечественной войны наши деды и прадеды боролись за нашу Отчизну. Они хотели, чтобы мы, их внуки и правнуки, жили счастливо и хорошо. Не все вернулись домой, но мы помним и почитаем их имена.

Мне повезло - прадедушка остался живым. Он принимал участие в боях с первого до последнего дня. За участие в боях награжден орденами Ленина, Боевого Красного Знамени, Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны, медалями.

Я очень горжусь своим прадедом».

Татьяна Гнатуш. «В моем доме награды имеют все. Больше всего их у дедушки. Я помню только его седую голову, густые брови и искривленные тяжелой болезнью руки.

Дедушка прошел пешком всю Европу. Когда началась война, ему был лишь 21 год. Два раза раненный, домой вернулся инвалидом. Награжден орденом и пятью медалями. В честь 25-летия Победы в Великой Отечественной войне военком наградил дедушку часами, которые и сейчас тикают в нашей комнате. Это память о дедушке.

Все его награды сохраняет бабушка. На День Победы он надевал все ордена и медали, встречался со своими однополчанами. Очень любил песню «День Победы». Дедушка умер 8 мая этого года, не дожил до праздника несколько часов. Мы часто ходим к нему на могилу, я ухаживаю за ней».

Плодотворно работают поисковые отряды под руководством учителя средней школы №239 О.Боброва, методиста центра внеклассной воспитательной работы Ленинградского района В.Дзивалтовского, энтузиастов-следопытов Московского района О.Шепнивского, пгт Гостомель П.Нестерова. В большинстве же случаев учителя даже не осведомлены, что такая акция проводится. Приказы, методические разработки отлеживаются в сейфах директоров школ. А приведенные примеры никак не удовлетворяют требованиям времени в улучшении патриотического воспитания молодежи.

Началось лето - время, когда детей можно заинтересовать поисковой работой, чтобы не росли равнодушными, знали историю государства, помнили о подвигах дедов-прадедов, которые защищали свой родной дом, свою землю, дали возможность последующим поколениям не быть рабами гитлеровцев и жить под мирным небом. Не стоит повторять ошибок прошлого, когда под влиянием идеологических наслоений кое-где «подправляли» историю, подгоняя все под определенные догмы. Создается впечатление, что и сейчас кое-кому не терпится забыть о подвиге предшествующих поколений, не дать возможности юным знать правду о Великой Отечественной войне. История этого не прощает. «Потерянное поколение», которое выбрало пепси и тянется к наркотикам, - яркий тому пример.

Первый этап акции не принес желаемых результатов. Из этого нужно делать выводы, чтобы уже с сентября наверстать упущенное, больше внимания уделять патриотическому воспитанию юных. В этой работе неоценимыми являются знания собственной истории, память о павших героях Великой Отечественной, уважение к живым.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно