НЕДОПЕТАЯ ПЕСНЯ АНАТОЛИЯ СОЛОВЬЯНЕНКО

30 июля, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №30, 30 июля-6 августа

В последние годы в нечастых интервью, которые давал Анатолий Соловьяненко, превалировали горькие ноты...

В последние годы в нечастых интервью, которые давал Анатолий Соловьяненко, превалировали горькие ноты. Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, всемирно известный певец говорил о своей невостребованности, с обидой вспоминал о нынешней ситуации в оперном искусстве Украины. Частота его выступлений перед обожествлявшей певца публикой резко упала.

Конечно, можно найти оправдания всему происходящему в состоянии украинской культуры, объяснить все ставшими привычными ссылками на экономические сложности, но сегодня, когда нас поразила весть о безвременной кончине Анатолия Соловьяненко, какие бы то ни было рациональные доводы кажутся кощунственными.

Неповторимый по тембру лирический тенор Анатолия Борисовича, казалось, самой природой был создан для озвучивания широко льющихся мелодий украинских песен и романсов, сочетающих эмоциональную открытость с особой задушевностью и сердечностью. Его голос узнавали и любили не только в любом уголке Украины. Его называли «украинским соловьем» везде, где он бывал за многие годы блестящей певческой карьеры.

А начинался его путь в искусстве не просто. Он сам, по собственному плану, строил свою судьбу. Вырос в донецком крае, получил техническое образование, пел как любитель, участник самодеятельной вокальной студии. Сам нашел себе педагога и доверился ему. Всегда в жизни и творчестве решал сам, парадоксально сочетая в себе черты яркой индивидуальности с имиджем популярной звезды, угадывавшей вкусы и капризы публики. Певец интеллектуальный, аналитик со своеобразным складом ума, он создавал на сцене образы героев пылких и порывистых, следующих не голосу рассудка, а непосредственным движениям души. Таковы - Ленский в «Евгении Онегине» Чайковского, Самозванец в «Борисе Годунове» Мусоргского, Альфред в «Травиате» Верди, Фауст в одноименной опере Гуно, Андрей в «Запорожце за Дунаем» Гулака-Артемовского.

Партнерами по сцене у него были прекрасные певцы, составлявшие славу и гордость столичной украинской оперы

60-80-х годов. С ними участвовал Соловьяненко в триумфальных гастрольных поездках театра, когда за пультом стояли такие выдающиеся дирижеры, как Константин Симеонов и Стефан Турчак.

Анатолий Соловьяненко еще чаще, чем на оперной сцене, появлялся на концертной эстраде. Его репертуар был широк и разнообразен, особое место в нем занимала украинская песня.

С его внезапным уходом, кроме светлой памяти, у нас остаются, конечно, записи в золотых фондах национального радио, пластинки, немногочисленные кинокадры, фильм о нем, созданный на студии «Контакт», - но это так ничтожно мало по сравнению с тем, что было им спето. И, может быть, наш долг перед будущими поколениями собрать и сохранить то, что еще можно найти.

Нам же, слышавшим и любившим его, так будет не хватать его неповторимого голоса…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно