НЕ ТАК СТРАШЕН КАНДИДАТ, КАК ЕГО ИМИДЖ

3 сентября, 1999, 00:00 Распечатать

Президентская избирательная кампания вступила в «живописную фазу», когда на всех «25 украинских п...

Президентская избирательная кампания вступила в «живописную фазу», когда на всех «25 украинских предвыборных фронтах» в ход интенсивно запускаются такие средства поражения массового электората, как наглядная агитация и пропаганда. Полиграфическими зарядами разного калибра уже обрабатываются столбы, углы и стены домов и на Львовщине.

Первые типографские «цветочки» на тему президентских выборов появились, пожалуй, у Александра Мороза. Появились, когда еще стоял глубокий снег, когда еще кандидатов никто не регистрировал. Начали социалисты с малых форм - календариков. Календарик на 1999 год, карманный. На груди солидного мужчины в галстуке и сером пиджаке - Александра Мороза - диагональю вырисован афоризм, приписываемый лидеру СПУ: «Добро завжди перемагає!». На основании какой статистики сделан подобный вывод? Подготовленный христианин имеет другую информацию на этот счет: «Мир сей принадлежит Князю тьмы». Разве что нынешние президентские выборы объявить армагеддоном, предвыборную программу А. Мороза - добром, а его самого - новым мессией. Тогда все сойдется.

Мессианские черты Александра Александровича отчетливо проступают на настольном календарике (получающимся склеиванием согнутого в трех местах листа форматом А-4), на котором наш герой изображен сидящим в окружении пяти детишек и игрушечного тигренка. Дополняет группу персонажей изящно вырисованная надпись: «Збережемо дитячі усмішки!» Ну как тут не вспомнить Христа (или Ленина в Горках? Нет, Ленина в Горках плохо), изрекшего: «Пустите ко мне детей!»?!

Чтобы автора данного анализа не упрекали в натянутости ассоциаций, он предлагает посмотреть на обратную сторону календаря. Там среди праздников, рекомендованных СПУ для исповедания, наряду с «Міжнародним днем солідарності трудящих» и «Днем Перемоги» значится «Різдво Христове». Кстати, глядя на перечень нерабочих дней, можно понять, что социалисты взваливают на себя ношу примирения завоеваний социалистической и национальной революций. Рядышком в календарике - «День Незалежності» и «День Великої Жовтневої Соціалістичної...».

Следы темы примирения проявляются и на суперовом плакате, отпечатанном на дорогой мелованной бумаге (не меньше чем стограммовой и, может, даже финской) размером 67 на 98. Основную часть средства наглядной агитации занимает серый (серый цвет отлично сочетается с тотальной сединой Александра Александровича, признаком многоопытности и мудрости) хорошей ткани пиджак скованно улыбающегося Мороза. За предметом туалета кое-как пробиваются сиреневый сад и купола Выдубицкого монастыря. Мост Патона опять же диагональю (диагональ привносит желанную динамику) визуально связывает культовое учреждение с жилыми кварталами киевского Левобережья. Имя и фамилия на плакате выкрашены в... розовый цвет. Нехорошим человеком буду, если фотохудожник не настаивает на связующей роли социалистов между национально-религиозным началом и социалистическим. В дополнение у левого уха левого кандидата впечатываются три «заповеди» «нашого спільного завдання» (оперирование с цифрами в их мистическом, пифагорейском смысле для левых не новость - 3 классика, 3 источника марксизма-ленинизма, 3 составные диалектического материализма...): «Позбавити влади бандократів», «Відновити справедливість у державі», «Створити добробут для кожної людини праці». Видимо, морозовцы на этот дорогой плакат сильно рассчитывают.

У Костенко также имеются дорогие плакаты. Такая же мелованная бумага, правда, вдвое меньше форматом; такая же символика цвета. Зеленым буквам, которыми выписано «Юрий Костенко», вменяется указывать на то, что он в свое время исполнял обязанности министра по экологии. (Это хорошо для биографии.) Компроментирующего красного цвета нет. Морковный цвет (нормальный растительный) преобладает в хорошем шелковом галстуке. Пиджак молодому горячему и демократическому политику как бы не нужен - он его положил на колени. На безымянном пальце правой руки - обручалка, символ того, что герой плаката - нормальный семьянин. На лице - широкая улыбка, открывающая верхний ряд здоровых молодых зубов. Значит, сможет грызть проблемы президентской должности. Над таким портретом не грех и

надпись «новий лідер нової епохи» поставить.

В таком виде бывшего экочиновника посадили на фоне идиллической природы. Зелень хвои, альпийские цветочки в ассортименте. За едва седеющей головой - серьезная горная вершина. Картинка, как в печатном органе иеговистов, когда они изображают рай.

При помощи компьютера образ Костенко клонирован в другой плакат, на котором фоном избрали какой-то водоем, типа озеро. По берегу - растительность равнинной лесной зоны... Рядом с головой - кусочек радуги. Яко фрагмент ауры или нимба.

Наличие описанных пейзажей заставило задаться вопросом, а не замышлялась ли серия «Костенко и все природные зоны Украины»?! Тогда еще следует ожить Костенко в степи и лесостепи.

Максимальное «раздевание» из всех кандидатов продемонстрировал Евгений Марчук. На одной мини-листовочке он устало сидит в одной рубашке (на погрудном снимке больше ничего не видно), а под собой собственной рукой начертил: «Моє слово - закон». Никаким шрифтам или вензелям художников Евгений Кириллович своего «слова» не доверил. Домашний вид Марчука и живой почерк, по замыслу, должны максимально сблизить его с избирателем.

Евгению Кирилловичу, видимо, по старой профессиональной привычке, не хочется лишний раз «светиться», и он иногда предпочитает «спрятаться за дерево» - вместо портретного изображения на титульной странице программы вставлен логотип Евгения Марчука: «Могутній дуб, крона якого повторює обриси нашої Батьківщини, - символ міцності, мудрості та довголіття. Зірки довколо - зоряне майбутнє 24 областей та Автономної Республіки Крим». На марчуковском календарике дубу логотипа приделали ноги, и он играет с Эйфелевой башней в футбол.

Кроме «слова» и логотипа в арсенале Евгения Марчука имеется и «число». Только в использовании цифровой символики, подмеченной еще за Морозом, Марчук куда более откровенен. На другой листовке, где бывший генерал выглядит официально, находим: «Євген Марчук - кандидат № 3 у Президенти України», «У Євгена Марчука ТРОЄ онуків», «Сама доля хоче, щоб Євген Марчук став ТРЕТІМ Президентом України», «ТРЕТІЙ - саме той, кого чекає Україна», «Бог любить ТРІЙЦЮ». (Так и хочется спросить: «Кириллович, третьим будешь?»)

Примечательный моментик, УНА-УНСО, долгое время декларировавшая свои симпатии к Марчуку, в этой избирательной кампании работает на ... Олийныка. Наглядная агитация Владимира Олийныка отличается от остальных одним обстоятельством. Его сторонники используют миниатюрную форму - визитку с портретом своего кандидата и телефоном в Черкассах. В остальном олийныковцы сильно неоригинальны. Скажем, в «життєвих переконаннях» черкасского мэра, запечатленных на листовочке (которая после сгибания претендует называться книжечкой), присутствует парадоксальность логики и заурядный плагиат: «НАЦІОНАЛЬНА ІДЕЯ: все краще дітям!», «ЗОВНІШНЯ ПОЛІТИКА: немає вічних ворогів, як і вічних друзів. Є вічні інтереси держави Україна». Думается, что Ленин и Черчилль вполне могли подать в суд на юриста Олийныка Владимира Николаевича за нарушение авторских прав.

В отличие от своих братьев по утопическому разуму, социалистов, львовские коммунисты в своих пропагандистских потребностях дорогой бумагой и цветом не пользуются.

Говорят, нет денег. Коммунисты намерены использовать другой капитал - разветвленную резидентуру. Пошлют своих многочисленных сочленов «по хатам» с черно-белой агитпродукцией на дешевой бумаге. Упор будут делать на объяснения положений программы вживую. Чего-чего, а ног у коммунистов хватает.

Предвыборные лозунги Петра Симоненко построены по образцу 1917 года: «Трудящим - роботу! Працюючим - зарплату! Ветеранам - пенсії! Студентам - стипендії! Народу - гідне життя!». Лозунгов, типа «Приватизовані заводи - рабітникам!», а «Підрозпродану земельку - назад колгоспникам!», не имеется.

(Здесь уместно заметить, что на Львовщине все кандидаты беспрекословно пользуются «державною мовою».)

Есть попытка протянуть духовную родословную Симоненко от Ленина и в визуальном плане. В одном случае фотографу удалось заставить фотомодель энергичной походкой (словно Ильич по Смольному) пройтись каким-то коридором по какому-то ковру, заняв его руки футляром для очков, чтобы выглядел поестественнее. А с остальных снимков остальных листовок смотрит человек, который то стоит у почетного красного знамени, то сел фотографироваться на паспорт. Просто и строго, по-партийному. Никаких заискиваний. По-буржуазному, в ухмылке, зубов Петр Николаевич не показывает.

Самый изощренный образец наглядной агитации удалось оторвать с дверей в штабе удовенковцев. Их изобразительное средство форматом А-2 (буклет) ловко нафаршировано массой разножанровой информации в картинках и текстах (сразу видно, что заказчик имел возможность в течение не одного года непосредственно наблюдать избирательные кампании на Западе): тут и дружественный шарж, изображающий Геннадия Иосифовича лекарем, стоящим перед глобусом и слушающим стетоскопом Украину; тут и кратко изложенная пятилетка президента Удовенко, в которой последний год его президенствования увенчается проводимой в Киеве международной конференцией «Українська національна ідея - основа українського економічного чуда»; тут и календарик на... XXI столетие; тут и «Прогноз політичної погоди на жовтень 1999» с указанием причин, по которым за Удовенко проголосуют разные регионы...

Для создания образа Удовенко, что весьма примечательно, используются репортажные снимочки (почти по всем остальным кандидатам употребляются постановочные фотографии). Подкупает своей непосредственностью картинка о том, как кандидат от черноволовского Руха восседает на сессии Генеральной ассамблеи ООН и непринужденно слушает доклад Клинтона... Особенно хорош снимок (уже на другом буклете), запечатлевший дружественный разговор Геннадия Иосифовича с Вячеславом Максимовичем. В истории соцреалистической живописи подобная схема уже применялась, когда нужно было художественными средствами выразить преемственность Иосифа Виссарионовича делу Владимира Ильича. Правда, есть на этом снимке нечто такое, чего удовенковцы не хотели бы замечать. И Удовенко, и Черновол изображены смотрящими друг мимо друга, в пол.

Самый «заковыристый» образец наглядной агитации презентовали сторонники лидера СелПУ. На миниатюрном календарике из спелого пшеничного лана вырастает бюст «усміхненого» (в богатом и могучем русском языке невозможно отыскать достойного газетного штампа, который бы столь полно мог бы передать все богатство эмоционального состояния изображаемого) Александра Ткаченко и устремляется в мирное голубое небо. Внизу кратенькая статистика о показателях, чего и сколько удавалось собирать и надаивать за год в период, когда герой календарика был министром сельского хозяйства Украины.

При создании самого портрета использована сознательно грубая ретушь.

На первый взгляд, это может показаться отсутствием вкуса. Но на самом деле, это удачнейший ход. Таким способом герой становится абсолютно близким основной части своего избирателя - селянину. Куда там компьютерным изыскам! Поэтому данная агитация из разряда наглядной моментально переходит в разряд ненаглядной.

Идею национального знамени, переданного через символы, проэксплуатировали и художники из штаба действующего Президента. А так как в роли желтого цвета пшеничное поле использовали ткаченковцы, то кучмисты прибегли к помощи подсолнуха. В композицию узкой горизонтальной наклейки входит еще портрет Леонида Даниловича и его высказывание: «Переможемо разом - виграє кожен!». Других средств наглядной агитации на момент подготовки этой статьи у львовских сторонников Леонида Кучмы, можно сказать, не было. Нет, на вооружении кучмистов есть еще одно средство, якобы присланная из столицы инструкция, наглядно агитирующая, как раскручивать нынешнего гаранта Конституции. К примеру, главную цель, «чому варто голосувати за Леоніда Кучму», рекомендовано достигать и «формуванням у виборців настанови недовіри до конкурентів Л. Кучми». Пожелание, судя по всему, воплотилось в листовке с содержанием: «За президентства Кравчука до влади прийшли партійні ідеологи, поети і дисиденти; За президентства Кучми до влади прийшли технократи, директори підприємств; Хто може прийти до влади, якщо президентом стане Марчук? Кагебісти, стукачі і сексоти?»

При «створенні позитивного иміджу президента (да, с маленькой буквы!) Л.Кучми», в частности, предлагается: «Акцентувати можна наступні риси Л.Кучми як людини: толерантність у поводженні з оточенням, здатність до компромісу, невгамовна спрага знань, відкритість до нового, постійне самовдосконалення, бездоганність репутації, культ порядності, принциповість (коли йдеться про національні інтереси, у т.ч. у відносинах з Росією)...» (На других случаях проявления принципиальности, скажем, в перераспределении национального достояния, инструкция не советует акцентировать.) «Потрібна, - цитируем дальше письмо из центра, - «золота середина» у поданні зовнішності президента: спокійна вдумливість, проникливість без тіні смутку; образ керівника, який думає про народ…»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно