НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ВЗРЫВА

28 мая, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №21, 28 мая-4 июня

«Гвоздем» визита Александра Ткаченко в Крым, безусловно, стала презентация широко разрекламированного проекта Национальной программы возрождения Украины...

«Гвоздем» визита Александра Ткаченко в Крым, безусловно, стала презентация широко разрекламированного проекта Национальной программы возрождения Украины. На официальное представление спикерского плана спасения Отчизны съехались главы комитетов ВР, председатели областных, а также Киевского и Севастопольского городских советов, депутаты украинского и крымского законодательных органов, члены правительства автономии.

В санатории «Морской прибой» на Южном берегу Крыма состоялось заседание Координационного совета по обсуждению нацпрограммы, которую автор и глава парламента уже торжественно величает «экономической конституцией» государства. Присутствующим на мероприятиях депутатам раздавались красочно изданные проспекты с текстом программы и журнал «Остров Крым» с портретом спикера на обложке. Каков же итог этой поездки?

Предлагаемая программа впечатляет прежде всего своим оптимизмом. Она разделена на три этапа: 2000-2003 годы - «выздоровление тяжелобольного», 2003-2005 годы - «восстановительный период», 2006 - 2015 годы - «период интенсивной модернизации экономики». Главным достижением ее станет, по словам Ткаченко, устойчивый прирост населения Украины в объеме 150-200 тысяч человек в год. После подобных цифр напрашивается вопросительный знак… Но воздержимся от эмоций и внимательно пройдемся по документу.

Повышение уровня жизни программа декларирует в первые два года в 1,5 раза, за пять лет - в три раза. Говорится, что через два года зарплата будет 200-300 гривен, через пять лет - 450-500 гривен, а в 2015 году - 1500-1700 гривен. При этом ничего не говорится о росте цен, соотношением которых к зарплате в общем-то и определяется уровень жизни. Может быть, цены за это время вырастут в два, а может, в 10 или 30 раз? Тем более что автор программы выступает против «долларизации» экономики и утверждает, что «должно быть напечатано достаточно новых денег». По его мнению, денежная масса должна составлять не 8-10 процентов ВВП, а 25-30. Легко предположить, что одно это может спровоцировать рост цен как минимум в 3-4 раза, о чем автор просто умалчивает…

Программа предусматривает также снижение уровня расходов семьи на питание с 70 до 30 процентов, повышение производительности общественного труда. Своими приоритетами программа объявляет АПК, энергетику, науку и образование. Отрицая зарубежный опыт и помощь, программа провозглашает идеологию опоры на собственные силы. Финансово-банковская сфера объявлена «главной разрушительной сферой». При всем этом надо сказать, что по многим параметрам программа не вызывает возражений - никто не против того, чтобы достичь таких-то и таких-то рубежей. Еще нагляднее, если сказанное сопровождается демонстрацией слайдов с диаграммами, к которым оратор то и дело привлекает внимание слушателей. Но в программе «Возрождение Украины» тщетно искать ответ на вопрос, который и должен отличать программу как таковую от простого набора благих пожеланий, - каким образом всего этого достичь? Ну, в самом деле, нельзя же воспринимать как метод работы сентенции, произносимые автором хотя и с неправильными ударениями, но с подъемом, о том, что «рабочие и служащие на существующих заводах должны выпускать трактора и комбайны»? Или другую - «Народ хочет лучшего будущего, и его надежду нужно превратить в действительность»? Главным недостатком документа является то, что он не указывает, как и за счет чего надо достигать цель.

Автор презентованной программы считает, что «развал СССР проводился под тонким руководством Запада», а «наши народы подарили миру методику широкомасштабного планирования и развития страны». Очевидно, позабыв, что эта методика в 1991 году (через 74 года после революции) привела к тому, что на прилавках магазинов не было практически ничего.

Свидетели «крещения» программы восприняли ее настороженно. Многие участники обсуждения в зале крымской Верховной Рады умудрились не сказать о ней ни слова и сразу же переходили к текущим делам - долгам по зарплате, стихийным бедствиям, жалобам на законодательные нестыковки. Кое-кто использовал нехитрый прием - «со многими положениями предложенной программы трудно не согласиться, но я скажу о другом» - и к делу.

Реально выяснить, что же все-таки думают участники обсуждения по поводу сути документа, так и не удалось. Возможно, политиков несколько, скажем так, настораживало высокое общественное положение автора программы, во всяком случае они предпочитали не комментировать услышанное. Некоторые даже специально просили не цитировать вырвавшиеся слова либо использовать оные без ссылки на источник.

Один из крупных крымских руководителей отметил, что программа неадекватно оценивает не только прошлое, но и сегодняшний день. По его мнению, в ней, в частности, упущены важные разделы и аспекты социально-экономического планирования - программа не содержит раздела о региональной политике и региональной экономике, без чего немыслим современный анализ ситуации в Украине и эффективное планирование. «Особенно прискорбно то, что, как было сказано на совещании, эта программа обсуждалась институтами и прошла ученый совет. Каков же уровень экспертировавших документ ученых, если документ совсем не содержит ответа на вопрос, как реализовать намеченные цели?» - посетовал мой собеседник.

Не ускользнула от участников встречи и сверхзадача, которая, как понятно аналитикам, сопровождает программу. Александр Ткаченко старательно уходил от вопросов журналистов о том, принял ли он решение баллотироваться в президенты Украины. Он отвечал, что не скажет об этом до съезда Селянской партии, который состоится сегодня. Но, по сути, он не отрицал, что это и есть его предвыборная программа. То есть, он отрицал, но как! «Эта программа нужна не мне, эта программа нужна народу Украины!» Просто и со вкусом. Александр Николаевич пообещал, что в скором времени план спасения страны будет представлен для всенародного обсуждения, а примерно в сентябре рассмотрен Верховной Радой с последующим утверждением высшим законодательным органом в ранге «экономической конституции».

«А потом, - объявил Александр Николаевич, - вопрос до гениальности прост. Мы вручим эту программу тому, кто будет - что? Кто может и будет ее вместе с нами выполнять».

Прослушав рассказ Александра Николаевича о том, как он в 1953 году (напомню читателям - шел 36-й год такой любимой Ткаченко советской власти, а не какой-то там 8-й год независимости!), будучи уже восьмиклассником, нес домой белый хлеб и думал, придет ли такое время, когда он сможет вдоволь наесться белого хлеба, а потом о том, как он стал министром сельского хозяйства УССР и «накормил весь народ» - присутствующие поняли, что Александр Николаевич и есть «тот, кто может» и тот, кому планируется вручить будущую «национальную экономическую конституцию» им же и разработанную. При условии, конечно, что он будет избран президентом.

Народный депутат Украины, доктор экономических наук Валерий Коломойцев, по некоторым сведениям входящий в команду Ткаченко и выступивший на собрании в Симферополе, не зря говорил, что «главной задачей является восстановление управляемости и восстановление вертикали системы Советов» и что сделать это должен «политик, ведомый народом». А народ сейчас усиленно просит, чтобы Ткаченко выдвигался в президенты - уже 300 трудовых коллективов просит, региональные конференции Селянской партии и многие другие просят, а сам Ткаченко делает вид, что он еще не решил. Будущие имиджмейкеры и менеджеры избирательных кампаний должны по достоинству оценить простой и гениальный ход Ткаченко - и с программой, которая призвана стать средством массовой агитации за него во время планируемого всенародного обсуждения, и с этим «если народ попросит». А кого ж ему в нынешней ситуации еще и просить, как не бывшего министра сельского хозяйства, который «накормил всю страну»?

Как оцениваются экспертами перспективы Александра Ткаченко на этом поприще? Программа, возможно, будет утверждена, но после всенародной доработки, как планируется, в ней уже мало что останется от первоначальных благих пожеланий - появятся все новые и новые недостающие разделы. В силу интеллектуального уровня команды, будет несколько повышен научный уровень программы, который сегодня практически не выдерживает критики.

Вместе с тем «экономической конституцией» она вряд ли станет в силу массы политических и экономических причин. Да и в желании стать спасителем страны спикер не одинок. Программа сия, возможно, хороша как агитационное средство, но многие считают ее никудышней в качестве руководства к действию. Предполагается, что после выборов о ней сразу же забудут все. В том числе и автор…

Шансы Ткаченко на победу оценить сложно. Рейтинг его невысок, но корректность многочисленных исследований вызывает серьезные сомнения. Перспективы спикера в Крыму туманны. Хотя на полуостров он возлагает большие надежды как на «самую красную» территорию Украины - неслучайно презентовать программу возрождения он заявился именно сюда. Приятельские отношения и близость взглядов с Леонидом Грачом голосов не гарантируют. Председатель крымского парламента, судя по всему, склоняется к выбору между Морозом и Симоненко, хотя, безусловно, возможны варианты.

Ткаченко пока не на кого серьезно опереться ни в правительстве (где сильны позиции НДП), ни в большинстве местных органов власти. Есть некоторая опора в Агропроме, создавшем ячейки во всех регионах, но это - практически все. В сельских же регионах автономии позиции СелПУ значительно слабее позиций Аграрной партии.

Председатель меджлиса Мустафа Джемилев завоевания симпатий крымских татар довольно скептически оценил ткаченковские перспективы: «Чем левее кандидат и чем более советскими будут его взгляды - тем меньше поддержки он может получить у нашего народа». Учитывая непримиримую позицию Ткаченко во время переговоров крымских татар с Президентом в мае - едва ли он получит татарские голоса…

Многие эксперты в Крыму расходятся не только в оценке шансов Ткаченко на победу в осенней президентской гонке, но и в конечной цели его почти стопроцентно вероятного выдвижения. Кое-кто уверен, что председатель украинского парламента может оказаться самым серьезным противником Леонида Кучмы. Кто-то видит в активизации Александра Николаевича реализацию плана своеобразного заговора властей, призванного окончательно расстроить планы левых.

Но практически никто из журналистов и политологов не спорит по поводу того, что нас ждет с приходом Ткаченко. Сомнения вызывают разве что особенности демографической политики…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно