НА ПАРЛАМЕНТАРИЯХ ЛЕЖИТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОИСК РАЗУМНЫХ РЕШЕНИЙ

21 мая, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №20, 21 мая-28 мая

- Украина, поддерживая тесные отношения с НАТО в рамках «Партнерства ради мира», декларировала, что основной ее задачей является интеграция в европейские экономические структуры, а точнее - в ЕЭС...

- Украина, поддерживая тесные отношения с НАТО в рамках «Партнерства ради мира», декларировала, что основной ее задачей является интеграция в европейские экономические структуры, а точнее - в ЕЭС. Норвегия же, наоборот, является членом НАТО, но не входит в Европейский союз. Чем вы объясните именно такое построение отношений с европейскими экономическими и военно-политическими организациями?

- Норвегия является членом НАТО со дня основания этой организации в 1949 г. Членство в альянсе обеспечивает безопасность страны, в его поддержку высказываются широкие слои населения. Я не вижу никаких проблем в том, что Норвегия решила присоединиться к одной и отказаться от членства в другой межгосударственной организации. Что касается ЕС, то я хотела бы подчеркнуть: мы тесно и плодотворно сотрудничаем в ряде областей. Благодаря договору о Европейской экономической зоне (European Economic Area) Норвегия получила свободный доступ на внутренний рынок ЕС. С точки зрения экономики, Норвегия уже является неотъемлемой частью ЕС. К тому же Норвегия наряду с Исландией участвует в сотрудничестве в рамках Шенгенского пространства, которое ведет к упразднению паспортного режима и открытию границ со странами ЕС, не высказавшими возражений против этих мероприятий.

- Норвегия несколько раз проводила референдумы о вступлении в ЕЭС, и каждый раз волеизъявление населения давало отрицательный ответ. Чем вы можете это объяснить и существует ли, по вашему мнению, компромиссное решение в тех ситуациях, когда властная элита, обладающая информацией и анализом, считает необходимым принимать одни стратегически важные решения для страны, а население, в силу определенных причин, противится предлагаемым шагам (если можно, пожалуйста, на этот вопрос более подробный ответ, поскольку для Украины проблема проведения референдума о вступлении в НАТО в недалеком будущем может стать актуальной, а его результаты могут серьезно разойтись с официальной точкой зрения)?

- Действительно, норвежский народ дважды - в 1972 и 1994 гг. - высказался против вхождения страны в ЕЭС/ЕС. Хотя перевес противников был небольшим (в последний раз - 52,2%), правительство решило прислушаться к совету людей. По-моему, причина кроется, прежде всего, в том, что слово «союз» в силу исторических обстоятельств пользуется в Норвегии сомнительной репутацией. Вспомните, что до обретения независимости в 1905 г. Норвегия почти 550 лет пребывала в унии с Данией и Швецией. Многие жители отдаленных районов Норвегии полагают, что от людей, принимающих решения в Осло, их отделяет большое расстояние. Естественно, до Брюсселя в этом смысле еще дальше. Самоуправление, которое осуществляется на национальном, региональном и районном уровнях, а также демократический контроль являются важными для норвежцев принципами. Среди основных аргументов противников присоединения было и утверждение о том, что членство в ЕС ограничит возможности властей активно поддерживать отдаленные районы Норвегии. Хотя ЕС также переводит средства на нужды менее развитых регионов, было совсем неясно, получит ли Норвегия право и дальше осуществлять желательную для нее региональную политику. Не стоит забывать и о том, что в Норвегии сильно чувство солидарности с бедными странами. Мы направляем примерно 1% ВВП на помощь в целях развития. Многие опасались того, что членство в ЕС сузит наши возможности оказывать помощь развивающимся странам и самостоятельно выстраивать отношения с другими государствами.

Вместе с тем я хотела бы подчеркнуть, что тот самый народ, который высказался против членства Норвегии в ЕС, избрал парламент, где большинство депутатов выступают за присоединение Норвегии к ЕС. Это кажущийся парадокс. Он связан с тем, что избиратели голосуют за политические партии, а не за отдельных лиц. Среди членов большинства норвежских партий можно найти как сторонников, так и противников ЕС.

Но как правительство, так и парламент предпочли с уважением отнестись к результатам референдума.

На избранных народом политиках лежит ответственность за управление страной и поиск разумных решений. Зачастую они имеют лучшие основания для принятия решений и более широкий доступ к информации, чем население. И потому важно, чтобы они были в состоянии направлять людей и объяснять им различные варианты развития событий. Но в демократической стране невозможно в течение долгого времени осуществлять руководство, не принимая во внимание взгляды большинства. В этом случае политики очень скоро станут примешивать собственные интересы к тому, что они считают лучшим для народа.

- В настоящий момент на европейском рынке энергоносителей можно наблюдать конкуренцию российских и европейских поставщиков газа. Чья доля в газопоставках, по вашему мнению, в будущем будет увеличиваться? И каким образом Норвегия реализует свои интересы в этой сфере?

- Как крупные поставщики газа на европейский газовый рынок Норвегия и Россия, безусловно, имеют общие интересы в дальнейшем развитии этого рынка. Возможность получать газ из разных источников укрепляет доверие покупателя к стабильным поставкам и упрочивает позиции газа как привлекательного источника энергии. С точки зрения охраны окружающей среды, газ - наиболее притягательный вид ископаемого топлива. Он выделяет гораздо меньше СО 2 , чем нефть и уголь. В 1998 г. Норвегия произвела 48 миллиардов кубических метров газа. Согласно заключенным контрактам в 2005 г. планируется добыть около 70 миллиардов кубических метров. Если в начале 90-х гг. доля Норвегии на европейском газовом рынке составляла 10%, то в первые годы нового столетия предполагается довести ее примерно до 17%.

- Начало реализации программы «Морской старт» - не за горами. Существуют ли какие-либо проблемы в этом плане?

- Норвежский участник проекта «Морской старт» концерн «Кварнер» - частное предприятие. Ни правительство, ни парламент не имеют отношения к этой программе. В то же время меня воодушевляет тот факт, что компании из России, Украины, Норвегии и США могут развивать сотрудничество на основе высоких технологий. Насколько мне известно, первый запуск - 28 марта с.г. - был успешным, и я хотела бы поздравить украинские предприятия, участвующие в проекте, - КБ «Южное» и ПО «Южмаш».

- В свое время была чрезвычайно популярна идея создания Балто-Черноморской дуги. Сейчас о ней практически ничего не слышно. Чем это можно объяснить: отсутствием актуальности, политическим и экономическим ослаблением России или входом Польши, Чехии и Венгрии в НАТО?

- Я поддерживаю идею об укреплении связей между различными регионами Европы. Считаю, что нам есть чему поучиться друг у друга. К сожалению, я практически ничего не знаю об упомянутом вами конкретном проекте. Что касается балтийского региона, то мы с помощью Северного совета налаживаем тесное и взаимообогащающее сотрудничество между северными странами и всеми государствами Балтийского моря. Вхождение Польши в НАТО не может серьезно повлиять на этот процесс, поскольку вопросы политики безопасности не рассматриваются в рамках механизма балтийского сотрудничества.

- Какие наиболее актуальные вопросы в норвежско-украинских отношениях вы намерены обсудить в Киеве во время вашего визита?

- Норвежские парламентарии желают, прежде всего, лучше познакомиться с крупной и важной страной, от которой Норвегию отделяет не такое уж большое расстояние. Прошло много лет с тех пор, как скандинавские викинги установили первые контакты с этим регионом. Современная политическая ситуация в Европе вплоть до 90-х годов нашего столетия складывалась таким образом, что широкая публика слишком мало знает об одном из наибольших государств Европы. Сегодня у нас появилась возможность познакомиться с ним. Впервые я посетила Украину в качестве члена парламентского Комитета по международным делам осенью 1996 г. Теперь мне и другим членам делегации хотелось бы больше узнать о повседневных заботах украинцев, о том, какой видится Украине ее роль в европейских и мировых структурах сотрудничества. Мы стремимся получить представление о том, как оживить торговлю между нашими странами. Мы планируем обменяться с нашими коллегами-парламентариями мнениями по поводу демократического контроля и участия народа в процессе принятия решений. Мы также предполагаем обсудить актуальные политические вопросы, к примеру, трагическую ситуацию в Косово. Меня очень интересуют варианты разрешения конфликта, предлагаемые украинскими законодателями и правительством. Необходимо мобилизовать все добрые силы для того, чтобы как можно скорее установить мир и восстановить доверие между народами на Балканах. Я ожидаю интересных встреч и бесед.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно