«МЫ ВСЕ ПРЕКРАСНО ПОНИМАЕМ, ЧТО НА ЗАВОДЕ ИДЕТ КЛАНОВАЯ БОРЬБА…»

Поделиться
Так охарактеризовал ситуацию вокруг Николаевского глиноземного народный депутат Сергей Матвиенков...

Так охарактеризовал ситуацию вокруг Николаевского глиноземного народный депутат Сергей Матвиенков.

После таких откровений нардепов логичен вопрос: господа, ежели вы все понимаете, так почему ничего не предпринимаете? Или только в последний месяц вам стали известны факты и их отголоски о всевозможных нарушениях как на НГЗ, так и в связи с ним? Такое впечатление, что раньше никто газет не читал, телевидения не смотрел. Между тем, на моей памяти за последние полтора года одно только «Зеркало недели» опубликовало не меньше дюжины материалов, авторы которых (в отличие от депутатов и членов правительства) весьма логично спрашивали после описания некоторых нюансов «битвы за НГЗ»: есть ли кому-то из власть предержащих дело до НГЗ и почему никто не занимается нормальным контролем этого стратегического государственного (большей частью) предприятия? Заметьте - спрашивали, а не призывали найти крайнего и никого не обвиняли. После последней публикации «ЗН» в предыдущем выпуске, где просто процитирован ответ первого вице-президента «Казхпрома» З.Заурбекова о их бывшем сотруднике Н.Набоке, вдруг в Кабмине при очередном «разборе полетов» стали раздаваться голоса о том, что, мол, некоторые издания позволяют себе, мягко говоря, некорректные высказывания о ситуации на НГЗ и в частности о Н.Набоке.

На этот счет есть предложение: послушайте, как о той же ситуации и о том же гражданине (или, если хотите, господине) высказываются народные депутаты. В минувшую пятницу в парламенте они снова упражнялись в глиноземной теме. На обсуждение и голосование было предложено два проекта (в принципе, не многим отличные друг от друга) «О нарушениях законности и нарушении прав граждан на НГЗ». В мотивировочной части проекта этого постановления, зарегистрированного 14 июля, сказано (цитирую): «Установлено, что Минпромполитики и Нацагентство по управлению госкорпоративными правами грубо проигнорировали постановление Верховной Рады от 2 июля 1999 года. В результате на должность руководителя одного из наиважнейших стратегических предприятий Украины был назначен Н.Набока, который до сего времени не представил трудовую книжку, характеристик с предыдущих мест работы и других необходимых для назначения документов. Одновременно комиссия получила информацию, согласно которой Н.Набока уволен с должности директора Донского ГОКа за прогул… С момента силового введения Н.Набоки на завод и до сих пор полностью прекращена реализация и отгрузка глинозема, что может повлечь значительные убытки предприятия». В том же проекте говорится о профнепригодности главы Минпромполитики В.Гуреева и главы Нацагентства по госкорпоративным правам О.Таранова.. Обоих Президенту предлагали сместить с занимаемых должностей. А также отстранить «обоих директоров» НГЗ и назначить временно управляющим кого-то из членов правления ОАО «НГЗ».

О том, что Виталий Мешин (как бы это помягче выразиться) потерял доверие даже в своем коллективе, «ЗН» писало не однажды. Да только похоже, что в пылу глиноземных страстей, как говорится, за елкой леса не видят. Или видеть не хотят. Лично я не имею ничего против обоих директоров. Но, как говорится, хороший парень - не профессия. И у НГЗ проблем нынче (впрочем, это «нынче» длится перманентно уже несколько лет) выше крыши и всех его труб. Только неужели нужно было доводить ситуацию до абсурда, чтобы это сообразить? Тем более, что решать все эти проблемы все равно предстоит государству. А обвинить журналистов в предвзятости - дело не хитрое, хотя и вряд ли достойное, тем более - высоких мужей. Могу только повторить, что то, о чем мы пишем, - не наш бизнес, и мы ничего не имеем от смещений и назначений директоров (кроме неприятностей). Так что вы уж там сами между собой разберитесь…

Глава Нацагентства по госкорпоративным правам, образно говоря, в парламенте сражался в пятницу, как лев.

Олег Таранов: «Контракт с господином Мешиным был подписан Фондом госимущества и должен бы быть утвержден общим собранием акционеров. Наблюдательный совет в 1998 году в декабре инициировал проведение собрания, но г-н Мешин категорически от этого отказался. Собрание было сорвано. Поэтому действовало не назначение Мешина собранием, а действовал контракт. Агентство по управлению корпоративными правами является правопреемником ФГИ по вопросам управления госимуществом. И одна из наших основных задач - это отслеживание выполнения контракта. Мы проанализировали контракт (кстати, не только Мешина, мы уже сняли порядка пяти директоров и еще полтора десятка - стоит вопрос об их снятии. Потому что сегодня ситуация такая, что, к сожалению, наихудшими вредителями нашей экономики стали те, кто руководят этой экономикой, т.е. директора предприятий. Хищения - сотни миллионов долларов. Но тема - не об этом.).»

Далее О.Таранов привел два примера «партнерских отношений» НГЗ с посредническими компаниями. По его словам, компания Global покупала по контракту глинозем у НГЗ по цене 184 доллара за тонну, а продавала его на ТаджАЗ по цене 350 долларов. Разница, разумеется, оставалась у посреднической фирмы. Как выразился О.Таранов, «убытки можно посчитать». Другая фирма - «Ньюником» (видимо, речь идет о швейцарской Newnicom AG. - Авт.) по контракту с НГЗ поставляла глинозем на БрАЗ. Россияне ей исправно за это платили, а эта фирма ни копейки не перечислила заводу. А вообще, как рассказал депутатам О.Таранов, дебиторская задолженность НГЗ на сегодня составляет 307 млн., а кредиторская - 299 млн. Да еще 34 млн. завод выплатил штрафов. После этого г-н Таранов вопрошал: «Могли ли мы не расторгать контракт с Мешиным?!»

На этот вопрос вскоре ответят судьи, рассматривающие иски В.Мешина и Н.Набоки. А вот о всяких фирмах при НГЗ да еще и созданных СП с участием активов этого завода «ЗН» писало еще в прошлом году. Например, в выпуске от 21 февраля 1998 года. Или уже в этом году - в материалах «В круге шестом глиноземного ада» и «Что бывает с хвостом, когда он пытается управлять собакой». Просто напомню уже опубликованное в декабре 1998-го: «Возможно, и в связи с разбирательством в НГЗ актуален сюжет с созданием СП? Тем более, что список СП с участием если не самого завода, то, возможно, его руководителей в появившихся уже после вышеупомянутых проверок СП, может оказаться весьма красноречивым. Возможно, появились новые компании. А зарегистрированная еще в незапамятные времена в оффшорной зоне (штат Делавер) корпорация Global Interholding участвует в поставках импортных бокситов. Злые языки поговаривают, что главой этой компании почти год уже является Г.Мешин - сын гендиректора НГЗ. Может, врут?..

Возможно, читатели помнят беспрецедентный визит в заканчивающемся году в Украину высокой делегации из Гвинеи? В этом государстве имеются несметные залежи бокситов, которые используются и в производстве глинозема Николаевским заводом. Продажей бокситов там монопольно занимается государственная компания SBK. А вот на Николаевский глиноземный (правда, через посредниика) гвинейские бокситы поставляет, как рассказали сотрудники НГЗ, зарегистрированная на Каймановых островах компания Raznoimport Trading, Guinea. Говорят, что за год она поставляет около 2 млн. тонн бокситов. И опять же злые языки говорят, что глава этой компании - Н.Мешин, брат В.Мешина - гендиректора НГЗ. Врут, наверное...

Между прочим, если вы думаете, что «гвинейские бокситные товарищи» НГЗ приезжали в Украину просто на экскурсию, вы скорее всего ошибаетесь. Просто до того, как на гвинейской арене появилась фирма Raznoimport Trading, Guinea, закупкой бокситов занималось официально зарегистрированное в Гвинее представительство Николаевского глиноземного завода. И зачем заводу понадобилось отказываться от прямых оптовых закупок?..

Но в любом случае небезынтересно было бы сопоставить цены, по которым вышеупомянутые фирмы закупают бокситы, с ценами, по которым те же бокситы продаются для НГЗ...

Особенно это интересно, если и вправду обе вышеназванные оффшорные компании (о чем говорят даже сотрудники НГЗ) продают бокситы для НГЗ через зарегистрированную в Швейцарии компанию Newnicom AG. Говорят, там задействована традиционная толлинговая схема, а эксклюзивный контракт на переработку бокситов на НГЗ с учетом этой схемы имеет якобы именно Newnicom AG. Как вы думаете, кто возглавляет эту компанию и кто в ней работает?.. (И почему за этой фирмой числилась многомиллионная задолженность перед Николаевским глиноземным заводом? Или и это неправда?)

…Помните, немногим более года тому назад В.Мешин сообщал о «прорыве блокады» на рынке сбыта глинозема? Тогда НГЗ, по словам гендиректора, начал поставки своего глинозема в Таджикистан. Но спросите в администрации НГЗ: кто конкретно занимался этими поставками? Если они не смогут это объяснить, то спросите на Таджикском алюминиевом комбинате: кто им поставлял николаевский глинозем? И кому конкретно они задолжали только в прошлом году около 34 млн. долл. за тот глинозем?

…Остается непонятной и еще более древняя история покупки для НГЗ акций российского алюминиевого завода - Братского (БрАЗа) через компанию «Вашъ финансовый попечитель». Тогда, помнится, речь шла о покупке блокирующего пакета БрАЗа (25%+ 1 акция). Россияне же говорили, что этот пакет был продан почти за 12 млн. долл. (Впрочем, на этих цифрах я не настаиваю.) Но разразился какой-то невнятный скандал, и эти акции в активы НГЗ так и не попали. К слову, рыночная стоимость этого пакета тогда составила свыше 50 млн. долл. К слову же, россияне утверждают, что тот блокирующий пакет акций БрАЗа таки был продан... Интересно, кому и, главное, каким образом?

Не знаю, где здесь политика, а где экономика, коль речь идет о стратегическом для экономики государства предприятии. Но если во всем вышесказанном, да еще в следствии СБУ, есть хотя бы доля истины (а, может ведь оказаться, что эта доля вполне весома?..), то администрации НГЗ и гендиректору В.Мешину логичнее было бы, наверное, как-то внятно объяснить именно это, а не устраивать «предновогоднее шоу» для Президента и трудового коллектива многострадального Николаевского глиноземного завода.»

А теперь вернемся к «новому» директору НГЗ. О его назначении О.Таранов публично рассказал парламентариям буквально следующее: «Нового директора представил нам Минпромполитики. И я хочу проинформировать: и трудовая книжка, и характеристика с предыдущего места работы существуют. Он работал в Броварах на протяжении последних нескольких лет управляющим трестом. В зале, наверное, есть мэр Броваров, который может дать характеристику работе этого человека… Он работал в Казахстане по контракту с компанией. После ухода компании из Казахстана, он… рассчитался и приехал в Украину. Поэтому данных о прогулах у нас нет… Никакой компрометирующей информации по Набоке мы не получили. Скажите, какие основания у нас были не назначать Набоку?.. Мы не передали завод в управление Набоке, завод находится в управлении Минпромполитики. А Набока подписал контракт, раз в десять более жесткий, чем у Мешина… Контракты у меня, я могу их продемонстрировать тем, кто хочет посмотреть. Набока приступил к своей работе. Никаких конфликтов на заводе не было, Набока по своему удостоверению вошел на завод. Все разговоры о том, что на заводе были столкновения… - все это ложь, это провокация. Просто кому-то очень выгодно показать ситуацию, как взрывоопасную… Набока работает, и если он не будет выполнять условия контракта, он будет уволен, немедленно уволен, так же, как и был уволен Мешин. В чем же незаконность? В суде - мы готовы - в любом суде ответить и доказать нашу законность и правоту. Мы начали наводить порядок».

И тут не выдержал спикер А.Ткаченко: «Это вопрос Кабмина. Кто нас втянул в этот вопрос?»

О.Таранов: «Я вам скажу, кто втянул. И скажу, почему втянули, откровенно - как есть: есть две компании, которые называются «Международная аудиторская служба» и «Юридическая международная служба». Обе компании возглавляла Инна Германовна, и принадлежат они ей. На протяжении пяти лет эти компании обслуживали НГЗ, и 90% дохода этих компаний составляли контракты с НГЗ. Сегодня, когда Мешин отстранен, естественно, эти компании потеряли свой доход. Вот и вся проблема.

Есть еще один момент в постановлении, которое сегодня выпущено. Предложено освободить Мешина (потому что действительно оставить его нельзя - он проворовался) и убрать Набоку. И поставить исполняющим обязанности одного из членов правления. Но 40% акций сегодня находится у Мешина. Все члены правления полностью им контролируемы. Поэтому собрать собрание (общее собрание акционеров ОАО «НГЗ», которое уполномочено избирать главу правления ОАО. - Авт.) мы не сможем на протяжении нескольких лет. Сегодня, если мы назначим исполняющим обязанности одного из членов правления завода, - мы фактически оставляем Мешина, который за спиной будет руководить, не даст нам собрать собрание, и государство опять понесет сумасшедшие убытки.

Вот вся проблема… Постановление это явно субъективное, лоббистское. Я готов ответить перед любым судом, уйти в отставку. Если признают, что я что-то сделал не так - я сам уйду в отставку, не надо меня снимать. Но система проверки контрактов, которую сейчас проводит агентство, будет проведена. Мы сняли директора Херсонского НПЗ, Северного ГОКа…»

Словом, после всех этих дебатов к полудню 16 июля только 117 из 346 зарегистрированных в зале депутатов своими голосами поддержали проект постановления об НГЗ. И основной вопрос (а ведь не только в директорах дело) о судьбе НГЗ снова повис во времени и пространстве?..

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме