«МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ И ПАРЛАМЕНТОМ КРЫМА НЕТ ПРОТИВОРЕЧИЙ», — утверждает крымский премьер Аркадий Демиденко

Поделиться
Премьер-министр Крыма Аркадий Демиденко во время интервью выглядел несколько усталым и озабоченным...

Премьер-министр Крыма Аркадий Демиденко во время интервью выглядел несколько усталым и озабоченным. Действительно, ныне проблем в автономии - хоть отбавляй, впрочем, как и во всей Украине. Но, судя по началу нашего разговора, больше всего А.Демиденко беспокоит резкая критика крымского правительства и лично премьера, в последнее время особенно часто звучащая со стороны членов и руководителей местного законодательного органа.

- 28 июля исполнилось пять месяцев, как я работаю премьер-министром. Если кто-то наивно полагает, что за это время можно если не революцию провести, так начать изменение ситуации, стабилизировать ее, то это просто дилетантский подход. Ведь то, к чему мы сегодня пришли, к этой тяжелейшей финансово-экономической ситуации в Крыму, - это не плод пяти месяцев и даже не двух лет. Эта цепная реакция началась много лет назад. И почему сегодня Крым в некоторых отношениях выглядит хуже, чем, скажем, Полтавская или Запорожская области? Потому что трехгодичная чехарда с неоднократной сменой руководства крымского правительства и парламента, действия бывшего президента Крыма - вся эта политическая нестабильность неизбежно трансформировалась в нестабильность экономическую. Задолженности по заработной плате в бюджетной сфере начались у нас уже где-то в июне-июле прошлого года. Правда, эти объемы были небольшие, сейчас они нарастают с каждым днем.

Или проблема с урожаем. Крым уже три года подряд переживает засуху. Но такой, как в этом году, старожилы говорят, уже не было лет 50-60. И как бы мы ни старались - просто не могли собрать сегодня больше, чем то, что собрали. И то, Крым сегодня вышел на урожайность 16,7 центнера с гектара и соберет в общем объеме порядка 900 тысяч тонн зерновых. Это достаточно неплохой результат для этой ситуации. Я думаю, что Президент Украины понимает ее, он сегодня наиболее реально мыслящий человек. Как и премьер-министр Украины Павел Лазаренко - он стопроцентный прагматик, который знает сегодняшнюю реальную экономическую ситуацию и предпринял целый ряд достаточно правильных шагов в отношении государства к таким бюджетообразующим возможностям, как реализация спиртных напитков и табачных изделий. Мы, как и многие, только говорили о том, что все это должно быть в монополии государства, а он это сделал.

- Насколько я помню, у вас были неплохие отношения с бывшим премьером Евгением Марчуком, не мешает ли это вашим рабочим контактам с нынешним главой украинского правительства?

- Я думаю, что вообще нельзя оценивать отношения по принципу «хорошие» или «плохие». Премьер-министр Украины - это глава правительства государства. В любом случае, это человек, который определяет экономическую тактику и стратегию его развития и экономическую тактику и стратегию взаимоотношений с регионами, в частности с Крымом.

Евгений Кириллович Марчук достаточно неплохо знал проблемы Крыма, часто здесь бывал. И, по крайней мере, мы все время чувствовали его поддержку, не всегда финансовую, но зачастую - поддержку чисто психологическую в решении тех или иных вопросов.

Павел Иванович Лазаренко, может быть, не так хорошо знает сегодня проблемы Крыма, как знал их Марчук, потому что по этим вопросам не бывал в Крыму и не изучал специально эту ситуацию. Но он - управленец иного уровня, чем Е.Марчук. Евгений Кириллович был все-таки больше политик. А Павел Иванович - это управленец высшего класса, он прошел очень серьезную школу. Уже то, что он возглавлял администрацию Днепропетровской области, о многом говорит. Во время одной из моих последних встреч с ним после заседания Кабмина, когда мне серьезно попало за выполнение госконтракта по зерну и за отставание по заработной плате, он в течение нескольких минут понял ситуацию в Крыму. И мы с ним договорились, какие вопросы я должен решать сам с помощью правительства Крыма, а в каких вопросах он берет на себя обязательство нам помочь. В частности, он пообещал нам помощь в окончании строительства водовода Вилино - Ялта. Это очень важный вопрос для Крыма. Чтобы его первую очередь запустить, нужно порядка 980 млрд. крб. Он пообещал пока рассмотреть возможность выдачи нам ссуды где-то около триллиона карбованцев на погашение задолженности по заработной плате.

Премьер дал конкретные поручения по окончанию ремонта газопровода из Харькова через Херсонскую область в Крым. Ведь сегодня, в связи с его ремонтом, мы не получаем газ с «материка». Если бы у нас не было своей добычи, Крым совсем остался бы без газа. И это еще одна проблема: хотя мы сегодня обходимся своим газом, но не закачиваем газ в Глебовское подземное газохранилище. Т.е. имеем шанс зимой остаться без газа. Это для нас жизненно важный вопрос, и премьер-министр Украины понимает это.

Третий момент. Он пообещал нам все-таки помочь с финансированием затрат на содержание военных городков, которые оказались на плечах крымского правительства со своими проблемами - без тепла, без воды, без электроэнергии, без ремонта и содержания жилья. Т.е. в этом премьер-министр пообещал Крыму помощь. А остальное, он сказал, - берите на себя. И мы не снимаем с себя ответственности и берем это на себя. Но ситуация сегодня очень тяжелая.

Считаю, что и крымчане, и члены правительства должны знать реальную экономическую картину. На одном из последних заседаний крымского правительства я поставил вопрос перед министрами и председателями госкомитетов таким образом, что если они не внесут конкретных предложений по выходу из этого положения в течение месяца, и не только предложений, но и если мы не увидим конкретных результатов, то вынуждены будем отказаться от их услуг на этих постах. Следующее заседание правительства было еще серьезней. По двум главам районных администраций мы посчитали необходимым обратиться к Президенту об их отставке. Строгие взыскания получил вице-премьер по селу Александр Красниченко и министр сельского хозяйства Крыма Анатолий Авидзба, и совершенно заслуженно.

- Аркадий Федорович, как складываются ваши взаимоотношения с руководителями ВС Крыма? В последнее время на эту тему очень много публикаций. Много говорят, что они сложные, как и отношения между парламентом и правительством в целом...

- Складывается впечатление, что кому-то выгодно, чтобы в Крыму постоянно присутствовал элемент нестабильности. Это выгодно некоторым политикам, это выгодно определенным людям, которые занимаются финансовыми делами. Права пословица, говорящая о том, что в мутной воде всегда легче рыбку ловить.

Что же касается отношений с председателем ВС Крыма Евгением Супрунюком, то я считаю, что они абсолютно нормальные. Если у нас бывают какие-то споры и разногласия, то по чисто производственным вопросам, и мы, споря, друг другу доказываем все-таки, кто был прав, а кто не прав. У нас нет каких-то проблем, которые можно было бы выносить на уровень взаимоотношений между правительством и Верховным Советом республики.

По окончании последнего заседания правительства я пригласил всех председателей госкомитетов и всех министров. Вопрос был поставлен так: если мы - команда, то давайте будем сейчас думать, почему мы в некоторых вопросах пробуксовываем, что у нас не получается.

На этой встрече было очень много высказываний и конкретных предложений, и ее итогом стало то, что психологически я почувствовал, что у нас есть команда, что люди понимают меня и готовы со мной работать. А в команде главное - творчество в работе. Я противник того, чтобы кого-то палкой погонять или воспитывать, как мальчика. Если не будет творчества - не будет никакой работы. И тут же, во время этого разговора, было сказано, что с Верховным Советом мы должны работать только конструктивно.

Мы отдаем себе отчет, что ВС Крыма - это законодательный орган, что он нас избирает и назначает и мы, фактически, работаем на него. Если мы с чем-то не согласны, давайте мы будем конструктивно доказывать, что нужно делать так, а не по-другому. А с другой стороны, мы должны сегодня, в хорошем смысле слова, загрузить депутатов работой на правительство, т.е. они должны принимать законодательные нормотворческие акты и законы по нашим предложениям.

- На днях состоялась пресс-конференция руководителя постоянной комиссии ВС автономии по экономической и бюджетно-финансовой политике Василия Шпилькина, где он резко критиковал вас и ваше правительство за неправильное выполнение закона о республиканском бюджете, в частности, он сказал, что комиссия будет настаивать на том, чтобы правительство в первые же дни работы новой сессии отчиталось именно по этому вопросу...

- Мне вообще непонятно, почему председатель постоянной комиссии ВС, тем более бюджетно-финансовой, свое отношение с правительством выясняет через пресс-конференцию. Эта комиссия имеет право проверять расходование бюджетных средств в любое время дня и ночи. Но никто ко мне не приходил, никаких заданий на проверку не ставил, никаких ее итогов мне никто не показывал.

Я могу только в одном заверить, что ни одного карбованца бюджетных средств неправильно не израсходовано. Любое финансирование из бюджета или внебюджетных средств, все объясняется с точки зрения закона и логики, там нет ни одного финансового нарушения.

- Сейчас, я думаю, самый главный вопрос, кроме уборочной, - курортный сезон. Насколько можно оценивать, в Крым поехали отдыхающие. Видимо, они, несмотря ни на что, все-таки поверили в стабильность в Крыму?

- Да, мы достигли того, что количество курортников, по сравнению с прошлым годом, приблизительно удвоилось. Еще нет официальных цифр, сколько у нас сегодня отдыхает, но то, что здравницы сегодня забиты и переполнены, - это уже хорошо. Очень важно нам не спугнуть курортников, которые должны приехать и в следующем году. Их должно быть еще больше. Т.е. не спугнуть их высокими ценами, слабым сервисом и, что очень важно, - политической нестабильностью.

Очень много сделано было с точки зрения рекламы, наведения порядка в курортных городах, создания определенной системы сервисных услуг. В этом плане хорошо поработали Ялта, Евпатория, Феодосия и Судак. И это - прямая заслуга, я считаю, и правительства, и Министерства курортов Крыма, и, самое главное, руководителей городов и районов, которые этим занимались. Мы сегодня подводили для себя итоги поступлений в бюджет за июнь по сравнению с июлем. И имеем где-то плюс триллион триста миллиардов. Это уже, конечно, идет и за счет курортного сезона. Но надо помнить о том, что есть еще и косвенные поступления. Это те, которые идут в карман населения за те проданные персики и яблоки, которые покупают курортники. Для нас, в любом случае, курорты - это один из основных источников поступления. Хотелось бы, чтобы он был одним из основных, потому что в прошлом году, по нашим данным, в бюджет Крыма от курорта мы получили всего лишь где-то порядка 2,5% от общего объема поступлений. Это очень мало и нас совершенно не устраивает. Добавлю, что если в прошлом году за весь сезон у нас отдохнуло 2,5 млн. человек, то в этом году, я думаю, мы выйдем на цифру где-то 4 млн. и более.

- И все же, насколько я знаю, несмотря на значительное увеличение количества отдыхающих, бюджет трещит... Видимо, вопрос в слабом контроле?

- Вот в этом вся и суть. Сегодня основные претензии - к налоговому управлению Крыма. Ему целесообразней целый ряд налоговых инспекторов, которые занимаются проверкой промышленности, сельского хозяйства, перебросить на курортные города. Ведь сегодня оттуда - главные поступления. Мы же удивляемся, когда в Ялте, Евпатории, Феодосии круглые сутки работают бары, ночные рестораны, площадки увеселительные, а в бюджет поступают копейки. Значит, вывод один - эти налоги никто не платит, это все утаивается, это все идет в личный чей-то карман. К сожалению, сегодня налоговая инспекция не подчиняется органам исполнительной власти Крыма. В нормальных цивилизованных странах при хорошем экономическом уровне это, наверное, целесообразно. А у нас, я считаю, мы поторопились, что вывели налоговую инспекцию из подчинения финансовых органов Крыма. Было бы по-другому, если бы, скажем, в Министерство финансов автономной республики входил бы на правах заместителя начальник налогового управления и он бы вместе с министром финансов отвечал бы за доходную часть бюджета. Теперь же он отвечает за это чисто номинально. Сегодня недоимка где-то превышает уже 6 трлн. крб. Ну и что? Мы можем его только пожурить, можем ему высказывать какие-то претензии и - больше ничего.

- Давайте вернемся к вопросу, который мы уже затрагивали: к проблемам крымского сельского хозяйства, сбора и продажи государству зерна. Как правительство Крыма намерено выходить из ситуации, когда хозяйства, взявшие аванс под госзаказ, теперь тянут с его выполнением?

- Да, они обязаны выполнить свои обязательства перед страной. Ведь государство собирает это зерно не для того, чтобы его продать за границу. Оно собирает для того, чтобы население региона и всей страны не осталось без хлеба в течение всего года. Т.е. цель - накормить людей. Поэтому хозяин этого зерна должен понимать, что у него берут госзаказ именно для этого. Раз он взял аванс - то обязан отдать все, как положено. Ведь бесплатно у хозяйств никто не забирает. Причем цены не будут прыгать, они сегодня вышли под мировую планку стоимости зерна. Тем более, что мы сегодня для регионального контракта нашли возможность на 7% увеличить стоимость того зерна, которое мы покупаем. Мы понимаем, что это ложится на себестоимость хлеба, который будет продаваться в Крыму, но мы вынуждены идти на это.

-Какова теперь судьба вице-премьера и министра сельского хозяйства? Вопрос был поставлен об их увольнении, но правительство не поддержало ваше предложение. Согласны ли вы с тем, что в этой ситуации ответственность ложится на вас как на главу правительства автономной республики?

- Вся ответственность за то, что происходит в правительстве и республике, так или иначе, лежит на мне как на премьер-министре. И я от этой ответственности никуда не ухожу. Что же касается А.Красниченко и А.Авидзбы, то им обоим объявили очень серьезные взыскания. У меня как у премьер-министра есть право отправить их в отставку или предложить Верховному Совету Крыма сделать это. Но я понимаю, что это может произойти только в середине сентября, когда депутаты ВС выйдут из отпуска.

Я думаю, что это заседание правительства послужило для наказанных хорошим уроком и они совсем по-другому сегодня заработали. И самое главное, что результат сейчас есть. Уже совсем другие темпы выполнения госконтракта и регионального заказа. И я не сомневаюсь, что Крым будет с хлебом, необходимый объем его как для Крыма, так и для Украины в целом мы заготовим. Это очень непростая задача, но она будет выполнена.

- Тем не менее, готово ли правительство выйти к депутатам Верховного Совета Крыма с отчетом?

- Мы отчитались перед депутатами еще в марте, и они в своем решении записали, что очередной отчет должен состояться минимум через полгода. Но мы готовы в любое время отчитываться о проделанной работе, о тех проблемах, которые сегодня существуют. Я готов каждый день ходить и отчитываться. Однако надо ли это сегодня? Ведь сейчас нужно не отчитываться, а думать о том, что нам предстоит сделать завтра, что - послезавтра. Я думаю, что все-таки более конструктивно было бы Верховному Совету начать свои заседания с рассмотрения «Программы экономической стабилизации и структурной перестройки экономики Крыма», которая нами разработана и представлена. Кстати, она уже рассмотрена полностью во всех министерствах и госкомитетах Кабмина Украины. Добавлю, что это концептуальная программа, рассчитанная до 2010 года.

- Раз мы заговорили о будущем, расскажите, пожалуйста, о международном экономическом форуме, который состоится 7-9 октября в Ялте. Насколько я знаю, вы являетесь одним из инициаторов его проведения.

- Проведение Международного делового и инвестиционного форума «Крым-96» согласовано с премьер-министром Украины П.Лазаренко, он дал добро на его проведение. Более того, он написал резолюцию, рекомендующую главам администраций всех областей Украины поучаствовать в проведении этого форума. Поэтому мы рассчитываем, что в этом очень важном для крымчан и всей Украины мероприятии примут участие свыше 500 участников, в том числе около 100 иностранных инвесторов. Я надеюсь, что мы получим положительный результат. Если получится хотя бы 50 реальных инвестиционных проектов по Крыму, то это уже будет хорошо.

Сейчас Аркадий Демиденко старается не думать о своем политическом будущем. Похоже, что он его видит иным. Упомянутый международный экономический форум слишком важен для Крыма и Украины, чтобы Киев позволил до его проведения ставить под сомнение целесообразность работы крымского правительства в нынешнем составе. А.Демиденко лично возглавляет оргкомитет по проведению форума. И если проблемы в экономике и политике вынудят крымского премьера уйти (о чем сегодня в Симферополе много говорят), он, с его опытом и связями, не пропадет. А сегодня премьер-министр автономии - в работе.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме