Меланж! Беда, к которой принюхались Украина не делает ничего, чтобы обезопасить себя от техногенной катастрофы

Поделиться
Отгремели взрывы складов с боеприпасами под Мелитополем, отшумели телевизионные сюжеты, тихо заканчивает работу следственная комиссия...

Отгремели взрывы складов с боеприпасами под Мелитополем, отшумели телевизионные сюжеты, тихо заканчивает работу следственная комиссия. И отечественные государственные деятели спокойно занялись более взрывоопасной проблемой — президентскими выборами. На этом фоне состояние украинских арсеналов представляется, конечно, не столь угрожающим. И теперь летнее солнце в сочетании с солдатами-курильщиками создает предпосылки для техногенных катастроф куда большего масштаба, чем в Новобогдановке. Власти не пытаются обезопасить хранилища высокотоксичных химических веществ, которые находятся в аварийном состоянии. Отрава «утилизируется» сама — в нашем с вами воздухе.

Воздух второй свежести

Утилизация ракетного топлива была актуальной лет семь назад, когда американцы профинансировали программу уничтожения ракетных комплексов стратегического назначения. Особую проблему при этом составляло специальное ракетное топливо гептил, которое по сути является высокотоксичным ядом и практически не разлагается в природе. Гептил, по официальным данным, ликвидирован. Но в Украине сохранился его младший брат — меланж, в количестве 16 тысяч тонн. Меланж — это высокотоксичный окислитель топлива для ракет средней и малой дальности. На складах Министерства обороны этот окислитель значится под маркой АК-20К. Он представляет собой концентрированную азотную кислоту — не менее 74 процентов состава. Легколетучее соединение красного или желтого цвета. Даже незначительное попадание меланжа в атмосферу приводит к серьезным и необратимым последствиям для живого организма. Поскольку его предельно допустимая концентрация 0,005 (одна пятитысячная) мг/л, всего несколько вдохов паров меланжа могут оказаться пагубными для организма. Длительное пребывание в облаке меланжа без костюма химической защиты — гарантированный летальный исход.

В городах и селах, вблизи которых расположены склады меланжа, разумеется, мало кто догадывается, что токсичные яды попадают в атмосферу и грунт. С людьми не проводят занятий по гражданской обороне. Власти вообще никак не исследуют состояние здоровья населения на предмет возможного поражения людей парами меланжа. В течение 2001 года по заказу Министерства обороны Украины была проведена официальная экспертиза восьми основных баз хранения ракетного топлива. Ее заключение, вероятно, впервые попадает в открытую печать: «В результате проведенной работы определены сверхнормативные загрязнения на каждом из складов (отделов) хранения компонентов ракетного топлива. Существующие на отделах испарения компонентов ракетного топлива имеют концентрацию в сотни и тысячи раз превышающую предельно допустимые концентрации для населенных мест, поэтому они несут угрозу здоровью населения жилых зон объектов и близлежащих населенных пунктов, особенно при неблагоприятных метеорологических условиях».

Юльевка — неизвестная химическая катастрофа 2003 года

29 мая 2003 года в Украине уже произошла серьезная техногенная авария, связанная с утечкой меланжа на небольшой базе хранения близ села Юльевка Запорожского района Запорожской области. Примерно в 8.30 утра жители села увидели огромное облако розовато-бурого цвета, которое со стороны воинской части А-4320 надвигалось на село. Было понятно, что произошла какая-то нештатная ситуация, но люди не знали что это, и паники не возникло. Военные тревогу не подняли. Сельчане стали названивать в район, и председатель Запорожского райсовета вызвал оперативную группу МЧС и местную санитарно-эпидемиологическую станцию. Облако прошло над селом, и в тот день жители других населенных пунктов Запорожья также наблюдали розовые облака. Власти объяснили, что туча образовалась в ходе транспортировки меланжа. Сколько меланжа вытекло, какой размер утечки в атмосферу, какое направление ветра и пострадал ли кто-нибудь — таких данных нет. В печати нет. Мы пытались найти что-либо в военных архивах — безуспешно. Специалисты МЧС прибыли после того, как облако вышло из Юльевки. «Замеры показали, что предельно допустимая концентрация опасных веществ в грунте и воздухе не превышает нормы. Угрозы населению нет». Так гласит заявление пресс-службы МЧС. Как же это возможно, что выброс смертельно опасных паров меланжа в атмосферу произошел, причем, судя по облаку, концентрация паров была очень высокой, а «угрозы для жизни нет»?! В отличие от Новобогдановки, снаряды в Юльевке не взрывались, все было тихо, и власти сознательно умолчали о масштабах и возможных последствиях трагедии. Это подтверждают и ряд экспертов — сам факт, что испарения меланжа образовали заметное облако, уже указывает на многократное превышение предельно допустимой концентрации. Ветер унес следы чьей-то халатности, а о пострадавших ничего не известно. Сколько бы их ни было, все они, в случае тяжелого отравления, проходят лечение за свой счет. Следствие не получило никакого резонанса, и чиновники не выказывают желания установить истинную картину происшествия. Остается надеяться, что хотя бы избирательная кампания привлечет внимание политиков к этому ЧП и позволит разобраться в ситуации.

Какую колоссальную угрозу для населения представляет собой крупный выброс меланжа, показывает ЧП в соседней России, происшедшее всего через два дня после событий в Юльевке. Увы, весьма показательно, насколько более компетентной была реакция российских властей на аналогичное событие. 1 июня 2003 года на железнодорожной станции Чулым Новосибирской области была обнаружена утечка меланжа из цистерны, которую перевозили российские военные. Сразу после обнаружения аварии местное российское подразделение МЧС, в отличие от украинских коллег в такой же ситуации, было поднято по тревоге, и район бедствия оцепили. Было установлено, что в грунт на станции попало более одной тонны меланжа. Происшествие не стали скрывать, хотя облако, подобное поднявшемуся в Юльевке, в Чулыме не образовалось. Тем не менее, поскольку ветер со скоростью 6 м/с дул в сторону города, более четырехсот человек, проживавших вблизи станции, немедленно отселили и подготовили план эвакуации людей из 10-километровой зоны. Очевидно, что российские специалисты с большей опаской относятся к меланжу, чем ведомство Виталия Ревы. Быть может, украинцы к меланжу принюхались, и никакая отрава им не страшна? Россияне в Чулыме сразу распылили над местом утечки меланжа водный аэрозоль, чтобы не допустить распространения ядовитых паров. Затем в кратчайший срок зараженную почву обработали специальным химическим реагентом и вывезли на полигон для захоронения особо опасных отходов. Почву с богатых сельскохозяйственных угодий Юльевки никто, конечно, обеззараживать и вывозить не собирается. С полей только регулярно вывозят урожай — на столы хозяйкам и в Запорожье, и в Киеве… Приятного аппетита!

Кислотность повышается

Восемь крупнейших складов меланжа расположены на объектах Министерства обороны в непосредственной близости от населенных пунктов. Система хранения меланжа находится в аварийном состоянии. Во-первых, некоторые емкости строились еще в пятидесятых годах, и давно превышены допустимые сроки эксплуатации. Во-вторых, меланж — химически активная кислота и со временем разъедает любой металл. В-третьих, для сброса избыточного давления в емкостях существует система дренажа. И летом емкости «парят», а меланж поступает в атмосферу. Очевидцы утверждают, что в жаркую погоду над складами заметна легкая дымка. Один из анонимных военных химиков так описал свои впечатления от визита на склад меланжа в 2003 году: «На участках хранения компонентов ракетного топлива нам приходилось работать в ПРВ — противогазе Ракетных войск. Причина? Появилась резь в глазах и першение в горле, что было связано с воздействием паров меланжа. При проведении работ на складе в Баловном было зафиксировано превышение максимально разовой предельно допустимой концентрации по диоксидам азота даже в зоне хранения горючего».

Важно отметить — меланж во взаимодействии с некоторыми горючими веществами (деревом, травой, соломой) образует самовоспламеняющиеся пары. Если интенсивность горения высока, а рядом находится топливо, взрыв неизбежен. Будем надеяться, что для охраны меланжа набирают только некурящих.

Список мест хранения меланжа:

Белая Церковь — техническая территория склада находится непосредственно в черте города. 1500 тонн меланжа. Резервуары приняты в эксплуатацию от двадцати до тридцати пяти лет назад.

Радехов — три километра от города Радехов Львовской области. Ближайшая жилая застройка — в одном километре. 3400 тонн меланжа. Резервуары установлены наземно. Восемь из них эксплуатируются с 1959 года, двадцать — с 1960–1962. Из-за обводненности кислотных меланжа их агрессивность к средствам хранения возросла, это приводит к постепенной сквозной коррозии металла.

Ценжев — в одном километре от Ценжева Ивано-Франковской области и двенадцати километрах от Ивано-Франковска. 2300 тонн меланжа. По документам контроля за нормами естественной убыли, испаряется и выпадает на грунт отдела хранения три—четыре тонны (!) меланжа.

Калиновка — шесть километров от станции Калиновка Винницкой области, триста метров от станции Сальницкая, в двух километрах от села Дорожное. 1000 тонн меланжа. Из-за коррозии горловин резервуаров и сварных швов не обеспечена герметичность хранения.

Любашевка — четыре километра от станции Любашевка Одесской области. 2400 тонн меланжа. Резервуары оборудованы дыхательными клапанами. Нейтрализация паров меланжа при «дыхании» резервуаров не проводится.

Баловное — два километра от станции Баловное Николаевской области. Недалеко расположено село Константиновка, чуть западнее протекает Южный Буг, и склад вплотную окружен пахотными землями. 900 тонн меланжа.

Соленое озеро — полтора километра от населенного пункта Соленое озеро Джанкойского района в Крыму. В пяти километрах плещется вода Сиваша. 2600 тонн меланжа. Резервуарный парк введен в эксплуатацию с 1964 года.

Шевченково — на расстоянии трех-пяти километров расположены села Первомайское, Боровское, Волосская Балаклея, Максимовка, Александровка Харьковской области. 2500 тонн меланжа. Со всех сторон склад окружают пахотные земли совхоза «Боровский».

В атмосфере недоверия

Самое сложное и секретное в проблеме хранения меланжа — узнать, какие меры государство предпринимает для скорейшей утилизации ядовитых окислителей. На данный момент не сделано ничего — в бюджете, разумеется, нет денег. После взрыва в Новобогдановке этим вопросом занялись было в аппарате вице-премьер-министра Андрея Клюева, но поскольку Андрея Петровича сильно отвлекают летний отпуск, его возможная отставка и избирательная кампания Януковича, интерес быстро угас. А между тем, не требуется опустошать бюджет на миллионы долларов ради ликвидации меланжа. Для этого нужно всего лишь грамотная и кропотливая работа по лоббированию грантов от специальных зарубежных фондов. Именно таким путем пошли Молдова и Грузия. В Молдове Агентство по обеспечению и содержанию НАТО — NAMSA, выделило средства на полную утилизацию более 350 тонн меланжа, на базе в Дэнченях, близ Кишинева. Вся операция успешно завершилась еще в 2002 году. Любопытно, что подрядчиком при выполнении работ выступала украинская фирма. Также в 2002 году Грузия успешно ликвидировала запасы меланжа на базе в Мерия, для этого были привлечены средства западноевропейских стран, а сам проект координировала Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Украинские власти не предпринимают сколько-нибудь серьезных мер для привлечения зарубежных фондов к ликвидации запасов меланжа. Хотя и генеральный секретарь НАТО Яап де Схеффер, и представители американского госдепартамента неоднократно выражали готовность выделить средства на борьбу с опасным содержимым наших арсеналов. Ряд экспертов говорят, что для полной утилизации баз хранения ракетного топлива может потребоваться сумма всего-то около двадцати миллионов долларов. Однако один из высокопоставленных сотрудников Министерства обороны отметил, что ни одного проекта привлечения западных грантов наши власти даже не разрабатывали. Хотя все чиновники соглашаются с тем, что это наиболее реальный источник финансирования. Нужно направить письмо от имени министра обороны в соответствующие государственные структуры и международные организации, провести переговоры на уровне президента Украины, подготовить точную техническую документацию. То есть сделать элементарные вещи. Возможно, было бы уместно хотя бы часть самых аварийно опасных объектов хранения утилизировать все-таки за счет Украины — формы-то расчета могут быть и не денежными. Высока вероятность, что это ускорит процесс переговоров с иностранными партнерами. Но чтобы продумывать все варианты, отечественная бюрократия должна выйти из летаргии и компетентно выполнять служебные обязанности, что, увы, вряд ли представляется возможным.

Вопросы национальной безопасности становятся актуальными для украинских властей только тогда, когда что-то где-то взрывается, горит, сходит с рельсов. Тогда организовывают подвиги, пресс-конференции, заседания Совета национальной безопасности и обороны, торжественно награждают героев и их начальников. Государственные мужи не желают решать государственные вопросы последовательно, настойчиво — каждый день. А ведь именно так меланж разъедает металл…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме