КОНВЕРСИЯ БОЛЬШИНСТВА

21 февраля, 2003, 00:00 Распечатать

Возникшее в начале прошлой осени парламентское большинство обладало всеми качествами, присущими продукции военного назначения...

Возникшее в начале прошлой осени парламентское большинство обладало всеми качествами, присущими продукции военного назначения. Его разработчики исходили из тогдашней напряженной обстановки, диктующей неизбежность наращивания вооружений. После того как стало очевидным, что начавшиеся сразу же после выборов попытки сконструировать работающий механизм большинства неприлично затянулись, было принято решение о переходе на военное положение. Объявление о начале похода, сулящего его участникам многочисленные трофеи в виде правительственных должностей и комитетских портфелей, с одной стороны, ускорило «спуск на воду» большинства, с другой — предопределило его явно выраженный стиль «милитари».

Теперь же, когда худо-бедно военный конфликт урегулирован, жизнь начинает предъявлять новые требования, соответствовать которым «военизированное» большинство не в состоянии. Поскольку основными характеристиками «боевого оружия», разработанного на Банковой, является: а) возможность поддерживания железной дисциплины внутри объединения только в «военное время» и лишь в краткосрочный период; б) отсутствие долгосрочных совместных целей у вошедших в объединение девяти групп и фракций. Кроме того, яростная борьба за пост главы бюджетного комитета Верховной Рады в ходе обеих попыток отобрать его у оппозиции продемонстрировала уязвимость коалиции изнутри. А невозможность обеспечить хотя бы половину эффективных голосований из-за физического недостатка голосов или мелкого шантажа участников подорвало ее большевистский дух. Но главное, к судьбе своего «детища», как замечают наблюдатели, потерял интерес его главный конструктор — глава президентской администрации. И дело вовсе не в разочаровании, постигшем его в результате неспособности большинства загнать оппозицию в глухое подполье, изъяв у нее в качестве контрибуции парламентские комитеты. Просто, обнаружив на посту главы правительства вместо подконтрольного Анатолия Кинаха затаившего президентские амбиции Виктора Януковича, Виктор Медведчук моментально сориентировался, на чей успех станет работать, сохраняй оно эффективность, с такими организационными, материальными и моральными затратами созданное им парламентское большинство. Трезво оценивая хватку нового премьера, глава президентской канцелярии не может не предвидеть ослабления своих властных полномочий в случае укрепления позиций главы правительства, органа, в отличие от администрации Президента, конституционного. Пока в негласном противостоянии по линии Кабмин —— администрация Виктору Владимировичу удается сохранять за последней преимущество, укрепившееся с приходом его на Банковую. В качестве примера можно привести историю с НАК «Нефтегаз Украины», которая, как утверждают некоторые, по сложившейся традиции участвует в поддержке финансового благополучия ФК «Динамо». Должно быть, столкнувшись с этой и множеством других подробностей жизнедеятельности компании, Виктор Янукович, не желая напрямую нести ответственность за происходящее в ней, подготовил распоряжение о подчинении НАКа Министерству топлива и энергетики. Однако точка зрения Виктора Медведчука, бросившегося убеждать Президента преградить путь премьерской инициативе, возобладала.

Все это вкупе возымело неизменно устойчивый результат. До середины января руководящий орган большинства — координационный совет лидеров «девятки» —— вообще не собирался. После возобновления таких встреч многие лидеры стали их игнорировать, посылая вместо себя рядовых членов фракций. К тому же смысл участвовать в заседаниях координационного совета был утрачен: подавляющую долю законопроектов большинство встречало «свободным» голосованием. Шестого февраля, например, по подсчетам правительства, из 41 законопроекта, за принятие которых выступил Кабмин, большинство обеспечило утверждение только одного — поправок к законам об обеспечении судебных решений. Аналогичная тенденция наметилась и при негативных голосованиях: за так и не принятый законопроект о налоговой амнистии, в отношении которого Кабинет министров выступил резко против, свои голоса отдали 73 депутата из большинства.

Словом, у донетчан давно созрело непреодолимое желание, не дожидаясь милости от Банковой, взять контроль над большинством в свои руки, произведя при этом его конверсию с тем, чтобы приспособить для работы в мирных целях. Хотя все-таки говорить о полном и устойчивом мире на политических просторах страны было бы преждевременно, и какой-нибудь бронепоезд на запасном пути не помешал бы. А потому конверсия, скорее всего, будет не полной, предусматривающей производство продукции, скажем так, двойного назначения. Но об этом чуть позже.

Ближайшей и главной целью для донецкой фракции является проведение через парламент программы правительства, получившей название «Открытость, действенность, результативность». Несмотря на предпринимаемые перед намеченным на март голосованием попытки искать ситуативных союзников среди оппозиции, Янукович отлично осознает трудность освоения «новых территорий» для успешного утверждения программы, принятие которой делает правительство неуязвимым для парламента на весь предвыборный год. Предвестники будущих сложностей проявились на заседании Кабмина в среду, где впервые обсуждался проект документа. Из тринадцати приглашенных туда лидеров парламентских групп и фракций демонстративно не пришли только трое: Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко и Александр Мороз. Оппозицию представлял лишь Петр Симоненко, фракция которого, скорее всего, не станет голосовать за программу Кабинета министров. Хотя здесь и возможны варианты, работа над их реализацией должна представляться «регионалам» менее предпочтительной, нежели усилия, направленные на более долгосрочную перспективу. Ведь за принятием программы последует ее воплощение, от успешности которого зависит президентский рейтинг Виктора Януковича. И на этом поприще нужны более сложные комбинации по созданию устойчивых договоренностей, чем простой одноразовый союз с верными ленинцами.

Процесс назначения Толстоухова, выдвинутого «Регионами» и фракцией Аграрной партии на пост координатора вместо сложившего полномочия в декабре Александра Карпова, лишний раз продемонстрировал проблемы с монолитностью большинства в изначально существовавшей конфигурации. Несмотря на трехнедельные консультации, на прошедшем в среду координационном совете трое из девяти участников объединения — группы «Демократические инициативы», «Народный выбор» и «Европейский выбор» — не поддержали назначение. Это при том, что Толстоухов стал «техническим» координатором, а не руководителем большинства, как предусматривало соглашение о его создании, и вместо представительской работы будет выполнять сугубо организационную. «Координатор — это не должность», — заявил он на следующее утро после избрания. Тем не менее в ходе заседания «Демократические инициативы» предложили сначала выяснить принципы работы большинства и его перспективы, «Народный выбор» обвинил Народно-демократическую партию, к которой принадлежит Толстоухов, в неправомерных попытках переманить депутата Василия Надрагу. А «Европейский выбор» сослался на отсутствие решения по поводу кандидатуры Анатолия Владимировича. В конце концов при содействии присутствовавшего на встрече спикера Владимира Литвина Толстоухов был утвержден, хотя формально голосование не проводилось, и вместо него решение было оформлено малопонятным термином «консенсус».

Сложность соблюдения общей позиции внутри большинства усугубляется отсутствием реальных механизмов во взаимодействии с Кабмином — формально общим проектом девяти пропрезидентских групп и фракций. Делегировав в правительство своих представителей либо получив право называть не своих представителей своими, участники большинства пока не имеют возможности оказывать эффективное влияние на работу Кабинета министров. Подписанное в прошлом году соглашение о сотрудничестве и солидарной ответственности между большинством и правительством предусматривало создание специального органа для выработки единой политики. Кроме того, предполагалось введение поста специального министра по связям с парламентом. Однако на данный момент, кроме «Регионов», более или менее постоянные консультации по принимаемым Кабмином решениям ведут только АПУ и СДПУ(о). Последняя, впрочем, не имела ни одной встречи с формально «своим» вице-премьером Виталием Гайдуком, который, к слову, стал автором большинства первых заметных шагов правительства Януковича.

Следуя советам своего представителя в парламенте Владимира Рыбака, сейчас Янукович пытается исправить ситуацию. Он предложил Литвину создать согласительный совет с участием их обоих, а также лидеров парламентских групп и фракций. Такой совет должен будет разрешать спорные темы между двумя ветвями власти. Кроме того, Кабмин планирует ввести в каждом министерстве должности заместителей государственных секретарей, которые бы занимались продвижением решений парламента, будучи освобожденными от любой другой работы.

Следует также понимать, что, в отличие от концепции Медведчука, который при конструировании большинства ставил целью исключить из этого процесса «Нашу Украину», цели Януковича позволяют не зацикливаться на стопроцентном единстве и чистоте объединения. Премьеру очень важно добиться экономических успехов в течение первого года своей работы, что поднимет его рейтинг и позволит претендовать на статус лучшего единого кандидата от власти на президентских выборах в следующем году. Однако четкое разделение на «своих» и «чужих» произойдет к концу года, то есть время для маневров у премьера есть. В этих условиях, ставя целью поддержать большинство для принятия программы сегодня и разделения с ним ответственности завтра, глава правительства вполне может использовать как альтернативную игру ситуативные союзы с оппозицией при принятии отдельных законов. Тем более что январь и февраль продемонстрировали эффективность такой тактики. Большинство способно сыграть решающую роль в принятии программы, но оно не может постоянно обеспечивать утверждение нужных законов. К тому же, чтобы добиться успеха, правительство должно будет запустить отраслевые реформы, то есть пойти по мозолям части представителей большинства. Первым примером будущих проблем стала инициатива социального блока правительства обязать крестьян платить взносы в Пенсионный фонд. Она сразу же встретила сопротивление фракции АПУ. По некоторым данным, стороны сойдутся на введении 50-процентных сборов. Однако это будет означать ослабление такой меры и необходимость искать альтернативное финансирование при проведении пенсионной реформы. Вот почему, обезопасив себя утверждением программы, Янукович будет заинтересован в поддержании ситуативного большинства, которое возникает при голосованиях по четвергам и конфигурация которого значительно отличается от большинства формального.

Именно по этой причине не могли не привлечь внимания разговоры, возникшие в парламентских кулуарах по поводу возможного создания коалиции внутри самого большинства с блокирующим пакетом голосов. Однако не «Червоной троянды» с эсдековской сердцевиной, идее создания которой, похоже, так и не суждено реализоваться, а, напротив, —— «коктейля» без социал-демократического ингредиента. После первой и главной задачи такого (скорее всего, неформального) союза —— влияния на законодательный процесс —— второй задачей является привлечение к альянсу «Нашей Украины». Во-первых, это создаст значительный резерв для обеспечения недостающих при голосовании «штыков». Во-вторых, существенно ослабит ярко выраженную политическую биполярность парламента, которая очень часто не дает «нашеукраинцам», даже при осознании ими экономической целесообразности того или иного законопроекта, поддерживать его принятие. А в-третьих, создаст предпосылки для разработки многовариантного сценария на будущее. Ведь если ближе к выборам Виктор Ющенко станет наиболее вероятным победителем президентской гонки, у его союзников по парламентской коалиции будет возможность, вовремя сориентировавшись, подставить ему плечо. И в случае положительного результата право рассчитывать на участие в разделе «призового фонда».

Что касается формы предполагаемого сотрудничества, то, по некоторым сведениям, первоначально существовала идея трансплантации во внутрибольшевистскую коалицию группы «Разом». Противники этого дерзкого плана утверждали, что сие только рассорит потенциальных партнеров с Ющенко. Сторонники указывали на свойственную Виктору Андреевичу особенность сохранять отношения даже с теми, кто когда-либо покидал его компанию. Однако эта задумка так и осталась на уровне идеи. По крайней мере, никто из опрошенных на сей счет «ЗН» представителей «Разом» не подтвердил факт разговора с ними на эту тему.

Поэтому наиболее вероятным видится иной путь налаживания мостов между представителями большинства и «Нашей Украиной». Опорой коалиции, по всей видимости, должна стать новая депутатская группа. Ее костяк, если доверять промелькнувшей информации, составят нынешние члены азаровского «Европейского выбора». Однако присоединение к их числу нескольких внефракционных депутатов даст повод, переименовав ее, зарегистрировать группу заново. По неподтвержденным данным, Николай Азаров уже успел провести переговоры на эту тему со многими потенциальными новобранцами. При этом их должна подкупать возможность не связывать себя узами с формальным парламентским большинством. Именно эта группа «неформалов», инкорпорированная в большинство, и станет, по задумке, плацдармом для переговоров и сотрудничества с Ющенко. В связи с этим проектом называются фамилии Сергея Кироянца, Сергея Слабенко, Станислава Сташевского, Олега Беспалова, Владимира Сивковича, Виктора Мусияки, Петра Дыминского, Игоря Насалика, Ивана Плюща. Словом, тех, кто составляет небольшой отряд (21 депутат, трое из которых —— члены парламентского президиума) внефракционных депутатов. Загвоздка, правда, состоит в том, что многие из них одновременно принадлежат и к другим потенциальным депутатским новообразованиям. Слишком узок этот круг неприсоединившихся! Правда, Иван Плющ, Игорь Насалик, Петр Дыминский, Сергей Бондарчук, Сергей Слабенко и Василий Барткив, по признанию одного из них «ЗН», после безуспешных попыток быть задействованными в одном из затеваемых проектов (типа группы «Союз патриотических сил» и пр.) решили пока, держась вместе, ни к кому не присоединяться. Что касается остальных, то им, по всей вероятности, не станут мешать воплощать свои авторские проекты, терпеливо дожидаясь, пока, так и не получив кадровой помощи, они не согласятся войти нечленами большинства в большевистскую группу.

Исходя из этого, а также опираясь на ряд других данных, можно сделать вывод о том, что главным собирателем коалиции является первый вице-премьер-министр. По некоторым сведениям, несмотря на непрекращающиеся контакты с Виктором Януковичем (говорят, последняя встреча состоялась перед поездкой лидера «НУ» в Вашингтон), Виктор Ющенко все же не торопится доверять премьеру. Кажется, бесперспективность попыток наладить хотя бы минимальное сотрудничество с «Нашей Украиной» начинает понимать и сам глава правительства. Особенно после того, как было отвергнуто его предложение ввести представителей «НУ» в наблюдательный совет НАК «Нефтегаз Украины». Николай Янович же выглядит в этом плане гораздо предпочтительней. Он —— хоть и донецкий, но уже достаточно окиевляненный, хоть и из президентского лагеря, но не воспринимается Виктором Ющенко в качестве потенциального соперника на президентских выборах. Правда, нельзя не обратить внимания и на точку зрения тех, кто считает, будто отношения Николая Азарова с Президентом переживают нынче не лучшие времена. И грядущая реорганизация «Европейского выбора» затеяна не от хорошей жизни, а потому что с Банковой было отдано распоряжение растащить парламентский «осередок» налоговиков. Но даже если это и так, то пример Александра Волкова (в качестве наиболее свежего, но далеко не единственного) не дает повода ставить крест на успешность проекта Николая Азарова: мнение Леонида Даниловича может меняться неограниченное количество раз в ограниченный промежуток времени. Еще пару недель назад достаточно достоверные источники утверждали, что шансов на создание своей депутатской группы у расставшегося с фракцией СДПУ(о) Александра Волкова практически нет, поскольку Президент не санкционировал сие мероприятие. Однако на днях появились сведения о том, что глава государства сменил гнев на милость, дал распоряжение Виктору Януковичу выделить под реализацию затеи экономический ресурс, и процесс рекрутизации в волковское объединение идет полным ходом. Более того, поговаривают, будто Александру Михайловичу вновь выделен кабинетец в администрации. Со стопроцентной гарантией утверждать этого не станем, но вероятность допустим. При условии, что волковская группа создается как негласный сателлит социал-демократической фракции. В качестве такового, кстати, воспринимается в парламенте также и «Народовладдя» Богдана Губского, который, несмотря на заверения в том, что находится в состоянии политического развода с эсдеками, все одно подозревается в связях с ними, поскольку сохраняется экономический базис их давних отношений. А он-то и является самым крепким и нержавеющим. Поэтому, наверное, участие «Народовладдя» в затеваемой внутрибольшевистской коалиции не предполагается.

Так что абсолютно мирной продукцией парламентскому большинству, действительно, стать не удастся. И точно так же, как возникновение парламентского большинства в его старом формате было возможно только при создании фронта против оппозиции, его нынешнее переформатирование может быть реальным лишь при открытии фронта против социал-демократов. Правда, с одной существенной оговоркой: ради сотрудничества двух ветвей власти и мирного законодательного процесса.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно