Контрабанду победить нельзя. Ее можно только возглавить

28 апреля, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №17, 28 апреля-12 мая

Так, перефразируя известное выражение, можно в целом оценить ситуацию на морской границе Украины. ...

Так, перефразируя известное выражение, можно в целом оценить ситуацию на морской границе Украины. Несмотря на широкомасштабную и длительную операцию «Контрабанда-стоп», незаконный ввоз в страну всякого «добра» продолжается. Борьба с этим злом «прибивает» одни схемы, но тут же появляются новые. Однако весь ужас в том, что если контрабанда ширпотреба подрывает экономику государства, то ввоз, скажем, мяса сомнительного качества — здоровье нации. Но до сих пор в стране даже на законодательном уровне не разработаны механизмы и бездействуют рычаги, которые бы свели к минимуму существующий хаос при импорте продуктов питания, в частности мяса. Между тем эта мина замедленного действия. И никто не знает, где, когда и кому она принесет беду. Зато факты об отравлении пищевой продукцией звучат с экранов телевизоров время от времени как сводки с поля боя, где нет противника, а есть только пострадавшие.

В настоящее время стих шум вокруг ввоза импортного мяса через морские порты. Скандал, разразившийся после запрета Россией ввозить мясопродукты с Украины, и последовавшие проверки успокоили ситуацию на границе. Раскрыты контрабандные схемы. Возбуждено несколько уголовных дел. Однако говорить о том, что проблема решена, рано.

Во-первых, нет ясности, куда исчезло ввезенное мясо сомнительного происхождения, и понесут ли наказание истинные виновники содеянного. Нет четкой информации на сегодняшний день и о количестве контейнеров с подозрительным мясом, находящихся в портах. В январе в Ильичевском и Одесском портах скопилось, судя по различным источникам, 400 контейнеров с мясом. Часть из них пришли из тех стран и регионов мира, откуда ввоз в Украину мясной продукции запрещен, так как по данным международного эпизоотического бюро в них имели место вспышки особо опасных болезней. В частности, из Китая и Бразилии, где были зафиксированы случаи эпидемии ящура. Как сообщили в администрациях портов, на территории Одесского — остается 14 проблемных контейнеров с мясом, а в Ильичевском — таковых нет. Однако по данным временной межведомственной комиссии (созданной при облгосадминистрации) по изучению ситуации в портах в связи с контрабандой мяса, таких контейнеров гораздо больше. И часть из них уже перешла в разряд бесхозных.

Во-вторых, до сих пор «болтается» на рейде Ильичевского рыбного порта иностранное судно с мясом сомнительного происхождения. Скоро шесть месяцев, как оно ждет с «моря погоды». Контролирующие службы запретили его выгрузку. Но оно не уходит. По имеющейся информации, собственники груза намерены предъявить иски украинской стороне, чтобы возместить колоссальные убытки от простоя судна. Дело в том, что груз вначале, как свидетельствуют некоторые источники, был опечатан таможней и сдан на хранение капитану. А данный факт может расцениваться как безосновательные затраты на содержание иностранного судна в украинском порту. Ориентировочно это 5 тыс. долл. в сутки. Мнение Одесской таможни по этому поводу узнать не удалось. Ее в очередной раз «трясут» проверяющие из Киева. И руководство, как пояснила пресс-служба таможни, занято.

Удалось выяснить, что теплоход «Greenland Saga» под флагом острова Мен зашел в рыбпорт 7 ноября прошлого года. На его борту было обнаружено около полутора тысяч тонн замороженной свинины в ассортименте, которая предназначалась для одной молдавской фирмы. Груз, как было заявлено, доставлен из Китая и Бразилии. Но, как сообщают некоторые источники, мясо прибыло из Прибалтики, где оно хранилось, и когда все сроки вышли, его решили сбыть в Украине по отработанной контрабандной схеме. Во всяком случае, ветеринарные сертификаты стран-экспортеров о происхождении мяса и другие документы на него отсутствуют. Вместо того, чтобы отказаться от приема судна с сомнительным грузом, таможня взялась проводить расследование. А потом оформленный протокол о нарушении таможенных правил стал рассматривать Малиновский суд Одессы (по месту расположения таможни). Дальше все пошло по накатанной дорожке. Учитывая, что фирма-получатель не зарегистрирована в Молдове как субъект внешнеэкономической деятельности, суд выдал постановление о конфискации груза в пользу государства с последующей его переработкой. Исполнительная служба тут же взялась за его выполнение. Но не получилось — помешали.

Информация о том, что в рыбном порту собираются выгрузить тонны мяса, собранного со всех «свалок мира», получила огласку. Об этом стало известно руководству области, и по предписанию ветеринарной службы процедура исполнения была приостановлена. В действительности была сломана контрабандная схема провоза мяса через границу. Далее по плану его должны были вывезти из порта и отправить по месту его переработки или утилизации (в случае принятия решения об уничтожении груза). На самом же деле переработку и утилизацию мяса в таких случаях никто не проводит. Его доставляют по месту действительного назначения, а потом развозят по торговым точкам, рынкам, либо под маркой «украинское» вывозят за границу.

Данная схема, которую контрабандисты успешно применяли на протяжении прошлого года, дает возможность беспошлинно ввозить мясо и даже получать деньги из бюджета на его «утилизацию» из расчета 2 грн. за 1 кг. А еще право на возмещение НДС, в случае его экспорта по поддельным документам. Что интересно, суды, как главное звено в этой контрабандной цепочке, в таких случаях даже указывали в своих решениях коммерческие структуры, которые проводили фиктивную утилизацию. Так, к примеру, 80 тонн мяса стоимостью 1,7 млн. грн. были уничтожены в Кременчуге Полтавской области одним частным предпринимателем. Но, как показала проверка, указанный предприниматель мясо в глаза не видел и в Одессе никогда не был. А груз с территории Одесского холодильника вывезли неустановленные лица в неизвестном направлении.

В прошлом году суды рассмотрели 60 протоколов о нарушении таможенных правил при ввозе мяса. (Речь идет о более чем 4,8 тыс. тонн общей стоимостью 21 млн. грн.). При этом представителей ветеринарной службы не приглашали, экспертиза мяса не назначалась. Лишь в шести случаях было принято решение о возвращении груза собственнику. А по всем остальным вердикт таков — конфискация в пользу государства. При этом «конфискация» осуществлялась без участия государственной исполнительной службы (за исключением десяти дел) и налоговой. Последнюю вообще не ставили в известность. Так что, конфискованное в пользу государства мясо, неведомо куда делось.

Как показали проверки, в основном в этой схеме были задействованы трое судей Малиновского суда Одессы и двое судей Раздельнянского райсуда. Контрабандисты запрет на ввоз продукции из ряда стран, что называется, поставили себе на службу и постарались извлечь из него максимум выгоды. Как поясняют знающие люди, коммерсанты, порой намеренно, заявляли о том, что груз пришел из Китая для того, чтобы затем по суду «утилизировать его в пользу государства».

Прокуратура области внесла 15 протестов на постановления Малиновского райсуда Одессы о конфискации и утилизации мясопродуктов, ввоз которых запрещен. Возбудила уголовное дело в отношении судьи В. Потапчука. Но Киевский райсуд Одессы такие действия в отношении своего коллеги посчитал незаконными. Прокуратура, конечно, внесла апелляцию, но ворон ворону глаз не выклюет.

Всего прокуратурой возбуждено пять уголовных дел. Отвечать придется и работникам государственной исполнительной службы и Одесской региональной службы госветсанконтроля и надзора на государственной границе и транспорте. Ветконтролеры, как показали проверки, ставили свои печати на документах, давая зеленую дорогу мясу, ввозить которое в Украину запрещено. Или давали добро на транзит при отсутствии соответствующих согласований. Начальник этой ветслужбы своей должностью уже поплатился — его уволили.

Понятно, что во всех схемах участвует группа лиц под чьим-то прикрытием. Однако вряд ли мы узнаем, кто набивал карманы. Причастные к этому лица или закрывающие глаза на происходящее лишаются должностей, но и только. На смену им приходят другие, и все продолжается вновь. Поэтому и в теневых схемах в ряде случаев меняются лишь детали. А в целом они работают годами. Разве новость для таможни, что мясо в режиме транзита вывозится в Приднестровье, а потом мелкими партиями в обход пунктов пропуска, либо по поддельным документам, либо из-за «отсутствия» грузополучателя возвращается обратно в Украину. Но, если взглянуть на статистику, то станет ясно, какое место эта схема «реэкспорта» занимает.

В прошлом и в начале нынешнего года большая половина мясопродуктов, ввезенных через Одесский и Ильичевский порты, шла в основном транзитом на Приднестровье и Молдову — 98%. В первом квартале 2006-го прошло свыше 400 контейнеров. Это свыше 11 тыс. тонн. Поставщиками мяса для «наших соседей» были преимущественно Бразилия и США в январе, а в феврале-марте — США. Правда, последние месяцы показали (еще до запрета ввоза мяса из Молдовы), что наблюдается тенденция к снижению транзита в этом направлении.

Давно прижилась схемы «прерванного транзита». Это когда груз по документам вывозится за пределы Украины, а на самом деле реализуется на внутреннем рынке. Ну и, конечно, банальная подмена данных. Когда под видом фруктового желе коммерсанты пытаются вывезти мясные продукты. В прошлом году по одному из таких фактов прокуратура возбудила уголовное дело против лиц, пытавшихся таким образом вывезти с территории Одесского порта контейнеры с мясом.

Словом, какими бы хитрыми схемы не были, о них знают и таможенники, и пограничники, и другие контролирующие службы. А еще правоохранители, которые их «прибивают», когда поступает команда. Тогда идут усиленные проверки, заводятся уголовные дела, люди снимаются с работы и т. д. Но все эти меры, как показывает практика, в конечном итоге ничего кардинально не меняют.

Поэтому во второй половине феврале произошел очередной инцидент с 32 рефрижераторными контейнерами с мясом, которые в Ильичевский порт доставил теплоход «Antse Shulte». Вначале судну открыли границу и дали добро на выгрузку. А после поступила команда вернуть контейнеры на борт судна. Оказывается, служба ветеринарного контроля добро не давала. Была пресечена попытка незаконного ввоза мясопродуктов и через Одесский порт — на теплоходе «Atmoda» (7,8 тыс. тонн) и теплоходе «Ivan Oribilskkiy» (2,4 тыс. тонн).

В данный момент осмотр судна проводится совместно — пограничниками, таможенниками и ветеринарами на борту судна. При отсутствии оригиналов ветеринарных сертификатов на мясо или несоответствии данных документов определенным требованиям его разгрузка запрещается. Но в обладминистрации считают, что для более эффективных мер следовало бы открыть единый пункт пропуска для ввоза мясной продукции. То есть определить какой-то один порт, предоставив ему статус специализированного. И на его территории создать ветеринарную лабораторию высокого уровня. Были и другие предложения. Например, определить на законодательном уровне ответственность отправителя за безопасность груза. Отработать механизм, обязывающий получателя заблаговременно (не менее, чем за 10 дней) предоставлять в таможню всю информацию о грузе. Внедрить предконтрактную работу по аналогии с закупкой детского питания. Ставился даже вопрос о передаче Ильичевского рыбного порта в сферу управления Минтранса. Велись разговоры и о необходимости разработать механизмы, которые бы помешали судьям принимать необоснованные решения.

Эти и другие предложения, озвученные на заседаниях Кабмина и СНБО, пока не выполнены. Не сделаны даже более простые вещи. К примеру, не определен на государственном уровне, на чем особо настаивало руководство области, перечень предприятий для утилизации мяса. А это помогло бы оперативно решать вопрос скопившихся контейнеров, и лишило бы контрабандистов основного звена в их цепи. Но главное, избавило бы потребителей от опасной продукции.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно