КОГДА НАЧИНАЕТСЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ, ИЛИ КАК ПРАВИЛЬНО ВЫЧИСЛЯТЬ СРОКИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

16 ноября, 2001, 00:00 Распечатать

Первым вопросом в применении на днях опубликованного и вступившего в силу нового Закона «О выбора...

Первым вопросом в применении на днях опубликованного и вступившего в силу нового Закона «О выборах народных депутатов Украины» является проблема определения конкретных дат начала и окончания этапов и процедур в избирательном процессе. Считаем, что это действительно важный вопрос, и это действительно проблема. Хотя бы потому, будто повсюду в СМИ распространяется мнение, что избирательная кампания начинается 1 января 2002 года, и вокруг этой особой даты уже развернулся поток РR-фантазий. Однако, по нашему мнению (юридическую правильность которого мы докажем ниже), Центральная избирательная комиссия, которая в соответствии со статьей 15 закона «объявляет о начале избирательного процесса за 90 дней до дня выборов», должна это сделать 30 декабря 2001 года, и не позже. Со всеми вытекающими последствиями, в частности — запретом политической рекламы с момента этого объявления вплоть до начала предвыборной агитации (с 00 часов 9 февраля 2002 года). То есть новогодние праздники мы все должны провести без рекламно-политического прессинга. Но уже только на этом примере становится очевидной важность точного определения избирательных дат. Не менее важно это и для других этапов и процедур избирательного процесса.

Почему это очень важно

В отличие от проблемы дня объявления начала избирательного процесса, которая, в сущности, сводится к проблеме рекламного затишья в дни новогодних праздников, в остальных избирательных процедурах ошибочное определение дат может стоить участникам выборов всей кампании.

В частности, по закону ЦИК формирует одномандатные избирательные округа «не позднее чем за 90 дней до дня выборов» и публикует это решение в трехдневный срок. По нашим подсчетам, это 30 декабря 2001 г. и 2 января 2002 г. А по мнению многих лихих акул пера, соответственно — 1 и 4 января. Разница, казалось бы, несущественная. Но ведь партии должны подать свои кандидатуры в окружные комиссии «не позднее чем за 85 дней до дня выборов» В любом случае у партий есть всего два дня для принятия решения и подачи своих кандидатур в ЦИК (раньше 2 января опубликовать решение ЦИК, как мы все понимаем, будет невозможно — это выходные и праздники). Но каких именно дней? Мы считаем — со 2 января до конца дня 4 января. По иным подходам выходит — с 4 января до конца дня 6 января. Не нужно даже объяснять, что произойдет, если партии и ЦИК будут по-разному вычислять избирательные сроки. Другой пример. Предвыборная агитация начинается «за 50 дней до дня выборов» По-нашему — с 00 часов 9 февраля 2002 г. По иной «логике», наверное, с 11 февраля (или, может, с 10-го — нам до конца непонятна суть этой «логики», но точно не с 9 февраля). Снова разность кажется незначительной — всего день. Но, например, для многих местных газет, выходящих раз в неделю по субботам, это принципиальный вопрос. В одном случае они могут выходить с предвыборными материалами уже 9 февраля, в другом — только 16-го. То есть разница в день фактически становится разницей в неделю. А районки во многих местах являются одним из главных ресурсов предвыборной агитации.

Есть примеры в другую сторону. Некоторые газеты уже сообщили, что предвыборная агитация начинается с 8 февраля (а не с 9-го, как посчитали мы). Опять же имеется опасность конфликта из-за фальстартов. Следовательно, нужна полная и однозначная ясность с избирательными датами.

Что гласят кодексы

В украинском законодательстве порядок вычисления сроков, имеющих юридическое значение, определяется процессуальными кодексами — Гражданским процессуальным (статьи 86, 87), Уголовно-процессуальным (статья 89), Хозяйственным процессуальным (статьи 50, 51). Принцип вычисления во всех этих кодексах одинаков, тексты статей почти дословно идентичны.

Итак, первый принципиальный момент. «Когда сроки определяются днями, то их вычисляют со дня, следующего после того дня, с которого начинается срок» (статья 87, часть 3 ГПК.) То есть в нашем примере отсчет 90-дневного срока от момента объявления избирательной кампании до дня выборов должен начинаться со дня, следующего за днем, когда ЦИК объявит начало избирательного процесса.

Второй принципиальный момент. «Последний день срока продолжается до 24 часов» (статья 87, часть 4 ГПК). То есть 90-дневный срок до дня выборов должен закончиться 30 марта 2002 года в 24 часа.

Когда мы сопоставим эти две нормы ГПК относительно вычисления сроков, получится, что объявлять начало избирательного процесса ЦИК должна именно 30 декабря. Только в этом случае между объявлением и днем выборов пройдет полных 90 дней по 24 часа каждый (один день в декабре 2001 г. + 31 день в январе 2002 г. + 28 дней в феврале 2002 г. + 30 дней в марте 2002 г.). Можно убедиться в этом, сосчитав на пальцах.

И третий важный момент. В соответствии с нормами статьи 87 ГПК и аналогичными нормами УПК и ХПК, когда определенное процессуальное действие нужно совершить в суде или в другом учреждении, срок заканчивается не в 24 часа последнего дня срока, а в момент «прекращения служебных занятий» в соответствующем учреждении. То есть в последний день срока необходимые документы в избирательную комиссию, суд и другое учреждение нужно подавать до конца рабочего дня соответствующего учреждения. Это может быть 17, 18, 19 часов или другое время — как установит соответствующее учреждение в своих правилах внутреннего распорядка.

Если же законом прямо предусмотрено другое время окончания срока, то тогда этот срок истекает в указанное в законе время. Например, в части 6 статьи 29 Закона «О выборах народных депутатов Украины» установлено, что жалобы в избирательную комиссию или суд по поводу нарушений, имевших место до дня выборов, можно подать не позднее 24 часов дня, предшествующего дню выборов (то есть до 24.00 30 марта 2002 г.). По поводу нарушений, имевших место во время голосования, — не позднее 24 часов дня выборов (до 24.00 31 марта 2002 г.) в соответствующую избирательную комиссию, а в избирательную комиссию высшего уровня или суда — не позднее 24 часов дня, следующего за днем выборов (до 24.00 1 апреля 2002 г.).

Что об этом думает Конституционный суд

Можно ли переносить нормы ГПК на избирательные процессы и процедуры? Настаиваем — не только можно, но и необходимо. Конституционный суд Украины, например, признает и использует порядок вычисления сроков, установленный Гражданским процессуальным кодексом, при решении дел конституционной юрисдикции. В частности, при рассмотрении дела по конституционному представлению Президента Украины относительно официального толкования положений статей 84 и 94 Конституции Украины (Решение №11-рп/98 от 7 июля 1998 г.) Конституционный суд «принял во внимание общепринятый в законодательстве Украины порядок вычисления сроков на выполнение процессуальных действий органами власти». В мотивировочной части решения содержатся ссылки на конкретные положения статьи 87 ГПК, в т.ч. и на приведенные нами выше. При этом Конституционный суд отмечает, что аналогичные нормы содержатся в статье 51 Арбитражного процессуального кодекса (тогда так назывался нынешний Хозяйственный процессуальный кодекс), а также в Регламенте Верховной Рады.

То есть, если нормы ГПК о порядке вычисления сроков применяются при решении правовых проблем конституционного уровня, то их тем более необходимо применять при вычислении сроков в избирательном процессе.

Как правильно определять даты в избирательном процессе

Таким образом, при вычислении дат в избирательном процессе следует исходить из того, что срок «N дней до дня выборов» должен заканчиваться 30 марта в 24 часа (а день выборов начинается с 00 часов 31 марта). Начинаться соответствующий срок должен с 00 часов первого из N дней. То есть, если за N дней возникает или заканчивается какое-то право, оно возникает (заканчивается) с 00 часов соответствующего дня. Если речь идет о конкретном одномоментном действии, то оно должно состояться накануне начала вычисления N дней.

Например, «выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 85 дней до выборов и заканчивается за 65 дней» (статья 38 нового избирательного закона). То есть выдвижение кандидатов начинается с 5 января 2002 г. (формально — с 00 часов), заканчивается 24 января 2002 г. (формально — в 24 часа, фактически соответственно нормам ГПК, — в момент «окончания служебных занятий» в учреждении, где нужно было совершить соответствующее действие).

Иной пример. «Центральная избирательная комиссия обеспечивает изготовление в централизованном порядке избирательных бюллетеней государственными полиграфическими предприятиями не позднее чем за 10 дней до дня выборов» (статья 63 Закона). Это означает — не позже чем до конца дня 20 марта 2002 г., поскольку ровно 10 полных дней до 24 часа 30 марта пройдет с 00 часов 21 марта.

Самое простое в нашей логике (основывающейся на положениях ГПК, УПК, ХПК и решениях Конституционного суда) убедиться, так сказать, «на пальцах», на простейшем примере. «Не позднее чем за один день до дня выборов» — это когда, 30 или 29 марта 2002 г.? Полагаем, комментарии излишни, все очевидно —конечно же, 29-е! Любое действие или событие, датированное 30 марта (даже 00 часов 01 минута), состоится менее (позднее) чем за день до 00 часов 31 марта. Усвоив этот пример, легко сосчитать (можно снова «по пальцам») все другие даты. В 1 января c таким подсчетом никак не попасть.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно