Коалиивщина

Поделиться
Вот если бы мы жили в Британии, то все события, связанные с созданием парламентской коалиции, можно было бы изложить в виде песенки, типа той, что знакома с детства — «В доме, который построил Джек»...

Вот если бы мы жили в Британии, то все события, связанные с созданием парламентской коалиции, можно было бы изложить в виде песенки, типа той, что знакома с детства — «В доме, который построил Джек». Ведь прозрачный процесс предполагает цепь понятных причинно-следственных связей, результат которых ясен, прост и объясним. И все это потому, что каждый из героев произведения занимается своим делом и выполняет свойственные ему задачи.

В украинской ситуации все напоминает скорее «Путаницу» Чуковского — когда кошечки захрюкали, а свинки замяукали. Броуновский процесс создания коалиции, приостановленный на время праздничным стоп-краном, возобновил свое многовекторное движение. В происходящем запутались все, и на первый взгляд разобраться в «хвостах» переговорных комет, курсирующих между различными центрами процесса, кажется невозможным. По сути, каждая из политических сил, за исключением коммунистов, которых происходящее затрагивает лишь теоретически, имеет несколько переговорных центров.

Например, в «Нашей Украине» таких центров четыре. Президент, являющийся почетным главой партии, сформировавшей блок, ведет переговоры как с Виктором Януковичем, так и с Ринатом Ахметовым (через посредников).

Юрий Ехануров — действующий премьер, уполномоченный вести переговоры о создании коалиции со всеми политическими силами, прошедшими в парламент, лично президентом. (Который, кстати, публично заявил о том, что не участвует в переговорах по созданию парламентской коалиции, ибо это дело избранных депутатов.) Самим же блоком «Наша Украина» переговоры уполномочен вести Роман Безсмертный, от одного имени которого с недавних пор президента «типает» примерно так же, как от имени Михаила Бродского. Периодически Роман Петрович входит в фарватер «любих друзів» — четвертого переговорного центра, а периодически из него уплывает.

Чего хочет Юрий Иванович Ехануров — понятно. Он хочет быть премьер-министром. И, по данным «ЗН», один из центров переговоров в партии «Регионов» дал предварительное добро на подобный вариант, дополнив это добро условиями, выполнение которых должен гарантировать глава государства. И в случае, если эти простые условия — неприкосновенность бизнеса и контролируемой территории — будут выполнены, то скромный представитель партии «Регионов», зарегистрированный в партийном списке под счастливым номером, готов предоставить гарантии поддержки кандидатуры Ющенко в 2009 году. Но, похоже, не все в партии Регионов согласны с такой точкой зрения. Впрочем, об этом чуть позже. Давайте, пока мы окончательно не запутались, разберемся с «Нашей Украиной».

Было бы неплохо иметь четкое представление о том, чего хочет президент. С одной стороны, Виктор Ющенко хочет видеть коалицию стабильной, и его подозрения в отношении того, что оранжевый формат парламентского объединения не даст желаемой стабильности, не беспочвенен. С другой стороны, он хочет остаться в игре, несмотря на обрезанные Конституцией полномочия. Это ему обещают как одни, так и другие соискатели руки «Нашей Украины». То есть, и БЮТ, и «Регионы». Кому поверить? Мне интересно посмотреть на того, кто возьмет на себя бесплатную ответственность дать президенту совет. С третьей стороны, Ющенко хочет премьера Еханурова и не хочет работать с Тимошенко. Причины этого эмоционального состояния президента в объяснениях не нуждаются. С четвертной стороны, западные партнеры чем дальше, тем категоричнее выражают свое мнение по поводу неприемлемости союза с «Регионами», поскольку только с Тимошенко из ныне возможных кандидатов они связывают возможность сохранения вектора евроатлантической интеграции Украины, а главное — изменение украинской политики в газовой сфере. Последнее обстоятельство, осмелюсь предположить, не особенно устраивает Виктора Андреевича, пока еще де-юре отставленного Ивченко и Ко.

Есть основания полагать, что президент вообще не заинтересован в создании коалиции в парламенте, что, согласно Конституции, может привести к досрочным выборам, которые Виктор Андреевич почему-то намерен выиграть. Может такую уверенность ему дает решение освободиться от балласта имен, по его мнению, гирями повисших на рейтинге «Нашей Украины»? Набор этих имен известен и имеет коллективное определение — «любі друзі». Это бизнесмены первого ющенковского призыва, имевшие достаточно серьезное влияние на раннего Ющенко и утратившие его в начале осени прошлого года. С рядом людей уже после парламентских выборов президент обсуждал возможность очищения партии, искал в лице Юрия Луценко (и не только в его лице) нового лидера, чем дал повод кому — для беспокойства, кому — для начала подготовки к новой кампании.

С «любими друзями», за исключением Александра Третьякова, президент не встречается уже давно. Но отсутствие непосредственных контактов не мешает президенту иметь объективную информацию, согласно которой именно эти люди имеют наибольшее влияние как в партии, так и в новоизбранной фракции «НУ». Именно этот аспект, учитывая слабое влияние президента и практически никакое — Юрия Еханурова, делает «любих друзів» влиятельным центром переговоров в «Нашей Украине». По данным «ЗН» именно представители бизнес-кругов президентской партии первыми вступили в контакт с «Регионами». Было это не сегодня и не вчера, а гораздо раньше. Но, по сути, сами лидеры партии «Регионов» вывели контактеров от «НУ» из финального переговорного процесса по созданию коалиции. В «Регионах» решили, что по статусу им переговоры должно весть с государем, а не с купцами третьей гильдии. И те, кто в «Нашей Украине» сохранил возможность анализировать происходящее, четко поняли: президента склоняют к решению, приняв которое, он может избавиться сразу от двух политических недругов — Юлии Тимошенко и «любих друзів».

Смешная история. Но для ее воплощения в жизнь мало договориться с «Регионами», нужно заставить фракцию «Нашей Украины» пойти на этот союз, а «любих друзів» заставить поддержать Еханурова на пост премьера, что президенту будет сделать весьма не просто. К тому же, существуют рейтинги и результаты соцопросов, четко демонстрирующие непопулярность кандидатуры Юрия Еханурова, как премьера и не поддержку оранжевым электоратом коалиции с «Регионами».

Поэтому у президента остается два пути: первый — дать возможность реализоваться помаранчевой коалиции, приложить некие усилия для ее эффективной работы, а пот, максимум через полгода, заменить ее коалицией смешанной; второй путь — устранившись от решения коалиционных вопросов, высказать свое пассивное и неформальное согласие на премьерство Тимошенко, а остальное предоставить «любим друзям», которые, по предположению президента, никогда не найдут общего языка с лидером БЮТ и завалят коалицию, приведя ситуацию к логичному исходу — досрочным выборам.

Теперь о «Регионах». Эта, на первый взгляд, монолитная фракция имеет внутри себя несколько центров влияния. Говорить о возможности раскола этого политического объединения на сегодняшний день нет никаких оснований. Можно лишь рассуждать о тенденциях. С большим трудом, и то не до конца, Виктору Януковичу удалось смириться с мыслью, что он не будет следующим премьер-министром. Тот факт, что он до сих пор остается рейтинговым знаменем партии, сохраняет за ним возможность быть одной из сторон переговоров. Однако ряд влиятельных людей в «Регионах» отдают себе отчет, что чем дальше выборы-2004 и чем ближе выборы-2009, тем слабее будет позиция Виктора Федоровича. Не всем хозяевам жизни в регионе нравится звездная болезнь Януковича. Это понимают и те, кто пытается вести переговоры с ключевой и, как представляется на сегодняшний день, наиболее стабильной фигурой — Ринатом Ахметовым. Как мы уже писали, Ринат Леонидович активных переговоров не ведет, встречается с избранными, истерик по поводу страстного желания войти во власть немедленно, не закатывает. Ахметов готов пол-годика подождать, пока власть сама придет к нему. Ну а если она готова упасть в руки ему сейчас, то условия смотри выше.

В принципе, Ринат Ахметов не исключает и союза с Тимошенко. По данным «ЗН», он неоднократно высказывался по поводу того, что «не имеет на нее зуб», ибо отобранная «Криворожсталь» была не его проектом, а проектом Виктора Пинчука и Леонида Кучмы. Один из наиболее влиятельных членов Партии регионов сказал «ЗН» следующее: «Лучше всего для нас было бы перестать возиться с этим президентом и с его партией и договориться с Тимошенко. Но она не хочет».

Третьим подцентром, по крайней мере — переговорным, в партии является Андрей Клюев. Немалое количество людей в списке «Регионов» им были, как бы это сказать помягче… поддержаны. Клюев — влиятельный миноритарный акционер этой политической силы. С ним встречается Ехануров, после чего с рядом людей обсуждает возможность назначения Клюева на место Ивченко; с ним встречаются люди из секретариата президента, после чего идет очередная волна заявлений о необходимости широкой коалиции; с ним после проигрыша в Киевсовете и во время битвы за столичные районы встречается Юлия Тимошенко, что ни к какому результату, по крайней мере для БЮТ, не приводит.

Теперь о блоке «железной леди». Уже сегодня очевидно, что самая большая проблема Юлии Владимировны — это списки. Фракции, прошедшие под ее флагом в местные советы, во многих случаях уже начали сыпаться. В случае, если она не станет премьер-министром, то случайно подобранные люди, внесшие свою посильную лепту в финансирование кампании, посчитают, что более ничем не обязаны политической силе, которая вывела их на орбиты районных, городских и областных советов. Абсолютно не исключено уменьшение размеров фракции и в самой Верховной Раде, ибо внутри парламентской фракции БЮТ есть немало людей, которым не хочется как минимум простаивать в бизнесе, а как максимум — терять его из-за того, что БЮТ оказался в оппозиции. Наездов Ющенко они, понятное дело, не боятся, но в том, что «Регионы», придя к власти, воспользуются всем ее арсеналом, они не сомневаются. Посему уже сегодня некоторые из коммерчески выдающихся бютовцев пытаются обложиться «региональной» соломкой. Короче, ни дать ни взять — «Наша Украина» образца 2002 года.

Далеко не всегда совпадают мнения у Тимошенко и ее ближайшего окружения (Бродский, Турчинов) по поводу стратегии и тактики переговорных процессов. До сего момента никто не смог переубедить Юлию Владимировну в том, что переговоры о создании коалиции нужно вести с «Нашей Украиной», а не с президентом. До сих пор Тимошенко находится в убеждении, что, договорившись с Ющенко, она автоматически получит согласие фракции «Нашей Украины» на все оговоренные с ним шаги по кадровому заполнению клеток в новом правительстве, забывая при этом свои же собственные слова о том, что «Нашей Украиной» руководит группа «любих друзів».

При этом Тимошенко понимает, что, уйдя в правительство, она рискует оказаться уже через полгода вне исполнительной и вне законодательной власти. Она понимает, что даже в случае создания коалиции и утверждения ее премьером, она не сможет реализовать в полном объеме намеченные ею планы, ибо почувствовать тонкую разницу между контролем и «вставлянием» палок в колеса, вряд ли кто-то из партнеров по коалиции способен.

Почему, понимая все это, Тимошенко продолжает добиваться премьерского поста? Почему не идет на союз с «Регионами», который позволяет сформировать конституционное большинство, изменить Конституцию, словом, творить «любэ». Ответ прост: между властью и электоральной поддержкой Тимошенко выбирает второе. Она не может отказаться от премьерства, под флагом которого прошла все выборы, и она не может пойти на союз с «Регионами», поскольку ее электорат категорически такой союз не приемлет. Она готова на краткосрочное премьерство, она готова к оппозиции, она готова к обвалу фракций БЮТ на всех уровнях, но она не готова к действиям, способным ударить по рейтингу ее общественной поддержки. Потому что ее главная цель — это пост №1 в стране. Как бы он в следствие конституционных экспериментов не назывался.

Теперь немножко о социалистах. Похоже, на известном плакате Юлия Владимировна в руках нежно держала не росточек подснежника, а росточек спикерских амбиций Александра Мороза. Ох и лелеяла же она их! Ох и удобряла! В результате нарцисс раскрылся во всей красе и, говорят, встречаясь на Банковой пятого числа с президентом, Сан Саныч даже его охранникам объяснял неизбежность своего главенства в Верховной Раде. Таким образом Тимошенко пыталась максимально привязать политическую силу Александра Мороза к помаранчевой коалиции. Ее категоричная позиция «я — премьер, Мороз — спикер» еще больше озадачила «Нашу Украину», что не замедлило сказаться на «эффективности» трудов рабочей группы по подготовке первой сессии. Ведь председательствующего — человека, который должен открывать сессию и вести ее до момента избрания руководства Рады, до сих пор нет…

Перспектива, согласно которой спикерское кресло Мороза может быть сколочено из министерских и областных стульчиков поменьше, членам Соцпартии не очень понравился. Это лишь усугубило существовавшие противоречия. Уже немало написано о разнице во мнениях по поводу коалиционных движений СПУ в бизнесовом и идеологическом крыльях социалистов. Первое — отрощенное Владимиром Бойко — за союз с «Регионами», второе крыло — Иосифа Винского — видит возможность кадровой реализации и сохранения электората лишь в помаранчевой коалиции. Но имеет место состязание и отдельно взятых амбиций. Например, во время первых заседаний рабочей группы СПУ, БЮТ и НУ не смогли консолидированно проголосовать за председательствовавшего, поскольку Тимошенко категорично заявила, что им должен быть Мороз. Перед последним заседанием лидеры трех политических сил таки согласовали кандидатуру Брия Ключковского. БЮТ и НУ ее поддержали на заседании, но Иван Бокий и Станислав Николаенко, представлявшие социалистов, несмотря на предварительное согласование, за Ключковского не проголосовали.

А теперь представьте, что все упомянутые и еще ряд не названных в силу малозначимости политиков ведут переговоры друг с другом, вместо друг друга, подставляя друг друга и все это совражество занимается только одним: созданием стабильной ответственной коалиции, призванной сформировать правительство реформ, которое выведет Украину из сложного экономического положения и приведет ее к стабильной демократии и бурному экономическому развитию…

Если же забыть обо всем написанном, то твердо констатировать можно одно: внятно в стране работает лишь группа по подготовке программы действий помаранчевой коалиции. Если изначально она была создана лишь для того, чтобы обложить сами знаете какого премьера (ведь кадровые вопросы будут обсуждаться в самую последнюю очередь) вистами, а точнее жесткими, а порой и невыполнимыми показателями экономического развития, то в последние недели к работе секции были привлечены представители третьего сектора, министерств и ведомств Украины. Шедевра ждать не приходится, но робкая надежда на то, что программный документ будет местами носить осмысленный и стратегический характер — есть. Разумеется, и там не все гладко, поскольку идеологические разночтения, в первую очередь с социалистами, широко известны. Другой вопрос, насколько их микширование будет компенсировано в кадровом плане?

Совершенно очевидно, что далеко не все в украинской власти заинтересованы в создании вообще какой бы то ни было коалиции. Те же, кто заинтересован в этом, в первую очередь — депутаты пятого созыва, должны определиться с макротехнологией процесса: кто является ключевой фигурой в создании коалиции — президент или депутаты? По действующему плану Тимошенко — это президент. По формирующемуся плану бютовцев, социалистов и части «Нашей Украины» — это депутат. Одним словом, либо коалиция будет строиться по Конституции снизу вверх, либо, по традиции, сверху вниз.

По данным «ЗН», представителям ближайшего окружения Виктор Ющенко сказал о том, что дал отмашку Юлии Тимошенко на начало консультаций по формированию коалиционного правительства. На самом деле, если эта информация и будет подтверждена публично, то она не несет никакой смысловой нагрузки, поскольку обязать в приказном порядке людей, контролирующих «Нашу Украину», принять кадровые предложения Тимошенко, нереально. Вполне возможно, что на эту непреодолимую преграду президент и рассчитывает. При этом он сохраняет помаранчевый образ и открывает путь, если не к досрочным выборам, то к коалиции с «Регионами».

Впрочем, не станем додумывать в данной ситуации за Виктора Андреевича. Попробуем понять: а существует ли лаз в этой непреодолимой преграде — конфликте Тимошенко и «любих друзів»? Теоретически — да и называется он «меморандум». Тот самый меморандум, который был согласован Турчиновым, Винским и Безсмертным накануне выборов. Тот самый меморандум, который после выборов подписали Александр Мороз и Юлия Тимошенко в одностороннем порядке. Тот самый меморандум, который предполагает квотное и поочередное распределение должностей между БЮТ, НУ и СПУ и прямо говорит о невозможности права вето участников коалиции на те кадры, которыми свои вакансии заполняет каждая из трех политических сил. Условно говоря, если «Наша Украина» предлагает на спикера Петренко (а кстати, именно ей, согласно подписанному Морозом меморандуму, достается спикерское кресло), то БЮТ и СПУ не имеют права вето на эту кандидатуру и обязаны обеспечить своими голосами ее прохождение в сессионном зале. Если на Минюст БЮТ предлагает Сидоренко, а СПУ на Нацбанк Иваненко — процедура та же самая.

Без всяких сомнений подобный подход не в состоянии обеспечить целостную и осмысленную кадровую политику в исполнительной власти, равно как и распределение постов в парламентских комитетах. Но, с другой стороны, путь, заключенный в меморандуме, дает возможность мирно реализовать амбиции сторон, согласно внутрипартийным договоренностям и количеству билетов, купленных в парламент.

Другое дело, что создатели меморандума, войдя в раж, заползли глубоко в тыл президентских конституционных полномочий и включили в карусель кадрового распределения не только МВД, СБУ и прокуратуру, но даже МИД. Идеологам меморандума необходимо войти в берега, оставив Богу — Богово и добавив к этому, например, губернаторский корпус, к назначению которого по-прежнему конституционное отношение имеет Кабмин и президент. Создание на основе меморандума коалиции самими депутатами с соблюдением конституционных прав президента и конституционных прав законодательного органа, могло бы стать выходом из коалиционного тупика. Возможно, таким образом цивилизованно мог бы быть положен конец невиданной броуновской вольнице, которую, согласно истории, всегда прерывает твердая рука.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме