КИЕВ — ТИРАСПОЛЬ: ЛИЦОМ К СОСЕДУ

16 августа, 1996, 00:00 Распечатать

Лучше поздно, чем никогда. Мудрость этих строк применима не только к старушке, опоздавшей на поезд,...

Лучше поздно, чем никогда. Мудрость этих строк применима не только к старушке, опоздавшей на поезд, но и к Украине, наконец-то понявшей, что угроза ее безопасности может возникнуть не только на Балканах, но и гораздо ближе. Например, в Приднестровье.

Сейчас уже не столь принципиально, почему в течение нескольких лет больше внимания Киев уделял пожарам на соседних улицах, а не у соседа за стенкой. Где к тому же живет не троюродный, а родной брат. Как сказал по этому поводу министр иностранных дел Украины Геннадий Удовенко, «то ли нас отстраняли, то ли мы самоустранились...» Однако нет худа без добра. Украинские официальные лица всех рангов все это время призывали к двум вещам: решению конфликта мирными средствами и сохранению территориальной целостности Молдовы. Такая последовательная позиция, не изменившаяся после смены руководства страны в 1994 году, не могла не вызвать полного доверия у одного из участников конфликта - Кишинева. Что касается Тирасполя, то, возможно, там и существовало разочарование нерешительностью Киева (как будто и не из имперской колыбели, где с детства лозунг один - хватай все, что плохо лежит!), но полная ориентированность его в первые годы конфликта на Москву была следствием иллюзий, что Старший Брат быстро наведет порядок (то есть восстановит Советский Союз...).

В конечном итоге сложилась ситуация, схожая с боснийской годичной давности, когда Украина была, пожалуй, единственной страной - влиятельным контрибьютором миротворческой операции ООН, флаг которой не вызывал раздражения у всех участников конфликта, а там, напомню, их было трое. Из трех стран-соседей Молдовы Румыния не воспринимается в Тирасполе абсолютно, Россия - со значительным недоверием в Кишиневе, а Украина пользуется доверием и там, и там. Не воспользоваться таким раскладом нельзя. По словам главы украинского внешнеполитического ведомства, «сейчас ситуация объективно созрела для более активного участия Украины в процессе урегулирования. Украина не может быть в стороне».

Приезд на этой неделе в Киев делегации Приднестровья во главе с лидером ПМР Игорем Смирновым для политических и экономических консультаций поэтому не стал чем-то неожиданным. Ему предшествовала поездка украинской делегации с аналогичной задачей в Кишинев и Тирасполь в феврале. Президент Украины назначил своего постоянного представителя на переговорах по урегулированию конфликта. В течение весны - лета, кстати, они, как известно, чуть было не завершились подписанием меморандума об основах урегулирования в Приднестровье, однако Украина отнеслась к этому документу достаточно сдержанно, а значит, требовался обмен мнениями. Единственная внешняя граница Приднестровья соприкасается с Украиной - следовательно, и здесь вопросов пока больше, чем ответов. Требовали согласования проблемы восстановления народнохозяйственных, транспортных, энергетических связей, утилизации боеприпасов, да мало ли что еще...

Справедливость требует отметить, что в стремлении не дать оснований для подозрений в признании непризнанного государства палка в Киеве иногда несколько перегибалась.

И.Смирнов несколько иронично на пресс-конференции выразил понимание «очень осторожным отношением Украины к непризнанным государствам», но высоко оценил сам факт присутствия своей делегации в Киеве, отбросившем для этого «чины и кокарды». Однако в многочисленных министерствах, за исключением МИД, Смирнова принимали заместители министров, хотя, возможно, вопросы требовали решений именно руководителей ведомств. Пресса на всякий случай на начало переговоров допущена не была - наверное, чтобы не было излишнего ажиотажа в выпусках новостей. Да и представить себе, чтобы делегацию, скажем, Фландрии или же земли Баден-Вюртемберг поселили в полузвездочной гостинице «Москва», прямо скажем, трудно. Хотя в контексте предыдущего приезда И.Смирнова в столицу почти уже тогда суверенной Украины пять лет назад, когда он был просто арестован СБУ, такой прием можно считать не шагом, а гигантским рывком вперед традиционного украинского гостеприимства.

Игорь Смирнов на пресс-конференции практически подтвердил то, что вырисовывалось из отрывочных сведений о видении Тирасполем путей урегулирования конфликта. Приднестровье не собирается отказываться от того, что оно имеет, то есть фактически независимого государства. По его словам, уже нельзя вести речь об едином государстве - Молдове. В Тирасполе полагают - и это было зафиксировано в меморандуме, подписанном или парафированном, кому как нравится) как руководителями Молдовы - президентом Снегуром, премьером Сангели и спикером Лучинским, так и Приднестровья - «исполнителем» Смирновым и «законодателем» Маракуцей, - что можно говорить об общем государстве в международно признанных границах бывшей Молдавской ССР. Лидер ПМР особо подчеркнул, что полномочия внутри его будут делегироваться по взаимной договоренности. «Это не значит, что Молдова даст нам что-то с барского плеча, ибо мы и так 6 лет существуем совершенно независимо» - против этих слов Смирнова трудно возразить.

Что же готово делегировать Приднестровье Молдове? Прямо скажем, немного. Во-первых, отказ от внутренней границы. Согласованную таможенную и налоговую политику. Во-вторых, проведение совместных мероприятий в области экологии, в частности, Днестра. «В-третьих, жизнь покажет». Вот и все. Кроме этого, Смирнов не исключает, что внешнеполитические интересы региона также может представлять Молдова. Однако принятие решений, касающихся интересов населения Приднестровья, возможно будет только с согласия региона.

В принципе, в мире существуют подобные прецеденты. В частности, бельгийский вариант, где провинциям предоставлены очень значительные полномочия, вплоть до ратификации международных соглашений. Насколько подобная модель долговечна, сказать трудно. Национализм (не в ругательном смысле этого слова) - одна из наиболее долговечных идеологий. Если он подкрепляется неравномерностью развития регионов (а все предпосылки для этого есть и в Приднестровье, экономика которого в МССР составляла 60 процентов), то раз в поколение возникает идея всеобщего референдума, а в промежутках между ними известная часть нового поколения выбирает братство в террористической группе.

В этой связи возникает любопытный вопрос: а как будет называться это общее государство? Не Молдова, это уж точно. Приднестровская точка зрения на это известна. «Мы предлагаем назвать государство Молдавией», - полушутя-полусерьезно сказал Смирнов.

Руководство Приднестровья понимает, что для успешной реализации этих идей необходим четкий механизм гарантий. В ходе своего пребывания в Киеве он передал письмо для Президента Леонида Кучмы с просьбой разместить на территории региона украинский миротворческий батальон. Реакция Украины пока достаточно сдержанна. Г.Удовенко считает, что для этого необходимо согласие партнеров по мирному процессу - Молдовы, России и ОБСЕ. Своему визави на переговорах он назвал еще одно препятствие - финансовое.

Денег, конечно, лишних нет. Однако отказываться от своего присутствия в стратегически важном для безопасности страны регионе по соображениям экономии представляется не очень дальновидным. В конце концов, для финансирования, пусть частичного, укрбата в составе IFOR средства нашлись, и это было правильно. Не менее правильно будет постараться найти их и сейчас. Тем более, что потребуется их значительно меньше - все-таки не по натовским расценкам. Тем более, что укрбат в Сараево прославился, среди прочего, активным и успешным проведением восстановительных работ в городе, а значит, эти способности могли бы проявиться и здесь, и какая-то часть средств на обеспечение могла бы быть просто заработана.

По словам И.Смирнова, приднестровская сторона согласна взять на себя половину расходов на содержание укрбата. Конечно, такое предложение от непризнанного государства, со всеми вытекающими из этого статуса последствиями для экономики, делает ему честь. Однако представляется, что это не тот случай, когда надо торговаться. Вывод уркбата из Боснии, как и всех войск IFOR, не за горами. Эти средства вполне возможно направить на осуществление миротворческой деятельности в Приднестровье.

Стороны не договорились пока о точной дате следующей встречи. Однако контакты между их представителями на разных уровнях будут продолжаться. Ближайший из них - 20 сентября в Кишиневе на заседании украино-молдавской комиссии по делимитации границы.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно