«ХОЧУ, ЧТОБЫ ВСЕ»?

Поделиться
Вспоминается когда-то поразивший меня рассказ знакомого сахалинца, наблюдавшего ход кеты на нерест...

Вспоминается когда-то поразивший меня рассказ знакомого сахалинца, наблюдавшего ход кеты на нерест. Пороги, водопады. И когда самка не может преодолеть высокий подъем, самцы, поддерживая ее с двух сторон своими телами и бешено работая хвостом, выталкивают ее почти до середины встречного потока. Здесь включается прежде пассивная самка, как вторая ступень ракеты, и преодолевает преграду. Это закон природы...

Предназначение женщины не изменилось за всю историю существования человечества. Могучий инстинкт продолжения рода главенствует во всех биологических системах - будь-то растения, животные или человек. А пока психологи, педагоги, социологи спорят о проблемах молодежи, дети растут, мужают и познают жизнь такой, какая она есть. В наше сумбурное время трудно приходится зрелым людям, а что же говорить о подростках, которым свойственна гипертрофированная оценка себя, друзей, близких. И крутятся они в кругу неразрешимых проблем, противоречивости жизненных ситуаций, неосознанности пробуждающегося полового инстинкта. И, зачастую, не находят выхода.

Мне кажется, мы как-то очень мало задумываемся, кого же мы все-таки растим, что наши Анечки, Светики и Валюшки когда-то должны стать женами и матерями, а Игорьки и Петушки - отцами семейства, а значит, взять на себя ответственность за семью, за будущее своих детей. Раздельное воспитание девочек и мальчиков, принятое в царской России, и до сих пор существующее в некоторых странах Запада, возможно, имеет под собой психологическую основу. Не нам судить о причинах отказа от этой традиции - это удел специалистов.

Меня волнует изменение представлений о социальном предназначении женщины и мужчины у девушек. Как утверждают социологи, за последние 20 лет произошло смещение этих идеалов в сторону чисто мужских занятий и приоритетов - и это не только, и даже не столько женщина-футболист, женщина-культурист, штангист и т. д., а женщина - лидер в семье и обществе. Мужчина-рыцарь, мужчина-защитник, мужчина-опора, согласитесь, уходит в небытие, но ведь свято место пусто не бывает. Лидерами, сначала искусственно, можно сказать с подачи школьных учителей, признаются успевающие ученицы. Обратите внимание на назидательно-поучающий тон этих девочек - он сохранится у них на всю жизнь. Он проявляется и в семье, где бывшие отличницы и хорошистки сначала будут приучать мужа знать свое место, а потом требовать от него невозможного, того, от чего сами же его отучили. Ложно понимаемое лидерство сохранится и в отношениях с детьми, которые тоже будут строить свою семью по заложенной с детства программе. А программа эта, выражаясь словами пресловутого Шарикова, проста: «Хочу, чтобы все!». А если вдруг что-то не совсем «все», начинается разлад.

Мы упрямо формируем нравственную сущность своих детей по образу и подобию своему, не задумываясь, а порой и не желая задумываться, что рядом с нами - еще не взрослая, но уже личность. Нам не хватает умения взглянуть на проблемы с разных точек зрения, мы убеждены, что истина - всегда одна, и взрослый - неоспоримый носитель. Наше нежелание вспомнить себя в аналогичном возрасте лежит в основе конфликтов между нами и детьми. Мы запрещаем дочери делать что-то, не особенно вдаваясь в мотивы этого запрета, не пытаясь оценить, насколько этот запрет может ее психологически ущемить. Исследователи подтверждают, что почти 20 процентов конфликтов между матерью и дочерью происходит из-за неодобрения дружбы с мальчиками, 11 процентов - из-за излишнего, по мнению матери, стремления дочери к самостоятельности, 11 процентов - из-за «упрямства» дочери.

С началом полового созревания у подростка закрепляется осознание себя как представителя определенного пола. Но часто ли обращаются к нам наши дочери за советом? Исследования свидетельствуют об обратном - более половины удовлетворяют здоровый интерес у друзей, то есть в своей незрелой среде. Опрос более 180 учениц гимназий, лицеев и средних школ Херсона, проведенный Центром социальной службы молодежи, показал, что почти 80 процентов из них не делятся с матерями своими чувственными переживаниями, а среди девушек-воспитанниц спецшкол - практически все 100 процентов. Именно отсутствие доверительных контактов, педагогической, родительской, особенно материнской поддержки следует рассматривать как одну из главных причин неблагополучного варианта развития подростка.

Автор была свидетельницей беседы убеленной сединами классной руководительницы ПТУ-12 г.Херсона с девочкой, предоставившей записку от матери, что пропуск занятий произошел по каким-то случайным обстоятельствам.

- А почему я должна верить, что ты была дома? А может, ты с мальчиком была! Принесешь мне (?!) потом в подоле!

Нужно было видеть слезы отчаяния публично униженной восемнадцатилетней девушки, чтобы понять глубину психологической травмы.

Изъяны педагогики, отсутствие культуры семейных отношений, ложно понимаемая ценностная ориентация и социально-философское переосмысление бытия - все это в совокупности приводит к смещению социальной роли полов и, как результат, моральной деградации.

- Знаете, - рассказывает директор Центра социальной службы молодежи г.Херсона Марьяна Буякова, - нам приходится сталкиваться с прямо-таки страшными судьбами. Мы, конечно, стараемся помочь, чем можем, для чего у нас работают психологи, социологи. Но все это - капля в море. Судите сами. Вот недавно нашлись добрые люди, привели к нам девочку-подростка. В 12 лет родители продали ее сомнительным бизнесменам. За два года пребывания в рабстве ей пришлось пройти через такие половые извращения, что даже представить себе трудно. Ей удалось бежать, была близка к самоубийству. Смогли ей помочь. Но сейчас ее младшая сестра идет по ее же стопам. И таких примеров множество. Ведь только по официальным данным на конец прошлого года в Херсоне зарегистрировано 280 детей-сирот, из которых меньше трети действительно сироты. Остальные - социальные. А сколько семей, где от детей не отказываются, но и не кормят их!.. Походите по вокзалам, базарам, подземным переходам. Дети-бомжи, дети-инвалиды, беспризорники. Давно назрела потребность в открытии приюта для таких детей, должно же общество их как-то спасать.

Конечно, нельзя сказать, что не делается вообще ничего. В Херсоне, к примеру, действуют центры молодежи, работают психологи, организован телефон доверия для подростков. Но, говоря словами Марьяны Юлиановны, это капля в море. Да, есть президентская программа «Дети Украины», вышло постановление Кабмина №736 «О государственной программе планирования семьи», разработано и постановление областной администрации №111 от 9 февраля 1996 года на ту же тему. Но безмолвствует Академия педагогических наук, что-то невнятное советует Министерство образования Украины. Умная, хорошая идея ввести в старших классах курс валеологии - науки об искусстве выживания в экстремальных условиях, но решение об обязательности курса отдано на усмотрение директоров школ, других учебных заведений. Только в школе №50 г.Херсона директор нашел средства (проявил настойчивость) на проведение семинара для учителей, и с нового учебного года этот курс будет читаться в старших классах. Лежат невостребованные разработки специалистов Центра молодежи, единственного в Украине института валеологии, созданного при Херсонском институте повышения квалификации учителей.

...А жизнь тем временем продолжает накручивать свою невеселую статистику.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме