ГИБЕЛЬ «ЭСТОНИИ» — ГОД СПУСТЯ

6 октября, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №40, 6 октября-13 октября

В ночь на 28 сентября прошлого года в Таллинне непрерывно лил дождь. С Балтики налетал сильный порывистый ветер...

В ночь на 28 сентября прошлого года в Таллинне непрерывно лил дождь. С Балтики налетал сильный порывистый ветер. Утром в городе считали старые деревья, поваленные бурей. И каждый час приносил новую цифру жертв бури - среди людей.

«Эстония» упокоилась на дне Балтийского моря на глубине около 80 метров. Место гибели парома объявлено братской могилой, и корпус парома является неприкосновенным. Охраняют это место финские береговые службы и пограничники. Эстонское правительство решило не поднимать паром со дна моря - в стране просто нет денег для участия в столь дорогостоящем проекте. Предложение поднять с борта парома тела погибших натолкнулось на сопротивление шведского общественного мнения.

Спустя год ученые продолжают спор о причинах гибели парома. Установлено, что поводом для катастрофы стал злополучный вайзер (visor - дословно «козырек») - носовая часть судов типа «ро-ро», прикрывающая носовую аппарель. Создавая вайзер, конструкторская мысль искала компромисс между выгодой и безопасностью и, похоже, не нашла. Подсчитано, что обыкновенный линейный сухогруз из каждых пяти лет эксплуатации полтора года проводит в порту - это время, которое требуется на обработку груза. Стремление сократить до минимума простой судов и привело к созданию морских паромов типа «ро-ро». Идея заключалась в том, чтобы не перегружать вагоны и автомобили в трюм судна, а дать им возможность самим туда въехать - через носовую или кормовую аппарель.

Именно такие автомобильные и железнодорожные палубы, не разделенные на отсеки водонепроницаемыми переборками, стали наиболее уязвимой частью паромов. Довольно быстро дала о себе знать проблема устойчивости и надежности носовых и кормовых ворот. Вода, попавшая на автомобильную палубу и залившая ее всего на несколько сантиметров, быстро повышает центр тяжести судна. Отсутствие водонепроницаемых переборок приводит к появлению свободной поверхности воды, и в случае малейшего крена центр тяжести корабля быстро перемещается. Анализ происшествий с паромами типа «ро-ро» показывает, что даже при незначительном заполнении автомобильной палубы водой 60 процентов судов опрокидываются в течение первых десяти минут. Так, вайзер парома «Эстония» нашли всего в пятистах метрах от места его последнего упокоения.

«Эстония» тонула стремительно. Шансы спастись были только у тех счастливчиков, которые в этот поздний час (трагедия произошла около 1.30 ночи) находились на палубе. Но никто никогда не узнает, сколько точно человек находилось в каютах и многочисленных барах парома - из-за береговых махинаций с билетами. Официальное количество жертв - более 800. Но в первые дни после катастрофы называлась цифра 1000.

Одной из нас летом этого года пришлось воспользоваться услугами парома другой компании и немного другой конструкции - паромное сообщение между Польшей и Швецией осуществляет компания «Polferry». Из-за прошедшей накануне забастовки паромщиков на один паром «сгрузили» пассажиров с двух, а то и с трех судов. Ночью люди спали везде, вповалку прямо на ковровом покрытии, и это выглядело, как подлинное торжество интернационализма - бок-о-бок спали потомки варягов и греков. Утром при попытке найти заспавшегося в каюте нижней палубы попутчика обнаружилось, что ключи от кают раздаются просто так - по факту уплаты, без регистрации имени и номера каюты, и человека из железного брюха корабля никак не извлечь до тех пор, пока он сам не проспится - его просто не найти.

Халатностью у нас никого не удивишь, но как-то в последнее время мало вспоминают о свидетельствах выживших, что некоторые члены экипажа «Эстонии» предпочли спасению пассажиров собственное спасение. После гибели «Эстонии» заговорили о проблеме профессиональной подготовки экипажей. Только этой весной произошли три инцидента с эстонскими судоводителями на линии Таллинн - Хельсинки. Обошлось без жертв. Паром «Маре Балтикум», заменивший «Эстонию» на линии Таллинн - Стокгольм, в первом же пробном рейсе с уже намертво заваренным вайзером дал течь.

Но есть у этой трагедии еще один аспект. Пожалуй, сегодня уже ни у кого нет сомнений в том, что паром «Эстония» был постоянным каналом для контрабанды из Швеции в Эстонию и обратно. Недавно результаты своих исследований предала огласке российская исследовательская группа «Феликс». По данным группы, паром использовался неким бывшим высокопоставленным чиновником, ныне - депутатом Рийгикогу (эстонский парламент), для перемещения наркотиков, и именно 27 сентября на борту провозили большую партию зелья. В этот же день на пароме якобы оказались и грузовики с контрабандным кобальтом в количестве около 40 тонн. Исследователи считают, что дельцы просто не поделили «грузы», в результате чего один «сдал» другого шведской полиции, а другой, опасаясь разоблачения, решил пустить паром ко дну.

Оставим исследования исследователям. По заключению межправительственной комиссии, созданной Эстонией, Швецией и Финляндией для выяснения причин трагедии, судно затонуло в результате «отрыва его носовой части в шторм».

28 сентября в Эстонии объявлен Днем национального траура. Год спустя после катастрофы, в 19.00 27 сентября (в это время «Эстония» вышла в последний рейс) члены правительства зажгли поминальные свечи на холме Раниавярава, расположенном у моря рядом с портом. В этот же час в Стокгольм отправился паром «Маре Балтикум» с родственниками погибших. Они опустили в воду венки на месте гибели парома. По всей стране прошли богослужения и траурные церемонии.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно