ФУТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС

Поделиться
В аквариуме украинской политики, кажется, забыли поменять воду. Либо тамошняя очистительная установка начала давать сбои, словно кондиционеры в парламенте...

В аквариуме украинской политики, кажется, забыли поменять воду. Либо тамошняя очистительная установка начала давать сбои, словно кондиционеры в парламенте. Но мутная вода, в которой с некоторых пор вынуждены передвигаться все обитатели этого «искусственного водоема», с каждым днем увеличивает степень хаотичности их телодвижений. Вычислить траекторию их предполагаемого пути сегодня вряд ли под силу даже обладателю ясновидческого дара. Каждая в отдельности из основных политических сил в общем-то знает, чего хочет. Но практически любая из них имеет весьма смутное представление о том, как достичь желаемого.

Эти обстоятельства создают атмосферу общей нервозности, которая сказывается абсолютно во всем. Вплоть до глупых заявлений на внешнеполитическом направлении. Таких, как недавние «заморочки» с европейскими послами, совершенно четко давшими понять, что они будут следить за прозрачностью и демократичностью приближающихся президентских выборов в Украине. Мутная вода на всех оказывает свое действие. Силовые ведомства пытаются урвать побольше дополнительных полномочий. Бизнесмены лихорадочно стремятся успеть схватить то, что еще не обрело своего хозяина, приватизировав или переприватизировав добро. Политики мечутся, и каждый день меняют векторы своих альянсов.

И происходит все это во многом потому, что сам Президент никак не может ответить себе на вопрос, каким образом будет реализовывать задуманное. Его желание и, соответственно, главная цель также ясны: обеспечить себе и своему ближайшему окружению гарантии безопасности и в идеале остаться у власти если не де-юре, то де-факто. Для достижения этого у главы государства на сегодняшний день есть несколько моделей поведения. Но он никак не может остановиться на одной из них, пытаясь максимально оттянуть тот час, когда придется выбирать. Потому что, выбрав один вариант, нужно будет отказаться от всех остальных. Поскольку все они – взаимоисключающие. Для большей ясности можно привести пример из актуальной в нынешние дни абитуриентской тематики. Представьте, что вашему ребенку предстоит штурмовать порог одного из вузов. Вы нанимаете ему репетитора, поскольку надеетесь на то, что ваше чадо пройдет конкурс с помощью своего ума и сообразительности. Одновременно вы даете взятку главе приемной комиссии и тут же пишете жалобу в Министерство образования по поводу того, что у вас вымогали деньги. Абсурдность подобного поведения сродни той, что присутствует в нынешних попытках главы государства вести сеанс одновременной игры по всем из возможных сценариев развития событий.

Но если Леонид Данилович играет в преемника, то зачем ему ощутимо ослаблять президентские полномочия? Если в размывании полномочий главы государства – цель конституционной реформы, то к чему вся трагикомедия вокруг пролонгации? А если цель – пролонгация, то зачем обрезать себе же полномочия? В случае избрания на роль «спасательного круга» Виктора Ющенко, объемы реформы следует, наверное, предметно обсудить с ним? Одним словом, Президент уже фактически прошел ту точку, на которой он должен был принять окончательное стратегическое решение. Ибо в настоящий момент открытые опции уже начинают пересекаться и усложнять и без того непростую для Президента игру.

Более того, неопределенность со стратегией служит питательной средой для углубления разобщенности между пропрезидентскими силами. Президент ни у кого не отбирает мечту. И люди с ней свыкаются: Кирпа, Янукович, Медведчук, Тигипко… Ибо цели ясны, но задачи не определены. Как заработать, товарищи?

Претенденты на общедержавный контроль так долго пребывают в неведении, что ясность может сильно разочаровать. Настолько сильно, что когда пробьет час и будет объявлена мобилизация, мысль «Почему не я?» станет серьезной преградой для работы воображаемого альянса от власти.

Попутно заметим, что разные программы действий требуют разных объемов финансирования, разных организационных подходов, разных субъектов процесса. Если ставка на парламентскую республику, то срочно необходимо заниматься партиями. Если – на отдельных игроков, то ими. Кстати, всевозможные штабы и политтехнологические гнезда уже достаточно давно, пробуксовывая, съедают ресурсы собственников и нанимателей, не давая реальной отдачи.

А определенности нет как нет. Это также показал и мини-опрос, который «ЗН» решило провести среди парламентариев. Предполагалось, что их круг будет гораздо шире. Однако, это также следствие «мутного» времени, почти все представители пропрезидентского большинства, к которым мы обращались с нашим вопросом, отказались отвечать. Сопровождая отказ боевым призывом «Да побойтесь Бога!». А те же, кто не побоялся предстать перед «страшным» читательским судом, так и не смогли в своих рядах сформировать большинство относительно того, какую из стратегий выберет Президент и почему. Нами же к обсуждению предложены были следующие обобщенные варианты президентского выбора:

а) Президент сделает все, чтобы остаться у власти и будет добиваться пролонгации своих полномочий;

б) Президент путем конституционной реформы постарается свести к минимуму президентские полномочия;

в) Президент сосредоточится на поиске преемника и откажется от идеи пролонгации своих полномочий;

г) Президент станет искать способы и условия договоренностей с Виктором Ющенко как с обладателем самого высокого кандидатского рейтинга;

д) свой вариант.

Александр Волков:

— Если бы можно было рассуждать логически, то следовало бы предположить, что Президент пойдет на определенные уступки. Но, к величайшему сожалению, приходится констатировать: вопросы политреформы до 2004 года решены не будут. Поэтому говорить о том, что путем реформы Президент постарается максимально ограничить полномочия главы государства, не приходится. Последние события показали бесперспективность идеи пролонгации президентских полномочий. Я думаю, для Леонида Даниловича наиболее реально было бы сосредоточиться на поиске преемника.

У Президента сегодня в парламенте нет того количества сторонников, которые бы не занимали пассивно-наблюдательную позицию, молча соглашаясь со всем, что предлагает глава государства, а активно реализовывали бы его идеи, боролись за них. События, связанные с последним случаем блокирования трибуны, показали: большинству президентские инициативы глубоко безразличны. Они просто дожидаются осени, когда, по их предположениям, на политической сцене должен появиться новый мощный игрок. И они, я думаю, с удовольствием примут все его условия и перейдут под его крышу.

Но здесь есть один нюанс, о котором власть забывает. Я имел непосредственное отношение к двум президентским кампаниям и знаю, что существует такое понятие, как временной процесс: из ничего невозможно создать нечто. Необходима определенная раскрутка в обществе. Просто прийти и объявить, что он станет президентом, потому что на него поставила власть, у человека не получится. Восемь—десять процентов провластного ресурса он, конечно, получит, но мы ведь знаем, что этого очень мало для победы на выборах. Человек должен убедить граждан не на словах, а на деле в том, что он достоин их голосов. Но для этого надо время, а его не остается. И для той части политической элиты, которая бы могла поддержать власть, сейчас наступило очень смутное время. Они находятся в полном неведении о том, что будет дальше. А это очень плохо, поскольку не настраивает на работу.

Что касается возможности договоренностей между Президентом и Ющенко, то Виктор Андреевич сам неоднократно предлагал Леониду Даниловичу договориться. Потому это всегда можно реализовать, и намного позже. Но здесь Президент должен побеспокоиться о гарантиях не только для себя и своей семьи, но и о безопасности для
своей команды, которая преданно и верно служила ему на протяжении десятка лет. Насколько я понимаю, с приходом Виктора Ющенко многим из окружения Леонида Даниловича будет плохо. Поэтому как мудрый человек Президент, если он пойдет на договоренности с Ющенко, должен договориться в том числе и об этом.

Ни один из этих вариантов на сегодняшний день нереален. До осени Президент будет думать о преемнике. Но если он на ком-то остановится, я на месте Президента ни при каких условиях не называл бы его имени. Сегодняшняя политическая ситуация такова, что в этом случае преемник потеряет процентов 10—15 сразу. Этот человек должен идти от центра, но ни в коем случае не от Президента.

Владимир Сивкович:

—Конституционная реформа нужна для того, чтобы видоизменить систему власти. И Президент понимает, что его преемник вряд ли сможет очень легко и без проблем получить высшую должность в государстве. Но если он сделает так, чтобы властные полномочия были сосредоточены у парламента, а Президент стал бы достаточно номинальной фигурой, то тогда центр власти переместился бы в законодательный орган. И если посадить на должность председателя Верховной Рады достаточно сильную личность, то эта личность фактически и станет преемником. В моем понимании преемник Кучмы — будущий спикер парламента. Скорее всего, довольно олигархического парламента. Любой человек на месте Леонида Кучмы, на мой взгляд, действовал бы именно так.

Александр Мороз:

— Президент действительно будет делать все для того, чтобы продлить свои полномочия. Но это ему не удастся. Поэтому он вынужден будет ориентироваться либо на вариант минимизации президентских полномочий, либо на сценарий, предполагающий договоренность с Ющенко. Работа относительно последнего сейчас ведется, я это знаю. И там есть определенные подвижки. Но, двигаясь по разным направлениям, Президент тем не менее считает, что он всех умнее и все равно реализует свою идею продления полномочий. Поэтому нас ожидают очень интересные повороты. И я думаю, что воплотить идею пролонгации полномочий Президент будет пытаться примерно до конца октября, а потом станет искать какой-то компромиссный между разными формулами вариант. А в конце концов он согласится либо на сокращение президентских полномочий, либо на союз с Ющенко. Потому что поиск преемника из числа своих сторонников для Президента на сегодня — бесперспективный вариант. Над его реализацией нужно работать уже сейчас. А он не может, потому что хочет остаться президентом. Потом же воплощать этот сценарий будет поздно. Кроме прочего, возникнет еще больше, чем сегодня, внутренних и внешних факторов. Ему будет намного сложнее принимать оптимальное решение, тем более что он привык пользоваться консультациями тех людей, которые за любым государственным решением видят свои интересы…

Анатолий Матвиенко:

— Что будет наиболее целесообразным, я могу сказать, а вот что сделает Президент, я не знаю. Потому что он сам этого не знает. Если Президент хотя бы раз в жизни знал заранее, что он будет делать, с точки зрения стратегического мышления, я бы ему аплодировал. Президент играет в раскладе тех карт, которые выпали на сегодня. Он, к большому сожалению, не является стратегом. Хотя является мощным тактиком. Он преферансист, и «разводит» всех. Он не умеет консолидировать, а силен только в искусстве сталкивания и игры на стороне слабого. Для того чтобы более сильный стал примерно равным ему, то есть более слабым. Поэтому я не знаю, что он будет делать.

Я исхожу из того, что наибольшая проблема Президента радикально отличается от моей самой главной проблемы. Я хочу жить в нормальном государстве, Президент хочет своей безопасности. И потому, когда мы говорим о перспективах развития ситуации, мы должны предполагать, что Президент будет делать не с точки зрения государственных интересов, а исходя из собственной безопасности. Основываясь на этом, он будет делать все для продления своих полномочий. Поскольку слушает советы Медведчука, который сознательно толкает его на этот глупый шаг. Он еще не знает, какой «сюрприз» приготовил ему глава его администрации. При любых раскладах этот путь проигрышный для Кучмы. Но Президент будет его придерживаться.

Я бы посоветовал Президенту разделить эти две проблемы — интересы государства и собственную безопасность. Кто может дать ему гарантии безопасности? Все, и прежде всего его окружение. Но кто эти гарантии может выполнить? Только оппозиция. И потому ему нужно договариваться не с сегодняшними фаворитами, а с оппозицией. Потому что смена власти состоится обязательно, если, конечно, не будут вводить войска, как в Мукачево, присылать на каждый избирательный участок по взводу милиционеров, выкручивать руки, снимать кандидатов… Доверие к оппозиции в обществе сегодня есть. Только ей под силу убедить народ в том, что нужно соблюсти данные гарантии. Потому единственный для Президента верный путь — вести сегодня переговоры с оппозицией. Но не только с Ющенко. А для того чтобы он пошел к Ющенко, нужно чтобы Виктор Андреевич продемонстрировал способность объединять. А не идти отдельно с надеждой, что и так выйдет во второй тур. Но если будет два тура, и Ющенко не изменит тактику, то второй тур он не выиграет.

Виктор Ющенко:

Президент постарается сделать все, чтобы остаться у власти и после 2004 года. Посредством третьего срока или пролонгации, но остаться. Это будет его первой стратегической целью. Но я убежден, что достичь ее не удастся. Логика его действий будет проистекать из доминанты, содержащейся в инициативах самого Президента: продлить полномочия. Это то, ради чего были инициированы конституционные изменения, что привело Украину к очередному политическому конфликту, что толкает ее к общественному напряжению. И тот вариант президентских предложений по изменению Конституции, который внесен в парламент в виде его законопроекта, подтверждает, что Президент намерен добиваться развития событий именно по сценарию, предполагающему перенос сроков выборов. Каким способом? Для аналитиков остается не такое уж и широкое поле для дискуссий на этот счет. Запускается процедура, по которой президентские и парламентские выборы совмещаются, но без ответа на вопрос, какая из сторон платит за это — парламент или Президент. Ответ остается за простым законом, для принятия которого достаточно 226 голосов. Почему высока вероятность того, что такое пройдет? Потому что на слух это воспринимается сладко: друзья, давайте упорядочим выборы, один раз в пять лет отвыбираем — и дальше будем спокойно жить. Правда, в недемократической стране и при отсутствии элементарных стандартов демократии, социальной жизни, экономике. Но об этом никто сейчас не задумывается.

Потом приводится аргумент: мы не успеваем выполнить свои предвыборные обещания за четыре года, давайте увеличим полномочия народных депутатов до пяти лет. Это не менее сладко воспринимается определенной частью парламентариев. Тебе дарят еще один лишний год. Это, конечно, подкупает. А за это небольшую премию в виде трех дополнительных лет нужно дать и Президенту. И уже с 2007-го мы начнем жить, как того требует измененная статья Конституции о совмещенных выборах, выбирая всех в один год. Правда, трудно будет понять, что делать, если через год придется отправлять в отставку парламент в случае, если он не принял бюджет или не сформировал правительство. Это же и президентские выборы придется проводить досрочно. Но для текущего момента это уже неинтересно…

Иной вопрос, насколько это удастся реализовать. Парламент подготовил альтернативный проект об изменениях к Конституции, и это является для власти определенной проблемой. Если Верховная Рада начнет дискуссии по сути двух альтернативных законопроектов, очень высока вероятность, что президентский вариант не пройдет. Но наличие двух альтернативных проектов еще больше углубит противостояние в парламенте и поляризацию политических сил.

Что касается вашего второго варианта развития событий, то на его комментарий я бы тратил гораздо меньше времени и усилий. Поскольку этот путь не ведет к стабильности, которую ищет действующая власть и ее сателлиты. Через девальвацию статуса президента к стабильности прийти невозможно. Парламент при определенных условиях может быть еще более непрогнозированным, чем глава государства.

Преемник? Но мы же не раз могли убедиться в последнее время в четкой взаимосвязи: стоит кому-то назвать себя сторонником действующей власти, он тут же теряет остатки электоральной привлекательности. Для любого кандидата опасно, когда его «приписывают» к недемократической власти. Ни в прямом виде, ни опосредованно. Ни по наследству, ни по обстоятельствам. Представление о том, что стоит указать перстом и появится фигура, которая переберет на себя груз ответственности предшественника и станет победителем на выборах, — наивно. Если власть действительно хочет кого-то «похоронить», нужно объявить его преемником.

Для достижения согласия в обществе договоренности нужно искать не только с Ющенко. Необходимо искать взаимопонимание с теми силами, которые готовы брать на себя ответственность выступать проводниками демократии в стране. И в этом контексте я могу сказать только одно: власть должна прийти к диалогу со всеми демократическими силами. Без авторитарного давления, без угроз, без каких-либо предварительных условий.

Но заранее заданного, успешного, с высокой долей вероятности варианта, безусловно, не существует. Поэтому партитура будет складываться из нескольких тем.

Адам Мартынюк:

— Первый из перечисленных вариантов — наиболее предпочтителен для Президента, но наименее проходной. Для его реализации необходимо триста голосов народных депутатов, которых пока не набирается и, скорее всего, не наберется. А по мере развития событий могут быть востребованы и остальные из приведенных сценариев, в том числе и с помощью союзников, тех же США и Европы. Могут быть привлечены и российские ресурсы. Но тогда наверняка станет нереальным последний вариант, предполагающий договоренность с Ющенко. А в целом каждый вариант имеет право на жизнь. Хотя вы еще не включили в этот перечень возможность продления президентских полномочий с помощью референдума.

Леонид Кравчук:

С моей точки зрения, наибольшие шансы на жизнь имеет вариант, согласно которому с помощью конституционной реформы будут уменьшены полномочия главы государства. У Президента нет веры в то, что на выборах победит человек, способный обеспечить баланс власти. И если в руках у одного человека будут сосредоточены столько полномочий, сколько у сегодняшнего главы государства, и этот человек не сумеет обеспечить баланс власти, для Украины это будет очень плохо. Остальные предложенные пути нереальны с точки зрения механизма воплощения.

Иван Плющ:

— В течение последнего года и до сих пор не только была задекларирована, но и всеми методами воплощалась в жизнь идея пролонгации президентских полномочий. В решении Конституционного суда относительно законопроекта Президента, несмотря на все предпринятые усилия, будут содержаться, как мне кажется, некоторые замечания. Но будет достаточно, чтобы все начать сначала. И тогда Президент задумается над тремя другими вариантами. И наиболее вероятным тогда будет вариант, связанный с поиском преемника. Случится это в октябре—ноябре. Именно тогда Президент определится, стоит ли ему дальше усердствовать над воплощением идеи пролонгации своих полномочий или нужно переходить к третьему сценарию.

Нестор Шуфрич:

— Я считаю, что глава государства понимает – форма президентского правления в Украине себя уже исчерпала. И экономическая стабильность, семипроцентный рост ВВП на протяжении последних лет, твердый курс нашей национальной валюты, прогнозированные темпы инфляции доказывают, что Украина выбрала таки правильный путь своего развития. И для достижения полной либерализации экономики нам нужно провести реальные изменения в направлении демократизации нашей политической системы. А потому понятно желание Президента войти в историю в качестве политического деятеля, который обеспечил создание в Украине более демократической системы власти. Думаю, Президент доведет до логического завершения инициированную им конституционную реформу, даст возможность создать в стране ответственный парламент и, в первую очередь, ответственное правительство, а с окончанием своих полномочий покинет пост главы государства в отведенный конституцией срок. Оставив после себя принципиально новую ситуацию в отношениях между ветвями власти.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме