Государственный бюджет Украины в 2010 году может потерять от двух миллиардов гривен на схемах импорта топлива по льготному режиму: без уплаты НДС и акцизного сбора. Об этом в своей статье для «Зеркала недели» пишет директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.«В начале августа стало известно, что таможня начала оформлять нефтепродукты без взимания акцизного сбора и НДС. Границу «прорвало» некое ДП «Ливела», предъявившее таможенникам пять судебных решений, первые из которых датированы январем 2004 года, а последние — маем—июнем текущего. Больше об этом явлении может сказать материнская структура, а именно: украинско-польское совместное предприятие «Тайстра». Это имя всплыло в конце 2007-го, а озвучил его новый менеджмент нефтеперерабатывающего завода «Укртатнафта», занявший свое место в результате рейдерской атаки. Чтобы придать этому не слишком цивилизованному методу собственного развития героический и даже патриотический оттенок, огласке была предана схема поставок нефти. В ней «Тайстра» (точнее, другая «дочка» СП по имени «Таиз») играла роль налогового фильтра, в котором по пути в бюджет застревал НДС (тогда речь шла о 1,13 миллиарде гривен). Производилась эта нехитрая операция на основании решения Автозаводского районного суда Кременчуга о правомерности применения к «Тайстре» госгарантий защиты иностранных инвестиций. К слову, именно это решение от 19 января 2004 года числится в перечне судебных решений, которые прикладывает сегодня «Ливела» к своим таможенным декларациям», - пишет автор.
Он напоминает, что предприятия с иностранными инвестициями самой первой волны законом «Об иностранных инвестициях» от 13 марта 1992 года получили гарантии неизменности законодательства, действовавшего на момент внесения инвестиций. Впоследствии ПИИ повернули это в судах таким образом, что на них не распространяется действие налоговых законов, которые постепенно начало приниматься. Ведь в 1992 году еще не было ни НДС, ни акцизов, ни пошлин.
«Закон обернулся для государства настоящей трагедией. В конце 90-х по сути весь импорт подакцизных и прочих популярных товаров народного потребления шел в Украину через ПИИ, уничтожая целые отрасли национальной экономики. Несмотря на то, что законом предусматривался неизменный налоговый режим на протяжении десяти лет, то есть до 2002—2003 годов, как видим, украинские судьи нашли основания, чтобы отдельные субъекты сохранили серьезные привилегии до сих пор», - отмечает автор.
Он указывает, что за первую декаду августа «Ливела» растаможила без акциза и НДС более 5,2 тысяч тонн дизельного топлива и, по данным участников рынка, с каждым днем увеличивает объемы безналогового импорта.
«Речь идет о серьезных суммах. При сегодняшней стоимости бензина А-95 на внешнем рынка порядка 700 долларов за тонну «Ливела» «оптимизирует» акциз (132 евро за тонну, или около 170 долларов за тонну) и НДС, начисляемый на таможенную стоимость бензина с акцизом, т.е. суммарно около 300 долларов за тонну, или 2 тысяч 400 гривен. Это — прямая сумма потерь госбюджета. Применительно к дизтопливу при текущем уровне мировых цен эта цифра составит 1 тысячу 600 гривен за тонну. Если принять во внимание объемы импорта бензина и дизтоплива, то до конца года через «дыру» в границе, минуя госбюджет, может утечь два миллиарда гривен. И это минимум, так как бесспорная выгодность подобной схемы будет увеличивать поставки по импорту», - говорится в статье.
Эксперт не исключает, что если схема указанных фирм не будет пресечена, то весь импорт перейдет на новый режим растаможки.
Подробнее читайте в статье Куюна «Бизоны» против Азарова» в свежем номере «ЗН».
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку