Донецк в эпоху фракционной раздробленности

Поделиться
Феодальная раздробленность сменила первобытно-общинный строй. Президентские выборы привели к политическому дроблению донецкого политического сообщества...
Валерий Коновалюк

Феодальная раздробленность сменила первобытно-общинный строй. Президентские выборы привели к политическому дроблению донецкого политического сообщества. Выход из фракции «Регионы Украины» Валерия Коновалюка повышает конкуренцию среди политической оппозиции, но не делает ее более опасной. Донецкий бизнес пытается найти новый, менее конфликтный формат взаимодействия с властью. Команда Виктора Януковича проходит испытание на прочность, хотя некоторые гиганты донецкого масштаба ставят на оппозиционных прожектах жирный крест. Идея «оппозиции без Януковича» объясняется организационными и политическими просчетами руководства Партии регионов.

При отсутствии адекватной организационной структуры партия власти одного региона рассыпалась мгновенно, доказав, что ее опорой служил весьма примитивный админресурс. Ярким свидетельством стали первые послереволюционные выборы, которые прошли в марте в Киеве в городском округе №60. Всего три месяца назад кандидат от Партии регионов получил на президентских выборах в этом округе более четырех тысяч голосов. А в марте кандидат ПР (глава Подольской районной организации) набрал в округе 32 (тридцать два) голоса, причем большая часть избирателей состояла из людей старшего возраста и пенсионеров — проверенного электората Януковича. Сам Виктор Федорович никакого участия в избирательной кампании не принимал, видимо, посчитав, что не царское это дело.

По данным «ЗН», Партия регионов испытывает не только организационные, но и серьезные финансовые проблемы. Первым от Януковича ушел один из капитанов донецкого бизнеса Сергей Тарута — вместе с империей «ИСД». А теперь, по словам «регионалов», Ринат Ахметов, «первый среди равных» в Донецке, ранее бывший одним из оплотов материального благополучия, уже не проявляет интереса к развитию проекта. Впрочем, в ПР утверждают, что Ахметов охладел не столько к партии Януковича, сколько к заместителю Януковича по всем вопросам (в т.ч. партийным) Андрею Клюеву. Давние противоречия между Ахметовым и Клюевым теперь становятся непреодолимыми (а заменить «СКМ» в качестве спонсора для «Востокэнерго» не под силу). В окружении Рината Леонидовича есть люди, уверенные, что президентские выборы проиграл именно Андрей Петрович — как начальник штаба. Конечно, дело не только в фамилиях и персональных антипатиях... Проблема финансирования тем временем зависла, что серьезно осложняет подготовку к парламентской кампании.

Эти нюансы усугубляет резкое падение влияния партии в центральных областях. Партийная работа на местах практически не ведется. Исключительно донецкое руководство ПР жестко централизовало партийную деятельность, и если на востоке такая система управления срабатывает, то в центре и на юге это малоэффективно, поскольку она не учитывает интересы региональных руководителей. На закрытом заседании политсовета ПР, прошедшем в среду, Янукович подтвердил, что не собирается в новых условиях предоставлять возможности политического роста для партийных лидеров среднего эшелона. Любые внешние контакты от имени ПР Виктор Федорович официально уполномочил реализовывать трех своих верных паладинов — Раису Богатыреву, Сергея Ларина и Владимира Рыбака. Неофициальные полномочия сохраняет Клюев. Здесь, очевидно, имел значение только фактор личной преданности (хотя все трое, например, были абсолютно незаметны в деле Колесникова). Янукович не считает необходимым поднимать статус других деятелей среднего эшелона, доказавших личную преданность и организаторские способности, которые могли бы стать новыми энергичными лицами ПР. Хотя такие фигуры, как, например, Тарас Чорновил, Василий Горбаль, Александр Пеклушенко, вполне созрели для более ответственной партийной работы.

Малоэффективными были и попытки ПР сохранить серьезные лоббистские рычаги в Верховной Раде. Ударный отряд ПР — парламентская фракция — продемонстрировал весьма робкие телодвижения по защите Бориса Колесникова, в которых наиболее заметной фигурой выступил малосимпатичный донецким товарищам эсдек Нестор Шуфрич. При этом пассивность самих депутатов из Донецка вызывала удивление: по идее, они первыми должны были идти на баррикады. Дело Колесникова было испытанием, с которым оппозиция не справилась, смирившись с «изъятием из обращения» одного из своих лидеров, близкого сподвижника Ахметова. Говорят, именно эта демонстрация бессилия и сподвигла Рината Леонидовича на зарубежный вояж, попутно внеся раскол в ряды «регионалов». Парламентская оппозиция ведет себя на удивление спокойно и не показывает телекамерам никакого «экшна». Впрочем, удивляться тут нечему. «Настоящих буйных» в рядах оппозиции очень мало — кроме Шуфрича-то никого и нет. Как отметил один из депутатов фракции, «наша проблема в отсутствии профессиональных политиков. В команде новой власти было много людей, карьера которых зависела от их политической активности. Образно говоря, людей, для которых и десять тысяч — это большие деньги. Во фракции «Регионов» люди самодостаточны — они реализовывают себя, в том числе в бизнесе, им есть что терять. И поэтому мы никогда не будем устраивать какие-то громкие акции. Наше имя стоит дорого. Мы фракция буржуа, а не революционеров».

Данный тезис очевиден и для большого бизнеса, который связал себя с Януковичем. Виктор Федорович не стал по внутренним ощущениям публичным политиком и не проявляет воли на данный момент сгруппировать оппозицию. Его личная история взаимоотношений с Виктором Медведчуком слишком сложна, чтобы они могли доверять друг другу. Даже после операции по защите Колесникова между ПР и СДПУ(о) не существует действенной координации работы. Несмотря на массу свободного времени, Янукович редко выезжает в регионы, а его оппонирование власти отнюдь не является непримиримым. Виктор Федорович не испытывает интереса к организации акций протеста, к мероприятиям по защите прав граждан и ограничивает оппозиционную активность пресс-релизами.

В таких условиях дробление донецкого политического сообщества было предопределено. Требуется «политическая крыша», свободная от флера донецкого регионализма, криминального прошлого и, главное, от самого Януковича — главного раздражителя новой власти. Нуждается в обновлении партийная фракция и партийная работа — многие депутаты ПР с недоверием относятся к проекту Коновалюка, однако критично оценивают застой в деятельности руководства «регионалов». У парламентской фракции отсутствует яркий и эффективный лидер. Большому бизнесу Донецка отнюдь не нужна жесткая оппозиция — ему необходимо просто эффективное политическое представительство. Януковичу отказаться от борьбы — значит сойти с политической арены. Г-н Ахметов настроен более прагматично — раз власть есть, значит, с ней надо работать и в рамках системы отстаивать свои интересы. Таких же взглядов придерживается и г-н Коновалюк, который нередко подчеркивает свое давнее знакомство с Ринатом Леонидовичем.

По данным «ЗН», еще полтора месяца назад Валерий Ильич выступил с инициативой заменить своей скромной персоной Виктора Федоровича на руководящем посту лидера — сохранив за ним множество почетных функций. Ахметов в данном случае не поддержал, но и не выступил против этого проекта. Однако такое технологичное предложение вызвало резкое неприятие у подчас весьма эмоционального Януковича и у его ближайшего окружения. Янукович не хочет разменивать свой личный престиж на политическую целесообразность. И тут Коновалюк принял решение уйти в самостоятельный полет — во главе «Трудовой Украины», лидер которой Сергей Тигипко любезно уступил Коновалюку свою должность. Это решение может стать серьезным ударом для Партии регионов. На электоральном поле юго-востока, где и без того тесно от новой партии власти, от Витренко, коммунистов, в скором времени может развернуться структура с почти идентичным донецким генетическим кодом. Пока в окружении Януковича проект Коновалюка снисходительно называют «репринтным изданием Команды озимого поколения», намекая на симпатии к этому объединению не только со стороны Ахметова, но и Виктора Пинчука, а также на легковесность и отсутствие дееспособной политической организации. Хотя Пинчуку, скорее всего, сейчас не до «Трудовой Украины».

Пока Коновалюк сдает экзамен на собственную состоятельность как лидер перспективного депутатского объединения. Сдает с трудом. Янукович полон решимости выставить Коновалюку «неуд» за поведение. В этот четверг Коновалюк должен был заявить о выходе из фракции ПР и создании фракции «Трудовая Украина». В новой фракции должны были появиться такие известные деятели, как Геннадий Самофалов и Николай Круглов из ПР, бывший эсдек, а ныне внефракционный Геннадий Руденко и другие. Предложения были сделаны многим депутатам, даже Богатыревой — формальному лидеру фракции. Однако этот план был сорван в самый последний момент. Коновалюк покинул ПР. Но Янукович, по слухам, потребовал объяснений от Ахметова — на чьей он стороне? И поддерживает ли раскольничий проект «Трудовой Украины»? Ринат Леонидович якобы снова дал уклончивый ответ, но о поддержке Коновалюка решил открыто не заявлять. Поскольку этот вопрос утром в четверг был для многих «региональных» депутатов принципиальным, за Коновалюком следовать никто не поспешил. Каждый депутат, которому предлагается участие в новом политическом проекте, всегда спрашивает — «чьи деньги?» Пока Коновалюк не может дать даже в кулуарах ответа на этот вопрос, за ним никто не пойдет. Покупать кота в мешке парламентарии не желают.

Теперь Валерию Ильичу предстоит доказывать, что он по своим лидерским качествам действительно не уступает Януковичу. И способен организовать хотя бы депутатскую фракцию. В этом деле у него есть, помимо субъективных, еще и объективные сложности. Коновалюк решил привлечь в качестве одного из фракционных лидеров Владимира Сивковича. Последний после своего известного председательства в комиссии по расследованию отравления Ющенко — персона нон-грата во властных кабинетах. И многие коллеги Коновалюка выступают категорически против участия в проекте «Трудовой Украины» Сивковича. По их логике, зачем создавать фракцию, свободную от негативного имиджа Януковича и Клюева, если при этом брать человека, который вызывает не меньшее (если не большее) раздражение у новой властной команды? Данную дилемму Коновалюк пока не решил. Как и не определился со своими политическими партнерами.

Очевидно одно — изменение формата донецкой политической элиты неизбежно. Если Партия регионов и фракция не будут реформированы, не получат новой динамики, раскол неизбежен. Янукович может затормозить этот процесс, но не остановить. Сколько будет оппозиционных партий «без Януковича» в Донецке к марту 2006-го? Ответ на этот вопрос пока в руках самого Януковича.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме