Долгая дорога в КУНах

28 апреля, 2006, 00:00 Распечатать

На самом деле в Киеве, конечно же, очень хотели, чтобы в Софии на встрече министров иностранных дел ...

На самом деле в Киеве, конечно же, очень хотели, чтобы в Софии на встрече министров иностранных дел стран–членов Североатлантического альянса было принято решение о приглашении Украины присоединиться к Плану действий относительно членства в НАТО (ПДЧ). Но не вина альянса, что этого вновь не произошло, несмотря на многие благоприятствующие предпосылки.

После декабрьского заседания Комиссии Украина–НАТО (КУН) президент Виктор Ющенко направил письма руководителям всех стран–членов альянса с просьбой поддержать стремление Украины получить приглашение присоединиться к ПДЧ на министерской встрече в Софии. В качестве специального представителя президента Украины первый замминистра иностранных дел Антон Бутейко посетил некоторые европейские столицы, чтобы не только передать послания украинского лидера, но и провести разъяснительные беседы с политиками и чиновниками этих государств, влияющими на принятие решения по интересующему Киев вопросу. Кроме того, Украина активизировала организационную работу по подготовке к членству в НАТО. И, самое главное, провела честные и демократические выборы, получившие самую высокую оценку международных наблюдателей, в том числе и представителей альянса. В результате сдались даже «последние из могикан» – французы и немцы, – наиболее скептично относившиеся к евроатлантическим устремлениям нашей страны. Так что накануне встречи в Софии впервые в истории внешний фон для Украины сложился самый благоприятный. И с большой долей уверенности можно утверждать: если бы к началу текущей недели в Украине была сформирована коалиция, известна фамилия премьера и глава нового кабинета заявил бы о продолжении евроатлантического курса страны, то золотой ключик в виде ПДЧ нам положили бы в карман уже вчера в Софии.

Увы, этого не произошло. Однако все больше симпатизирующий Украине альянс дал возможность официальному Киеву сохранить лицо как внутри страны, так и на международной арене. Еще во вторник генсек НАТО Яаап де Хооп Схеффер первым делом подчеркнул на брифинге, что встреча министров в Софии – неформальная, следовательно, никаких формальных решений на ней приниматься не будет.

Что же касается будущего расширения альянса, то на нынешнем заседании, уточнил генсек, союзники лишь начнут дискуссию о нем. Рижский саммит, напомнил он, не будет саммитом расширения. Однако альянс хорошо понимает желание стран-аспирантов получить какие-то положительные сигналы, и они, скорее всего, будут даны в ноябре в Риге. Но что это будут за сигналы и что они будут означать для той или иной страны, г-н Схеффер сказать затруднился, поскольку обсуждение внутри альянса только начинается.

На наш взгляд, совершенно не стоит расценивать эти слова генсека как отдаление долгожданного ПДЧ для Украины еще на семь месяцев. Во-первых, он говорил обо всех пяти государствах, желающих добиться членства в НАТО и находящихся на разных ступенях подготовки к нему. В частности, в отличие от Украины и Грузии, Албания, Македония и Хорватия уже давно выполняют свои ПДЧ, и для них желанным сигналом в Риге было бы заявление о том, что на саммите в 2008 году они получат приглашение присоединиться к НАТО. Если г-н Схеффер намекал на подобные сигналы, и они будут касаться также Украины, то это было бы просто здорово. Что же до нашего ПДЧ, то получить приглашение присоединиться к нему (не путать с приглашением в НАТО!) Украина может и в июне на заседании КУН на уровне министров обороны, и в сентябре во время еще одной подготовительной к рижскому саммиту встречи министров иностранных дел альянса. Главное, повторим, чтобы в Украине были сформированы коалиция и правительство, а новый премьер подтвердил продолжение ранее избранного внешнеполитического курса страны, в том числе, и на вступление в НАТО. И очень желательно, чтобы парламентское большинство с первых же дней работы нового состава Верховной Рады продемонстрировало слаженную работу с Кабинетом министров. Так что ПДЧ в Риге – это, скорее, пессимистический сценарий. Кстати, еще до начала встречи в Софии в СМИ появилось сообщение о том, что на ней госсекретарь США Кондолиза Райс собирается заручиться поддержкой остальных союзников относительно приглашения Украины к ПДЧ. «США хотели бы, чтобы Украина присоединилась к Плану действий относительно членства до сентября и абсолютно точно – до саммита НАТО в Риге в ноябре. Это даст этой стране возможность стать членом альянса до того, как Джордж Буш покинет свой пост в начале 2009 г.», – написала на этой неделе Financial Times. Так что, как любят говорить в Брюсселе, мяч на украинской стороне поля.

Вот только в двух игроках собственной команды Украина не может быть уверена: один из них сейчас играет в основном составе, другой пока – на скамейке запасных. Представители Соцпартии однозначно и неоднократно заявляли о том, что выступают против членства Украины в НАТО и ратуют за нейтральный статус страны. В свое время, перед вторым туром президентских выборов, Александр Мороз пытался внести соответствующий пункт в Политическое соглашение единения, однако в окончательном варианте документа этого положения так и не оказалось. Удастся ли союзникам по возможной оранжевой коалиции вновь переубедить Александра Александровича и его соратников? Возможно, что весомыми и действенными аргументами станут привлекательные портфели в будущем правительстве. Однако, думается, прежде чем их вручать, следует напомнить украинским социалистам о том, в скольких странах–членах НАТО при власти находятся их коллеги и, надо думать, единомышленники-социалисты. И никто из них против членства своей страны в НАТО не выступает. Кстати, бывший генсек НАТО, а ныне верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Хавьер Солана – тоже самый настоящий социалист. Более того, в начале 80-х годов прошлого столетия он был яростным противником вступления в НАТО родной Испании, но затем его позиция (равно как и сам альянс) трансформировалась настолько, что в 1995 г. он возглавил Организацию Североатлантического договора…

Команда А.Мороза очень гордится своим членством в Социнтерне, в который, опять же, входят партии из многих членов альянса. Так что, получается, наши социалисты придерживаются совсем иных взглядов на европейскую безопасность, нежели их коллеги из других стран, считающих именно НАТО ее основой? Может быть, Александру Морозу и его соратникам, публично выступающим за демократический путь развития нашей страны, следует глубже вникнуть в натовскую проблематику, пообщаться с коллегами по Социнтерну, которые наверняка подтвердят: членство в Североатлантическом альянсе будет гарантией того, что демократические процессы в Украине на 99% станут необратимыми.

В свою очередь Партия регионов открыто против членства в НАТО не выступает. Мы уже неоднократно писали о том, что прежняя парламентская фракция «регионалов» голосовала за большинство пронатовских документов, а в Брюсселе еще хорошо помнят, как премьер В.Янукович, будучи там с визитом, убеждал натовцев в необходимости повышать уровень сотрудничества альянса с Украиной. В своей статье в «ЗН» за 8 апреля с.г. Виктор Янукович, делясь собственными планами относительно создания коалиции с Партией регионов во главе, во-первых, пообещал «неизменно придерживаться международных обязательств Украины», а во-вторых, весьма прозрачно намекнул на то, что натовский вопрос относится к категории «требующих компромисса». И далее сообщил, что его политическая сила за то, чтобы проблему вступления Украины в НАТО «решал сам народ на общенародном референдуме». Так ведь и президент Ющенко об этом же говорил!

Натовцы, как свидетельствуют наши источники, приближенные к переговорам, большой трагедии из возможного участия «Регионов» в будущей коалиции не видят и непреодолимым препятствием на пути Украины в НАТО не считают. Для них главное, чтобы были выполнены уже перечисленные выше условия, и страна продолжала двигаться в ранее избранном направлении. И потом, в конце концов, ведь ПДЧ – это всего лишь ПДЧ, а не приглашение в НАТО, и ни к чему «серьезному» альянс не обязывает. Так что, весьма вероятно, что к сентябрю мы отмашку на присоединение к Плану действий относительно членства таки получим.

Но даже если это произойдет аж в ноябре в Риге – тоже не большая беда. Поскольку фактически Украина свой ПДЧ выполнять будет и так. Просто называться он будет, как и раньше, Целевым планом (ЦП) да мониторинг его выполнения со стороны альянса будет не таким глубоким и придирчивым. Уже в текущем году ЦП-2006 значительно приближен по форме и содержанию к ПДЧ и, по сути, является программой трансформации страны. Кроме того, в настоящее время идет подготовка ЦП-2007, который, согласно официальным сообщениям, «при условии принятия альянсом соответствующего решения, можно будет адаптировать к формату Национального плана действий относительно членства Украины в НАТО». Другими словами, министерства и ведомства сейчас трудятся над своими предложениями к ПДЧ, кои, по нашей информации, должны быть представлены до 5 мая. Передовики, в частности Министерство обороны, устами главы военного ведомства Анатолия Гриценко отрапортовало о готовности своей части этого документа еще 14 апреля.

Нужно отдать должное, несмотря на предвыборную кампанию, внутриполитические разборки, обычную бюрократическую волокиту и сознательное противодействие определенных сил и конкретных персоналий, за последние месяцы на натовском направлении сделано достаточно много. Хоть и снова с опозданием (после одобрения Целевого плана правительством в феврале секретариату президента понадобилось почему-то аж два месяца на подготовку соответствующего указа главы государства), но 7 апреля таки утвержден ЦП-2006. Министерство обороны презентовало Белую книгу «Оборонная политика Украины в 2005 году». Наконец-то создан координирующий орган – Межведомственная комиссия по вопросам подготовки Украины к вступлению в НАТО (МВК). (Правда, соответствующее решение было принято СНБОУ еще в ноябре, а введено в действие президентским указом 27 декабря. Указ же о создании МВК был издан только 13 марта). Назначены национальные координаторы и утвержден персональный состав 15 межведомственных рабочих групп по приоритетным направлениям сотрудничества с НАТО. Что, по идее, должно активизировать работу не только МИД и МО, которые вместе с Национальным центром по вопросам евроатлантической интеграции тянут львиную долю работы на натовском направлении, но и других ведомств, часть из которых до сих пор его, мягко говоря, игнорировали. Несмотря на президентские и правительственные указы, директивы и распоряжения.

Вот, например, вернемся к указу президента от 27.12.2005, который ввел в действие решение СНБОУ от 25 ноября 2005 г. «О неотложных мероприятиях относительно дальнейшего развития отношений Украины с Организацией Североатлантического договора (НАТО)» (выделено автором). В п.10 ст.2 Кабмину предписано «внести в двухнедельный срок предложения относительно активизации деятельности органов исполнительной власти по выполнению Государственной программы информирования общественности по вопросам евроатлантической интеграции Украины на 2004–2007 гг.». Не знаю, каковы и были ли вообще подобные предложения, но вот «активизации деятельности» органов исполнительной власти на данном направлении не наблюдалось вовсе. Не активизировался даже Госкомитет по телевидению и радиовещанию Украины, на который возложена основная часть работы по выполнению вышеуказанной Госпрограммы. В результате на сегодняшний день приходится констатировать ее полный провал. Если кто-то хочет что-то возразить, то приведем данные недавнего соцопроса, проведенного Фондом «Демократические инициативы»: 56,8% опрошенных украинцев признают, что недостаточно осведомлены о НАТО, а 24% вообще ничего не знают об альянсе.

В прошлые годы чиновники Госкомитета оправдывали свою бездеятельность тем, что, мол, государство не выделяло ни копейки на реализацию программ по информированию населения по вопросам европейской и евроатлантической интеграции. В текущем же году Госкомитет получил из бюджета на эти две госпрограммы 5,2 млн.грн. Но вот как он их намерен потратить? По нашей информации, четыре (!) млн.грн. из выделенных средств на Прорезной решили израсходовать на… проведение международного медиа-форума «Украина на информационной карте мира» в рамках европейской интеграции. Никто не собирается оспаривать важность для нашей страны евроинтеграции, но давайте же правильно расставлять приоритеты! Во-первых, совершенно очевидно, что членство в НАТО для Украины сегодня гораздо реальнее и ближе, нежели членство в Европейском Союзе. Во-вторых, как свидетельствуют опросы, о ЕС наши сограждане знают значительно больше, чем о НАТО.

Попытавшись ознакомиться с планами Госкомитета по информированию населения по натовской тематике на его сайте, в плане работы на второй квартал текущего года мы обнаружили лишь «подготовку отчетов» (!) по выполнению распоряжений президента и Кабмина относительно Целевого плана на 2006 г. и двух госпрограмм по европейской и евроатлантической интеграции. О том, какие же конкретно мероприятия Госкомитет намерен провести, чтобы потом о них отчитываться, официальный сайт этой структуры умалчивает. В разделе же «Целевые программы» мы обнаружили лишь упоминание о Госпрограмме «Журналист» и отраслевой программе «Малая пресса»…

Как жалуются «смежники» из других министерств и ведомств и констатируют эксперты из неправительственных организаций, игнорирование евроатлантического направления работы Госкомитетом по телевидению и радиовещанию граничит с саботажем.

Может быть, все дело в личной позиции председателя этой структуры, мягко говоря, не являющегося горячим сторонником вступления Украины в НАТО? Но ведь г-н Чиж руководит не кружком «анти-НАТО», а возглавляет центральный орган исполнительной власти, так что его партийные и личные взгляды и преференции никак не должны отражаться на выполнении комитетом своих функций. Согласно Положению о Госкомитете, последний является специально уполномоченным органом по обеспечению реализации государственной политики в информационной сфере. А председатель Госкомитета «несет персональную ответственность перед президентом Украины и Кабинетом министров за выполнение возложенных на Комитет заданий и функций» (выделено автором). И если, по общему признанию, Госкомитетом завалена работа на одном из главных на сегодняшний день направлений, то, сходятся во мнении эксперты, президенту следует поставить перед Верховной Радой вопрос о замене председателя комитета, как только новый парламент приступит к работе. Возглавить структуру, на которую в ближайшие два года ляжет основная работа по информированию населения по вопросам евроатлантической интеграции, должен человек, безусловно, разделяющий политику государства и обладающий достаточной энергией и креативностью, чтобы эту политику эффективно реализовывать.

Госкомтелерадиовещание демонстрирует, пожалуй, самый вопиющий пример игнорирования центральным органом исполнительной власти национальных интересов государства. Но он, увы, не одинок, и еще далеко не во всех министерствах и ведомствах осознали, что евроатлантическая интеграция Украины – это работа для всех, потому что, повторим, это, прежде всего, глубокая трансформация страны. В этом контексте удивляет Минфин, совершенно равнодушно относящийся к натовской проблематике и жестко «обрубающий гривней» евроатлантические порывы профильных ведомств. О том, чтобы поехать куда-нибудь ознакомиться с зарубежным опытом, речь вообще не идет. Спустя рукава работает Минобразования, хотя ему отведен тоже приличный кусок работы. В частности, указом президента от 27.12.06 предписано обеспечить, начиная с 2006–2007 учебного года, включение в программы средней и высшей школы вопросов, связанных с проблемами международной безопасности, деятельностью НАТО и Европейского Союза, сотрудничеством Украины с этими международными институциями.

И вообще как «полный аут» характеризуют эксперты участие (точнее, неучастие) в евроатлантической интеграции одного из ключевых ведомств – Министерства промышленной политики. Исследует ли это ведомство натовские рынки, помогает ли предприятиям украинской оборонки выезжать на ежегодные натовские выставки продукции ОПК, просчитывает ли возможные потери от сокращения кооперации с Россией? Ряд риторических вопросов можно продолжать долго. В том же декабрьском президентском указе «О неотложных мероприятиях относительно дальнейшего развития отношений Украины с НАТО» Кабмину предписано «рассмотреть целесообразность проведения с помощью НАТО и его стран–членов комплексного обзора военно-промышленного комплекса Украины и разработки государственной программы интеграции ВПК Украины в евроатлантическое пространство». Правительство поручило выполнение этого пункта Минпромполитики. Насколько нам известно, в ответ – тишина. О «комплексном обзоре» и, тем более, «государственной программе» ни слуху ни духу… Зато хорошо слышны жалобы украинской «оборонки». На этой неделе один из представителей директората отечественного ОПК в интервью «Интерфакс-Украина» глубоко сожалел по поводу отсутствия государственной стратегии реструктуризации военно-промышленного комплекса в условиях реформирования международного сектора безопасности и современных мировых тенденций, в первую очередь, факторов глобализации и регионализации.

Так что в очередной раз приходится констатировать: наименее эффективным управленцем является государство. И вот уже все громче звучат предложения привлечь частные инвестиции в развитие ОПК, а на плечи неправительственных организаций ложится значительная часть работы по информированию населения и поиску финансовых средств на него. Но все же без значительной встряски госаппарата, без осознания каждым государственным ведомством аксиомы, что в НАТО вступает не армия, а вся страна, стратегическая цель Украины достигнута быть не может.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно