ДИЧЬ

20 июня, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №23, 20 июня-27 июня

Леонид Кучма в очередной раз заставил страну послушать себя. Зачем — не вполне ясно. Подробно оста...

Леонид Кучма в очередной раз заставил страну послушать себя. Зачем — не вполне ясно. Подробно останавливаться на тексте обращения главы государства (равно как и на тексте наконец-то направленного им в парламент законопроекта) не видим особого смысла. О сути президентских новшеств и о возможных резонах Леонида Даниловича «ЗН» подробно написало в двух предыдущих номерах. Остановим ваше внимание лишь на некоторых принципиальных позициях. Как мы и предполагали (задолго до его судьбоносного спича), гарант:

— отказался от трех абсолютно бесперспективных идей — введения второй палаты, сокращения численности законодательного органа и наделения населения правом принимать законы на референдуме;

— настоял на проведении выборов президента, Рады и органов местного самоуправления в один год, на праве главы государства назначать силовиков, а также на закреплении в Конституции маловразумительного термина «постоянно действующее парламентское большинство»;

— «прикрылся» итогами всенародного обсуждения президентских инициатив, при этом ничтоже сумняшеся проигнорировав волю народа в тех вопросах, в которых мнение населения не совпадало с его собственным;

— ни словом не обмолвился о законопроекте, подготовленном парламентской спецкомиссией.

Последнюю деталь мы склонны считать весьма примечательной. Анализируя сводки с конституционных фронтов, «ЗН» весьма скептически оценивало декларируемое Леонидом Даниловичем стремление идти на компромиссы. В частности, наша газета не усматривала в словах и действиях Кучмы готовности согласовать положения президентского и парламентского законопроектов. Лишним подтверждением стала фраза Александра Задорожного, произнесенная за пару дней до официального обнародования позиции Президента. Кучмовский полпред в Раде подверг критике депутатский вариант конституционных изменений, в котором, кстати, были учтены пожелания подавляющего большинства фракций. Но при этом практически не сомневался в счастливой судьбе президентской версии, которой на тот момент еще и в глаза не видел.

Президентскому выступлению предшествовали еще два занятных обстоятельства. Сначала представитель пропрезидентской «Трудовой Украины» Николай Онищук в интервью «Столичной газете» неожиданно для многих вспомнил о давно забытой версии: мол, нынешний глава государства по действующей Конституции избирался только один раз и никто не вправе запретить ему баллотироваться еще раз. «Будет ли Леонид Данилович использовать свою возможность — это его выбор. Не удивлюсь, если события будут развиваться таким образом…», — добавил 13-й номер списка «За ЕдУ!»

Затем уже лидер антипрезидентской СПУ Александр Мороз в эфире «Громадського радіо» объявил, что по коридорам Рады снуют «торгаши от администрации Президента и предлагают отдельным депутатам очень заманчивые предложения относительно того, чтобы поддержать продление полномочий Президента».

Наконец, вчера интернет-агентство «Главред» обнародовало позицию Николая Гапочки, лидера «Народного выбора» — еще одного верного власти депутатского объединения. Предводитель «луганских» сообщил, что поддерживает идею проведения выборов всех уровней в один год, и заметил, что годом этим может стать, например, 2007-й. А в 2004-м можно провести досрочные выборы Президента, который бы временно повластвовал 2,5 года.

Эти три высказывания, внешне никак не связанные, являются красноречивыми подтверждениями еще одного предположения, неоднократно высказываемого «Зеркалом недели»: Президент никому не хочет отдавать власть, он занят не поисками преемника, а поисками способа остаться у руля.

Именно так и расценила наконец-то должным образом оформленные президентские инициативы парламентская оппозиция. В специальном заявлении, распространенном пресс-службой блока «Наша Украина», ющенковцы пояснили настойчивость Кучмы в вопросе объединения избирательных кампаний его стремлением продлить срок его пребывания при власти. Заодно они предложили объявить мораторий на внесение изменений в Конституцию до 2006 года, времени очередных выборов в Верховную Раду, которая должна (по их мнению) формироваться на жесткой пропорциональной основе. Таким образом «наши» окончательно дали понять: в процессе реформирования Основного Закона принимать участия они не будут. Если представители крупнейшей фракции проявят не всегда свойственную им принципиальность, это будет означать, что ни один из проектов (ни президентский, ни парламентский, ни условно возможный согласованный) не имеет шансов быть утвержденным. Слишком велика разница во взглядах на будущее политическое обустройство страны у сторонников Президента и представителей непримиримой оппозиции.

Впрочем, социалисты все еще надеются спасти законопроект, подготовленный спецкомиссией парламента. Александр Мороз в интервью «Интерфаксу-Украина» также заявил, что увидел в президентских предложениях прежде всего желание любой ценой продлить свои полномочия. По инициативе фракции СПУ вчера в парламенте начался активный сбор подписей под двумя документами. Во-первых, необходимо «снабдить» автографами 150 народных избранников законопроект конституционной комиссии ВР, чтобы депутатский корпус смог приступить к работе над ним. Во-вторых, социалисты решили заручиться поддержкой четырех десятков обладателей мандатов, дабы обратиться в Конституционный суд за официальным разъяснением – имеет ли право гражданин Кучма в третий раз подряд выдвигать свою кандидатуру на соискание звания верховного арбитра нации. Когда верстался номер, представители фракции СПУ Станислав Николаенко и Юрий Луценко объявили, что и в первом, и во втором случае необходимое число депутатских подписей набирается.

Кстати, к теме, поднятой представителем «Трудовой Украины» и «поддержанной» социалистами, «ЗН» также неоднократно обращалось. Но, специально для юриста Онищука, мы готовы повториться. Так вот (как в свое время разъясняли специалисты в области конституционного права), то, что Леонид Кучма в первый раз избирался по одной Конституции, а во второй раз – по другой, не имеет ровным счетом никакого значения. Ибо в обоих Основных Законах содержался запрет для одного лица занимать пост президента два срока подряд. Более того – это ограничение было и в тексте Конституционного договора, действовавшего во время работы над Конституцией образца 1996 года. Правда, последнее слово в этом вопросе – за Конституционным судом, монопольным официальным толкователем Основного Закона. А его непредвзятость начинает, к сожалению, вызывать сомнения у все большего числа политиков.

Политиков, не испытывающих особой политической симпатии к Леониду Даниловичу, нисколько не обрадовал тот факт, что Президент наступил на горло собственной песне и вписал в текст своего проекта норму о проведении парламентских выборов на пропорциональной основе. Потому что целый ряд положений вызвал резкую критику. В особенности – следующее: «Сроки проведения очередных выборов президента Украины, очередных выборов в Верховную Раду Украины, в Верховную Раду АРК, в органы местного самоуправления и год, в течение которого проводятся эти выборы (выделено нами. – Прим. «ЗН»), определяются законом, который принимается Верховной Радой Украины в двухмесячный срок после вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию».

То есть для того, чтобы пролонгировать свои полномочия на любой срок, Президенту достаточно заручиться поддержкой даже не конституционного большинства, а всего-навсего 226 народных избранников. Правда, до этого необходимо добиться одобрения изменений Основного Закона. И вот тут-то Кучме необходимо не менее 300 голосов. И ради этого Леонид Данилович будет готов не только на отказ от бикамерализма и на включение «зеленого света» пропорциональной избирательной модели. Но и на гораздо большее.

Попробуем подытожить. С нашей точки зрения, цель Президента осталась прежней – остаться у власти любой ценой. А вот арсенал возможных средств достижения этой «благородной» цели, похоже, увеличивается. Помимо версий, которые мы описывали в предыдущих номерах, появились следующие.

Первая. Президент может попытаться добиться от Конституционного суда права баллотироваться в 2004 году в третий раз подряд, упирая на то, что оба раза он избирался по разным Основным Законам. Подобный шаг будет выглядеть не менее вызывающе, чем не сброшенный со счетов референдум по «новой Конституции». Но если «конституционная реформа» по версии Кучмы сорвется окончательно, у него может не остаться иного выхода.

Вторая. Президент пойдет на любые возможные уступки, чтобы добиться одобрения своего законопроекта конституционным большинством Верховной Рады. Если это случится, 226 депутатских голосов (необходимых для пролонгации своих полномочий на интересующий срок посредством принятия закона) он найдет без труда.

Третья. Президент будет поддерживать схему, озвученную Гапочкой. То есть выборы главы государства проходят в 2004-м, новый гарант пребывает на своем посту до 2006-го (или 2007-го), после чего в один год проходят выборы всех ветвей власти. В этом случае Леонид Данилович может проигнорировать кампанию-04, чтобы принять участие в кампании-06 (или –07). Ибо 103-я статья Конституции не запрещает быть главой государства три или четыре раза. Она лишь запрещает занимать этот пост два срока подряд. Версия маловероятная, но, с точки зрения человека, рассматривающего любой способ уцепиться за ускользающую власть, возможно, и не лишенная некоторой логики.

Четвертая (в чем-то схожая с третьей и еще менее правдоподобная). Парламент одобряет модель, согласно которой в следующем году одновременно проходят выборы главы государства и парламента. И расширяет перечень случаев досрочного прекращения полномочий высшего законодательного органа. Леонид Кучма не принимает участия в кампании-2004. Новый президент вступает в права. Новая Верховная Рада пытается, но не может:

– создать пресловутое постоянно действующее парламентское большинство в течение месяца;

– сформировать новый Кабмин в течение двух месяцев после отставки старого;

– утвердить бюджет до 1 декабря.

В любом из указанных трех случаев парламенту грозит роспуск. А стране – досрочные выборы. Всех ветвей власти, в том числе и Президента. Поскольку в новой Конституции будет записано, что глава государства и Рада должны избираться в один год. В очередной кампании баллотироваться Кучме не может помешать ни одна Конституция (см. предыдущий пункт).

Вполне возможно, что при детальном рассмотрении текста количество капканов, расставленных Леонидом Даниловичем, может оказаться гораздо большим…

Просто диву иногда даешься, как один может позволить себе роскошь охотиться на стольких сразу? И когда наконец четырем с половиной сотням потенциальным охотникам надоест быть дичью?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно