ДЕЛО БЫЛО ВЕЧЕРОМ

8 декабря, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №49, 8 декабря-15 декабря

Аварии, катастрофы уходящего 1995 года Проблемы экологической безопасности на исходе последнего десятилетия двадцатого века обрели особую остроту...

Аварии, катастрофы уходящего 1995 года

Проблемы экологической безопасности на исходе последнего десятилетия двадцатого века обрели особую остроту. Когда в руслах рек текут ядовитые потоки, с небес льются кислотные дожди, человечество задыхается в атмосфере, перенасыщенной выбросами своей производственной деятельности, неумолимо расширяется «озоновая дыра» и активизируются грозные природные явления, - становится опасно в полном смысле этого слова.

Авария, катастрофа, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация... По последним данным, в текущем году на территории Украины произошло 218 ЧП различного масштаба, в т.ч. 79 техногенного и 83 природного характера, а также 56 так называемых нестандартных ситуаций (разрушение домов, разлив ртути и т.п.). Погибло 95 человек, пострадало 2500. Прямой ущерб оценивается суммой более 11 трлн. крб. Приведем ряд характерных примеров чрезвычайных ситуаций в Украине в этом году.

На территории нефтеперерабатывающего завода г.Дробыч Львовской области сошли с рельсов и опрокинулись четыре цистерны с бензином емкостью по 60 тонн каждая. Разлилось около 18 тонн бензина. Условия местности не позволяли подъехать к цистернам, чтобы откачать бензин. Время было вечернее, и создавались предпосылки для крупного пожара - рядом находились взрывоопасные терминалы с бензином общей емкостью 38000 тонн. Для ликвидации последствий аварии потребовались целые сутки и привлечение 95 человек и 13 единиц техники.

В текущем году отмечен рост аварий на железнодорожном транспорте. Их причиной чаще всего является пассивная, а порой и безвольная позиция самого человека. Безответственность, халатность, хроническая нехватка финансовых средств привели к тому, что ныне около пяти тысяч километров железнодорожного пути имеют «плохое состояние», иначе говоря, потенциально опасны в эксплуатации.

На железнодорожном перегоне Цибулев - Фундуклеевка Одесской железной дороги из-за «расхождения железнодорожного пути» произошла авария: 31 цементовоз и цистерны сошли с рельсов. Повреждено 450 метров железной дороги. Материальный ущерб составил свыше 50 млрд. крб.

Неблагоприятная обстановка сложилась также в жилищно-коммунальном хозяйстве. Аварийное состояние сетей водопровода и канализации способствовало возникновению 13 чрезвычайных ситуаций. Значительное количество оборудования канализационных и водопроводных сетей эксплуатируется более 15 - 20 лет, притом с перегрузкой и исчерпавшимися амортизационными сроками.

Летом после интенсивного ливня крупнейшая авария произошла на Диканевских очистных сооружениях г.Харькова. Восстановительные работы продолжались почти два месяца. Материальный ущерб с учетом затрат на ликвидацию последствий составил 1 трлн. 100 млрд. крб. Для ликвидации аварии привлекалось 8985 человек и 1106 единиц техники.

Вследствие аварии на насосной станции сливных сооружений г.Дружковка Донецкой области (разрыв сварного шва канализационной трубы) произошел сброс сточных вод в речку Казенный Торец. Ориентировочный объем 1000 куб. м, материальный ущерб около 1 млрд. крб.

Неудовлетворительное водоснабжение, недостаточные мощности систем водозаборов, большое количество аварий на очистных сооружениях и насосных станциях в значительной мере способствовали вспышке холеры в 7 областях Украины. Особенно сложная эпидемическая обстановка этим летом была в Николаеве, где заболело свыше 300 человек.

Комиссия штаба Гражданской обороны Украины, возглавляемая первым заместителем начальника штаба ГО Украины генерал-майором Н.Капустяном, пришла к выводу, что основной причиной, которая привела к появлению холеры, является невыполнение мероприятий по улучшению питьевого водоснабжения и канализации города. С 1991 года не финансировались работы по прокладке второй линии водопровода Днепр - Николаев, расширению и реконструкции Верхне-Ингулецких водопроводных очистных сооружений, строительству хлораторной, прокладке второй линии напорного коллектора от главной насосной станции до городских очистных сооружений канализации.

Специалисты предупреждают, что эпидемиологическая обстановка в Украине может еще более ухудшаться. Наиболее неблагоприятной она может быть по холере, дифтерии, кишечным инфекциям, инфекционному гепатиту и другим опасным для человека болезням.

Особенно трудно предсказать беду, если она приходит из-под земли. В г. Черновцы вследствие переувлажнения грунтов склона и техногенного нарушения условий дренажа верхнего слоя грунта, повышения уровня грунтовых вод из-за неисправности водопроводных и канализационных сетей произошел оползень на участке 150 м и на глубину от 1,5 до 4 метров между двумя городскими улицами. Образовалось большое количество трещин (в отдельных местах - до 3,5 м) на площади свыше 6,5 га. Впоследствии грунт на участке оползня опустился на глубину от 5 до 8 метров. Разрушено 22 здания и целый ряд коммунально-энергетических систем.

Для ликвидации последствий катастрофы были задействованы войска Гражданской обороны, специализированные формирования и 33 единицы техники. Материальный ущерб составил 2 млрд. 830 млн. крб.

Подобное явление наблюдалось на 1524 километре южного участка Приднепровской железной дороги - между станциями Севастополь и Микезеевы Горы. Вследствие оползня был поврежден железнодорожный путь, на 22 дня приостановлено движение железнодорожного транспорта.

Большой материальный ущерб нанесен стихийными явлениями. В трех районах Херсонской области ураганный ветер с ливнем размыл 4200 га посевов различных сельскохозяйственных культур; повреждены крыши домов частного сектора и промышленных объектов. Материальный ущерб с учетом затрат на ликвидацию последствий составил 172 млрд. крб.

Трехмесячные усилия в борьбе с пожарами в июне - августе прошлого года, к сожалению, не послужили уроком для Донецкой, Луганской и Харьковской областей. В этом году в этих областях огнем уничтожено свыше 1000 га леса. В целом «пожарная» статистика впечатляет. За 11 месяцев текущего года возникло около 43 тыс. пожаров, прямые убытки составили 600 млрд. крб. В огне погибло 1589 чел., из них 108 детей.

Следствием вырубки карпатских лесов стали участившиеся наводнения. После интенсивных дождей и таяния снега резко поднялся уровень воды на реках Иршава, Синявка и Боржава в Закарпатской области. Были разрушены опоры железнодорожного моста, автотранспортный мост, пешеходный переход, подтоплены административные здания и частные дома в г.Иршаве и 7 населенных пунктах района (всего 830 домов). Материальный ущерб составил 332 млрд. 981 млн. крб. К ликвидации последствий привлекалось 1240 человек и 58 единиц техники.

А теперь один из свежих фактов, когда благодаря своевременным действиям удалось избежать катастрофы. 8 ноября с.г. злоумышленники просверлили отверстие в трубе нефтепровода «Дружба» в Мукачевском районе Закарпатской области. В этот раз из трубы вытекло 17 тонн нефти. К счастью, место разлива нефти быстро обваловали, и таким образом она не попала в р. Латорица.

Будет ли завершающий месяц года спокойным или нежданно-негаданно нагрянет какая-то беда?.. Остается надеяться, что новый импульс в развитие государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий даст новое министерство, о создании которого так много говорилось.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно