ЧТО ПОЛОЖИМ ПОД ЕЛОЧКУ

10 декабря, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №49, 10 декабря-17 декабря

«Барабан ду-ду, я иду!» - объявили американцы и пошли искать. Более того, - они нашли. Причем нашли не только то, что мешает Украине проводить реформы, но и тех, кто мешает это делать...

«Барабан ду-ду, я иду!» - объявили американцы и пошли искать. Более того, - они нашли. Причем нашли не только то, что мешает Украине проводить реформы, но и тех, кто мешает это делать. О ситуации в нашей стране руководство США имеет полную и точную информацию. Часть этой информации, вернее ее окончательный анализ и был предъявлен на переговорах во время заседания комиссии Кучма-Гор в Вашингтоне. Шутки были отставлены в сторону. Разговор был четкий и конкретный. Он был бы более жестким, если бы Россия невольно не подыграла Украине, серьезным образом осложнив свои отношения с Соединенными Штатами... На этом этапе нам опять повезло.

В определенном смысле Президент и вся украинская делегация с облегчением вздохнули. Наверное они испытали то же чувство, которое испытывает нерадивый школьник, принесший двойку, но, к счастью, узнавший, что у строгого отца сегодня день зарплаты. Но по большому счету педагогическая проблема состоит в том, чтобы мальчик понял, что учиться надо не для папы, а для себя.

Кадровые изюминки

В принципе дипломатическая практика особенно не поощряет упоминание конкретных фамилий во время переговоров столь высокого ранга. Однако, когда речь идет о взаимоотношениях с таким партнером, как США, то многие догмы опускаются. В такой ситуации как озвучивание, так и умалчивание в отношении той или иной фамилии, является весьма показательным. Например, американская сторона за все время переговоров ни разу не упомянула фамилию нынешнего исполняющего обязанности премьер-министра Украины. Таким образом, американские и МВФовские чиновники четко дали понять, что никоим образом не связывают будущие реформы в украинской экономике с именем Валерия Пустовойтенко. В то же время, особенно на встрече с Камдессю, украинской стороне ясно дали понять, что такие имена, как Тигипко, Ющенко и Митюков американской стороне чрезвычайно ласкают слух. Американцы именно этих трех людей воспринимают как авангард экономического будущего Украины. Можно предположить, что подобная система намеков и умалчиваний была призвана дать понять Леониду Кучме, кого именно США хотели бы видеть у экономического и, пожалуй, премьерского руля страны.

Несомненно, определяясь с первичностью и вторичностью двух приоритетов - административной реформой и экономическими реформами - Леонид Кучма будет вынужден задуматься над тем, кого предлагать в случае провала Валерия Пустовойтенко в парламенте на пост премьера. Если приоритетом избираются экономические реформы, а точнее политика спасения от дефолта, то премьерское кресло должен занять тот, кого в международных финансовых организациях и на Западе в целом считают реформатором. И тут выбор не велик: Ющенко и Тигипко. Если же задачей номер один является сковырнуть чиновничьи пласты глубокого залегания, то соответственно кандидатами могут быть Азаров, Деркач, Щербань, а некоторые даже поговаривают о Юрии Кравченко.

При этом раскладе необходимо учитывать три вещи. Во-первых, человек утвержденный на должность премьера в нынешней ситуации, лишен политического будущего и по оценкам экспертов пробудет на этом посту не более восьми месяцев. Кого не жалко? Во-вторых, времени у Украины в обрез, поскольку 15 февраля лояльный к нашей стране Камдессю уходит в отставку. Украине просто необходимо до этого момента решить все вопросы с размораживанием программ и реструктуризацией долгов МВФ. Следовательно, премьер должен быть утвержден и правительство сформировано уже в этом году. А это означает, что выносимая кандидатура должна гарантированно пройти утверждение парламента. Следовательно, круг кандидатур может сузиться. И, в-третьих, если премьером будет назначен реформатор, то кто из списка кандидатов на пост Главного цербера по проведению административной реформы согласится занять место первого вице-премьера?

Не только на кандидатуру премьера в Вашингтоне украинскому Президенту предложили посмотреть по-новому. В кулуарах, а также на встречах, которые проводили сопровождающие Президента лица, самым активнейшим образом обсуждался вопрос олигархического окружения Президента. На тех встречах, где присутствовал Леонид Данилович, этот вопрос конкретную пофамильную форму не обретал. Однако на одной из ключевых встреч визита, а именно во время беседы с вице-президентом Альбертом Гором, комнату для переговоров покинули все, кроме Леонида Кучмы, Альберта Гора, и, что принципиально, переводчика американского вице-президента. На беседе, длившейся не более десяти минут, судя по всему, Леониду Даниловичу сказали то, что обещали сказать в Киеве. Не так давно во время обсуждения злоупотреблений и коррупции крупных бизнесменов от политики представители американской стороны на вопрос Президента: «Где доказательства?», пообещали предоставить их в Вашингтоне. Не исключено, что именно во время десятиминутной беседы были названы ключевые фамилии и ключевые моменты. Был ли это «список десяти», как его давно прозвали в народе, или «список пяти», не знает никто. Свидетели лишь заметили, что Президент после встречи с Гором был расстроен.

Будет или не будет Леонид Кучма принимать радикальные решения в отношении борьбы с коррупцией, в том числе и в своем окружении, сейчас сказать не может никто. Можно лишь предположить, что Президент сделает, в его понимании, все для того, чтобы не превратиться в слугу десяти господ. Или пяти - не принципиально.

Из американской поездки можно извлечь и другие кадровые уроки. Помельче. Надо полагать, весьма неуверенно в своем кресле после визита чувствует себя Чрезвычайный и Полномочный Посол в США Антон Бутейко. Во-первых, потому, что практически все избирательные пункты на территории Северной Америки бросили в копилку Леонида Кучмы гораздо меньше бюллетеней, нежели в копилку Евгения Марчука. Ни американский, ни канадский послы с законной и демократической точки зрения в этом не виноваты. Но избранный украинским народом Президент на эти вопросы смотрит совсем с другой точки зрения. Во-вторых, передовая группа, готовившая ответственный визит Президента Украины в США, перелетела через океан еще 28 ноября. И по 6 декабря упорно трудилась над программой. На этом фоне Президент Украины без особого понимания отнесся к информации о том, что почти всю прошлую неделю Антон Денисович отсутствовал в Вашингтоне и читал лекции в Солт-Лейк-Сити. В общем, место посла вполне может оказаться вакантным. Более того, даже есть кандидатуры, которые вольно ли невольно могут там оказаться в случае, если Президент, в условиях обозначенного американцами цейтнота, решится на замену украинского посла.

И последним моментом, примечательным с точки зрения кадровых изменений, стало отсутствие в делегации министра иностранных дел Украины Бориса Тарасюка. Официальным объяснением стало следующее: в комиссии Кучма-Гор внешнеполитический блок ведет заместитель министра иностранных дел Александр Чалый. Однако во время всех остальных визитов это не мешало министру иностранных дел Украины принимать участие в переговорах и работе комиссии. А когда речь идет о взаимоотношениях Украины и США, то имя Бориса Тарасюка значит даже больше, чем сам по себе пост министра иностранных дел.

На самом деле объяснением отсутствия Бориса Ивановича в Вашингтоне могла бы послужить неувязка, случившаяся перед самим визитом и связанная с обменом нотами по поводу выступления в Киевском университете посла США Стивена Пайфера. МИД Украины направил Госдепу резкую ноту, где среди прочего, возмутился фактом выставления временных рамок, в которые должен вложиться Президент, стремящийся доказать миру, что он реформатор. Жалобу на Пайфера Госдеп отверг и прислал достаточно издевательскую ответную ноту, где, с одной стороны, заметил, что посол США выражал не свое личное мнение, а мнение администрации президента Клинтона, а с другой - посоветовал пользоваться услугами более квалифицированных переводчиков, которые бы не путали слово «президент» с определением «высокие правительственные чиновники». Словом, второй раз подряд МИД проявил необъяснимую агрессивность и нервозность. Напомним, что первый раз это было сразу после победы Леонида Кучмы в отношении Европейского союза. Однако знающие люди утверждают, что Борис Тарасюк был вычеркнут из списка делегации, направляющейся в США, еще до инцидента с выступлением американского посла. Означает ли это, что в МИДе грядут кадровые перемены, покажет время. Но подобным образом еще не поступали ни с одним министром иностранных дел Украины.

Справедливости ради нужно сказать, что фамилия Тарасюка оказалась не единственной, которую Леонид Кучма решительно вычеркнул из списка делегации. Например, лишь на одной встрече, а именно с «Шеллом» в Париже, присутствовал президент НАК «Нефтегаз Украины» Игорь Бакай. Да и во Францию он прилетел сам, несмотря на все старания, так и не попав в список делегации и на президентский борт.

Что делать?

Одной из ключевых в Вашингтоне была встреча Леонида Кучмы с министром финансов США Ларри Саммерсом. В плане принятия экономических решений он, опережая Альберта Гора, является вторым человеком в США после президента. На встречу с ним на Давосском форуме пришло более пятисот человек, что является красноречивым показателем веса и влияния этого американского политика в финансовом мире. Обсуждая проблему реструктуризации украинского долга, Саммерс совершенно четко дал понять, что мнение тех украинских экспертов, которые считают, что в первую очередь нужно договариваться о решении проблем не с МВФ, а с частными кредиторами, - ошибочно. Международный валютный фонд должен стать приоритетом. При этом Ларри Саммерс совершенно четко сказал, что необходимо сделать украинским властям для того, чтобы гнев был сменен на милость.

Программу необходимых действий обозначил во время беседы и Камдессю. Ее элементы обсуждались и на других встречах, и если отшелушить детали и схематично изложить суть, то можно сказать следующее. Соединенные Штаты, МВФ и Всемирный банк готовы к самому тесному и лояльному сотрудничеству со своим стратегическим партнером Украиной в случае, если Киев в течение ближайшего месяца, максимум двух, сделает следующие шаги. Явит миру указ Президента об административной реформе. Надо заметить, что проект административной реформы Кабинета министров, по словам вице-премьера Сергея Тигипко, уже им разработан и передан Президенту. По данным «ЗН», проект реформы администрации Президента, (надо полагать, не только ее центральной части, но и местной вертикали), в данный момент находится в финальной стадии разработки. Этим занимается глава администрации Владимир Литвин и его зам Леонид Подпалов.

Либо до Нового года, либо сразу после него западники были бы рады увидеть президентский указ о программе приватизации, где бы шла речь о радикальном сокращении списка предприятий, не подлежащих приватизации. Одновременно законопроект с аналогичным текстом должен быть проведен через парламент. И этот шаг должен стать показательным на пути к обеспечению прозрачности процесса приватизации в Украине. Вторым шагом, по мнению наших стратегических партнеров, должен стать президентский указ или постановление Кабинета министров о возвращении государству пакетов всех предприятий, взятых в управление. На сегодняшний день лишь обсуждается формулировка, делающая исключение для тех предприятий, взятых в управление, которые интегрированы в цепочку реального производства. И третьим шагом, инициирования которого ждут от Президента, должен стать разрыв договоров о приватизации под инвестиционные обязательства в тех случаях, когда эти инвестиционные обязательства не были выполнены. Это - программа минимум.

Количество сделанных шагов будет обратно пропорциональным тому расстоянию, которое отделяет Украину от реальной помощи США, а главное - международных финансовых структур.

О чем не было речи

Поставив вопрос подобным образом, США не могли не отдавать себе отчет, что комплексный подход к реформированию экономики, чиновничьей твердыни и олигархических столпов, не может обойтись без участия парламента. То есть какие-то вещи должны быть сделаны в соответствии с полномочиями Президента и Кабмина без законодательного органа. Но в каких-то моментах без парламентариев не обойтись. Однако во время переговоров американцы уже не призывали Кучму как прежде наладить работу с парламентом. Они не проявляли серьезной озабоченности возможностью досрочных перевыборов. Надо полагать, что ельцинский путь разгона парламента, либо любой другой резко неконституционный, ими поддержан не будет, скорее наоборот. Но если избранный Президентом путь будет более-менее легитимен, то особенно отстаивать интересы украинских парламентариев западные демократы не станут, ибо в их представлении Верховная Рада - это место, где, помимо окопавшихся олигархов, есть только левые. Иными словами, парламент - это не залог демократии, а тормоз на пути реформ. Кстати, этот тезис Президент повторял не только в Вашингтоне, но и на протяжении всего своего зарубежного вояжа.

В отличие от прошлых встреч американцы ничего не говорили о правах человека, демократии и свободе прессы. И это не может не огорчать.

Ни словом не был упомянут союз между Россией и Белоруссией, не было отдельного разговора о взаимоотношениях с НАТО - словом, рождественскую елочку двусторонних отношений никто не расцвечивал старыми игрушками. Она осталась стоять зеленая, как доллар, и колючая, как реальность.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно