Баран-баран-буц

4 февраля, 2005, 00:00 Распечатать

Затянувшееся утверждение Юлии Тимошенко в должности премьер-министра войдет в историю новой украинской власти как один из самых любопытных казусов...

Затянувшееся утверждение Юлии Тимошенко в должности премьер-министра войдет в историю новой украинской власти как один из самых любопытных казусов. Эта история, по мнению большинства народных депутатов, проскучавших в четверг целый день в кулуарах Верховной Рады, демонстрирует реальное соотношение сил внутри властной команды Виктора Ющенко, преимущества и недостатки системы принятия решений Президента, а также весьма хрупкие перспективы для политического союза участников правительственного пакета министров и губернаторов. Пакета, который после событий четверга логичнее назвать колодой…

Поведение Президента Ющенко показывает — он искренне не хочет допустить развала коалиции партий-победителей. Но, похоже, тактика умиротворения привела его к прямо противоположным результатам. Ющенко отказался от ранее заявленных принципов публичности и прозрачности при формировании правительства и назначении губернаторов. Формирование большого пакета должностей происходило в традициях Леонида Кучмы — подковерно и непредсказуемо для всех участников. Попытка «не выносить сор из избы» обернулась на самом деле скандалами и обострением противоречий между членами коалиции. В Кабмин в результате попали люди с полярными политическими позициями, которым на роль единой команды претендовать будет сложно.

Но все по порядку. Еще вечером второго февраля многие политические соратники Президента и, само собой, исполняющей обязанности премьер-министра Юлии Тимошенко, демонстрировали огромный оптимизм. Кандидатура Юлии Владимировны практически гарантированно должна была получить в четверг конституционное большинство голосов в свою поддержку. В ее пользу высказалось большинство фракций Верховной Рады, за исключением СДПУ(о), «Регионов Украины» и коммунистов. Впрочем, даже в чреде этих фракций ряд депутатов заявили о своей поддержке Тимошенко, которая уверенно рассчитывала на серьезное количество голосов «за».

Подготовка пакета выявила, какие группы влияния в Верховной Раде пользуются наибольшим политическим весом в глазах Президента и и.о. премьера. Это три из пяти групп фракции «Наша Украина» — «Разом» Давида Жвании и Николая Мартыненко, «Солидарность» Петра Порошенко и ПРП Виктора Пинзеника и Сергея Терехина. Это, естественно, сам Блок Тимошенко. Социалисты Александра Мороза. Группа депутатов, близких к председателю ВР Владимиру Литвину. А также группа людей, заручившихся по различным каналам персональной поддержкой Президента. Соревнование групп влияния за выгодные портфели проходило не столько в стиле политической дискуссии, сколько политического реслинга. Слабых при этом затоптали. Из самых разных дверей шли многоликие ходоки, которые доносили до Виктора Андреевича мессиджи, кляузы и требования.

Президент взял на себя обязательство, которое, очевидно, было плохо просчитано. Это выражалось в том, что ни одна из вышеперечисленных групп влияния не имела гарантий одновременно и от Ющенко, и от Тимошенко. Несмотря на известные шероховатости при составлении списка назначенцев, существовала уверенность, что к утру противоречия исчезнут и, попав в сессионном зале под чары Юлии Владимировны, депутаты сделают правильный выбор.

Утром третьего, когда в парламенте узнали последние вести о персональном составе пакета, стало очевидно, что как минимум две группы влияния почувствуют себя обиженными. Это касалось социалистов Александра Мороза и «Солидарности» Петра Порошенко.

Уже в девять часов утра, накануне голосования, социалисты узнали о конкретном пофамильном списке распределения должностей. Им предложили пост вице-премьер-министра по вопросам административной реформы для Иосифа Винского, Министерство образования для Станислава Николаенко, пост заместителя министра транспорта для Юрия Луценко (с перспективой стать главой самостоятельного Госкомитета по связи) и Фонд госимущества для Валентины Семенюк (с изъятием у ФГИ функции управления государственным имуществом). Эту новость социалисты встретили с откровенным негодованием. Напомним, ранее они требовали представления им по квоте самых ключевых постов в надежде получить портфели в Министерствах финансов, внутренних дел, Министерстве топлива и энергетики, Министерстве сельского хозяйства. И надо сказать, что до последнего дня их претензии не отвергались в полном масштабе. Мороз отреагировал еще до открытия заседания — он заявил, что при таких условиях социалисты выполнят свои обязательства и проголосуют в поддержку Тимошенко. Однако входить во власть они не собираются, и голосовать за программу действий правительства также не будут (Ющенко планировал лично присутствовать в ВР на утверждении программы действий правительства сразу после голосования по Тимошенко). Такая формула означала, что социалисты вновь становятся официальной оппозицией. Отказ социалистов голосовать за программу формально ничего не менял. В принципе их мнение можно было проигнорировать — во фракции всего 22 депутата, так что их выход из проправительственного большинства ничего бы, конечно, не изменил. И команда Тимошенко, услышав об отказе социалистов, вроде бы решила ничего не менять в своих планах.

Однако здесь в процесс голосования в парламенте, как в старые недобрые времена, вновь вмешалась Банковая. В понимании Президента Мороз является политическим игроком, мнением которого при формировании коалиционного кабинета пренебрегать нельзя. Переход Мороза в оппозицию, с точки зрения Ющенко, вероятно, нанес бы ущерб новой политической системе. И лично Виктор Андреевич выступил инициатором очередного пересмотра пакета должностей. Торжественное голосование было вновь перенесено, и Ющенко пригласил Мороза и Тимошенко на новые консультации. Прежде чем отправиться на них, Мороз провел заседание фракции. Предложенный Юлией Владимировной пакет должностей вызвал недовольство у всех депутатов. По данным «ЗН», недолгие колебания проявил только Николаенко. В результате все члены фракции единодушно приняли решение добиваться более полного учета своих требований.

Переговоры Ющенко и Мороза шли в течение шести часов. Депутаты в полном неведении ждали их результатов и никак не влияли на развитие ситуации. 22 социалиста, хоть это и парадоксально выглядит, превратились по воле Ющенко в ключевых игроков в голосовании, где формально от них ничего не зависело. В четыре часа в четверг собрались на заседание в полной уверенности, что сейчас-таки голосование состоится. Ведь дату утверждения Тимошенко назначил сам Президент! То есть решение должно было быть. Однако им пришлось выслушать неприятную новость. Сессия была закрыта, и четыре с половиной сотни представителей народа разъехались, поскольку переговоры двух человек еще не завершились. Симпатики Тимошенко, заготовившие огромные букеты цветов в совещательной комнате близ сессионного зала, были в шоке. Розы начали вянуть… А голосование было перенесено на пятницу.

А в шесть часов вечера последовали очередные новости подковерной войны. Ющенко принял решение пересмотреть пакет назначений, который он накануне согласовал с Тимошенко. Президент решил предоставить социалистам привлекательные для них посты. Министерство внутренних дел вместо ближайшего соратника Юлии Владимировны Александра Турчинова было гарантировано Луценко (впрочем, Турчинов получил СБУ). Винский обрел портфель аграрного министра вместо ранее согласованного кандидата, поддержанного Литвиным. Николаенко получил министерство образования. Семенюк возглавит ФГИ, причем полномочия фонда будут в полной мере сохранены, при этом функции управления госимуществом обрезаться не будут.

Результат голосования в пятницу, таким образом, гарантирован. Однако не стоит воспринимать происходящее по упрощенной схеме. Мол, Мороз стукнул кулаком по столу, и все переиграли, Мороз сорвал голосование и т.п. Еще одним парадоксом четверга стало то, что протест Мороза против пакета кандидатур Тимошенко встретил сочувственное отношение и косвенную поддержку в части фракции «Наша Украина». Как минимум это касается групп «Разом» и «Солидарность». Эти команды выступают главными антагонистами политической линии Тимошенко, поскольку уверены, что премьер Тимошенко является серьезной угрозой для политических перспектив создания единой партии «Наша Украина» на парламентских выборах. Эту позицию озвучил в своих скандальных выступлениях Роман Бессмертный. Борьба с Тимошенко является для некоторых «нашеукраинцев» более важной задачей, чем личные амбиции. Так, Бессмертный, который во времена кассетного скандала отличился своей резкой критикой Мороза (вплоть до угроз уголовного преследования), накануне голосования и, очевидно, в пику Тимошенко, заявил, что считает именно Мороза самым подходящим кандидатом на пост премьера. В четверг антитимошенковские мысли депутаты «Разом» в кулуарных беседах высказывали довольно часто. А депутат Александр Морозов, известный оппонент Юлии Владимировны, даже предрек развал своей родной фракции «Наша Украина» в скором времени на пять кусков.

Публичное выступление социалистов против пакета Тимошенко не имело бы такого успеха, если бы не мощная оппозиция внутри команды Виктора Ющенко. Одну из наиболее важных ролей в событиях четверга сыграл Петр Порошенко.

Петр Алексеевич отказался от всяких компромиссных предложений Тимошенко, от поста первого вице-премьера, и уступать не намерен. Вечером в среду Порошенко был оптимистично настроен. Он заявил, что рассчитывает принять должность главы Совета национальной безопасности и обороны «с расширенными полномочиями». По данным «ЗН» из источников очень близких, к Петру Алексеевичу, ему утром накануне голосования сообщили, что Юлия Владимировна успешно торпедировала все инициативы Порошенко по расширению функций СНБО. И, надо отметить, имела для этого веские основания. «ЗН» получило возможность ознакомиться с текстом законопроекта Порошенко по новой структуре работы СНБО. Это впечатляющий документ, который де-факто уравнивает секретаря СНБО с премьер-министром по возможностям влияния на исполнительную власть как минимум. СНБО официально превращался в параллельную с Кабмином исполнительную вертикаль. Чего стоит только заложенная в проекте норма о согласовании с СНБО всех кадровых назначений в исполнительной власти, связанных с обеспечением национальной безопасности, право выдавать распоряжения и поручения органам исполнительной власти по вопросам национальной безопасности. Петр Алексеевич рассчитывал получить полномочия по привлечению к своей работе любых сотрудников властных органов, по получению любых документов от любых организаций независимо от форм собственности (этого нет даже в полномочиях Кабмина). И так далее, вплоть до согласования с СНБО воинских и специальных званий, а также дипломатических рангов. Неудивительно, что такое расширение функций СНБО противоречит во многом самим принципам работы исполнительной власти, где должна быть четкая иерархия и субординация. Петр Алексеевич, видимо, надеялся, что кое-какие предложенные им новеллы из законопроекта выбросят, но кое-что и сохранят. Однако его очаровательная оппонентка легко добилась полного отклонения данной инициативы. Пока.

В течение всего четверга Петр Алексеевич искал различные способы донести до своего кума-Президента мысли о том, что «Солидарность» жестоко обманута в лучших ожиданиях, а Юлия Владимировна несколько ущемляет интересы родной фракции Виктора Андреевича. Впрочем, уж в чем-чем, а в кумовстве нового Президента заподозрить пока трудно.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно