Ария светлых нефтепродуктов: «Не говорите мне «прощай»...

Поделиться
«100 дней — сто дел и сто тысяч проблем». Так в минувший понедельник премьер-министр Юлия Тимошенко подытожила работу нового правительства почти за три с половиной месяца...
С 13 по 17 мая многие АЗС оставались без моторного топлива

«100 дней — сто дел и сто тысяч проблем». Так в минувший понедельник премьер-министр Юлия Тимошенко подытожила работу нового правительства почти за три с половиной месяца. И самой болезненной за последние недели проблемой для Кабмина и всей страны является кризис на рынке нефтепродуктов, который премьер назвала не иначе как результатом картельного сговора нефтепоставщиков и саботажем операторов рынка нефтепродуктов.

Апрельский пик бензиновых цен еще как-то пережили. А вот с 13—16 мая (в зависимости от региона) владельцы авто простаивали в очередях на автозаправках. Иногда доходило до анекдотичных случаев: несколько литров бензина шустрые операторы АЗС продавали из-под полы (в прямом смысле слова) по 5—7 грн. за литр. Говорили, что это бензин марки А-95. Но не успевали «осчастливленные» покупатели отъехать от АЗС, как моторы их автомобилей зачастую «глохли»...

На этом фоне только очень ленивый не ругал правительство. Особенно старались нынешние оппозиционеры, которые в свое время тоже не очень-то преуспели в обеспечении энергонезависимости Украины. Так что в сложившуюся сейчас ситуацию они тоже внесли свою лепту. Впрочем, не они одни.

Никто не снимает ответственности с нынешнего правительства. Но, по большому счету, что оно могло сделать, если (и объективно, и субъективно) кризис на украинском нефтерынке был запрограммирован задолго до того, как вчерашние революционеры получили министерские портфели с полным набором многолетних проблем… По утверждению министра экономики С.Терехина, «Украинское государство сегодня абсолютно отстранено от регулирования рынка нефтепродуктов». А бензиновый кризис (и об этом чуть ранее заявляла Ю.Тимошенко) — «результат картельного соглашения поставщиков российской нефти».

Президент В.Ющенко в самый сложный момент нефтекризиса дистанцировался от правительства (так это выглядело) и тоже «бросил камень» в сторону Кабмина. Мол, недосмотрели. Его авто заправляют топливом по цене 2,75 грн. за литр. Хвала службе обеспечения Президента, заключившей долгосрочный договор на поставку топлива по фиксированной цене еще в начале года. Но миллионы граждан оказались, увы, не столь дальновидны.

Вовсе не собираясь быть адвокатом правительства Юлии Тимошенко, я просто попытаюсь представить ситуацию на рынке нефти и нефтепродуктов Украины такой, какая она есть. Или как мы ее понимаем.

Очевидным фактом является то, что Кабмин сегодня, как ни одно правительство прежде, пытается системно решить проблемы нефтерынка. Увы, для этого потребуется много времени и денег. Не говоря уж о политической воле и решимости. Так что будьте готовы, как информированные пессимисты, пару-тройку недель обойтись весьма ограниченным «бензиновым пайком» и приготовьтесь к постепенному росту цен.. Согласитесь, это в общем-то небольшая плата за то, чтобы правительство, Президент и все граждане Украины впредь не стояли перед выбором: стабильность энергорынка или «полная энергозависимость» страны.

Наверное, ко всему, что сделано и делается правительством, каждый гражданин Украины относится по-своему и по-разному — в силу многих причин и обстоятельств — субъективных и объективных. Но представим на секундочку, что было бы, если бы Кабмин не принял непопулярных мер на рынке нефтепродуктов, как-то ограничение уровня рентабельности и цен, временный запрет экспорта светлых нефтепродуктов. Тогда бы мы уже месяц, как минимум, проходя (и только некоторые — проезжая) мимо АЗС, наблюдали бы цены на бензин А-95 больше 4 грн., а на АИ-98 — 4,7 грн. за литр. Что касается последней марки, то такие цены на автозаправках сегодня. Возможно, потому, что на эту марку бензина правительство не вводило ценовых ограничений.

Бензиновый ценовой кризис и правительство

Причина такого положения до банальности прозаична: за все время независимости Украины как государства никто (!) системно не занимался мониторингом и анализом. Словом, комплексно никогда рынок нефти и нефтепродуктов Украины должным образом не изучался. Стало быть, о прогнозировании кризисов (даже наглядных) и, главное, об их избежании в последние 14 лет мало кто заботился. По крайней мере, что называется, в прикладном смысле на уровне правительства. Нет, конечно, есть масса институтов, проводящих научную работу по нефтяной теме, есть эксперты и советники. Но почему-то все их наработки не востребованы. Практически же, едва справившись (и то не во всем и не везде) с проблемой обеспечения аграриев топливом на посевную, правительство получило к 100 дням, по словам премьера, «подарок»: «саботаж на рынке нефтепродуктов». Возможно, «саботаж» — это уж слишком, но то что нефтяные компании неохотно отказывались от возможности получить сверхприбыль в период резкого подорожания цен на моторное топливо, пожалуй, похоже на правду. Да, собственно, чего было ожидать. Было бы странно, если бы бизнесменов от нефти не заботил уровень прибыли.

Мои коллеги по случаю бензинового кризиса вспомнили анекдот горбачевских времен, смысл которого сконцентрирован в финальной фразе: «Мы-то потерпим, только волну не гоните». Кто «гонит волну» в нынешнем украинском нефтекризисе — на этот счет масса мнений. Мы согласны с теми, кто считает, что «ручное управление» нефтерынком — нерыночный подход. И правительство Украины это признает. Но что делать? Мы можем соглашаться или нет с оценкой ситуации на нефтерынке правительством Украины — бензина от этого больше не станет.

Да, сегодняшние меры правительства — ситуативная реакция и попытка (надеемся, успешная) решить заострившиеся проблемы нефтепродуктового рынка. Но правительство Ю.Тимошенко не просто сделало попытку, а занялось, наконец, комплексным решением проблемы энергообеспечения Украины. Конспективно можно сказать, что Кабмин предложил и, насколько мог, добился поддержки парламентариями своей нефтепродуктовой краткосрочной программы: снижение ставки акцизной платы до прошлогоднего уровня на популярные марки бензина и дизтопливо; введение нулевой ставки импортной пошлины на ввозимые в Украину светлые нефтепродукты. Словом, в период временного дефицита на отечественном рынке нефтепродуктов —хотя бы до его относительной сбалансированности — других фискальных мер Кабмин Украины предпринимать не будет. А впредь — пусть лучше это будет, как говорится, делом техники, а уж никак не политвопросом.

Отвечая на вопросы журналистов о кризисе на рынке нефтепродуктов Украины, премьер-министр Ю.Тимошенко, министр экономики С.Терехин и глава Минтопэнерго И.Плачков назвали основные меры, которые уже принимает правительство:

— закупает и способствует ввозу в Украину светлых нефтепродуктов из Прибалтики, Беларуси и Польши в кратчайшие сроки;

— стимулирует максимальную загрузку нефтеперерабатывающих мощностей в Украине (а это шесть НПЗ), которые были недозагружены из-за приостановки на пять дней поставок российской нефти в Украину;

— максимально загружает (на производство моторных топлив) Надвирнянский, Дрогобычский и Кременчугский НПЗ, подконтрольные государству;

— просит парламент Украины законодательно принять меры, способствующие скорейшему насыщению отечественного рынка.

Чтобы попытаться впредь избежать бензинового кризиса, правительство, во-первых, пользуясь правом влиять на работу «Укрнафти», в уставном фонде которой государству принадлежит весомый пакет, мягко выражаясь, побудило ОАО «Укрнафта» объявить тендеры на строительство по всей Украине минимум 1000 АЗС (увы, государственная сеть АЗС и нефтебаз была бездарно распродана еще в первой половине 90-х годов уже прошлого века). Только странно, что об этом вынуждена говорить премьер-министр, а не глава «Укрнафти».

Во-вторых, попыталось загрузить все нефтеперерабатывающие мощности, подконтрольные государству (Дрогобычский, Надвирнянский и наполовину подконтрольный Кременчугский НПЗ), нефтью отечественного и (по возможности) импортного производства.

В-третьих, решило строить по новейшей технологии седьмой в Украине НПЗ, который сможет перерабатывать до 10 млн. тонн нефти-сырца за год. Хотя на это потребуется не менее полутора лет и весьма внушительная сумма.

Казалось бы, эта затея бесперспективна, ведь в Украине и так избыток нефтеперерабатывающих мощностей. Но, во-первых, самые современные в технологическом плане заводы (Лисичанский, Одесский и Херсонский), если так вообще уместно говорить, не подконтрольны государству. Далее, глубина переработки нефти, то есть выхода светлых нефтепродуктов, едва ли составляет 50%. А подконтрольные государству НПЗ не только работают по устаревшей технологии, но еще и маломощны. Так что строительство нового НПЗ в принципе поспособствует решению сразу нескольких проблем, не говоря уже о производстве топлива, соответствующего европейским стандартам.

В-четвертых, наконец-то предметно занялись созданием резервного запаса светлых нефтепродуктов, чтобы иметь материализованную возможность проводить интервенции на рынке (для стабилизации) как раз в таких ситуациях. Только вот незадача — где хранить необходимый резерв, который должен составлять не менее 2 млн. тонн? Да еще чтобы это добро не разворовали…

Все это премьер-министр Ю.Тимошенко и члены правительства рассказали в понедельник, уповая на то, что во вторник, 17 мая, парламент проникнется остротой бензиновой проблемы и примет предложенный законопроект (призванный ощутимо повлиять на рынок нефтепродуктов).

Правительство — парламент

Верховная Рада, что называется с боем… таки приняла закон, призванный стабилизировать рынок нефтепродуктов. Но сам процесс (именно процесс, а не просто процедура) принятия нефтестабилизирующего закона Украины был во всех смыслах весьма красноречивым и показательным.

В чем только ни обвинили нардепы правительство. Со всей пролетарской ненавистью (то бишь возмущением) депутат из фракции Компартии Ю.Соломатин напомнил членам Кабмина и заодно Президенту В.Ющенко, что именно в его премьерскую бытность и вице-премьерскую (по вопросам ТЭК) Ю.Тимошенко Лисичанский (ЛиНОС), Одесский, а также Херсонский (приплюсовали) НПЗ были «сданы» российским компаниям.

Почти так. Только депутат забыл уточнить, что в те времена окончательные решения по поводу таких стратегических объектов принимало вовсе не правительство и уж тем более не ТЭКовский вице-премьер, а собственнолично президент Леонид Кучма.

В разогретом политстрастями зале ВР депутат-коммунист Н.Кравченко назвал виновником бензинового кризиса правительство Тимошенко: «Уйдет это правительство — наладится жизнь». Все присутствовавшие в зале члены коммунистической фракции не поддержали законопроект о стабилизации рынка нефтепродуктов, предложенный депутатом Олегом Салминым. Правда, поддержали этот законопроект 310 других народных избранников.

Словом, в политбою Кабмин все же отвоевал право хоть как-то влиять на рынок нефтепродуктов. А бой этот был затяжным. Достаточно сказать, что парламент не внял настоятельным просьбам премьера и членов Кабмина в первую очередь рассмотреть «нефтяной» законопроект. Сотни тысяч сограждан в это время стояли в очередях на АЗС, а парламент ратовал за судьбы закарпатского и донецкого губернаторов. Для СДПУ(о), блокировавшей заседание ВР во вторник, это оказалось самой главной проблемой.

Доводы Минэкономики

Говоря о причинах кризиса на рынке нефтепродуктов Украины, С.Терехин сообщил депутатам следующее: «По оперативным данным, за 15 дней мая 2005 года на НПЗ поступило 494,5 тыс. тонн нефти, что на 38,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем переработки нефти за этот период составил 564,5 тыс. тонн (что на 11,1% меньше, чем за аналогичный период мая прошлого года); производство бензинов — около 91 тыс. тонн; дизтоплива — 173 тыс. тонн, что соответственно на 27,9% и 2,2% меньше производства в мае прошлого года. Сокращение объемов переработки нефти практически на четверть привело к дисбалансу спроса и предложения. По некоторым оценкам, он достигает 200 тыс. тонн светлых нефтепродуктов.

Кроме указанного выше, к возникновению дефицита привели: отсроченный спрос из-за затянувшейся весны, который сейчас в полной мере реализуется; ажиотажный спрос на высокооктановые бензины; экспорт нефтепродуктов из Украины в период низкого спроса в марте — начале апреля текущего года; остановка на ремонт Лисичанского и Херсонского НПЗ. Импортные поставки не могут исправить ситуацию с ресурсным наполнением рынка в действующем законодательном поле. К тому же сказывается существование импортной пошлины на бензин и дизтопливо…

За 12 дней мая ввезено только 200 тонн. бензина, дизтоплива — около
16 тыс. тонн, что приблизительно на 11% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Возникновение дефицита моторных топлив обусловило существенное увеличение цен… Самым эффективным выходом в этой ситуации является изменение законодательного поля в части отмены импортной пошлины на моторное топливо и смягчение налогового давления в части акцизного налогообложения».

Описывая ситуацию на мировом рынке нефти, С.Терехин уточнил, что в настоящее время ставка экспортной пошлины на нефть в России увеличена с 83 до 102,6 долл. за тонну. А с 1 июня она будут увеличена до 136,2 долл. за тонну. Впервые Российская Федерация устанавливает такую рекордно высокую ставку экспортной пошлины.

«Стоит отметить, — подчеркнул министр экономики Украины, — что установление ставки экспортной пошлины не имеет прямого влияния на цену нефти… Однако с целью компенсации недополученной прибыли компании пытаются увеличить цену нефти, которая поставляется на переработку в Украину. В результате — рост цен на нефтепродукты».

Для справки. С.Терехин сообщил, что в первой половине мая цены на нефть, импортируемую из России, составляли в среднем 291 долл. за тонну, во второй половине мая — уже 308 долл. за тонну. В течение 13 дней мая текущего года российская нефть поставлялась по цене 302 долл. за тонну, а после повышения экспортной пошлины до
136,2 долл. с тонны цена может превысить барьер в 330 долл. за тонну нефти.

Заметим, что в течение последнего года цена нефти на мировом рынке как повышалась, причем резко, так и снижалась. Но тенденция к повышению цен на нефть сохраняется. Только за 13 дней мая цена нефти марки Brend снизилась на 2,7% и 13 мая составляла 44,35 долл. за баррель. Это приблизительно 324 долл. за тонну. Впрочем, вряд ли стоит рассчитывать на скорое удешевление российской экспортной смеси Urals, которая как раз и поставляется в Украину. Уже потому, что РФ с периодичностью раз в два месяца пересматривает экспортные пошлины с учетом динамики цен на мировом рынке. И, как правило, повышает пошлину. Так что, по сути, на украинском рынке такая же ценовая конъюнктура, как и на российском.

Относительно ценовой политики Минэкономики Украины приказом от
14 апреля установило предельные уровни оптовых отпускных цен на бензины и дизтопливо (не выше 3 грн. за литр А-95) и 20 апреля внесло изменения в предыдущий свой приказ, несколько увеличив цены на топливо до 1 июня. При этом, по словам С.Терехина, в середине мая средние оптовые цены на дизтопливо,
92-й и 95-й бензины превышали установленные пределы на 9,7, 1,8 и 4% соответственно. А уж как эти ограничения соблюдались в сетях розничной торговли, каждый мог убедиться еще в начале этой недели. Если цены не повышали, то топлива на АЗС почему-то не оказывалось. И с 13 по 19 мая можно было наблюдать уже подзабытые очереди на АЗС.

Что же касается насыщения нефтерынка импортными нефтепродуктами, то, по данным Гостаможенной службы, за первые 12 дней мая импорт составил аж… 15,7 тыс. тонн дизтоплива и 200 тонн бензина. Всего. Так что правительство в этой ситуации просто вынуждено было предпринимать непопулярные меры и взывать к парламенту о законодательных правах влияния на нефтерынок страны.

После вышеописанных перипетий в Верховной Раде парламентарии все же утвердили законопроект, предложенный депутатом О.Салминым.

В результате были установлены следующие ставки акцизного сбора на бензины А-92Ек, А-80Ек, А-98Ек, А-92Ек, АИ-93Ек, А-95Ек, А-72, А-76, А-80, А-98, А-90, А-91, А-92, АИ-93, А-95, А-96 — на уровне 60 евро за 1 тыс. кг (ранее ставка акциза на эти бензины составляла 20% от оборота с цены реализации (без НДС), но не менее 60 евро за
1000 кг). К слову, прошу не путать кг с литром — разница существенна при определении цены.

Кроме того, установлена ставка акцизного сбора на дизельное топливо на уровне 30 евро за 1 тыс. кг (прежде ставка акциза составляла 10% от оборота с цены реализации (без НДС), но не менее 30 евро за 1 тыс. кг).

Что же касается импортных нефтепродуктов, точнее, высокооктановых бензинов и дизельного топлива, то на них импортная пошлина теперь вообще отменена. Как надолго? Уверяют, что до стабилизации рынка.

А тем временем, как нам стало известно в черноморские порты Украины прибывают два танкера с топливом. И хотя премьер еще в четверг уверяла, что не знает, кому принадлежит этот груз и кто его «завернул» в Украину, нам удалось выяснить, что Юлия Владимировна слукавила, ибо не могла не знать, что эти два танкера «пришвартовал» депутат А.Волков.

Президент против «ручного регулирования» рынка нефтепродуктов

Утвердив 18 мая своей подписью вышеописанные законодательные поправки относительно регулирования рынка нефтепродуктов, Президент
В.Ющенко в тот же день издал указ «О мерах по стабилизации ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов». И заявил, что «административными методами отныне регулировать цены в Украине никто не будет». Мол, сам он не станет этого делать и никому другому не позволит. Другие, надо понимать, это правительство Ю.Тимошенко.

К слову сказать, после принятия парламентом во вторник закона Украины о снижении ставок акцизного сбора на нефтепродукты и введении нулевой ставки импортной пошлины на нефтепродукты премьер-министр заявила, что это даст возможность неадминистративного воздействия на рынок нефтепродуктов. Акцизы и ставки импортной и экспортной пошлины — это стандартные для цивилизованного рынка формы защиты национальной экономики.

Но В.Ющенко, очевидно, этого показалось мало. Более того, первый пункт его «нефтяного» указа признает деятельность Кабмина относительно стабилизации нефтерынка — «не отвечающей основам рыночной экономики».

Никто не спорит, что в ручном режиме долго регулировать нефтерынок правительство не должно. Но ситуативно у правительства вряд ли был иной выбор. И что ни говорите, а бензин на АЗС уже в среду появился.

И потом, когда еще в апреле случился первый сбой на рынке нефтепродуктов, не Президент ли В.Ющенко, будучи в Днепропетровске, говорил о саботаже на рынке и сговоре нефтетрейдеров? Теперь же, когда правительство, по сути, хотя и в ручном режиме, но сгладило кризисные проявления, глава государства называет методы Кабмина нерыночными. А также велит «обеспечить в течение 2005 года: стабильность и неизменность принципов осуществления финансовой, ценовой, налоговой, таможенной политики в отношении операций с нефтью, нефтепродуктами и газом, в том числе транзита этих товаров; недопущения возобновления вексельной формы расчетов во время осуществления импортных операций; максимальную прозрачность принятия государственных решений относительно регулирования рынка нефти и нефтепродуктов».

Что качается стабильной политики в отношении операций с нефтью, включая ее транзит, то следует вспомнить, что поступления от этих операций составляют весомую статью доходов государства и законодательно внесены в бюджет-2005.

А что касается «прозрачности принятия государственных решений относительно рынка нефти и нефтепродуктов», то даже если речь идет о приказах Минэкономики об ограничении уровня рентабельности нефтебизнеса и установлении предельных оптовых цен на нефтепродукты в Украине, то все эти распоряжения не составляли для заинтересованных сторон секрета.

Далее своим указом Президент уполномочил Кабмин в течение двух недель подготовить и подать в ВР законопроект о введении «нулевой ставки НДС операций по транзиту нефти» через территорию Украины. Видимо, это должно ликвидировать возможность для недобросовестных владельцев транзитных нефтегрузов наживаться на возмещении того же НДС из госбюджета. Но как это будет на самом деле, пока сказать трудно. К тому же абсолютно неизвестно, за счет каких таких средств будут компенсированы недополученные многомиллионные поступления, заложенные в разрекламированный социальный бюджет. И потом, еще не известно, примет ли такие поправки Верховная Рада.

Указ также уполномачивает правительство в двухнедельный срок оптимизировать с учетом потребностей рынка нефти и нефтепродуктов тарифы на транспортировку, в том числе транзитом нефтегрузов. Заметим по случаю, что ставки на транспортировку нефти устанавливает не правительство, а НКРЭ. Кроме того, в Украине они и так не самые высокие, и уже много лет не увеличивались. Так что если это делается в интересах владельцев транзитной нефти, то так и говорите, что именно их это не устраивает.

В течение месяца, согласно указу Президента от 18 мая, правительство обязано решить задачу «создания вертикально интегрированной схемы управления корпоративными правами, принадлежащими государству в уставных фондах нефтяных и нефтеперерабатывающих компаний».

Здесь надо уточнить, что этот пункт указа конкретизирован в поручении В.Ющенко, которым лично Ю.Тимошенко поручено: «Обеспечить:

передачу в уставный фонд ОАО «Укрнафта» принадлежащих государству пакетов акций АО «Укртатнафта», ОАО «НПК-Галичина» и АО «Нафтохімік Прикарпаття», а также других пакетов акций этих обществ, которые должны быть приобретены в установленном порядке в собственность государства;

сохранение за НАК «Нафтогаз України» пакета акций в размере не менее 50% плюс одна акция в процессе увеличения уставного фонда ОАО «Укрнафта».

Причем все это премьер-министр обязана сделать до 10 июня.

Ну и еще один примечательный пункт поручения В.Ющенко: «Контроль за выполнением этого поручения возложить на первого помощника Президента Украины А.Третьякова».

Все бы ничего. Но вот незадача: поручение — не указ и даже не распоряжение, а потому не является нормативным актом. Это, во-первых. Во-вторых, отдавать поручения Президент Украины может своим подчиненным, а уж никак ни Кабмину либо его членам. Заодно напомним, что, по Конституции, правительство ответственно перед Президентом, но подотчетно и подконтрольно парламенту. Тем более удивительно, что контролером исполнения президентского поручения определен первый помощник главы государства. Никто не ставит под сомнение осведомленность А.Третьякова в нефтегазовых вопросах, так как он знаком с этим бизнесом не понаслышке. Однако если следовать логике поручения В.Ющенко, то получается, что представитель патронатной президентской службы уполномочен… контролировать премьер-министра. Это само по себе и нелогично, и незаконно, не говоря уже о моральном аспекте. И это, в-третьих.

В-четвертых, меры, предписанные в президентском указе, не относятся к сфере полномочий главы государства. 116 статья Конституции определяет, что подобные действия являются прерогативой центрального органа исполнительной власти.

И, наконец, последнее. Законность «нефтяного» указа Президента выглядит, мягко говоря, сомнительной. Согласно действующей Конституции, Президент утратил право издавать подобные акты Украины еще в 1999 году.

Если же вернуться к созданию холдинга на базе нефтеактивов, подконтрольных государству, в памяти еще свежи указы и распоряжения относительно создания такой вертикально интегрированной нефтяной компании то на базе «Укрнафти», чего добивалась группа «Приват», то на основе госактивов «Укртатнафти», чего добивался бывший глава НАК «Нафтогаз України» Юрий Бойко.

Если же вернуться к тексту указа от 18 мая, то в нем правительству также поручено в течение месяца утвердить программу создания госрезерва светлых нефтепродуктов. А в течение двух — разработать программу диверсифицированных закупок нефти. Кроме того, через две недели правительство должно предложить, куда на нефтяные переговоры отправить украинские делегации.

Прямо скажем, названы крайне сжатые сроки. Ведь еще весной прошлого года правительство Януковича озаботилось созданием резерва. Но — то денег на это не было, то не нашли, где этот резерв хранить. Собственно, правительство Ю.Тимошенко оказалось перед теми же проблемами и занялось их решением, не дожидаясь указа Президента. Только вот маловероятно, чтобы в столь сжатые сроки такие задачи возможно было разрешить.

На орехи в президентском указе особо досталось Минэкономики, которому В.Ющенко велел за неделю отменить свои акты об админрегулировании ценообразования. Правда, что касается ограничения предельных цен на нефтепродукты, так они в общем-то и действовать должны до 1 июня. И еще, теперь Минэкономики должно информировать органы госвласти о тенденциях (ценах, объемах и тарифах) мирового нефтерынка.

Отдельный пункт — реверанс нефтеперерабатывающим компаниям за их «намерение в дальнейшем сохранять льготное ценообразование на социально ориентированные нефтепродукты».

19 мая В.Ющенко встретился с представителями нефтеперерабатывающих и нефтепоставляющих компаний. Лейтмотив встречи: «Ребята, давайте мириться и делиться». Мол, мы к вам с распростертыми объятиями, а вы не делаете встречных шагов. Давайте, мол, наладим партнерские отношения. И не суть важно, что прежде правительство мешало вам работать. Начнем все с чистого листа…

Остается надеяться, что операторы нефтерынка прониклись увещеваниями Президента, который пуще всех журил свое правительство. Да еще в присутствии российских нефтебаронов.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме