Анатолий Кинах: «Я бы очень хотел, чтобы Кабинет министров был единой командой»

Поделиться
Отношения между главой Кабмина и его первым заместителем до сих пор строились по двум моделям. Либ...

Отношения между главой Кабмина и его первым заместителем до сих пор строились по двум моделям. Либо первый вице-премьер был тенью своего патрона, безропотно следуя его генеральной линии и преподнося премьерское мнение по любому вопросу как свое собственное. Либо это был человек, приставленный контролировать руководителя Кабинета и являющийся внутренней оппозицией в правительстве, провоцируя конфликты и противостояние в высшем органе исполнительной власти. Новое правительство, судя по всему, обещает внести некое разнообразие в эту классификацию. Первый вице-премьер-министр Анатолий Кинах явно не стремится к роли альтер эго Юлии Тимошенко. В то же время в регулярно выражаемом им особом мнении не читается противопоставления премьеру и правительственной команде в целом. Впрочем, предоставим судить об этом читателям.

— Анатолий Кириллович, вы должны ощущать себя просто старожилом в этом правительстве «младореформаторов», поскольку это ваш четвертый «заезд» в Кабмин. В чем принципиальное отличие этого состава правительства от предыдущих и вашей роли в нем?

— В первую очередь, это отличие заключается в том, что все произошедшее за последнее время в Украине, включая победу Виктора Ющенко и его команды на президентских выборах я рассматриваю как уникальный шанс для страны построить честное, демократическое общество. И это многократно повышает уровень нашей ответственности, потому что такой шанс появился у нас, прежде всего, благодаря высочайшему кредиту доверия людей. Поэтому настоящее правительство и моя позиция в нем — нечто совершенно иное, нежели то, что было до сих пор. Исходя из этого, я очень хотел бы, чтобы мы выдержали это испытание. Потому что люди не просто ждут, они требуют, чтобы формировалась власть нового качества: более прозрачная, более моральная, более ответственная перед народом за свою работу.

— А ваш статус экс-премьера не довлеет над вами и окружающими?

— В правительство пришло много новых людей. Людей симпатичных, с высокой моральной планкой, со стержнем, с желанием трудиться в интересах страны, но без достаточного опыта работы на таком высочайшем уровне. Поэтому одна из моих задач — максимально помочь соратникам по Кабмину, передав часть своего опыта. С тем, чтобы высший орган исполнительной власти в стране работал на высокопрофессиональном уровне, принимал системные решения, адекватные законам рыночной экономики.

— Чья позиция в правительстве вам ближе: Тимошенко—Терехина или Зварича?

— В каком отношении?

— Во всех.

— Я бы не персонифицировал подобные вещи. Существуют разные ситуации. И мне очень хотелось бы, чтобы Кабинет министров Украины был командой людей, которые четко знают: независимо от иерархии каждый из них имеет право на свою точку зрения, если она профессионально аргументирована, и каждый может высказать ее на заседании правительства, в прессе, во время общения с людьми. Нам не следует повторять печальный опыт прошлого. Нельзя допустить, чтобы мнение члена правительства определялось тем, насколько оно повлияет на прочность его должностного положения. Если мы создадим в правительстве подобную атмосферу, то резко снизим качество решений.

— Представители вашей партии в парламенте не голосовали за бюджет, поданный в Верховную Раду правительством, в котором лидер Партии промышленников и предпринимателей Украины работает первым вице-премьер-министром. Это, по-вашему, нормальная ситуация?

— Это наша позиция. К сожалению, у нас преобладают стереотипы: если идет полемика, то это обязательно направлено против кого-то и означает, что кто-то преследует свои конъюнктурные, должностные, политические цели. И почему-то мало кто пытается разобраться в сути этой дискуссии... А ведь речь идет о важнейших проблемах, затрагивающих стратегические интересы экономики, государства, общества: налоговая система, таможенный кодекс, инвестиционный климат, защита прав инвесторов, собственников, безопасность бизнеса. Это концентрация государственной политики.

По этим вопросам должна быть дискуссия. Открытая и профессиональная. Например, что нам делать со ставками таможенных тарифов на те же продовольственные товары? Учитывая, что Украина уникальна в этом отношении: 94 процента нашего внутреннего рынка составляют отечественные продукты питания. Это одно из немногих направлений, где обеспечиваются параметры нашей национальной безопасности. А мы открываем двери для продовольственного импорта… Поэтому, когда наши депутаты голосуют против, это не значит, что они преследуют какую-то узко политическую цель кого-то дискредитировать или еще что-нибудь. Таким образом депутаты выражают свою позицию. Не конъюнктурную, а профессиональную, аргументированную, исходящую из ответственности перед людьми и обоснованную законами экономики.

— Антимонопольный комитет возбудил дело против ряда компаний-нефтетрейдеров по признакам антиконкурентных согласованных действий. Вы также считаете это пиаром руководства комитета, как и его борьбу с Western Union?

— Я знаю Алексея Костусева много лет, и у нас с ним хорошие, доверительные отношения. Но я был вынужден сделать ему такое замечание потому, что когда страну потрясают серьезные проблемы ценового и инфляционного характера, Антимонопольный комитет занимает пассивную позицию стороннего наблюдателя, пиаря себя на борьбе с компанией, занимающейся денежными переводами. Инфляция потребительских цен в первом квартале составила 4,4 процента, а цен в промышленности — 4,9. Это рекордные темпы за предыдущие четыре года. Вот чем нужно заниматься Антимонопольному комитету. Я думаю, его руководство это поняло.

Однако крайне важно, чтобы выводы АМК были не эмоционально-политическими, а основанными на технико-экономических расчетах и здравом анализе. К тому же, это помогло бы нам установить более здоровые, прагматичные и прозрачные отношения между властью и бизнесом. Где преобладали бы расчеты, аргументы, жесткая профессиональная дискуссия, а не ярлыки и силовые, фискальные, полицейские меры.

— На этой неделе вы провели выездное заседание межведомственного совета по борьбе с контрабандой, во время которого анализировалась работа Закарпатской и Львовской таможен. Каковы результаты? Удалось поставить заслон нелегальному импорту?

— Поступления от таможенных сборов за последние четыре месяца увеличились в полтора раза — более чем на 2 миллиарда гривен. Это первый результат борьбы с контрабандой. Но если на начальном этапе речь шла больше о фискально-силовых методах противодействия, то сегодня уже нужно вводить качественную составляющую: совершенствовать законодательно-нормативную базу, оптимизировать таможенные ставки. Кроме того, борьба с контрабандой не должна ухудшать условия промышленно-предпринимательской деятельности тех, кто работает прозрачно, не должна приводить к сверхоткрытости внутреннего рынка.

И в этом контексте, основываясь на итогах выездного заседания межведомственного совета по борьбе с контрабандой, который я возглавляю, можно сделать довольно неутешительный вывод: мы так и не перешли еще из стадии фискально-силовых методов к той качественной составляющей, которая обеспечит необратимость позитивных перемен в этой сфере. Нужно заниматься совершенствованием администрирования таможенных процедур. Работать над сокращением времени оформления груза, над повышением квалификации и культуры таможенных работников. К тому же, кое-где сегодня наблюдается тихий саботаж со стороны сотрудников таможни. Когда мы отсекли определенную часть коррумпированных исполнителей от возможности брать взятки, участились случаи искусственного затягивания таможенных процедур, грубого отношения к субъектам внешнеэкономической деятельности, к товару, который растамаживается. А ведь в данном случае мы имеем дело с западной границей, являющейся воротами в Украину. Это граница Европейского Союза. И по тому, насколько цивилизованно там будут проходить таможенные процедуры, наши потенциальные партнеры станут судить о стране в целом.

— Однако, отмечая увеличение поступлений в бюджет, наблюдающееся в результате мер, предпринятых против нелегального импорта, почему-то мало кто говорит о повышении цен, которым сопровождается этот процесс.

— Вы знаете, цены выросли не потому, что мы боремся с контрабандой, хотя в определенной мере повлияло на них и это. Цены — это отдельный разговор. И ситуация с ними довольно тревожная. Меня очень беспокоит, что сегодня мы принимаем решения, которые не устраняют результаты деятельности старой власти, а наоборот, усиливают динамику роста цен. Например, еще до формирования бюджета мы знали, что на мировом рынке происходит беспрецедентный рост цен на нефть. Однако это не помешало заложить в бюджет, на мой взгляд, крайне ошибочную новую систему налогообложения нефтепродуктов. В частности, система акцизов основывается не на фиксированной ставке, а на объеме продаж, что создает очень неопределенную ситуацию для нефтяных компаний. Кроме того, зная о росте мировых цен на нефть, мы повысили внутренние тарифы на ее транспортировку, что еще более способствовало росту цен.

Я думаю, людям не нужны наши бодрые рапорты о росте ВВП или об увеличении зарплат и пенсий. Их интересует реальная платежеспособность, насколько рост зарплат и пенсий опережает рост цен, рост инфляции. По этому показателю люди и оценивают качество и эффективность власти.

— Кстати о налогах. Вам не кажется обидно несправедливым то, что изменения в налогообложении, по сути, поставили на грань выживания ту часть населения, которая сыграла очень важную роль в победе оранжевой революции — средний и мелкий бизнес?

— Я крайне встревожен содержанием новой редакции Государственного бюджета на нынешний год. Как можно было грубо нарушать Бюджетный кодекс, вводя изменения в более чем сотню законодательных актов по налогообложению, делая это практически в разгар финансового года? Как можно было вносить в бюджет увеличенные показатели по минимальной заработной плате, не проанализировав, как это повлияет на конкурентоспособность продукции? Как можно было посреди финансового года в одностороннем порядке менять условия работы инвесторов? Разве соответствует это нашим декларациям о том, что Украина — цивилизованное, демократическое государство?

Вы абсолютно правы. Я на всю жизнь запомнил глаза людей, стоявших на Майдане, и то, какую мужественную и принципиальную позицию занял тогда бизнес. Это подтверждает то, насколько Украине нужен средний класс, людей, готовых защищать свои права, обеспечивать стабильность и демократию в стране. Нам нужно очень серьезно работать над совершенствованием системы налогообложения малого и среднего бизнеса, сохранять и развивать упрощенную систему налогообложения. Она доказала свое право на жизнь: только за последние четыре года благодаря ей в стране создано 470 тысяч новых рабочих мест. Пока же в наших действиях прослеживается гипертрофированный фискальный принцип, от которого надо уходить.

Более того, когда речь идет о налогообложении, каждый шаг должен быть просчитан и обязательно рассмотрен в режиме цивилизованного диалога предпринимателя, работодателя с властью. Ведь речь идет о создании новых рабочих мест, что было одним из главных предвыборных обещаний Президента. И я полностью поддерживаю этот важнейший тезис. Потому что количество рабочих мест в стране — один из важнейших критериев эффективности власти во всем мире.

— Но бюджет принят, правила установлены. Что же теперь намерены делать те, кто с ними не согласен?

— Будем вносить изменения, я уверен. Сама жизнь этого требует. Независимо от моего желания, эти вопросы в повестку дня будет вносить окружающая реальность.

— Почему среди политических сил, которые Президент назвал в качестве союзников его партии на предстоящих парламентских выборах, не была названа возглавляемая вами Партия промышленников и предпринимателей?

— Наша партия, скажем прямо, не нуждается в том, чтобы ее называли или упоминали. Это самодостаточная политическая сила, которая стабильно входит в первую пятерку украинских партий по таким показателям, как численность и развитость структуры. По последним данным, у нас уже 147 тысяч однопартийцев. При этом ПППУ строится на абсолютно добровольных началах. Я хотел бы напомнить, что на прошлых президентских выборах наша партия жестко заявила о нежелании торговать своими принципами и принимать решения под давлением. Мы очень достойно прошли через это испытание, и партия сегодня развивается и готова принимать участие в парламентских выборах как отдельный субъект, так и в объединении с другими партиями и общественными организациями. Для того чтобы результат парламентских выборов обязательно дополнил, усилил результат выборов президентских. И в парламенте было сформировано большинство, основанное на идеологии развития Украины как демократического государства. Сегодня партия готовится к разным вариантам формы ее участия в выборах.

— Анатолий Кириллович, почему вы так упорно выступаете против конституционной реформы?

— Еще когда проходили переговоры в Мариинском дворце о пути выхода из политического кризиса, вызванного масштабными фальсификациями на президентских выборах, я, как и Юлия Тимошенко и Иван Плющ, выступил против конституционной реформы. И считаю: принятие реформы было ошибкой. То была кризисная ситуация. И изменения, внесенные тогда в Конституцию, были нацелены преимущественно на перераспределение функций, полномочий, то есть отражали борьбу за власть и стремление определенных сил создать плацдарм для будущего реванша за счет ослабления президентской вертикали власти. К сожалению, переход от президентской к парламентской форме правления для страны, перед которой стоят сложнейшие системные проблемы, может обернуться укреплением коллективной безответственности, аморфностью государства. А нам нужна очень четкая вертикаль власти, сформированная на демократических принципах, которая должна сконцентрировать в себе политическую волю, ресурсы, кадры, доверие людей. Поэтому я считаю, что конституционную реформу нужно внедрять в комплексе с административной реформой, развивая реформу судебную. И все это должно быть адекватно интересам общества в целом, а не отражать кризисные моменты и попытки передела полномочий в интересах определенных финансово-политических групп.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме