Анатолий Гриценко: «ВР Крыма не будет пятой колонной в отношениях Москвы и Киева»

Поделиться
Всегда улыбающийся Анатолий Гриценко производит впечатление человека, которому все легко дается в жизни...
Анатолий Гриценко

Всегда улыбающийся Анатолий Гриценко производит впечатление человека, которому все легко дается в жизни. В 1997 году, в череде перманентных правительственно-парламентских переворотов, под закат политического триумфа блока «Россия» и Ю.Мешкова и в разгар криминальных войн, немногословный глава Чистопольского сельсовета, скромно сидевший на задних рядах сессионного зала, становится председателем Верховного Совета автономии. Неожиданно для тех, кто не знал, что на компромиссного для разношерстного парламента кандидата сделал ставку тогдашний премьер и президентский сват А.Франчук и его партнеры (читай список Луценко—Москаля).

Анатолий Павлович не переставал улыбаться и тогда, когда судьба из высокого спикерского кабинета забросила его в ветхое здание с провалившимися полами — там он работал главой госадминистрации родного Ленинского района. Затем Гриценко ремонтировал кабинет первого вице-премьера автономии — за картой нашел проваленную стенку. Теперь вот, думает — обновлять или нет кабинет спикера, в котором все нашел практически без изменений.

Конечно, Анатолий Павлович шутит — задачи перед ним стоят совсем иного уровня, причем как общественного, так и политико-приватного: ведь не секрет, что своим возвращением в кабинет спикера Гриценко обязан Партии регионов. Для непосвященных в тайны нынешних политических раскладов, особенно по линии Янукович—Ющенко, первые шаги Гриценко делает с завидной легкостью. Чего стоит согласование с президентом кандидатуры премьера — по сути, с первого захода на Банковую. В пятницу был сформирован новый состав правительства. Самая сложная задача — ощутимое присутствие во власти представителей меджлиса крымскотатарского народа, которых почти все члены президиума называют не иначе как незаконное формирование — тоже разрешена. Труднее будет другое — держать под контролем ситуации, решения по которым будут приниматься за пределами Крыма и Украины; а также убедить в искренности слов, которые Гриценко научился подбирать правильно...

— Анатолий Павлович, в своей речи при избрании спикером вы призвали коллег-депутатов забыть о предвыборной риторике и заниматься не политикой, а экономикой. Вас не услышали или эти слова были сказаны в расчете на предстоящую встречу с президентом по согласованию кандидатуры премьера? Я спрашиваю, потому что блокирование Феодосийского порта вашими однопартийцами-«регионалами» и соратниками-витренковцами — это, кроме всего прочего, удар по экономике, от которого страдают бюджеты всех уровней, плюс убытки бизнеса, который уже неделю свои грузы вывезти не может, плюс угроза курортному сезону. Кстати, вы, как высшее должностное лицо автономии, до сих пор свою позицию в отношении этой ситуации так и не заявили.

— Во-первых, мой призыв заниматься прежде всего экономикой услышали и согласовали на должность премьера кандидатуру Виктора Тарасовича Плакиды. Не руководителя политической партии, а производственника, промышленника, и в этом, наверное, был аргумент в том числе и для президента Украины о необходимости согласования именно этой кандидатуры. Потому что Киев услышал, что мы хотим заниматься исключительно экономическими вопросами. Что же касается общеполитических вопросов государственного масштаба, то для этого есть президент, есть законодатель, Конституция Украины, которая предполагает, что все подобные мероприятия должны происходить в строгом соответствии с законодательством.

— Я возвращаюсь к своему вопросу. Почему, заявляя о приоритетности экономики автономии, ваши политические соратники проводят в Феодосии политическую акцию на тех же предвыборных лозунгах об антинато и т.д., нанося этой самой экономике реальный ущерб?

— Все, что происходит в Украине, должно быть четко обозначено в законе. События по Феодосии. Естественно, о таких учениях, как «Си бриз-2006», следовало бы проинформировать руководство АРК и органы местного самоуправления. К сожалению, по вине каких-то чиновников ВР не была проинформирована, а общественность не была подготовлена к мероприятиям, которые войска НАТО (запланированные учения проводятся на двустороннем уровне и НАТО к ним никакого отношения не имеет. — Ред.) проводили в порту Феодосии, и это, естественно, та ситуация, когда часть населения высказывает свою точку зрения на эту проблему. И это характерно не только для Феодосии или Крыма, Украины, мы видим ряд акций протеста и в других странах мира, где проходят подобные мероприятия. Я не вижу ничего трагичного, я думаю, все должно разрешиться с учетом решения ВР Украины, как и заявил президент, что 7 июня парламент должен дать согласие на проведение этих учений. Единственное, что, безусловно, было необходимо — это получить сначала согласие ВР, а потом уже давать команду на разгрузку оборудования, имущества и всего остального.

— При этом вы совершенно спокойно наблюдали, как бронетранспортеры российского ЧФ совершали марш-броски от одного спорного маяка к другому, а еще раньше — вы никак не реагировали на переброску десантников с военной техникой ВМФ России из Темрюка на крымский полигон Опук — без всякого согласия украинской стороны и оповещения по всей необходимой в этих случаях цепочке. Так в чем же тогда ваша позиция?

— Исходя из того, что Украина провозгласила себя внеблоковым государством…

— В Конституции это не записано.

— В Конституции это не записано, но было провозглашено. Нахождение войск РФ в Крыму обусловлено двусторонним договором, здесь все понятно. А что касается учений, то они должны проводиться в строгом соответствии с законом. Первое — решение ВР Украины должно было быть принято, второе —общественность должна быть подготовлена к таким мероприятиям, и тогда бы таких массовых акций, я думаю, не было бы.

— Есть большое опасение, что нынешняя ВР Крыма, руководство которой представлено пророссийскими силами, будет все активнее втягиваться в спорные ситуации, возникающие в украинско-российских отношениях, и будет выполнять роль так называемой пятой колонны Москвы. Что «проблема 2017» — окончание действия договора по базированию ЧФ — столь важна для России, которая не собирается уходить из Крыма, что пророссийские настроения и политики здесь будут активно поддерживаться. Оправданы ли эти опасения и как вы относитесь к тому, что нынешний состав парламента автономии называют повторением мешковских времен?

— Время идет, время лечит. Совершенно другая общественно-политическая ситуация в стране, совершенно другие политические силы представлены в ВР, ситуация в политическом руководстве изменилась. Поэтому нельзя этот период сравнивать с тем, который был 10 лет назад. Я могу сказать, что ВР Крыма никогда не будет пятой колонной во взаимоотношениях между Киевом и Москвой. То, что касается международных договоров, — для этого есть руководство стран, для этого есть парламенты двух стран, которые взвешенно, толерантно должны искать компромиссы в решении тех проблем, которые есть на сегодня. Включая и военно-политическое направление. ВР Крыма, безусловно, будет защищать интересы крымчан и высказывать свою точку зрения по ситуации, которая будет обсуждаться на уровне государств. Что касается пребывания российского флота, то сегодня этот вопрос, по-моему, уже снят всеми: никто не собирается менять сроки пребывания флота в Украине. А насколько обоснованна ситуация, связанная с пересмотром арендной платы, насколько этот вопрос лежит в политической или экономической плоскости, это не входит в компетенцию ВР автономии и крымчан, его должны решать представители Киева и Москвы.

— Говорите, время лечит? Вы никак не отреагировали на очередную попытку поставить под сомнение принадлежность Крыма Украине — запрос думского комитета правительству РФ с предложением реанимировать Кучук-Кайнарджийский договор. И случайно ли такое совпадение: как только победившие на выборах пророссийские политики сформировали руководство парламента, как в Москве всплыл вопрос о принадлежности Крыма, а в Феодосии начались акции протеста с антиукраинскими и антинатовскими лозунгами?

— Ну, во-первых, мы же не можем реагировать на обращения органов власти других стран друг к другу… Моя личная позиция: Крым есть и будет территорией Украины и попытки пересмотра границ никакой перспективы не имеют. Все эти заявления, я думаю, являются следствием нерешенных экономических вопросов, например газовых. Поэтому одна из сторон процесса какие-то политические решения принимает для того, чтобы оказать давление. И не надо увязывать все эти события с тем, что в парламенте есть пророссийские силы, которые доминируют. Таков результат выборов по пропорциональной системе, таков выбор крымчан. И хотел бы сконцентрировать внимание на главном: все политические силы, представленные в ВР Крыма, сегодня настроены на конструктивную работу и настроены работать строго в правовом поле Украины.

— Как вы намерены строить взаимоотношения с центром, учитывая политическую разность, и что ощутили во время встреч на Банковой?

Совершенно нормальное отношение, совершенно нормальные беседы. Обсуждалась проблема — что будет с Крымом дальше?

— И вы смогли ответить на вопрос — что будет с Крымом дальше с таким раскладом политических сил во власти?

Да. В Крыму будет стабильность, будем работать над привлечением серьезных инвестиций. И президент согласен с таким подходом, что необходимо заниматься экономическими проблемами автономии. И мы настроены на такую работу. Не надо пугать Украину и мир Крымом. Я думаю, что у нас хватит сегодня опыта, мудрости, толерантности, чтобы антиукраинское клеймо, которое долгие годы было на теле Крыма, исчезло. Для этого нам предстоит найти по сути новый формат отношений между центром и автономией, базовыми основами которых должны стать экономическая интеграция Крыма в Украину, взаимное доверие и уважение позиций друг друга.

К сожалению, несмотря на пятнадцать лет вхождения крымской автономии в состав независимой Украины, ее экономика до сих пор подвержена инерции советского прошлого, когда ее формирование полностью зависело от интересов и капризов союзного центра, который, как известно, был в Москве. Один имидж Крыма как «всесоюзной здравницы» чего стоит. Сегодня нам нужна совсем другая экономика, которая будет дополнять и обогащать возможности Украины, усиливая, таким образом, ее роль в современном мире.

— И что, вашего заместителя Михаила Бахарева, который называет украинский язык языком черни и считает, что такой нации вообще не существует, вы научите Украину любить?

Вы же все хотели, чтобы пресса была свободна. Поэтому все писали то, что хотели писать. Сегодня Михаил Бахарев, как и Сергей Цеков (первый вице-спикер. — Авт.), — государственные служащие, и есть этика госслужащего, поэтому я думаю, что они должны любить и уважать страну, в которой живут. Сегодня они тоже несут свою долю ответственности за то, как будут складываться отношения между Киевом и Крымом в интересах всего крымского сообщества, а не отдельных политических сил.

— Что касается инвестиций. О необходимости их привлечений и создании благоприятного климата говорили все предыдущие правительства, на деле же отдельные бизнес-структуры получали преимущество и всевозможные льготы. К примеру, при С.Куницыне тендеры на поставки ГСМ неизменно выигрывал «Лукойл», а строительные — «Консоль», большое содействие имел господин Фирташ. Какой капитал придет в Крым теперь, и следует ли ожидать перераспределения сфер влияния?

Когда мы говорим о серьезных инвестиционных вливаниях в экономику АРК, мы не должны отделять ситуацию в автономии от ситуации в Украине в целом. Серьезные инвестиции приходят не в Крым, серьезные инвестиции приходят в Украину. И инвестору необходима политическая стабильность. Инвестор сегодня в ожидании: кто будет премьер-министром Украины, кто председателем ВР, каков будет общеполитический курс. А мы не видим, какое большинство формируется, потому что те политические силы, которые уже три месяца заявляют о коалиции, до сих пор не могут договориться и найти формулу объединения, кроме одного момента — что они пропрезидентские силы. Вот это и есть элементы дестабилизации, вот это пугает инвестора. Поэтому не надо отделять Крым от ситуации в целом. Единственное, что мы можем гарантировать, — в Крыму будет стабильность. И все инвестиции будут иметь совершенно прозрачный вид. И если речь идет о громадных проектах, то необходимо учитывать мнение и интересы местных громад. К примеру, в случае с проектом, поддержанным А.Матвиенко («Гольф-сити» по всему Западному побережью. — Авт.), необходимо было провести общественные слушания, потому что он охватывал территорию многих населенных пунктов, а это земли территориальных громад. Решать без них вопросы изъятия земли и кому-то передавать ее в аренду — это нарушение закона. И этого не будет.

— Вы говорили с президентом о конкретных проектах?

— Мы говорили о строительстве порта «Донузлав» И тут есть много проблем. Необходимо провести экологическую экспертизу, на чем настаивают ученые, и это предусмотрено указом президента. Кроме того, должны быть учтены интересы местных громад и предложения ВР автономии.

Мы говорили о ситуации в санаторно-курортном комплексе. Сегодня курорты дают всего восемь процентов доходов в бюджет АРК. Но конкретные предложения мы будем нарабатывать, когда будет сформировано новое правительство. Предыдущие проекты, которые разрабатывались, мы тоже изучим. Но состоявшиеся проекты никто не будет пересматривать. Никакой реприватизации не будет. Смена сфер влияния каких-то бизнес-структур должна пройти естественным, цивилизованным путем, путем привлечения других инвестпроектов, на конкурентной основе. Никаких преференций, никаких льгот для избранных не будет!

— На ситуации со строительством крупного порта на озере Донузлав, всего в 25 километрах от детской здравницы Евпатория, очень наглядно продемонстрировано желание руководящих товарищей из центра, лоббирующих интересы крупного и часто сомнительного капитала, принимать решения в обход и руководства автономии, и органов местного самоуправления. Есть уже заявление министра транспорта о намерении построить еще один порт — на озере с лечебными грязями Тобичик.

— Без учета интересов жителей автономии ни один серьезный проект не получит согласования. Какими бы они ни были грандиозными, громадными, с большими инвестициями, пока местное население не убедится в целесообразности такого строительства, такие проекты не будут реализованы.

— Но какие-то амбитные планы, возвращаясь в этот кабинет, вы для себя строили?

Я хотел бы, чтобы Крым действительно стал курортной и туристической Меккой, с использованием природных лечебных ресурсов. Вот вы упомянули озеро Тобичик. Кто-то предлагает авантюрную идею построить там порт, а ведь это озеро занесено во все справочники, там два с половиной миллиона кубометров лечебной грязи. Есть всемирно известное озеро Чокрак, которое имеет четыре с половиной миллиона кубометров грязей. Вот где место приложения инвестиций. И мне хотелось, чтобы проекты, связанные с развитием бальнеологических курортов, которые уже десятилетия озвучиваются, наконец-то нашли свое воплощение. И мне хотелось бы, чтобы крымчане чувствовали, что имеют отношение ко всему, что здесь есть, а не кто-то приходит и решает, где копать, а где не копать.

Те же самые углеводороды, которые есть на территории АРК. Нельзя сегодня работать по той схеме, когда «Нафтогаз України» закупает газ по себестоимости у «Черноморнефтегаза» и нам возвращает по совершенно другим ценам. При этом предприятие, работающее здесь, платит налоги в Киев.

Амбитный план — предложить продать на открытых аукционах все находящиеся в пользовании органов государственной власти пансионаты, санатории, базы отдыха. Вырученные средства направить на улучшение инфраструктуры курортов, без которой ни один турист дополнительно не приедет. Что мы сегодня имеем? Массу объектов санаторно-курортного комплекса, которые находятся в Госуправлении делами, Кабмина, ВР Украины и Крыма, налоговой администрации и т.д. Что толку, что все эти объекты — в госсобственности, они не платят налог на землю, имея и по 40 гектаров, а денег в бюджете на реконструкцию дорог, водоснабжение, газификацию, да элементарно — мусор убрать, нет.

Когда в СКК придет частник, мы получим свободные деньги, плюс местный совет получит плату за землю. Так это же другой подход! Но деньги должны быть целевые, как, например, в Российской Федерации, где есть фонд реализации нефти. Такой же фонд нужно сформировать от реализации таких объектов и за этот счет решать вопросы улучшения социальной инфраструктуры и коммуникаций на побережье Крыма. Это подход? Подход. И не надо нам никаких Лас-Вегасов, как предлагал А.Матвиенко.

— Большая проблема — земля. Сколько будем ходить по кругу в наведении порядка в этой сфере: нет реестра собственников и пользователей и кадастра у нас нет, потому что нет денег, но землю на аукционах мы не продаем, а за взятки отдаем почти даром. И в это упирается проблема с наделением землей репатриантов, отсюда — отсутствие стабильности, которая нужна, чтобы пришел инвестор.

Безусловно, аукционы по продаже земли будут. Но серьезный разговор о решении этого комплекса проблем нужно начинать с необходимости настоящей борьбы с коррупцией. Я не приведу сейчас статистику, но криминализация земельных отношений, кажется, превысила уже все остальные сферы экономики. Другое дело, что фиксация слабенькая, этим никто не занимается. Пока уголовные дела, которые были возбуждены после проверок всевозможных комиссий, не будут доведены до суда и эти решения не будут оглашены публично, всегда будет искушение у чиновника заниматься дерибаном земли. А почему не происходит завершение дел по земельным операциям? Потому что каждому, кто занимается земельным вопросом, тоже хочется иметь землю на ЮБК, и на этом все заканчивается. Поэтому все должно происходить на открытых прозрачных аукционах, и в ближайшее время будет утвержден порядок их проведения.

— Вы уже начали переговоры с участниками акций протеста репатриантов. Что собираетесь делать с самозахватами, взявшими в облогу почти все города? Есть ли у вас видение решения этой проблемы?

— Каждый гражданин Украины по закону имеет право на бесплатный надел под строительство жилья. В городе — до 10 соток, в сельской местности — до 25. Независимо от национальности. Возьмем город Симферополь, район. Две с половиной тысячи гектаров земли птицефабрики имени Дзержинского более десяти лет зарастают бурьяном. Почему? Потому что это Академия аграрных наук Украины, которая ни копеечки не платит налога за землю. И расти все бурьяном. Собака на сене. И это видят люди, не только крымские татары, все, кто по 15 лет стоит в очереди на получение участка. За взятки местным чиновникам одни строили себе коттеджи, а люди, у которых хибары и по трое-пятеро детей, добросовестно стояли в очереди и поскольку молчали, на них никто внимания не обращал. А землю потихонечку продавали. Я обратился к президенту Украины с просьбой рассмотреть возможность в соответствии с законодательством изъять землю у птицефабрики Дзержинского, которая не используется по назначению, и предоставить людям для строительства жилья. Я на каждой поляне протеста акцентирую: все безземельные граждане имеют право на получение земли. Сейчас мы наблюдаем вторую волну внутренней миграции — крымские татары переселяются в города и на побережье. Поэтому мы говорим: если вы уже получили участок, а на новом месте снова претендуете, то вы должны тот участок в установленном порядке сдать сельскому совету. И необходим реестр, мы должны точно знать по каждому человеку, имеет он уже землю или нет.

— Депутаты — выдвиженцы Курултая крымскотатарского народа впервые с мешковских времен не представлены в руководстве парламента. Правительственные портфели тоже разделите только среди своих, без участия оппозиции?

Крымские татары не представлены в президиуме ВР не потому, что они — оппозиция, а потому, что их подвел политический расчет. Мы предлагали им должность вице-спикера и две комиссии. Но Сергей Куницын вместе с Иваном Буреем убедил всех, в том числе и Киев, что большинство за ним, поэтому так и получилось. Сейчас ведем переговоры с меджлисом по количеству мест в правительстве. Господину Сенченко (лидер местных бютовцев. — Авт.) мы тоже предложили принять участие в формировании СМ, но он сказал, что есть распоряжение лидера партии ни в какие коалиции с ПРУ не вступать. А от С.Куницына и группы депутатов «Крым» никакого ответа с предложениями на сегодня не поступило.

— Когда стало известно, что вы рекомендовали на должность председателя Совмина В.Плакиду, мало кому известного человека, родилась шутка, что теперь и спикером, и премьером автономии будет А.Гриценко. Я всегда придерживалась мнения, что для слаженной работы в Крыму нужен технический премьер, а не премьер-политик. Однако здесь возникает вопрос: а насколько ваша кандидатура будет самостоятельна в своей деятельности. Ведь у премьера есть большие полномочия. К примеру, по представлению президенту кандидатов на должности глав администраций.

С одной стороны, это хорошо, что Виктор Плакида мало известен широкой общественности, с другой — порождает массу домыслов, потому что его не знают как специалиста, профессионала, человека, обладающего характером. Он профессионал в своей отрасли, кандидат технических наук, был руководителем. Это не просто человек, поставленный выполнять чьи-то желания. Я могу твердо сказать, что СМ будет абсолютно автономен в принятии своих решений, единственное, что крымский парламент будет следить, чтобы эти решения соответствовали законам Украины. Виктор Тарасович никогда не был чиновником, и в этом его сила. Он не знает, какие бюрократические схемы сложились за последние 10—15 лет, поэтому в своих действиях не будет их использовать, а мы ему мешать не будем. Мы хотели, чтобы Совет министров, образно говоря, брал лопату и копал, делал для крымчан добро, а не занимался политиканством.

КСТАТИ:

Шановний Володимире Олександровичу!

Відповідно до «Плану проведення багатонаціональних навчань за участю підрозділів Збройних Сил України на території України та за її межами», затвердженого Указом Президента - Верховного Головнокомандувача Збройних Сил України від 31.01.2006 року №78/206, у період з 15 травня по 2 серпня 2006 року передбачені проведення українсько-американського навчання «Сі Бриз-2006» на території військово-морських баз та полігонів бойової підготовки, які розташовані на Кримському півострові, а також спільна підготовка навчально-матеріальної бази на території полігона «Старий Крим».

Планом навчання передбачається доставка комерційним судном інженерної техніки та майна підрозділу США, а також конструкції інженерних споруд до п. Феодосія у термін 26-27.05.06 року, та їх перевезення до полігону «Старий Крим».

До участі у навчанні залучатимуться до 10 бойових кораблів, до 10 літаків та вертольотів, до 20 бронетранспортерів, зведений миротворчий батальйон. Загальна кількість учасників навчання - до 3500 чоловік.

Планом проведення навчання передбачається пересування автобронетанкової техніки та особового складу підрозділів - учасників навчання по дорогах АР Крим:

27 - 29.05.06 року - автомобільна та спеціальна техніка інженерного підрозділу США (до 70 одиниць) за маршрутом: порт Феодосія - полігон «Старий Крим»;

15 - 18.07.06 року - автомобільна техніка (до 25 одиниць) за маршрутом: аеропорт м. Сімферополь - полігон «Старий Крим»;

05 - 10.07.06 року - автобронетанкова техніка (до 20 одиниць) та особовий склад підрозділу морської піхоти ВМС ЗС України за маршрутом: м. Феодосія - полігон «Опук»;

22 - 23.07.06 року - автомобільна техніка (до 4 одиниць) та особовий склад учасників навчання з маршрутом: м. Севастополь - полігон «Старий Крим» - полігон «Опук»;

25-26.07.06 року - автомобільна техніка (до 4 одиниць) та особовий склад учасників навчання за маршрутом: полігон «Опук» - м.Севастополь;

27-29.07.06 року - автобронетанкова техніка (до 30 одиниць) та особовий склад об’єднаного миротворчого підрозділу морської піхоти за маршрутом: полігон «Старий Крим» - полігон «Опук»;

29-30.07.06 року - автобронетанкова техніка (до 20 одиниць) та особовий склад підрозділу морської піхоти ВМС ЗС України за маршрутом: полігон «Опук» - м.Феодосія;

02-04.08.06 року - автомобільна та спеціальна техніка інженерного підрозділу США (до 70 одиниць) за маршрутом: полігон «Старий Крим» - порт Феодосія;

02-04.08.06 року - автомобільна техніка (до 25 одиниць) за маршрутом: полігон «Старий Крим» - аеропорт Сімферополь.

Під час проведення цих заходів керівництвом навчань від Військово-Морських Сил Збройних Сил України буде організовано взаємодію з органами Міністерства Внутрішніх Справ та Служби безпеки України.

Прошу Вашого сприяння у проведенні вищезазначених заходів.

З повагою,

ТВО командувача Військово-Морських Сил

Збройних Сил України

І.В.Кабаненко

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме