АМЕРИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ-2000 СТРАДАЕТ ОТ ПРОФИЦИТА

Поделиться
в следующем году может быть уменьшена На этой неделе президент США передал в Конгресс свой вариант бюджета страны на новый, 2000-й финансовый год, который, как известно, начинается в октябре года нынешнего...

в следующем году может быть уменьшена

На этой неделе президент США передал в Конгресс свой вариант бюджета страны на новый, 2000-й финансовый год, который, как известно, начинается в октябре года нынешнего. Сам Билл Клинтон назвал этот документ «поступательной, но экономичной дорогой в будущее Америки», а его противники-республиканцы успели окрестить бюджет очередным проявлением либерального расточительства.

В общем, администрация президента планирует в будущем году истратить 1,77 трлн. долларов. Это на 39 млрд. долларов больше, чем в текущем году. Тем не менее, благодаря продолжающемуся в Америке уже несколько лет экономическому буму, в проекте заложен профицит, т.е. превышение доходов над расходами, в размере 117 млрд. долларов.

Понятно, что проект бюджета - не только экономический, но и политический документ, и вокруг него в Вашингтоне сразу разгорелся межпартийный спор. Главным яблоком раздора стал вопрос о том, как лучше потратить «лишние деньги» в государственной казне. Клинтон и его сторонники из Демократической партии выступают за то, чтобы укрепить за счет бюджетных излишков систему социального обеспечения, предлагая истратить на это более двух третей положительного бюджетного сальдо. Республиканская оппозиция этого не оспаривает, но одновременно добивается того, чтобы немедленно начать снижать налоги, полагая, что их чрезмерная величина приводит к тому самому либеральному расточительству. В то время как большинство стран мира решают сакраментальный вопрос о поисках средств покрытия дефицита бюджета, американцы спорят по поводу судьбы избыточных средств в своей казне.

Между тем, вполне может случиться, что споры на эту тему могут превратиться в дележ шкуры неубитого медведя. После падения под ударами мирового экономического кризиса Бразилии многие эксперты предсказывают, что следующими на очереди будут США. Если эти предсказания сбудутся, американцам придется забыть о профицитах. Тем не менее пока Америка остается на гребне экономического успеха, проект бюджета, предложенный администрацией Клинтона, предусматривает многомиллиардные увеличения ассигнований на целый ряд различных социальных программ. Однако независимые эксперты в один голос отмечают, что новый бюджет США делает главный упор все же не на социальные гарантии для граждан, а на поддержание уровня национальной безопасности Соединенных Штатов.

Например, проект бюджета-2000 предусматривает расходы на оборону в размере 267,2 млрд. долларов, что на 2,2 млрд. больше, чем в нынешнем финансовом году. В то же время запрос администрации на 12,6 млрд. превышает ту сумму, которую она называла еще пару лет назад, когда планировала выделение средств военному ведомству. Если законодатели одобрят бюджет, то военные ассигнования повысятся в США впервые с момента окончания «холодной войны».

Помимо денег, предназначенных непосредственно Пентагону, предложено также выделить 13 млрд. на программы министерства энергетики, направленные на обеспечение надежности и безопасности стратегических ядерных вооружений США. Из этой суммы около 0,5 млрд. долларов должны пойти на программу сотрудничества по уменьшению ядерной угрозы, более известной по именам ее авторов как «программа Нанна-Лугара».

Проект бюджета-2000 предусматривает также расходы в размере 1,8 млрд. долларов на участие США в составе Сил по стабилизации в Боснии и 1,1 млрд. - на операции по контролю за «запретными зонами» на севере и юге Ирака.

Не отстает от Пентагона и Госдепартамент США. Если верить подсчетам руководителя планового подразделения Госдепартамента Крейга Джонстона, проблема обеспечения национальной безопасности страны в самых различных ипостасях - от укрепления международных альянсов с участием США до борьбы с распространением оружия массового поражения и миротворческих операций - в запросе американского внешнеполитического ведомства «тянет» на 9,4 млрд. долларов.

Между прочим, украинских читателей планируемые расходы американцев на внешнеполитическую деятельность должны интересовать более всего. Администрация США запросила на нее 21,3 млрд. долларов. На первый взгляд эта сумма более чем на миллиард меньше, чем на текущий год. Однако если учесть, что прошлой осенью Конгресс в экстренном порядке проголосовал за выделение дополнительных средств в сумме 1,8 млрд., предназначенных для усиления безопасности американских посольств, понятно, что нынешний исходный запрос на самом деле больше прошлогоднего.

Судя по проекту бюджета, крупнейшими получателями американской помощи останутся в новом финансовом году израильтяне и египтяне (соответственно 1,92 и 1,3 млрд. долларов). 75 млн. долларов планируется выделить иорданцам. Планируемые расходы в сфере национальной безопасности включают 500 млн. долларов на содействие выполнению прошлогоднего палестино-израильского соглашения, 95 млн. долларов - на меры по урегулированию кризиса в Косово, 10 млн. долларов - на поддержку оппозиции в Ираке. Предусмотрен также целый ряд новых инициатив для стран Африки (их общая стоимость оценивается в 158 млн. долларов), программы для Азии (на 52 млн. долларов) и Латинской Америки (43 млн. долларов). 50 млн. администрация намерена внести в новый траст-фонд для облегчения налогового бремени беднейших стран. Намечены дополнительные меры по борьбе с терроризмом и контрабандой наркотиков.

Что же касается республик бывшего СССР, то здесь на первое место по объему американской помощи вышла Россия. Внешнеполитическим разделом проекта федерального бюджета США помощь нашему восточному соседу предусмотрена на сумму примерно 300 млн. долларов. В прошлом и нынешнем годах наибольшие суммы по этой программе выделялись Украине, но по новому проекту бюджета правительство США намерено предоставить нам несколько меньше средств, чем России, - 219 млн. долларов.

Основную часть этих средств и Киев, и Москва должны получить по так называемому закону о поддержке свободы. Этот акт был в свое время специально принят Конгрессом для содействия новым независимым государствам бывшего Советского Союза в переходе к демократии и рынку. В общей сложности на различные программы в 12 странах (за исключением трех балтийских государств) в 2000 году американская администрация запрашивает 1,032 млрд. долларов.

В общую сумму ассигнований по закону о поддержке свободы входит финансирование так называемой «Расширенной инициативы по содействию в ослаблении угрозы». Она призвана обеспечить взаимодействие с научными кругами бывшего СССР, чтобы предотвратить утечку ядерных и других оружейных секретов из государств бывшего Союза. Эта программа оценена в 241 млн. долларов, и она должна стать составной частью межведомственной программы общей стоимостью 1 млрд. долларов, в которой будут участвовать также министерства обороны и энергетики США (уже упомянутая «программа Нанна-Лугара»).

Кстати, Украина все же может в очередной раз опередить Москву по объему американской помощи. Дело в том, что россиянам выделенные американцами деньги нужно еще заработать. В проекте бюджета содержится оговорка, что средства для России по закону о проекте свободы могут быть урезаны наполовину, если президент США не даст Конгрессу письменного ручательства в том, что российское руководство по-настоящему стремится пресечь сотрудничество с Ираном в ядерной и ракетной областях. Судя по нынешнему поведению Москвы, сделать это американскому президенту будет нелегко.

Несмотря на свое лидирующее положение по общей сумме американской помощи, Россия заметно отстает от остальных экс-советских стран по финансированию других программ. Так, если в рамках международной программы образования и профессиональной подготовки военных из 4,8 млн. долларов в целом для СНГ для Украины запрошено 1,25 млн., то для России - всего около 900 тысяч.

Еще более заметно различие в подходах США к участникам программы «Партнерство во имя мира». На ее основе проект бюджета предусматривает для Украины 3,4 млн. долларов, а для России 1,5 млн. - столько же, сколько для Молдовы, и меньше, чем для Кыргызстана (1,55 млн. долларов), Узбекистана (1,65 млн.), Казахстана (1,8 млн.) и Грузии (3,2 млн.).

Приведенные цифры недвусмысленно свидетельствуют о политических приоритетах Вашингтона на постсоветском пространстве. Что же касается Украины, то они дают дополнительную пищу для размышлений российским политикам, обеспокоенным активностью Запада, пытающегося «умыкнуть» братскую славянскую республику из московских объятий. Они прекрасно понимают, что те, кто платит, и заказывают музыку. Но им ведь никто не запрещает действовать по отношению к Украине так же, как это делают американцы.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме